Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей "Минутки безопасности"
материал (подготовительная группа) по теме

Рябова Татьяна Валерьевна

  В наши дни, когда мы становимся все более окружены в повседневной жизни продуктами высоких технологий, эта проблема становится все более актуальной, и коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста» , наш  детский сад не стал исключением. Одним из приоритетных направлений работы МДОАУ «Родничок» была и остается работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.  Главная цель по воспитанию безопасного поведения у старших дошкольников - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания. Эта проблема весьма актуальна, ведь от нее может зависеть здоровье и жизнь самого дорогого - наших детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

 Безопасности  формула  есть:
Надо  видеть,  предвидеть, учесть.
Но  возможно  -  всё  избежать,
А где надо – на  помощь  позвать.
Т.Г. Хромцова

 Детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.    

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной.  В современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Мы понимаем,  что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

  В наши дни, когда мы становимся все более окружены в повседневной жизни продуктами высоких технологий, эта проблема становится все более актуальной, и коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста» , наш  детский сад не стал исключением. Одним из приоритетных направлений работы МДОАУ «Родничок» была и остается работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.  Главная цель по воспитанию безопасного поведения у старших дошкольников - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания. Эта проблема весьма актуальна, ведь от нее может зависеть здоровье и жизнь самого дорогого - наших детей.

 У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.

     А мы взрослые очень заняты, надеясь, что с моим ребенком это не произойдет. А опасность может поджидать малыша на каждом шагу.  Но не надо учить ребенка бояться.

   Мы поставили перед собой задачу дать  детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения; научить как правильно, осознанно действовать в той или иной ситуации. Помочь дошкольникам и объяснить родителям, как  научить ребенка овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в общественных местах; развить у детей самостоятельность, умение анализировать свое и чужое поведение.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

   Мы предлагаем проводить « Минутки безопасности» в детском саду и дома.

    Почему «минутки»? Потому что взрослый может ознакомить с её содержанием, в то время когда ребёнок одевается, и поговорить на данную тему по дороге домой, готовя ужин.  «Минутка» найдется у каждого, даже самого занятого родителя. «Минутка» это капля в море спокойствия за безопасность вашего ребенка. Таким образом, ребенок учиться правильно  поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычки.

 Цель «минутки»

 -  повлиять на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной   безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в идеале оказывать само- и взаимопомощь, а также бережного отношения к своему здоровью.

Мы предлагаем разделить темы по 3 направлениям:

«Безопасное движение».

«Безопасное поведение в быту».

«Расту здоровым».

   Как сделать так чтобы минутки не превратились в короткие нравоучения что можно, а чего  нельзя. Для этой цели при проведении «минутки» нельзя ориентироваться только на напоминания, построение известных положений типа «будьте осторожны». Необходимо пробудить внимание и интерес детей, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанные с раскрытием закономерностей улицы, не столько «что», сколько «почему», или разбирая конкретный случай  с ребенком на улице и дома.

 Для этого мы подбираем разнообразные формы взаимодействия с детьми, обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В работе предлагаем использовать различные методы, включая:

*  Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;

*  Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

*   Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

*   Применение видеоматериалов;

*    Беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

*    Метод моделирования ситуаций;

*    Опыты и эксперименты;

*     Придумывание сказок на разные темы;

   

   Интегрированный принцип в разработке инновационной формы работы даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Общими задачами выступают:

     - вооружение  будущих  граждан психологическими и педагогическими знаниями  в  объеме,  обеспечивающем  понимание  ими  проблем  личной, общественной  и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

       - повышение   уровня   своих   знаний  и  навыков  в  обеспечении безопасности  жизнедеятельности,  уверенности  в  успешном преодолении трудностей,  веры  в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

    - формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия  при  решении  вопросов  личной  и общественной безопасности, умение    систематизировать    знания    по    вопросам   безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

 - формирование  установок  на  совместные, согласованные действия при  попадании  в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;

2. Идея и цель.

Актуальность: Создание и разработка новых эффективных форм совместной здоровьесберегающей деятельности с детьми.

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения  для приобретения  социального опыта.

Задачи:

- создавать  условия  по  ознакомлению  дошкольников  с  основами  безопасного  поведения;

- воспитывать  у детей  осознанное  отношение  к правилам и нормам поведения  в различных чрезвычайных ситуациях;

- формировать представление дошкольников  о безопасности поведения в различных           ситуациях;

- учить детей регулировать свои поведенческие реакции;

- учить  детей   выходить  из  сложных,  проблемных  ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

- развивать  у детей самостоятельность и ответственность;

 - развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения  адекватного безопасного поведения;

- познакомить родителей с  новыми формами проведения минуток безопасности.

Формы организации минуток безопасности по формированию основ безопасности жизнедеятельности

Содержание «Минуток безопасности» по разделам:

Безопасное движение

Безопасность дома

Расту здоровым

Игровое задание

 « Говорящие знаки».

Игра-тренинг: «Тебя взяли на руки и несут в машину»


Телефонная игра « Звонок в « Скорую помощь»

Этюд «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход»

Потешная игра «Самый голосистый».

Ядовитые ягоды и грибы. Игра «Съедобное- несъедобное»

Подвижная игра ( с крышками) « Красный, желтый, зеленый».

Проигрывание ситуаций:

- в доме возник пожар. Почему нельзя украшать елку свечами?»

Заучивание пословиц:

«Огонь тушат, пока не разгорелся», «Солома с огнем не дружит», «Огонь без дыма не бывает». Как только огонь

«Одевайся по погоде»

Игра-эксперимент «Одень летом теплые сапоги»

Дыхательное упражнение «Ветер»

Сочинение лимериков на тему: «Правила дорожного движения»

Речевая игра « Пожароопасные предметы». Метод сравнения. « Огонь это хорошо или огонь это плохо».

Опыт со свечой

«Бродячие собаки»

Сочинение сказки «Почему собака стала бродячей»

Составление синквейнов на тему: «Транспорт», «Светофор», «Пешеход».

Моделирование ситуаций «Найди дорогу домой»

«Подай, ножницы, карандаш»

«Бездомные кошки»

Выучите правило: « У дорог играть опасно».

Игра «Так- не так»(опасные- не опасные предметы).

Составление гербария «Лекарственные растения»

Составление коллажа «Участники дорожного движения»

Практикум « Если ты поранил палец»

Лекарства дома.  

 Моделирование ситуации  «Каждой вещи —своё место».

Правила поведения в общественном транспорте.

Проигрывание ситуаций. Творческая игра «Автобус»

Составление телефонной книги родных и близких

Солнце может навредить.

Эксперимент « Запеченное яблоко»

Специальный транспорт.

Наблюдение, решение проблемных ситуаций.

Ситуативный разговор об электроприборах. Польза и опасность. Беседа - рассуждение на тему «Опасность – электричество!»

Эксперимент «Фильтрование воды»

Сюжетная игра

«Сдача экзамена на право управления велосипедом»

Моделирование ситуации «Тебя угощает конфетой незнакомый человек».

 Словесная игра «Так или не так».

- Я буду произносить фразу, и если вы считаете, что я говорю правильно, хлопните в ладоши. Если вы со мной не согласны, сидите тихо.

 Игра «Звуки улицы».

Составление справочника экстренных служб.

Ручной труд

«Шапочка от солнца»

Сотрудничество с родителями         

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Мы направляем деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам образовательной работы в детском саду, создаем в детском саду условия для повышения компетентности родителей в области  воспитания, знакомим родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста. С целью информирования родителей мы  провели родительское  собрания на тему « Обучение детей навыкам безопасного поведения», стимулируем их активное участие  в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации, распространяем буклеты, проводим анкетирование. Необходимо направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Заключение

 Разрабатывая «Минутки безопасности» мы учли психологические закономерности развития старшего дошкольника, использовали разнообразные методы и приемы. Основная цель «Минуток» обратить внимание родителей на тему безопасности детей, и

если будет проводится  планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями, мы сможем  сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Стоит согласиться со словами К.Д.Ушинского, который писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационный аспект и формы совместной деятельности педагога с родителями дошкольников по коррекционно-развивающему направлению.

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Реализация  целей ...

Совместная деятельность педагогов родителей и детей в форме КВН "Вода!Вода!Вода!"

Мы участвуем в международной экологической программе "Эко-школы/Зеленый флаг" В рамках этой программы наша группа ведет проект "Водные ресурсы" с детьми подготовительной группы....

«Детский творческий фестиваль « Театральная весна» - как форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, обращает внимание педагогов на необходимость создания условий в дошкольной образовательной организации, открывающей возмож...

Проект "Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей."

"Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей"...

Образовательное событие «Творческий сбор» как новая интерактивная форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов

Основная идея образовательного события «Творческий сбор» в нашем детском саду – это совместное творческое воплощение идей детьми, их родителями и педагогами. Каждый творческий сбор направлен на решени...

Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей в ДОУ «Минутки безопасности».

Основная цель «Минуток» обратить внимание родителей на тему безопасности детей, и если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога...