Семинар-практикум для молодых педагогов "Русская народная игра, как форма организации детей перед занятием"
материал

Киселева Кристина Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Семинар-практикум

«Русская народная игра,
как форма организации детей перед занятием
»

Подготовила:

 

Киселева Кристина Владимировна,

 музыкальный руководитель

г. Советский, 2021 г

«Русская народная игра,
как форма организации детей перед занятием
»

Народная культура – важнейшее из средств развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, по радио и ТВ звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят в костюмах человека-паука или бэтмена.

Академик Д. С. Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойного завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи».

Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием, а не только передачей знаний.  Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

В закон об образовании введено дополнение по воспитательной работе. В нашем учреждении одна из наиболее важных задач на 2021-2022 учебный год – это организация двигательной активности детей.

Одна из важнейших воспитательных задач – формировать у детей уважительное отношение к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству.

        Народные игры бывают подвижные и малоподвижные. Подвижные игры всем вам знакомы («Каравай», «Ручеек», «Золотые ворота», «Козелок» и т.д.). В них вы можете поиграть с детьми во время прогулок. А мы подробнее остановимся на малоподвижных играх, которые помогут вам организовать детей перед занятием.

        Все игры рассчитаны на разные возраста детей.

С детьми раннего возраста можно применить в работе игру «Ладушки», «Сорока – белобока».

«Ладушки» (ранний возраст и младший)

 Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Ладушки». Давайте похлопаем в ладоши! Слова:
Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки!
— Что ели? — Кашку!
— Что пили? — Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу-у-у — полетели!
На головку сели! Сели, посидели, Прочь улетели!
Движения:
Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.
Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова «Прочь улетели» разводят руки в стороны и опускают на колени.

Играя повторно, воспитатель после слов «Где были?» делает паузу и ждет ответов детей; «У бабушки»; «Что ели?» —«Кашку»; «.Что пили?»—«Бражку».
В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

«Сорока-сорока» (ранний возраст и младший)

Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»), приговаривая:

Сорока, сорока,
Где была? – Далеко!

Кашу варила,

Деток кормила
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор — 
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке,
Движения:

Воспитатель и дети варят кашку» вместе.
Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.
Большой палец не загибают.
Обращается к большому пальцу.
Слова:

А этому ничего не дала.
Ты дров не таскал,
Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка —
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.

При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов «этому» делает паузу, а дети заканчивают фразу: «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке».


Хороводная игра для детей среднего возраста «Колпачок»

«Колпачок» (средний возраст)

Ход игры: Дети становятся в круг, выбирают одного из детей, он будет «колпачком». Дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образуя большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.

Текст песенки:

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили ,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

«Мы на луг ходили» (Средний возраст)

Дети стоят в кругу. Поодаль – стоит «зайчик». Дети поют и двигаются вправо по кругу, взявшись за руки:

Мы на луг ходили, хоровод водили.

Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза)

Мы ромашки рвали, мяты собирали (наклоняются собирают цветы)

Вот так на лугу травы собирали (2 раза)

Остановившись, дети указывают на «зайчика». Положив руки под щеки показывают как он спит:

Задремал на кочке зайчик в холодочке.

Вот так задремал зайчик в холодочке (2 раза)

Дети играют на дудочках. «Зайчик» спит.

Разбудить хотели в дудочки дудели:

Ту-ту, ру-ту-ту, в дудочки дудели! (2 раза)

Дети идут вправо по кругу, играют на барабане:

Зайку мы будили,в барабаны били:

Бум-бум, тра-та-та, в барабаны били! (2 раза)

Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает:

Зайка просыпайся, ну-ка поднимайся –

Вот так, не ленись, ну-ка поднимайся (2 раза)

Дети парами танцуют вокруг себя.

По окончании игры, выбирается новый «зайка».

Мы с тобой попляшем, в хороводе нашем

Вот так мы с тобой, весело попляшем (2 раза)

Игру можно проводить не более 2-3х раз

С детьми старшего возраста можно поиграть в игру «У дедушки Трифона»

«У дедушки Трифона» (Старший возраст)

Все игроки встают в круг, берутся за руки. Водящий находится в центре круга. Если вы играете с малышами и сами будете водящим, то вы можете остаться в этом хороводе. Все идут по кругу и говорят присловье:

У дедушки Трифона, семеро детей

Семеро детей, семь сыновей.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

После этих слов водящий показывает какое-либо движение, а все должны повторять. Выигравших или проигравших можно не определять. Но можно и ввести систему штрафов для тех, кто зазевался или не смог повторить движение. Например, такой игрок становится новым водящим, или выбывает из игры, или платит фант.

Следующие игры «Ручеёк», «На горе-то калина», подходят для детей старших и подготовительных групп. 

Русская народная игра «Ручеёк» (для детей старших и подготовительных групп)

Ход игры: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

Хоровод «На горе-то калина» (для детей старших и подготовительных групп)

  1. На горе-то калина,(идут взявшись за руки по кругу)

Под горою малина,

         Припев: Ну, что ж, кому дело, калина,(скользящие хлопки

                         Ну кому какое дело, малина.(притопы)

  1. Там ребята гуляли,(идут в центр)

Там ребята гуляли.(идут из центра)

          Припев: Ну,что ж ,кому   дело, гуляли.(хлопки)

                           Ну кому какое дело гуляли! (притопы)

  1. Калинушку ломали,(рвут правой рукой)

Калинушку ломали.(рвут левой рукой)

              Припев: Ну. что ж, кому дело, ломали,(хлопки)

                              Ну, что ж кому дело , ломали.(притопы)

  1. Во пучочки вязали,(круговые движения правой рукой-

Во пучочки вязали. (вокруг левой)

               Припев: Ну, что ж, кому дело, вязали,(хлопки)

                                Ну, что ж, кому дело, вязали.(притопы)

  1. На дорожку  бросали,(движение броска)

На дорожку бросали.

               Припев: Ну, что ж, кому дело, бросали.(повторяют)



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Памятка

«Русская народная игра,
как форма организации детей перед занятием
»

Подготовила:

Киселева Кристина Владимировна,

 музыкальный руководитель

г. Советский, 2021 г

        

С детьми раннего возраста можно применить в работе игру «Ладушки», «Сорока – белобока».

«Ладушки» (ранний возраст и младший)

 Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Ладушки». Давайте похлопаем в ладоши! Слова:
Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки!
— Что ели? — Кашку!
— Что пили? — Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу-у-у — полетели!
На головку сели! Сели, посидели, Прочь улетели!
Движения:
Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.
Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова «Прочь улетели» разводят руки в стороны и опускают на колени.

Играя повторно, воспитатель после слов «Где были?» делает паузу и ждет ответов детей; «У бабушки»; «Что ели?» —«Кашку»; «.Что пили?»—«Бражку».
В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

«Сорока-сорока» (ранний возраст и младший)

Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»), приговаривая:

Сорока, сорока,
Где была? – Далеко!

Кашу варила,

Деток кормила
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор — 
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке,
Движения:

Воспитатель и дети варят кашку» вместе.
Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.
Большой палец не загибают.
Обращается к большому пальцу.
Слова:

А этому ничего не дала.
Ты дров не таскал,
Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка —
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.

При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов «этому» делает паузу, а дети заканчивают фразу: «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке».

Хороводная игра для детей среднего возраста «Колпачок»

«Колпачок» (средний возраст)

Ход игры: Дети становятся в круг, выбирают одного из детей, он будет «колпачком». Дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образуя большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.

Текст песенки:

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили ,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

«Мы на луг ходили» (Средний возраст)

Дети стоят в кругу. Поодаль – стоит «зайчик». Дети поют и двигаются вправо по кругу, взявшись за руки:

Мы на луг ходили, хоровод водили.

Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза)

Мы ромашки рвали, мяты собирали (наклоняются собирают цветы)

Вот так на лугу травы собирали (2 раза)

Остановившись, дети указывают на «зайчика». Положив руки под щеки показывают как он спит:

Задремал на кочке зайчик в холодочке.

Вот так задремал зайчик в холодочке (2 раза)

Дети играют на дудочках. «Зайчик» спит.

