«Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».
статья

Балбекова Наталья Владимировна

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». (Д.В. Менджерицкая)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_igry.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Игра в жизни ребенка «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего».  (Н.К. Крупская)

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». (Д.В. Менджерицкая)

Подвижная игра - это источник радостных эмоций, она вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, национальные устои, смекалка, находчивость, смелость

Значение народной игры. 

Значение народных игр Посредством народных игр у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Они приучают дошкольников уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Таким образом, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирование личности.

Значение народных игр Народные игры способствуют духовно- нравственному воспитанию: сознательной дисциплины, настойчивости в преодолении трудностей; приучают детей быть честными и правдивыми, контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других; развивают чувство справедливости. Дети учатся проявлять такие качества как: инициатива и самостоятельность, уверенность, доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Игры обеспечивают психологическую разрядку, избавляют от негативных эмоций, восстанавливают душевное равновесие. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.

Русские народные игры естественны для семейного воспитания. Они просты и общедоступны. В них каждый из членов семьи может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В них можно играть в самых различных ситуациях: на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках.

Используя в работе народные игры, необходимо реализовывать следующие задачи: Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения. Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Организация народных игр Русские народные подвижные игры можно проводить на прогулке, включать в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, динамические паузы, физминутки, использовать в досугах и развлечениях. Методика проведения подвижной игры включает в себя: - выбор игры; - сбор детей на игру; - создание интереса; - объяснение правил игры; - распределение ролей; - руководство ходом игры; - подведение итога игры.

Выбор игры Подбор и планирование народных игр зависит от условий работы в каждой возрастной группе.   При подборе игр необходимо учитывать: постепенный переход от простых игр к более сложным; игровые образы должны быть понятны и интересны детям; возрастные особенности детей; количество детей; интересы детей; физическую подготовленность дошкольников; состояние здоровья каждого ребенка, время года, метеоролого-климатические условия; место игры в режиме дня, степень организованности детей, их дисциплинированность (если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить её в кругу).

Сбор детей на игру можно договорится о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры - использовать звуковые и зрительные ориентиры; (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.); собрать при помощи зазывалок (любая игра начинается с зазыва на игру); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой; распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось); Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов. Педагог может изготавливать их вместе с детьми и родителями. Основные требования к атрибутам игры и инвентарю: Инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса — посильными для играющих. Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр. Педагог планирует применение атрибут для игры заранее. Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры. Инвентарь и атрибуты должны соответствовать требованиям СанПин(а).

Объяснение правил игры Объясняя игру, важно правильно разместить детей (в зависимости от возраста детей воспитатель может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя стайкой). Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все участники игры (лицом к детям при построении в шеренгу или полукругом; рядом с ними если дети собраны в круг). Предварительное объяснение правил игры происходит с учётом возрастных психологических возможностей детей. В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. В старших группах алгоритм объяснения игры может быть следующим: назвать игру и её замысел; кратко изложить её содержание; подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно); распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке; начать игровые действия.

Распределение ролей Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей. Роли определяют поведение детей в игре. В играх с детьми младшего возраста воспитатель берет на себя роль ведущего. В старшей группе это могут уже делать и дети. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьёвки (они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды); в некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки (самый выдержанный из детей становится водящим ); водящий может выбрать себе замену. Все названные приёмы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.

Руководство игрой Педагог руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Воспитатель, по возможности, также: учитывает гендерные особенности детей при выполнении заданий; обращает внимание детей на правильное выполнение заданий в игре, в основном использует поощрение, оценивает действия, соблюдение правил игры и поведение детей; делает замечания в доброжелательном тоне, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу— все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры; подсказывает действия ребенку, который растерялся, подаёт сигналы, помогает сменить водящих; следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз; регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. (Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста.)

Окончание игры и подведение итогов В конце игры обязательно подведение итогов. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушил правила. Педагог анализирует, как удалось достичь успеха в игре. В младших группах воспитатель заканчивает игру анализом проведенной игры и предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах дети сами подводят итоги игры (самоанализ игры): отмечают кто хорошо выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Дети анализируют, как удалось достичь успеха в игре (почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему). Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.  Вывод: 

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни.

Русские народные игры являются эффективным средством воспитания гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры -средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народа».Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими ...

Проект "Формирование духовно-нравственных представлений детей 5-6 лет по средствам приобщения их к традициям русской народной культуры."

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем ...

Русские народные игры – средство приобщения ребёнка к традициям русского народа

Русские народные игры – средство приобщения ребёнка...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народ...

Открытое занятие «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»

Открытое занятие в рамках педагогического совета «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»...

Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа

Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа...