Инновационные формы здоровьесбережения Минутки шалости Минутки тишины
картотека по физкультуре

Инновационные формы здоровьесбережения
«Минутки шалости», «Минутки тишины»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minutka_shalosti_minutka_tishiny.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы здоровьесбережения

«Минутки шалости», «Минутки тишины»

От жизнерадостности, бодрости детей

 зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский. 

«Здоровое» эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. В связи с этим, встаёт такая задача, как научить каждого ребёнка стать эмоционально компетентным в современном обществе сверстников и взрослых.

Наиболее эффективным методом развития «здоровых» эмоций у детей является игровая терапия. Поэтому в воспитательно – образовательный процесс можно включить инновационные методики здоровьесбережения: «Минутки шалости», «Минутки тишины».

«Минута шалости» - это эмоциональная разгрузка, проводится для расслабления нервной системы и физического напряжения детей. Ребятам предлагается «пошалить». Каждый ребёнок делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается, танцует, резвится. Через 1-2 мин. объявляется конец шалости. После «Минуток шалости» проводятся «Минутки тишины» (расслабление, релаксация). Релаксация снимает эмоциональное напряжение дошколят, физическое утомление - воспитанники ложатся на ковёр или индивидуальные коврики, удобно располагаются, так, чтобы их мышечная система полностью расслабилась. Педагог на фоне спокойной музыки проговаривает текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даются различные позитивные установки: «Вам хорошо, спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т.д.». Во время «Минутки тишины» дети приходят в себя, успокаиваются под интересный, завораживающий маленький рассказ воспитателя.

«Минутки шалости» используются для облегчения работы педагога в момент, когда надо разрядить обстановку в группе и снять эмоциональное напряжение воспитанников. «Минуты тишины» - это специфическая форма работы, способствующая развитию волевых качеств детей. Дети познают мир через услышанные звуки. В целях снижения уровня нервно-психического напряжения такие минуты организуются в первой половине дня после физкультурных занятий, перед выходом на прогулку после всех занятий и т.п.

Основная цель: помочь детям научиться владеть собой, сдерживать свои порывы и эмоции, терпеливо ждать, т.е. помочь в овладении волевых качеств.  Научиться владеть своим телом, контролировать движения, развивать слуховое восприятие, учиться концентрироваться на задании, данном педагогом.

«Минутки тишины» полезны не столько как физический отдых, сколько как уникальный стимул для развития волевых центров ребёнка. «Минутки тишины» являются одним из самых оптимальных средств воспитания внимания. Дети учатся прислушиваться не только к внешним звукам, но и к движению собственной души и к собственным мыслям. Эффект занятий тишины достигается не сразу, эти занятия требуют особой техники.

Методические рекомендации к проведению минуток тишины.

1. Минутки тишины можно использовать на разных этапах занятия в соответствии с темой и целями.

2. Подбор текстов для минуток тишины осуществлять с учетом возраста детей, темой и целями.

3. Продумывать музыкальное сопровождение для создания визуализации текста и эмоционального настроя.

4. Придерживаться общих правил к проведению минуток тишины:

4.1. Посадка. Спина прямая (желательно иметь опору, ноги – устойчивая опора, руки свободны, расслаблены).

4.2. Дыхание. Вдох – выдох (2 – 3 раза задуть свечу на ладони – визуально).

4.3. Выход. Откройте глаза. Улыбнитесь. Подтянитесь.

5. При подаче текста голос должен быть плавный, спокойный, выразительный, размеренный.

Минутки шалости - игры для поднятия настроения.

Для детей младшего дошкольного возраста

Игра в снежки

Дети имитируют лепку снежков, показывая ладошками, как это делается и кидают воображаемые снежки друг в друга.

Листопад

Дети превращаются в маленькие листочки - бегают, летают и падают.

Дождик

"Тихий дождь!", "Сильный дождь!", "Ливень!" - дети хлопают в ладоши в соответствующем темпе.

Самолёты

Дети заводят мотор горловым звуком и, расставив руки в стороны, "летят" по группе.

Салют

Дети подпрыгиваю на месте, хлопают в ладоши и кричат "Ура!".

Веселые мячики

Дети превращаются в маленькие мячики и прыгают на месте, легонько на носочках.

Веселый барабан

Воспитатель отбивает барабанную дробь, а дети хлопают ладошками себе по животику, как по барабану.

Часики

Дети имитируют ход механических часов, наклоняют голову из стороны в сторону и говорят "Тик-так, Тик-так!"

 Музыкальные инструменты

 Дети превращаются в дудочку, барабан, пианино. Гудят, стучат и играют, изображая характерные звуки музыкальных инструментов.

По кочкам...

В группе появилось большое воображаемое озеро. Детям необходимо перебраться на другой берег по воображаемым кочкам. Прыгать надо аккуратно, чтобы не замочить ноги.

Веселый галоп

Дети превращаются в лошадок и скачут по группе галопом, издавая характерные звуки цоканья.

Зайка серенький

Дети присаживаются на корточки и начинают грызть воображаемую морковку, издавая характерные звуки хруста.

Котик спит

 Дети ложатся на ковер, закрывают глазки. У спящих котят животики то поднимаются, то опускаются. Тишина.

Для детей старшего дошкольного возраста.

Минута шалости

 Цель: психологическая разгрузка.

Ход игры: Ведущий по сигналу (удар в бубен и др.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. д. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Обзывалки

Цель: снятие вербальной агрессии.

 Ход игры: Участники игры передают друг другу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, овощей, грибов, рыб, цветов и т. д., каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты… ». Например: «А ты – морковка». В заключительном круге играющие дети обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!».

Примечание: Игра будет полезной, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Минутка тишины

Порхание бабочки

Закройте глаза и послушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.

 Волшебный сон 

Ложитесь удобно, закройте глаза. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Волшебный сон закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать!».

Мы спокойно отдыхаем.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать!

Но пришла пора вставать!

(Музыка выключается. )

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

 Всем открыть глаза и встать!

Отдых на море

Ложитесь удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Если хотите, можете закрыть глазки. Послушайте музыку и представьте себе, что вы пришли на зеленую полянку (пауза). Светит нежное, ласковое солнышко. Солнышко прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно (пауза). На полянке много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки (пауза). Этих бабочек послали родители …………… (перечисляет имена всех присутствующих детей). Бабочки покружились и сели вам на ручку (пауза). Почувствуйте, как приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза). Почувствуйте, как ваше сердечко любит окружающий мир, родную семью (пауза). Почувствуйте, как хорошо вам в вашей семье (пауза). Поднимите бабочку ручками высоко – высоко к солнышку и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру расскажет, какая у вас замечательная, прекрасная и счастливая семья. Скажите бабочке «спасибо». Пожелайте вашей семье, вашему дому счастья и благополучия. Берегите свою семью. Дорожите своим домом. Откройте глазки. Потянитесь. Вздохните. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей "Минутки безопасности"

В наши дни, когда мы становимся все более окружены в повседневной жизни продуктами высоких технологий, эта проблема становится все более актуальной, и коллективы многих дошкольных образовательн...

Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей в ДОУ «Минутки безопасности».

Основная цель «Минуток» обратить внимание родителей на тему безопасности детей, и если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога...

Хотим поделиться рецептами, как занять ребенка, если нужна минутка тишины и спокойствия.

Хотим поделиться  рецептами, как занять ребенка, если нужна минутка тишины и спокойствия....

МИНУТКИ ТИШИНЫ

Дети по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и порывы. Для читающих детей взрослый выставляет карточку со словом &laq...

Развитие музыкальных способностей детей в детском саду через такие формы работы как: «Минутка тишины», «Минутка шалости»

В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Приобщение детей к искусству, следует начинать с самого раннего возраста. Не отрывая детей от ...

Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей. "Минутки безопасности"

Детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В нач...