Организационный аспект и формы совместной деятельности педагога с родителями дошкольников по коррекционно-развивающему направлению.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Доронина Елена Анатольевна

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Реализация  целей обучения, воспитания и коррекции воспитанников ДОУ предполагает самое активное участие их родителей, родственников, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает медико-педагогический персонал учреждения, но  и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях. Иначе говоря, родители - важнейшие субъекты сопровождения развития ребёнка в детском саду.

Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно - ориентированного, адресного индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребёнка. А, как показывает практика, оно зависит от изучения семейной среды, условий воспитания и развития дошкольников. При этом используются традиционные педагогические методы: наблюдение, опросные методики, диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационный аспект  и формы совместной деятельности педагога с родителями дошкольников по коррекционно-развивающему направлению.

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Реализация  целей обучения, воспитания и коррекции воспитанников ДОУ предполагает самое активное участие их родителей, родственников, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает медико-педагогический персонал учреждения, но  и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях. Иначе говоря, родители - важнейшие субъекты сопровождения развития ребёнка в детском саду.

Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно - ориентированного, адресного индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребёнка. А, как показывает практика, оно зависит от изучения семейной среды, условий воспитания и развития дошкольников. При этом используются традиционные педагогические методы: наблюдение, опросные методики, диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности.

В работе с семьей я определяю несколько направлений:

1. ознакомительное: сбор информации, оценка ситуации, знакомство;

2. просветительское: направлено на психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение родительской компетентности, пропаганду семейных ценностей);

3. практически-действенное: направлено на развитие мотивации у родителей, способствует проявлению творческих способностей, возможностей реализации собственных идей каждым родителем

Для наиболее продуктивного взаимодействия коллектива детского сада и родителей воспитанников разработаны ступени взаимодействия с их семьями.

1 ступень – установление контактов. Родители должны видеть стремление педагогов к сотрудничеству.

2 ступень – совместное обсуждение качеств и умений детей, нуждающихся в дополнительном развитии, а так же особенностей становления речи и роли семьи в этом процессе.

3 ступень – установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка. Результатом данного этапа должно стать понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.

4 ступень – упрочение сотрудничества в виде профессиональных рекомендаций, консультаций, проведение разъяснительной работы.

5 ступень – реализация индивидуального подхода.

6 ступень – внедрение новых форм работы с семьей.

Ожидаемые результаты работы с семьей:

- появление интереса родителей к работе ДОУ, педагогов;

-определить пути активизации родителей в образовательный процесс;

- выявить факторы, способствующие (препятствующие) совместной деятельности в системе «Ребенок – педагог – родитель»;

-корректировать план взаимодействия с целью привлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс;

- рост удовлетворенности родителей работой логопеда, педагогов.

Важно отметить, что погружение в проблему коррекции речи у детей и разговор о важности организации коррекционно-развивающей среды проходят на наших встречах ненавязчиво, продуктивно и оптимально во времени. Проводятся они в разных формах, одна из которых – организационно-деятельностные игры. Сущностью данного метода является обучение, которое происходит через моделирование реальных ситуаций во взаимодействии всех родителей. При этом учитель-логопед – создатель условий для инициативы родителей. Организационно-деятельностные игры позволяют перемещаться по свободному пространству, произвольно образовывать группы. В течение работы создаются ситуации, напоминающие о поставленных целях, каждый родитель делает для себя выводы, а логопед получает обратную связь. Прикоснувшись к миру детства, родители не только узнают новое, но и учатся понимать себя и детей, видят те трудности, которые возникают в процессе формирования речи. У родителей возникает желание помочь своему ребенку, появляются умения правильно реагировать на проблему.

Конспект  встречи с родителями дошкольников, имеющих проблемы в речевом развитии на тематическом вечере «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

ЦЕЛЬ: оказание родителям консультативной и практической помощи, создание атмосферы психологического комфорта, нацеленности на практические действия в позитивном общении.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: организационно - деятельностная игра.

Ход мероприятия:

Игра  «Давайте поздороваемся»

Педагог : Сейчас мы будем ходить по залу и здороваться со всеми, кто встречается на пути, но определенным образом:

На хлопок -здороваетесь за руку и произносите любое приветствие;

На свисток - здороваетесь плечиками и произносите «Добрый вечер»;

На звук бубна – молча здороваетесь спинками;

Чтение стихотворения А. Лопатиной «Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Игра  «Узнай свой портрет»

 Педагог : А теперь, давайте узнаем, насколько хорошо родители знают своего ребёнка. Показываются заранее нарисованные детьми портреты мам. Родители должны угадать, чей ребёнок нарисовал.

Установочный доклад по теме мероприятия по плану:

- Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ;

- Значимость продолжения логоработы в домашних условиях;

- Содержание индивидуальных занятий дома;

- Создание атмосферы психологического комфорта для эффективности занятий.

Сегодня мы с вами познакомимся с различными формами, приемами работы и играми по развитию речи детей.  

Игровое упражнение «Старайся, упражняйся – моторика развивайся».

Педагог: Я покажу вам упражнения с помощью которых можно непринужденно выполнить с ребенком артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Ваша задача контролировать их выполнение, но для этого вы должны знать правильность и точность упражнений. Родители берут карточки с изображением артикуляционных укладов и, глядя в зеркала, выполняют, сопровождая стишками и комментариями к выполнению.

Игра  «Превращения»

Участники объединяются в группы, каждая из которых выбирает себе конверт с заданием, и выполняют его.

- превратиться в «золушек» и разобрать рис и гречку;

 - в «строителей» и построить по образцу из цветных палочек архитектурное сооружение;

- в «швею» и выложить из цветных ниток по образцу орнамент;

- в «волшебный карандаш» и заштриховать в разных направлениях фигуру.

Педагог: Таким образом, проводя данную работу, вы способствуете интеллектуальному развитию ребенка, готовите руку к овладению навыками письма и помогаете логопеду ускорить процесс постановки звуков.

Для развития фонематического слуха полезны такие игровые упражнения как: «Замени первый звук», «Назови новое слово», «Измени слово», «Звук потерялся», «Подставь звук», где ребенок должен преобразовать слова, заменяя определенные звуки. Эти упражнения проводятся с мячом. Персонажем или «волшебной» палочкой.

Игра  «Волшебная палочка»

Логопед называет слово и дает любому участнику «волшебную палочку».  Участник заменяет первый звук в слове и возвращает палочку.

Тапки - …(шапки)   мыло - …(шило)

Игра  «Стой или шагай, слушай и выбирай!»

Родители ходят по группе, если слышат слова, в которых есть звук «Ш», и стоят на месте, подняв руки вверх на слова, в которых есть звук «С». Игра проводится с ускорением темпа.

Педагог: Для автоматизации поставленных звуков используются чистоговорки, звучалки, считалки, потешки, прибаутки, в которых используется многократное звукоподражание. Лучше их проводить в действии для развития речедвигательных навыков и обучения детей неосознанному членению слов на слоги.

Упражнение  «Веселый мячик»

Родители на каждый слог чистоговорки перекладывают мяч из рук в руки, произнеся по тексту слоговой ряд, и далее проговаривают предложение:

Ши-ши-ши – Миша с Сашей малыши;

Игровое упражнение «Придумай рифму».

Родители делятся на две команды. Каждой команде дается карточка, по которой в течении 1 минуты они должны придумать рифму.

-1 карточка: усы-уши; крыса-крыша;

-2 карточка: сутки-шутки; басня-башня;

Педагог: Эта работа предполагает этап дифференциации поставленных звуков. Она требует огромного терпения от взрослых, творческого подхода, иллюстративного материала и разнообразия в дидактических пособиях.

Введение поставленных и автоматизированных звуков в самостоятельную речь проходит по нарастающей сложности: от составления предложений до творческого высказывания. В процессе данной работы главное – это формирование речевого контроля и самоконтроля. Составление предложений по картинкам, игрушкам, опорным словам, вопросам не только упражняют ребенка в правильном звукопроизношении, но и одновременно формируют грамматически правильную речь.

Участники встречи в трех подгруппах выполняют задания:

  1. По сюжетной картинке составить рассказ по вопросам.
  2. Составить рассказ по схеме.
  3. По слова со звуком «С» и объединить их в рассказ.

Каждая подгруппа готовится, выбирает рассказчика и отвечает.

Педагог : Основная цель этих заданий – добиться от ребенка развернутых ответов, научить составлять короткие рассказы, закрепляя при их изложении правильное звукопроизношение. Упражнения на основе сюжетных картинок развивают у ребенка логику, вырабатывают умения связывать слова в простых и сложных предложениях, прослеживать последовательность событий и  соблюдать структуру рассказа.

Очень важно говорить с малышом, рассказывать ему сказки, объяснять значение новых слов, читать ему книжки и показывать картинки. В данном виде деятельности большое внимание нужно уделять пересказу ребенком прочитанной сказки, просмотренного мультфильма, рассказу о событиях прошедшего дня, об интересной прогулке или экскурсии, придумывание продолжения (а что будет дальше).

                                  Рефлексия.

После работы в группах родителям предлагается «Прямой эфир».

Педагог: Уважаемые родители! Представьте, что вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать эффективному развитию речи.

1 подгруппа адресует свое выступление родителям;

2 подгруппа адресует свое выступление педагогам;

3 подгруппа - детям;

Игра «Ромашка». Предлагаем родителям  цветок – ромашку. Форма общения – круг. Родители  отрывают лепесток и говорят свое мнение о прошедшей встрече, что понравилось, и записывают, что еще хотелось бы узнать, на какую тему провести следующий диалог  педагога  и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации совместной деятельности педагогов и родителей с детьми

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые подходы к организации взаимодействия с родителями по решению образова...

Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей "Минутки безопасности"

В наши дни, когда мы становимся все более окружены в повседневной жизни продуктами высоких технологий, эта проблема становится все более актуальной, и коллективы многих дошкольных образовательн...

«Детский творческий фестиваль « Театральная весна» - как форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, обращает внимание педагогов на необходимость создания условий в дошкольной образовательной организации, открывающей возмож...

Логопедический проект «Развиваемся вместе» «Лэпбук - как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей»

Цель проекта: совершенствование системы организации работы учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи, повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей...

Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей в ДОУ «Минутки безопасности».

Основная цель «Минуток» обратить внимание родителей на тему безопасности детей, и если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога...

Методическая разработка Лэпбук – как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей

Общеизвестно,что детство – это уникальный период в жизни ребёнка,именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человек...