Семинар - практикум для педагогов на тему: "Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
материал

Штокалюк Анна Владимировна.

Экологическое воспитание дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности в работе по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Экологическое воспитание дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры, что является частью духовной культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа № 1

Семинар - практикум для педагогов на тему:

"Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Подготовила и провела:

А.В. Штокалюк, воспитатель

г. Голицыно

2021 г.

Добрый день, уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию семинар - практикум на тему: "Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста".

Актуальность. Экологическое воспитание дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности в работе по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Экологическое воспитание дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры, что является частью духовной культуры.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве. В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма ООД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

Цель работы – через игровую деятельность формировать начало экологической культуры детей: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Задачи - учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно–следственные связи. Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного. Воспитывать бережное отношение к природе, умение сочувствовать и сопереживать.

Наиболее из эффективных и интересных средств в воспитании у детей любви к природе являются - дидактические игры экологической направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы.

Дидактические игры с экологическим содержанием разделяют на следующие виды:

Предметные игры по экологии - это игры с листьями, семенами, шишками, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Рассказы о животных», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.

В настоящее время очень популярны пазлы, где картинки имеют различное содержание (изображение животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Грибы», «Времена года», «Насекомые», «Животные крайнего севера»). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игры-эксперименты. Наибольший интерес дети проявляют к опытно-экспериментальной деятельности в игровой форме. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через определенные игровые правила и игровые действия. Дети очень любят экспериментировать, поэтому и проводятся такие игры, как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Цветное и прозрачное стекло», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен воздух» и др. Такие дидактические игры стимулируют развитие любознательности и наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.

Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Можно использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры являются отражением впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни. Помогают усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на огороде, в теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками, каштанами. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми руководит педагог. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования.

Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми используются большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Любознательность у детей всегда стояла на первом месте. И развивать ее рекомендуется в таких дидактических играх как игры - путешествия. Они расширяют кругозор детей, развивают их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Ребенок интересуется и это видно по количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «Рассели насекомых по домикам», «Путешествия в подводный мир», «Путешествия в страну животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи быстро, кто летает, бегает, прыгает», «По муравьиной тропе», «Бездомному всегда плохо», «Если бы я был бабочкой…».

В настоящее время при ознакомлении детей с природой особое предпочтение отдается компьютерным дидактическим играм. Они представляют большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть увлечённо с интересом, испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное количество компьютерных игр. Это игры «Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей» и др.

Напомним вам некоторые принципы проведения игр.

#1048;гра не должна быть трудной.

#1042; ходе игры нужно постоянно словесно описывать свои действия и действия ребенка, называть формы, их признаки и действия.

#1047;аметив угасание интереса ребенка к игре. Необходимо переключить его внимание, т.е. организовать другую игру.

#1057;облюдать в игре принцип опережения, т.е. не пугаться заглядывать вперед, в неизвестное малыша, не надо требовать моментального заучивания. Все труды взрослого дадут свои всходы.

А сейчас ответьте пожалуйста на вопросы:

- Каковы действия воспитателя при обучении через игру?

(Воспитатель руководит и учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями.)

- Каковы действия воспитателя в самостоятельных играх детей?

(Воспитатель участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями детей, их поведением, отслеживает освоение ими тех или иных правил)

Наряду с играми в работе с детьми можно использовать большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево». «Узнай по вкусу», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.) Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей, либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Итак, развитие интереса и любознательности к природе у детей дошкольного возраста на примере дидактических игр экологической направленности являются неотъемлемой частью в решении основных задач развития детей, интерес и любознательность побуждают их к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы в их исканиях.

А теперь я предлагаю вам снова побыть детьми и немного поиграть.

1 игра.

Вам нужно будет по очереди ответить на мои вопросы:

1 команда

1) Какое животное спит с открытыми глазами? (Зайцы, у них короткие веки.)
2) Кого из животных называют слугами земли? (Червей.)
3) Прибор для определения направления. (Компас.)
4) Самая маленькая птичка на земле? (Колибри.)
5) Как называется гнездо белки? (Гайно.)
6) Кто кукует: кукушка-самка или самец? (Самец.)
7) У какого животного больше всего зубов? (У слизняка 30 тыс. зубов.)
8) У кого уши на ногах? (У кузнечика.)
9) Чем еж на медведя похож? (Спит зимой.)
10) Кто пьет ногой? (Лягушка.)

2 команда
1) Зайчата рождаются слепыми или зрячими? (Зрячими.)
2) Самая высокая трава. (Бамбук.)
3) Когда температура тела у воробья выше: зимой или летом? (Всегда одинаковая.)
4) Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
5) Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой.)
6) Сколько ног у паука? (Восемь.)
7) У кого язык длиннее туловища? (У хамелеона.)
8) В воде родится, а воды боится? (Соль.)
9) Лесной заменитель кофе. (Цикорий.)
10) У кого детеныши рождаются голенькими? (У медведя.)
Подобные задания развивают мышление, внимание, память. Благодаря этому у ребёнка вырабатывается усидчивость, самостоятельность, интерес к работе.

2 игра. Аудиозапись. Голоса птиц.
Вам такое задание: прослушав фонограмму, вы должны определить, голоса каких птиц вы услышали. Участники поочерёдно прослушивают фонограмму с голосами разных птиц. Побеждает участник, определивший правильно большее количество голосов птиц.
Давая подобные задания , мы развиваем у них память, наблюдательность, внимание, формируем умение слушать и узнавать голоса птиц.

3. Игра «Он – она»
Я называю самца или самку, какого – либо животного, а вы должны назвать пару.
Корова - бык
Лиса - лис
Конь - кобыла
Гусь - гусыня
Аист - аист
Ворон - ворониха
Воробьиха - воробей
Павлин - пава
Овца - баран
Козёл - коза
Скворец - скворчиха
Журавль - журавль
Осёл - ослица
Лебедь - лебёдушка
Грач -грач

Данная игра обогащает словарный запас детей, их познавательную деятельность знание пар животных

4. Задание «Обманки»

1. Знает девочка любая, что морковка …(оранжевая)

2. Белым снегом все одето, значит наступает…(зима)

3. Ночью каждое оконце слабо освещает…(луна)

4. Облетели листья с клена, стал он к осени…(голый)

5. По сосне, как в барабан застучал в лесу…(дятел)

6. На заборе поутру кукарекал…(петух)

7. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …(филин0

8. На болоте во весь дух громко квакает…(лягушка)

9. Слышала вся улица, как мычала…(корова)

10. С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает…(обезьяна0

11. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно это..(белка)

А теперь проверим ваши общие знания!!!

Каждой команде надо выбрать цвет листа!

Вопросы:

Вишнёвый – вопросы о природных явлениях.

  1. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Почему? (Грязный, так как он темный, а тёмные предметы больше нагреваются солнцем, чем светлые.)
  2. Какой день в году самый короткий и самый тёмный? ( 23 декабря)
  3. Чем весенняя, земля похожа на зебру? (Тем, что чередуются участки, покрытые снегом, с участками, где снег уже растаял)
  4. Почему экватор означает “уравнитель”?(Потому что день и ночь на экваторе равны.)
  5. Как по снегу в овраге узнать, где, север, где юг? На южном склоне оврага снег тает скорее, поэтому его там меньше. На северном склоне снег тает медленнее, его гам больше

Фиолетовый вопросы о космосе.

  1. Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (Алексей Леонов).
  2. Что означает в переводе с греческого языка слово "космос"? (Мироздание, Вселенная).
  3. Сможет ли космонавт, находясь на орбите, перелить воду из одного стакана в другой? (Нет, так как в космосе он пребывает в невесомости).
  4. Кто первым стал изучать космос с помощью телескопа? (Галилей)
  5. Как называется спутник нашей планеты, который можно увидеть ночью? (Луна).

Зелёный – вопросы фауны и флоры;

  1. Для чего кошкам усы? Усами они распознают предметы “на ощупь”.
  2. Кто бежит задними ногами вперед? Заяц. На бегу, поджимая короткие передние лапы, он выбрасывает вперед, длинные задние лапы.
  3. Какие птицы выводят птенцов зимой? Клесты.
  4. Какое растение цветёт до появления листьев? Мать-и-мачеха, ольха, лещина
  5. Отчего крапива жжётся? Растение покрыто волосками, которые содержат жгучую кислоту

Коричневый – вопросы о земле;

  1. Как называется слой в атмосфере, защищающий землю от ультрафиолетового излучения? (Озоновый слой)
  2. Высочайшая точка над уровнем моря в Африке? (Килиманджаро)
  3. Как называется водная оболочка земли? ( Гидросфера)
  4. Газ, который образуется в процессе фотосинтеза растений? Кислород
  5. Как называется грязевой поток камней и обломков, представляющий опасность для окружающего мира? Сель

Наш семинар подошел к концу. Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.
Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему " Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький...

Семинар-практикум для родителей по теме "Роль игрушки в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста» 2016 год. Подготовила воспитатель: Доронина Н.А.

Цель:   повысить уровень педагогической культуры родителейЗадачи:ØДать родителям знания о значении игрушки в развитии и...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ».Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему:«  Сказка, ка...

Семинар-практикум для воспитателей «Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Эту истину знаю от родуИ ее никогда не таю:«Кто не любит родную природу,Тот не любит Отчизну свою!»(М. Романова)На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, спосо...

Семинар- практикум для родителей На тему: «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»

                   Семинар – практикум для родителейТема: «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»Це...

Консультация для педагогов на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагоговна тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Через игровую деятельность формировать начало экологической культуры детей: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы; к вещам и материалам природног...