Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».
методическая разработка

Стешина Татьяна Геннадьевна

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

Тема: «Русские народные игры -    средство приобщения ребенка  к    традициям русского народа».

                                                                   Музыкальный руководитель : Стешина Т.Г.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народа.

Задачи:     1.Дать общую классификацию народных игр в ДОУ;

2. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей по организации народных игр; Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми. Закрепить знания участников  об организации и проведении русских народных игр.                                                                  3.Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.  Воспитывать  любовь и уважение к традициям русского народа. . Раскрыть внутренний потенциал педагогов.

Ход семинара - практикума.

Уважаемые коллеги. Сегодня семинар -практикум  будет посвящен русским народным играм, как средству приобщения ребенка  к  традициям русского народа».

 Для начала, что бы настроиться на работу,  мы с вами поиграем в музыкальную игру с движениями «В этом зале все друзья»

Цель: сплочение коллектива. Надо выполнять все движения под русскую народную музыку.

         Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и старшие и младшие.  Дети  разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время  народных праздников, обрядов.   Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, спортивные забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

     Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень  лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.

  В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловишки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

  Викторина «Чудесный мешочек»: (воспитатели вытаскивают вопросы и отвечают)

  • Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
  •  Главная роль в народной игре? (водящий) 
  • Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
  • Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
  •  В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
  •  Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость, быстрота, координация)
  • Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
  • Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь»  и др.)
  • Назовите  игрушки  наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
  • Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)
  • Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
  • Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).

     В детском саду приобщение детей к русской народной культуре начинается практически с самого раннего возраста. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, является необходимым условием для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности, имеет решающее значение в становлении основ личности и дальнейшем её развитии.

Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как внутри детского сада, так и на спортивной площадке. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника  является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, педагог пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

     В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
В ходе игры педагог привлекает внимание детей к еѐ содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко, стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они научатся в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети будут приобретать важные качества, необходимые им в жизни.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

Уважаемые педагоги! Я предлагаю составить классификацию русских народных подвижных игр, мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:

1. Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

2. Игры отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью.

(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр, распределяют по выделенным группам и объясняют выполнение своего задания)
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

Таря-Маря в лес ходила, шишки ела, нам велела

а мы шишек не едим, Таре - Маре отдадим!

В старшем дошкольном возрасте можно использовать жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.

Если игра требует разделение на команды, можно предложить детям сговор, уговор, подбор. В таких играх вначале выбираю ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков помогаю сговорки. Дети делятся на пары отходят в сторону и сговариваются, между собой придумывая названия смешные клички, чаще в форме рифмовок:

Медведя лохматого или козла рогатого

Из речки ерша или из леса ежа

Таракана усатого или тигрёнка полосатого.

Для младшего возраста подбираются наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору». А сейчас уважаемые участники мы с вами поиграем в русскую народную подвижную игру («Шёл козёл по лесу», «Мотылёк»)

У детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору, а также к календарным народным играм. Это игры, посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.

На Новый год, Колядки - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь»

Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки», Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала»

А сейчас мне бы хотелось предложить   вам поиграть (Узнай игру по атрибутам)

(Маски для игр, 12 палочек, шарф, блошки, бирюльки, скакалка, колокольчик

Прошу вас достать атрибуты к играм назвать игру, рассказать правила игры.)
А также мне бы хотелось порекомендовать вам несколько новых игр для работы с детьми.

Веревочка

Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

Правила.

1. Играющие должны веревку держать двумя руками.

2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.

Пирожок

Играющие встают друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит булочник, он ведущий, последний пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «За печкой лежит». Последний игрок-пирожок кричит: «Я бегу, бегу!» С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет встать впереди

ведущего, он становится булочником, а последний игрок

пирожком, и покупатель вновь идет покупать. Если же пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель -булочника.



Ручейки и озера

Дети стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала

—это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги -озера. Выигрывают те дети, которые быстрее

построят круг. Правила игры: бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.



Большой мяч

Для игры нужен большой мяч. Играющие берутся за руки и

становятся в круг. Водящий с мячом становится в середине

круга и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто пропустит мяч между ногами, становится водящим, но остается за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом к центру, а в середину встает пропустивший мяч. Игра повторяется.

Правила игры. Играющие в течение всей игры не берут мяч в руки, а перекатывают его только ногами.
Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

Я хочу поблагодарить, участников и попросить Вас ответить на вопрос, верно ли высказывание: «Русская народная игра, как одно из средств приобщения дошкольников к истокам народной культуры». Если «да»- положите в корзинку мячик, если нет шишку.


Предлагаю игры, которые можно использовать на занятиях, на прогулке, на развлечениях и праздниках, в повседневной жизни.

Селезень.
Играющие строятся в круг, выбирают «селезня» и «уточку». Дети идут по кругу, держась за руки, и поют:
Селезень утку догонял
Молодой утку загонял:
«Ходи, утица, домой,
Ходи, серая, домой!»
Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а Уточка за кругом против часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «кошки- мышки». Поймав «Уточку», Селезень приводит ее в круг и целует в щеку.

Водяной

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:                                                      Дедушка водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Раз, два, три – водяной не спи!

Хоровод останавливается, "водяной" встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

игра «Серый воробей»

Все дети и взрослые становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Дети и взрослые скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга в другом направлении и при этом приговаривает:

Скачет, скачет воробей, собирает всех друзей,

Много, много разных нас, выйдут (называет имя любого, стоящего в кругу) сейчас.

Названые входят в круг, берутся за руки и игра продолжается до тех пор, пока не будут названы имена всех участников игры.

Игра «Сапожник»

                  Дети стоят хороводом. В середине на стуле сидит ребенок — он сапожник.

Все вместе:

Нитки, шило да игла начинается игра.

Сапожник:

Я для маленькой ноги —

Шить умею сапоги.

Если нравится, бери,

И братишке подари.

Дети:

Ты сапожник, чудодей,

Шьешь сапожки для людей.

Чтоб примерить сапоги,

Ты быстрее нас лови.

  Имитирует характерные движения, шьет сапоги. Дети идут по кругу хороводным шагом.

Идут, сужая круг, расходятся:

С окончанием пения дети быстро разбегаются, а сапожник старается запятнать кого-нибудь из детей. Запятнанный ребенок становится сапожником и игра повторяется.

Гори ясно.

        Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Раз, два, три!

        На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх. Игра повторяется.

Гори, гори ясно. (2)

        Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все  поют:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо –

Птички летят, колокольчики звенят!

                Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого – нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.

Колечко.

Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:

Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте – ка, ребята, где золото упало?»

Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдет!

Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано и постараться, придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.

Шатёр.

Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:

Мы весёлые ребята.

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий к. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «Шатер».

Краски.

  Играющие выбирают хозяина и покупателя – черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает  покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином:

- Тук, тук!

Кто пришел?

- Я черт с рогами, с горячими порогами,

С неба свалился, в горшок провалился!

-Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За красной.

Если красной краски нет, хозяин говорит:

Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой.

Если краска есть, хозяин говорит:

Скачи на одной ножке по красной дорожке

Найди красные сапожки.

Поноси, поноси

И назад принеси!

В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать.

И хотелось в заключении сказать, что русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

Рефлексия : «Ваше эмоциональное состояние после семинара-практикума». Отзыв педагогов о семинаре

Решение семинара-практикума

Используемая литература:

  1. «Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». А.П. Усова. Изд. 3-е. М.: «Просвещение», 1972.

2. Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985.

Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина.

3. Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа,1983.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры -средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народа».Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими ...

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

«Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

laquo;Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». (Д.В. Менджерицкая)...

Русские народные игры – средство приобщения ребёнка к традициям русского народа

Русские народные игры – средство приобщения ребёнка...

Развлечение с использованием русских народных игр в подготовительной группе « Русские народные игры»

Цель: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством подвижных игр....

Презентация Семинар-практикум для родителей на тему "Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Материал будет полезен воспитателям для организации семинара-практикума с родителями дошкольников. Презентация содержит игровые задания для родителей по теме "Устное народное творчество"...

Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа

Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа...