Русские народные игры – средство приобщения ребёнка к традициям русского народа
консультация

Русские народные игры – средство приобщения ребёнка                                                                                                                  к традициям русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._nar_igry_.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Консультация «Русские народные игры – средство приобщения ребёнка                                                                                                                  к традициям русского народа» (МО музыкальных руководителей)                                                                                                          

                                         

                                          «Игра, в значительной степени является основой

                                           всей человеческой культуры» А.В. Луначарский

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одной из задач является приобщение детей к социокультурным нормам, народным традициям общества и государства. Средствами приобщения детей к народным традициям и обычаям являются народные праздники и игры. Игровая деятельность представляет собой самостоятельный вид деятельности, присущий человеку. Ее формирование относится к начальному этапу становления человека и сопутствует ему на протяжении всей истории его существования. Появление игры было оправдано необходимостью передачи опыта от одного поколения другому. Эту функцию информационного канала, обеспечивающего умелое использование сил природы и подготовку к жизни новых поколений, игра успешно выполняла и выполняет.

Для того, чтобы способствовать духовному, патриотическому и нравственному воспитанию дошкольников, необходимо знакомить их с родной культурой, играми, обычаями, речью, начиная уже с младшего дошкольного возраста.  Народные игры считаются традиционным средством педагогики. По содержанию народные игры выразительны и понятны ребенку. В народных играх есть соревновательный задор, они часто сопровождаются веселыми считалками, потешками, что очень привлекает внимание детей разного возраста. Всё это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности, натуре ребёнка.

В дошкольном образовательном учреждении существует множество форм приобщения детей к народным играм. Это могут быть беседы, фольклорные праздники, игры- путешествия в прошлое предметов, выставки.

Знание и владение обширным репертуаром и методикой преподавания является основным условием успешного приобщения народных игр и праздников в жизнь дошкольников. Существуют методы, при использовании  которых педагог пробуждает интерес детей к народным обычаям и традициям.

 При помощи словесного метода музыкальный руководитель рассказывает об играх, о правилах их проведения, объясняет значение старинных слов, заучивает текст игры с детьми, отвечает на вопросы детей.

Наглядный метод предусматривает рассматривание иллюстраций к играм и праздникам, предметов старинной утвари, мебели, показ костюмов, просмотр презентаций.

Практический метод – это проведение игр и праздников, изготовление атрибутов к играм, консультации для родителей, педагогов.

 На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;                                                                                                     б) обрядовые (календарные);                                                                                                                   в) по отношению к природе (природные);                                                                                               г) трудовые (бытовые)                                                                                                                  д) с ведущим (водящим);                                                                                                                             ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох» и др.)

Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).

Игрызабавы  – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в тоже время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся  «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам».

Драматические (с элементами театрализованных действий) игры –это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», и др.)

Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно условно, разделить на 3 типа:

- хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

- некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «Плетень» и др.)

- хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)

В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется:

- знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;

- личный пример при разучивании игр;

- пример ребёнка при создании игрового образа;

- использование костюмов, атрибутов.

Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок», «Сорока» и др.),драматические («Заинька», «Дрёма» « И уже в средней группы мы используем все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используются хороводные и часть игр хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются народные игры всех типов.

При организации и проведении подвижных игр необходимо придерживаться следующих правил:                                                                                                                                 • Правила игры должны быть просты, понятны и легко выполнимы детьми.                           • Игра должна способствовать мыслительной и двигательной деятельности каждого ребенка.                                                                                                                                     • Каждый ребенок – активный участник игры.                                                                                                 • При проведении игр исключать даже малейший риск угрозы здоровью детей.  Инвентарь должен соответствовать требованиям безопасности.                                                                                                                                                                                                                                                                                        • При планировании проведения игр на занятии использовать принцип: от простого к сложному.                                                                                                                         • Чтобы все дети справились с заданием и получили положительные эмоции, следует снизить темп игры или дать дополнительное время.                                                                                • С помощью природного настроя на игру, интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе играющих.                                          • Повторите задание несколько раз (на первоначальном этапе проведения игры), пока дети не поймут идею игры.                                                                                                   • Повторяйте игру через несколько дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать.                                                                                                                     • Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе.                                                    • Игры должны способствовать развитию детей.                                                                         • Используйте несложный реквизит при проведении игр, он поможет разукрасить игру.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми зазывалками, считалками, жеребьевками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Интернет – ресурсы:

https://pandoraopen.ru/2013-11-30/narodnye-igry-dlya-detej-na-rusi/

https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/kartoteka-narodnyih-igr-v-sredney-gruppe.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре

«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го...

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры -средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народа».Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими ...

«Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

laquo;Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». (Д.В. Менджерицкая)...

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народ...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...

Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа

Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа...