Главные вкладки

    Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста
    материал по физкультуре (старшая группа) по теме

    Пышненко Маргарита Владимировна

    В последнее время в воспита­тельном процессе приобрел осо­бую актуальность индивидуаль­но-дифференцированный под­ход к ребенку в зависимости от пола, однако содержание рабо­ты с дошкольниками по поло­вому признаку разработано еще недостаточно чётко.

    Гендерное воспитание — организация пе­дагогического процесса с учетом половой идентичности, особен­ностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей де­тей — важнейший аспект здоровьесбережения. Мальчика и де­вочку нельзя воспитывать и обу­чать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слы­шат, по-разному говорят и мол­чат, чувствуют и переживают. Цели воспитания мальчиков и девочек, методы и подходы к нему должны быть различными. Биологические половые разли­чия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходи­мость дифференцированного подхода в воспитании мальчи­ков и девочек с первых дней жизни. Неблагоприятным фак­тором полоролевой социализа­ции является  размывание гра­ниц мужественности и жен­ственности в традиционном их понимании. Если в дошкольные годы не заложить у девочек мягкость, нежность, аккурат­ность, стремление к красоте, а у мальчиков — смелость, твер­дость, выносливость, решитель­ность, рыцарское отношение к представительницам противо­положного пола, т.е. не развить предпосылки к женственности и мужественности, это может привести к тому, что, став взрос­лыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, обществен­ными и социальными ролями.

    Усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, фор­мирование системы потребно­стей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характер­ных для того или иного пола, т.е. процесс половой социализа­ции, — неотъемлемая часть общего социального развития, которое протекает под влиянием взрослых и сверстников.

        Вопрос о природе различий в развитии двигательных фун­кций мальчиков и девочек дошкольного возраста пред­ставляет большой интерес. Оте­чественные ученые Ц. Какабадзе, О. Недригайлова, И. Попов, В. Урицкая, Н. Шишниашвили пришли к выводу о превосход­стве мальчиков в уровне разви­тия основных движений и фи­зических качеств над девочками и необходимости дифференци­рованного подхода к ним в про­цессе физического воспитания. Ученые Э. Вильчковский, Э. Пээбо, С. Ярнесакс выявили, что в процессе игр у мальчиков боль­шее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель  на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры). Девочки предпочитают игры более спокойного характера: с мячом, со скакалкой, лентой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.)

    Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них луч­ше получаются. Если дать маль­чикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но, как правило, это проявляет­ся в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают. Если им в руки по­пал мяч, чаще всего они начина­ют повторять упражнения из «Школы мяча».

    Так как центр тяжести у де­вочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справля­ются с упражнениями на равно­весие. Если есть бревно, мальчи­ки по нему лучше побегают, пососкакивают с него, в то время как девочки будут по нему мед­ленно ходить, может, быть с по­воротами, получая от этого удо­вольствие.

    Девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большей частотой движений ки­стью руки; более высокими ре­зультатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; лучшими результатами в прыжках в длину с места тол­чком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега на дис­танциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча мас­сой 1 кг. У мальчиков лучше развита первая сигнальная си­стема. Гормон тестостерон тор­мозит развитие центра головно­го мозга, отвечающего за разви­тие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, речь его отрывиста, он помога­ет себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспри­нимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ори­ентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они ме­нее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

    Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость; силовой, атлетичес­кий стиль; четкая целенаправ­ленность; отсутствие вычурно­сти, эстетической завершеннос­ти; элементы атаки, нападения, преследования. Движения дево­чек чаще всего бывают: плас­тичными, плавными; вычурны­ми, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элемента­ми боязни, пассивности; более связанными с музыкой, танца­ми; в преобладающем «коорди­национном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.

    К сожалению, фактически ни одно методическое пособие для педагогов детского сада не со­держит определённых рекомендаций по диф­ференцированному физическо­му воспитанию мальчиков и девочек.

    Но в своей работе я использую ряд методических приёмов и придерживаюсь принципа двух начал,  используя его в физкультурных занятиях тренирующего характера. В педагогическом процессе данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание до­школьников отражает особен­ности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический про­цесс при таком подходе будет иметь различный стиль, тон, на­правленность. Для мальчиков — это развитие быстроты, физичес­кой и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек — развитие чувства ритма, красоты движений, гибко­сти. Этот подход я осуществляю   через деление общей группы детей в основной части занятия на две подгруппы: мальчики и девочки. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изо­лированы друг от друга, а в про­цессе специально организован­ной деятельности накапливают опыт общения с противоположным полом и развивают физические качества, которые принято считать сугубо женски­ми или сугубо мужскими. Углуб­ляются понимание половой принадлежности «Я — девочка», «Я — мальчик», развитие пред­ставлений детей об отличитель­ных признаках поведения и дея­тельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в вы­боре вида двигательной деятель­ности, соответствующей полу ребенка.

    Так же на физкультурных занятиях использую следующие методические приёмы для учёта половых осо­бенностей дошкольников:

    —                 различия в подборе упражне­ний только для мальчиков или только для девочек (на­пример, мальчики, сидя в парах, перетягивают друг друга, а девочки выполняют упражнения с обручем, лентами);

    —                 дозировке (например, маль­чики выполняют больше количество повторений  одного упражнения, а  девочки — меньшее количество);

    —                 подборе оборудования (на­пример, девочкам легкие ган­тели, а мальчикам более тяже­лые);

    —                 в обучении сложным двига­тельным действиям использую разные методические подходы: разное число повторений, выбор подводящих и подгото­вительных упражнений, ис­пользование вспомогательно­го оборудования. Так как суще­ствует ряд упражнений, кото­рыми мальчики овладевают легко, в то время как у дево­чек они вызывают значитель­ные трудности и требуют большего времени для овла­дения ими, например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыж­ки на скакалке — девочкам;

    —                 нормирование физической нагрузки по времени  (например, девоч­ки прыгают на мячах - фитболах 1 мин, мальчики - 1,5 мин);

    —                 пространственные ориенти­ровки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, поскольку для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее);

    —       распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики — мышеловка, а девочки — мышки);

    —       расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек — тяжелое оборудование);

    —       различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как). Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление»);

    —       частые напоминания мальчикам о способах выполнения, требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, технике, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений (т.е. подойти и поправить ребёнка);

    —       учёт сенситивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических ка­честв, двигательных навыков и умений (например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность в 5—6-летнем возрасте, а маль­чики — в 7-летнем);

    —                 использование условных обо­значений на карточках, пик­тограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»);

    —                 акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта, например, футбол для мальчиков и бадминтон для девочек.

    Следует помнить, что необхо­димо учитывать не только поло­вые, но и индивидуальные осо­бенности, склонности и интере­сы детей, так как иногда девочки проявляют способности к уп­ражнениям с видимой «мальчи­шеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремления детей заниматься определенным видом двигательной деятельно­сти. Половая принадлежность не должна использоваться в каче­стве довода против какой-то двигательной деятельности.

    Педагог должен научиться видеть в детях мальчиков и де­вочек и дифференцировать пе­дагогический процесс в соответ­ствии с этим. Учитывая эту раз­делительную тенденцию, воспитатели на прогулках проводят тематические игры с подгруппами детей. Для мальчи­ков: «Пожарные на учении» (карт. № 40,ст.гр.), «Кроты» (карт. № 45,ст.гр.), «Два мороза» (карт. № 12,ст.гр.), «Юнги» (карт. № 40,под.гр.), «Самолёты» (карт. № 40,ст.гр.), «Медвежата» (карт. № 32,ср.гр.) «Цветные автомобили» (карт. № 5,ср.гр.). Для девочек: «Обезьянки» (карт. № 43,ст.гр.), «Бабочки» (карт. № 32,ср.гр.), «Заря - зарница» (карт. № 10,под.гр.), «Классы» (карт. № 43,под.гр.), «Перелёт птиц» (карт. № 41,ст.гр.) и т.д.

    В своей работе педагог дол­жен найти рациональные фор­мы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обес­печить и мальчикам и девочкам оптимальные, комфортные усло­вия для их развития. Надо ори­ентироваться на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особен­ностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный воз­раст — наиболее благоприятный для формирования полоролево­го поведения ребенка. Занятия фи­зическими упражнениями дол­жны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых осо­бенностей дошкольников позво­лит педагогу, организующему их двигательную деятельность, до­биться высоких результатов, не нарушая хода становления лич­ности, заложенного самой при­родой.

     

     

     

    Литература:

    1.     Баранникова Н.А. О мальчиках и девочках, а также их родителях. М.,2012

    2.     Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка/Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. М.,2001

    3.     Тимошкина О.В. Гендерное развитие на занятиях по физической культуре//Инструктор по физкультуре. 2013. №1

    4.     Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. Спб.,2001

    5.     Цыганенко И.Г. Полоролевое воспитание старших дошкольников на занятиях по физической культуре. Опыт работы/Научно – методический информационный центр. Хабаровск.,2007

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gendernyy_podkhod_v_fizichekom_vospitanii.pptx1.61 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании д етей дошкольного возраста Пышненко Маргарита Владимировна руководитель физического воспитания МАДОУ детский сад комбинированного вида № 196 г. Хабаровск

    Слайд 2

    Гендерное воспитание — организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации . Девочки Мальчики Мягкость Нежность Аккуратность Стремление к красоте Смелость Твердость Выносливость Решительность Рыцарское отношение к представительницам противоположного пола

    Слайд 3

    Отечественные ученые Ц. Какабадзе, О. Недригайлова, И. Попов, В. Урицкая, Н. Шишниашвили пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания . Девочки Мальчики Игры с мячом Прыжки через скакалку Упражнения с лентой Бег Метание предметов на дальность Метание предметов в цель Лазанье Спортивные игры

    Слайд 4

    В педагогическом процессе принцип двух начал подразумевает, что обучение и воспитание до­школьников отражает особен­ности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический про­цесс при таком подходе будет иметь различный стиль , тон, на­правленность. Для девочек Для мальчиков - развитие чувства ритма, красоты движений, гибко­сти. - развитие быстроты, физичес­кой и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости.

    Слайд 5

    методические приёмы учёта половых особенностей дошкольников в физическом воспитании: различия в подборе упражне­ний только для мальчиков или только для девочек (на­пример, мальчики работают в парах перетягивая друг друга, а девочки выполняют упражнения с обречем, лентами); дозировке (например, маль­чики выполняют большее количество повторений одного упражнения , а девочки – меньшее количество); подборе оборудования (на­пример, девочкам легкие ган­тели, а мальчикам более тяже­лые или мешочки с песком);

    Слайд 6

    в обучении сложным двига­тельным действиям использую разные методические подходы: разное число повторений, выбор подводящих и подгото­вительных упражнений, ис­пользование вспомогательно­го оборудования. Так как суще­ствует ряд упражнений, кото­рыми мальчики овладевают легко, в то время как у дево­чек они вызывают значитель­ные трудности и требуют большего времени для овла­дения ими, например, метание на дальность легче даётся мальчикам, и наоборот, прыж­ки на скакалке — девочкам ;

    Слайд 7

    нормирование физической нагрузки по времени (например, девоч­ки прыгают на мячах – фитболах 1 мин, мальчики 1,5 мин ); пространственные ориенти­ровки (например, мальчикам отдаётся большая часть зала по сравнению с девочками, поскольку для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее ); распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики — мышеловка, а девочки — мышки);

    Слайд 8

    расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек — тяжелое оборудование); различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как). Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на гимнастку, балерину », «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление»);

    Слайд 9

    частые напоминания мальчикам о способах выполнения, требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, технике, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений (т.е. подойти и поправить ребёнка ); учёт сенситивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических ка­честв, двигательных навыков и умений (например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность в 5—6-летнем возрасте, а маль­чики — в 7-летнем ); акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта, например, футбол для мальчиков и бадминтон для девочек.

    Слайд 10

    Следует помнить, что необхо­димо учитывать не только поло­вые, но и индивидуальные осо­бенности, склонности и интере­сы детей, так как иногда девочки проявляют способности к уп­ражнениям с видимой «мальчи­шеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремления детей заниматься определенным видом двигательной деятельно­сти. Половая принадлежность не должна использоваться в каче­стве довода против какой-то двигательной деятельности.

    Слайд 11

    Дошкольный воз­раст — наиболее благоприятный для формирования полоролево­го поведения ребенка. Занятия фи­зическими упражнениями дол­жны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых осо­бенностей дошкольников позво­лит педагогу, организующему их двигательную деятельность, до­биться высоких результатов, не нарушая хода становления лич­ности, заложенного самой при­родой.

    Слайд 12

    Литература: 1. Баранникова Н.А. О мальчиках и девочках, а так же их родителях. М.,2012. 2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка/Учеб. пособие для студ. в ысш. учеб. заведений. М.,2001. 3. Тимошкина О.В. Гендерное развитие на занятиях по физической культуре//Инструктор по физкультуре. 2013. №1 4. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб.,2001. 5. Цыганенко И.Г. Полоролевое воспитание старших дошкольников на занятиях по физической культуре. Опыт работы/ Научно – методический информационный центр. Хабаровск, 2007. Источники иллюстраций: интернет - ресурсы http://images.yandex.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»

    Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это  значительно повысит  качество и и эффективность физкул...

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    консультация для воспитателей по вопросам обеспечения гендерного подхода в физическом воспитании старших дошкольников...

    Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников.

    В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано ещё недоста...

    Гендерный подход воспитания детей дошкольного возраста

    Данный опыт расскажет о возможности применения гендерного подхода при воспитании детей средней дошкольной группы...

    Консультация для педагогов «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

    Консультация для педагогов   «Обеспечение гендерного подхода            в физическом воспитаниидетей дошкольного возраста&ra...

    Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста

    Презентация " Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста"...