Семинар-практикум для педагогов «Организация утренней гимнастики»
консультация по физкультуре (старшая группа)

Шульгина Лариса Александровна

Повышение педагогической компетенции и мастерства в вопросах организации и проведения утренней гимнастики.
Уточнение и закрепление теоретических знаний, ознакомление с новыми оздоровительными системами в области физической культуры, методами и приёмами закаливания.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное учреждение города Омска                                 «Детский сад №88 комбинированного вида»

Семинар-практикум для педагогов
«Организация утренней гимнастики»


                                                               Разработал: воспитатель Шульгина Л. А.

Омск 2022


 Задачи:
Повышение педагогической компетенции и мастерства в вопросах организации и проведения утренней гимнастики.
Уточнение и закрепление теоретических знаний, ознакомление с новыми оздоровительными системами в области физической культуры, методами и приёмами закаливания.
Закрепление практических навыков в проведении утренней гимнастики.
Участники: педагоги, инструктор по физической культуре.
Оборудование: мультимедийная установка; карточки с заданиями; анкеты для рефлексии; конверты с набором слов для конкурса эрудитов; буклеты
План:
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Рефлексия.
Ход семинара-практикума:
1. Значение.
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, яслях, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима ребенка в течение дня. Это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на улучшение деятельности сердечно-сосудистой, нервной, дыхательных систем, укрепление и развитие мышц и закаливания организма. У систематически занимающихся утренней гимнастики пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
2. Задачи.
Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать, и содействовать переходу к более интенсивной деятельности.
Оздоровительная задача - «разбудить организм»; настроить его на рабочий лад; активизировать деятельность всех важных систем организма; стимулировать работу всех внутренних органов, способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Образовательная - закрепление двигательных умений и навыков (ходьба, прыжки, лазание и т. д.); развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.) Воспитательная – развитие организованности, дисциплинированности, самостоятельности, «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников.
3. Виды.
-Традиционная (с включением ОРУ).
-Сюжетная строится на обыгрывании какого-нибудь сюжета. В комплекс подбираются упражнения, объединенные одной сюжетной линией («Путешествие в зоопарк», «Мои любимые игрушки», «По сказке «Теремок» и т. д.)
-Игровая гимнастика построена на подвижных играх разной интенсивности с разными образовательными задачами. В вводной части - игра малой подвижности, игра средней подвижности; в основной части - игра высокой подвижности, направленная на совершенствование различных основных движений; в заключительной части – игры малой подвижности, хороводы, упражнения на восстановления дыхания.
-Нетрадиционная - это комплекс хорошо изученных ранее ОРУ с использованием нетрадиционного оборудования и пособий, изготовленных руками педагога.
-Ритмическая гимнастика. В комплекс входят строевые упражнения, ОРУ, танцевальные движения, бег, прыжки. Уникальность ритмической гимнастики заключается в более быстром темпе, интенсивности движений, в работе одновременно всех мышц и суставов. Веселая, ритмическая музыка создает положительные эмоции. Чаще всего такая утренняя гимнастика проводится в старших и подготовительных группах.
-Комбинированная гимнастика включает в себя: ОРУ, танцевальные и ритмические движения, подвижные и хороводные игры, игровые упражнения.
-Круговая тренировка –это последовательное выполнение заданий, которые строятся на закреплении основных видов движений. Другим словом- это полоса препятствий. Ребенок, двигаясь по кругу, выполняет задание от станции к станции. Такая утренняя гимнастика используется в старшем дошкольном возрасте и требует тщательного продумывания расстановки физкультурного оборудования.
- Гимнастика с использованием карточек-заданий. На картинках схематически нарисовано выполнение упражнения. Педагог показывает карточку, ребенок самостоятельно выполняет. Используется в старшем дошкольном возрасте.
- Гимнастика с использованием народного фольклора. Строится на народных песнях, потешках, поговорках, пословицах.
–Гимнастика с включением оздоровительного бега (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени).
– Гимнастика с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.) 4.Условия, место и время проведение гимнастики: проводится ежедневно до завтрака, в течение от 5 и до 12 минут (в зависимости от возраста детей) на воздухе (зависит от экологических и погодных условий) или в хорошо проветренном помещении (физкультурном, музыкальном залах, групповых комнатах) Дети должны занимать в удобной для них форме и по возможности босиком. Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, музыкальный центр).
5. Структура.
Утренняя гимнастика состоит из трех частей: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В эту часть включают: построения (колонна, шеренга, круг, строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков.Основная часть. Задача этой части - укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег). Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. (стоя, сидя, лежа). Выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно. Чередовать ОРУ без предметов и с предметами через каждые 2 недели.
Младшие группы: флажки, погремушки, кубики.
Средний возраст: флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки.
Старший дошкольный возраст: обручи, палки, мячи, скакалки.
Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала 2-3 раза в среднем темпе, потом 3-4 раза в быстром, потом 2- 3 раза в медленном. Это увеличивает нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.
Упражнения для рук плечевого пояса детьми младшего возраста выполнятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего – основная стойка.
Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем – стойка ноги врозь, широкая стойка.
В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем – основная стойка.
Заключительная часть. Задача-восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, игры малой подвижности, хороводы, дыхательные упражнения.
Комплексы утренней гимнастики составляются на 2 недели и строятся на упражнениях предварительно разученных ранее. Если некоторые упражнения стали не интересны детям, их можно заменить на новые, несложные или изменить за счет усложнения, сменой и. п., темпа.
6. Возрастные особенности.
Длительность утренней гимнастики.
Млад гр. - 4-6мин
Сред. гр. - 6-8мин
Стар. гр. - 8-10мин
Под. гр. - 10-12мин
Количество ОРУ в комплексе
Млад. гр. - 3-4
Сред. гр. - 4-5
Стар. гр. - 5-6
Под. гр. - 6-8
Дозировка (повторы) ОРУ в комплексе.
Млад. гр. - 4-5раз
Сред. гр. - 5-6раз
Стар. гр. - 6-8раз
Под. гр. - 8-10раз
При этом упражнения для мышц рук и плечевого пояса повторяются большее количество раз, а более трудные для мышц живота и спины меньшее (в стар. и под. гр. 4-6раз).
Продолжительность бега без перерыва.
Млад. гр. - 10-15сек
Сред. гр. -15-20сек
Стар. гр. - до 30сек
Под. гр. -30-40сек.
Бег в 1вводной части после выполнения разных видов ходьбы дается в медленном или среднем темпе в чередовании с ходьбой.
Во 2ой части после выполнения ОРУ бег дается в быстром темпе для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательных систем в чередовании с ходьбой и повторяется 2-3 раза.
Дозировка прыжков (общее количество на утренней гимнастики).Млад. гр. - 5-10
Сред. гр. -10-15
Стар. гр. - 15-20
Под. гр. - до 30
7. Методы обучения.
-Практические
-выполнение упражнений вместе с детьми
-выполнение упражнений ребенком.
-Словесные
-название упражнений
-краткое описание
-объяснение выполнения
-указание
-распоряжения и команды
Наглядные
-показ
-имитация
-использование наглядных пособий
-звуковые и зрительные ориентиры
8. Моторная плотность достигается при:
-при быстрой и правильной организации детей
-подбором упражнений в соответствии с возрастом
-количеством упражнений, их дозировкой, темпом
-использование музыкального сопровождения
-использование п\и, физ. пособий
9. Роль педагога
Младший дошкольный возраст – педагог вместе с детьми выполняет все упражнения. К концу года педагог при выполнении знакомого комплекса проделывает с детьми 2-3 упражнения и задав темп, продолжает вести упражнения словесно. Старший дошкольный возраст - объяснять упражнение – четко и кратко. Пояснение упражнения сочетается с показом лишь в первые дни освоения комплекса. Педагог поясняет роль зарядки в их жизни. К показу привлекают детей. Следит за дыханием детей, правильностью выполнением упражнений. Педагог следит за дыханием, за правильным выполнением упражнений
10. Практическая часть.
Задания:
Построить детей в круг, шеренгу, колонну (с учетом возраста детей)
Перестроение в звенья, несколько колонн
Провести ОРУ для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Провести несколько видов ходьбы
Провести заключительную часть утренней гимнастики
Показать и назвать исходные положения: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа.
Конкурс эрудитов”. Каждая команда получает конверт с набором слов. За одну минуту необходимо собрать из набора слов пословицу, поговорку, закличку.
В мире нет рецепта лучше, Будь с зарядкой неразлучен.
Это так на самом деле, Здоровый дух в здоровом теле.
Чтобы день был твой в порядке, Начинай его с зарядки.
На зарядку становись! Собирайся не ленись!
Кто с зарядкой дружит, Тот никогда не тужит!
11. Рефлексия «Вопрос – ответ»
Какие задачи физического воспитания решаются в процессе проведения утренней гимнастики?
Назовите упражнения на дыхание, которые можно провести в утренней гимнастике?
Как можно изменить утреннюю гимнастику, чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать интерес детей к ней?
Как воспитатель может построить детей для выполнения ОРУ в младшем возрасте?
С какой группы начинают перестраивать детей в колонну по три, по четыре?
Какие виды ходьбы можно использовать для предупреждения плоскостопия?
В какой последовательности подбираются упражнения для утренней гимнастики?
В каком возрасте дети могут выполнять упражнения по названию?
В каком темпе могут выполняться упражнения на утренней гимнастике?
Назовите продолжительность утренней гимнастики, начиная с первой младшей группы и до подготовительной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Организация утренней гимнастики дошкольников"

Данный материал раскрывает цели и задачи утренней гимнастики, методики её проведения в разных возрастных группах, содержит примеры комплексов утренней гимнастики для разных возрастных групп, а также п...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

ЗОЖ в ДОУ Рекомендации для педагогов «Организация утренней гимнастики в детском саду»

ЗОЖ в ДОУРекомендации для педагогов«Организация утренней гимнастики в детском саду»...

Семинар-практикум для молодых педагогов "Русская народная игра, как форма организации детей перед занятием"

Семинар-практикум для молодых педагогов "Русская народная игра, как форма организации детей перед занятием"...

Семинар-практикум "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"

Семинар-практикум "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"...