Разбудить хотели в дудочки дудели:

Ту-ту, ру-ту-ту, в дудочки дудели! (2 раза)

Дети идут вправо по кругу, играют на барабане:

Зайку мы будили,в барабаны били:

Бум-бум, тра-та-та, в барабаны били! (2 раза)

Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает:

Зайка просыпайся, ну-ка поднимайся –

Вот так, не ленись, ну-ка поднимайся (2 раза)

Дети парами танцуют вокруг себя.

По окончании игры, выбирается новый «зайка».

Мы с тобой попляшем, в хороводе нашем

Вот так мы с тобой, весело попляшем (2 раза)

Игру можно проводить не более 2-3х раз

С детьми старшего возраста можно поиграть в игру «У дедушки Трифона»

«У дедушки Трифона» (Старший возраст)

Все игроки встают в круг, берутся за руки. Водящий находится в центре круга. Если вы играете с малышами и сами будете водящим, то вы можете остаться в этом хороводе. Все идут по кругу и говорят присловье:

У дедушки Трифона, семеро детей

Семеро детей, семь сыновей.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

После этих слов водящий показывает какое-либо движение, а все должны повторять. Выигравших или проигравших можно не определять. Но можно и ввести систему штрафов для тех, кто зазевался или не смог повторить движение. Например, такой игрок становится новым водящим, или выбывает из игры, или платит фант.

Следующие игры «Ручеёк», «На горе-то калина», подходят для детей старших и подготовительных групп. 

Русская народная игра «Ручеёк» (для детей старших и подготовительных групп)

Ход игры: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

Хоровод «На горе-то калина» (для детей старших и подготовительных групп)

  1. На горе-то калина,(идут взявшись за руки по кругу)

Под горою малина,

         Припев: Ну, что ж, кому дело, калина,(скользящие хлопки

                         Ну кому какое дело, малина.(притопы)

  1. Там ребята гуляли,(идут в центр)

Там ребята гуляли.(идут из центра)

          Припев: Ну,что ж ,кому   дело, гуляли.(хлопки)

                           Ну кому какое дело гуляли! (притопы)

  1. Калинушку ломали,(рвут правой рукой)

Калинушку ломали.(рвут левой рукой)

              Припев: Ну. что ж, кому дело, ломали,(хлопки)

                              Ну, что ж кому дело , ломали.(притопы)

  1. Во пучочки вязали,(круговые движения правой рукой-

Во пучочки вязали. (вокруг левой)

               Припев: Ну, что ж, кому дело, вязали,(хлопки)

                                Ну, что ж, кому дело, вязали.(притопы)

  1. На дорожку  бросали,(движение броска)

На дорожку бросали.

               Припев: Ну, что ж, кому дело, бросали.(повторяют)

C:\Users\Елена\Desktop\Алехина Е.А\1. ДОКУМЕНТАЦИЯ\Документация 2021-2022\Практикум по народным играм 14.09.2021\maxresdefault.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский» Семинар-практикум « Русская народная игра, как форма организации детей перед занятием » Подготовила: Киселева Кристина Владимировна, музыкальный руководитель г. Советский, 2021 г

Слайд 2

Важнейшая воспитательная задача – формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству.

Слайд 3

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации детей на занятиях по развитию математических способностей

Свобода мысли, радость общение со взрослыми и друг с другом – это то, что необходимо детям при обучении любому виду деятельности. Достичь такой цели можно, если сделать занятия интересными, разбудить ...

Нетрадиционные формы организации детей на занятиях по развитию математических способностей (Старший дошкольный возраст)

Свобода мысли, радость общение со взрослыми и друг с другом – это то, что необходимо детям при обучении любому виду деятельности. Достичь такой цели можно, если сделать занятия интересными, разбудить ...

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры -средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народа».Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими ...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народ...

Семинар-практикум для родителей подготовительной группы «Роль игры в речевом развитии детей»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в области речевого развития дошкольниковЗадачи: - Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;- Сп...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности в работе по формированию у...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Через игровую деятельность формировать начало экологической культуры детей: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы; к вещам и материалам природног...