ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мой веселый, звонкий мяч»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Якушевич Виктория Владимировна

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и ориентирована на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни, и здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopol._prgramma_myach.docx57.56 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Шарыпово

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному

направлению развития детей»

 

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол от «    » августа 2020 г.

 

                    УТВЕРЖДАЮ:

                    Заведующая

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

                     _________ Н.С. Канищева

                     Приказ от «     » августа 2020 г

                         №.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мой веселый, звонкий мяч»

Уровень программы: стартовый

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор:

Якушевич Виктория Владимировна,

Инструктор по физической культуре

 

Шарыпово

 2020


1.  Пояснительная записка

С целью обеспечения  полноценного физического развития дошкольников была разработана дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой веселый, звонкий мяч» (далее по тексту – программа).

     Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: 

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г. № 1726-р.);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15г.  № 09-3242;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН  2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Министерства просвещения РФ № от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.

-  Устав МБДОУ № 3 «Чебурашка»;

-  Программа развития МБДОУ № 3 «Чебурашка»;

- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБДОУ № 3 «Чебурашка».

     Программа реализуется на занятиях спортивного кружка МБДОУ № 3 «Чебурашка» города Шарыпово Красноярского края.

  1. Направленность программы

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и ориентирована на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

1.2Новизна и актуальность программы

Актуальность программы определяется тенденцией к ухудшению состояния здоровья детей. Здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Одним из способов решения этой проблемы является систематическое использование игр и упражнений с мячом.

Новизна программы основана на комплексном использовании средств физического воспитания (физические упражнения для отдельных частей тела, упражнения, направленные на развитие двигательных качеств и способностей, спортивные упражнения, элементы спортивных игр, подвижные  игры) для закрепления и совершенствования умений и навыков владения мячом.

  1. Отличительные особенности программы

Основной акцент в программе сделан на закрепление и совершенствование упражнений со всеми доступными видами мячей, на создание условий для овладения дошкольниками элементами различных спортивных игр с мячом – пионербол, футбол, баскетбол. Программа составлена с учетом возрастных особенностей дошкольников, привлекает детей с разным уровнем физической подготовленности и дает возможность совершенствовать полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Посещать занятия спортивного кружка ребенок может начать в любой момент, независимо от сроков начала  и завершения реализации программы.

1.2 Адресат программы

     Программа ориентирована на детей дошкольного возраста  6 - 7 лет, посещающих МБДОУ № 3 «Чебурашка».

  1. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность образовательного процесса составляет 36 часов (36 недель – 1 час в неделю).

1.4 Формы обучения и режим занятий

Программой предусмотрено проведение занятий в групповой форме.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия с детьми 30 минут (1 академический час).

2.Цели и задачи программы

Цель программы: закрепление и совершенствование умений и навыков владения мячом.

Задачи программы:

1.Способствовать формированию правильной осанки, укреплению крупных и мелких групп мышц.

2.Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: броски и ловля мяча, передача мяча, бросок через сетку, бросок мяча в корзину, отбивание мяча,  ведение мяча, метание мяча.

3.Способствовать развитию силы, быстроты, ловкости, координационных способностей.

4.Способствовать обогащению и углублению знаний о спортивных играх с мячом.

5.Формирование устойчивого интереса к играм с мячом, желания использовать их в самостоятельной деятельности.

6.Способствовать воспитанию морально-волевых качеств.

  1. Учебный план

Таблица 1

Тема

Количество часов

Форма подведения итогов

всего

теория

практика

1

Вводная

1

0,3

0,7

Игровые упражнения

2

Диагностика

6

0

6

Тестовые задания

3

Бросание

6

0,3

5,7

Промежуточные тестовые задания

4

Отбивание

6

0,3

5,7

5

Метание

6

0,3

5,7

6

Забрасывание

6

0,3

5,7

7

Подвижные игры

5

0

5

Итоговое занятие

Всего

36

1,5

34,5

  1. Содержание  учебного плана программы

Тема 1: Вводная - 1 час

Теоретическая часть -  0,3 часа:

- беседа с детьми на тему « История возникновения мяча», показ презентации;

- напоминание о правилах поведения и технике безопасности на занятиях;

Практическая часть – 0,7 часа:

- выполнение известных воспитанникам упражнений с мячами, подвижная игра.

Тема 2: Диагностика уровня владения мячом на начало учебного года.

Практическая часть – 6 часов

Выполнение тестовых заданий.

Тема 3: Бросание мяча

Теоретическая часть – 0,3 часа:

- беседа о правильной технике выполнения бросков и ловле мячей разного диаметра,  рассматривание фотоматериалов и карточек – символов.

Практическая часть – 5,7 часа:

- разные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с мячами;

- броски вверх и ловля малого мяча;

- перебрасывание мячей в парах разными способами;

- перебрасывание через сетку;

- перебрасывание  в парах на месте и в движении;

- подвижные игры с мячами.

Тема 4: Отбивание мяча

Теоретическая часть – 0,3 часа:

- беседа о правильной технике выполнения  отбивания мяча  на месте и в движении,  рассматривание фотоматериалов и карточек – символов.

Практическая часть – 5,7 часа:

- разные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с мячами;

- отбивание мяча на месте;

- ведение мяча в прямом направлении,  двигаясь врассыпную;

- дриблинг;

- повторение ранее пройденного материала;

- подвижные игры с мячами.

Тема 5: Метание

Теоретическая часть – 0,3 часа:

- беседа о правильной технике выполнения  метания мяча,  рассматривание фотоматериалов и карточек – символов.

Практическая часть – 5,7 часа:

- разные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с мячами;

- прокатывание мяча между предметами, в цель руками и с помощью ног;

- передача мяча ногами в парах, группах;

- повторение ранее пройденного материала.

- подвижные игры с мячами.

Тема 6: Забрасывание мяча

Теоретическая часть – 0,3 часа:

- беседа о правильной технике выполнения  метания мяча,  рассматривание фотоматериалов и карточек – символов.

Практическая часть – 5,7 часа:

- разные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с мячами;

- броски мяча в напольную корзину, в кольцо рук,  в обруч в парах, в баскетбольное кольцо;

- повторение ранее пройденного материала;

- подвижные игры с мячами.

Тема 7: Подвижные игры

Практическая часть 5 часов

- разные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с мячами;

- закрепление умения владеть мячом  посредством подвижных игр;

- итоговое занятие: развлечение

Примерный календарный учебный график

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Мой веселый, звонкий мяч»

Таблица 2

д/з

Месяц

Число

Время

проведения

Форма

проведения

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Тема 1. Вводное занятие

1

Сентябрь

1

5:40

Комбинированное

1

1. Презентация «История возникновения мяча»

2. Выполнение упражнений с мячами

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий 

Тема 2. Диагностика

2

Сентябрь

8

15:40

Комбинированное

1

Диагностика  уровня владения мячом

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Выполнение тестовых заданий

3

Сентябрь

15

15:40

Комбинированное

1

Диагностика  уровня владения мячом

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Выполнение тестовых заданий

Тема 3. Бросание и ловля мяча

4

Сентябрь

22

15:40

Практическое

1

1. Броски малого мяча вверх одной рукой и ловля двумя.

2. Перебрасывание мячей в парах двумя руками снизу.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

5

Сентябрь

29

15:40

Практическое

1

1. Броски малого мяча вверх одной рукой и ловля двумя руками после хлопка в ладоши.

2. Перебрасывание мячей в парах двумя руками от груди.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

6

Октябрь

6

15:40

Практическое

1

1. Броски малого мяча об пол одной рукой и ловля после отскока двумя руками.

2. Перебрасывание мячей в парах двумя руками из-за головы.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

7

Октябрь

13

15:40

Практическое

1

1. Броски малого мяча в парах бросок об пол одной рукой и ловля после отскока партнером.

2. Перебрасывание мячей в парах двумя руками из-за головы из положения, сидя ноги скрестно.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

8

Октябрь

20

15:40

Практическое

1

1. Перебрасывание мячей в парах двумя руками из-за головы из положения, сидя ноги скрестно.

2. Броски малого мяча вверх из разных и.п.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

9

Октябрь

27

15:40

Практическое

1

1. Броски мяча в парах через сетку.

2. Перебрасывание мячей, в парах двигаясь боком приставным шагом.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

Тема 4. Отбивание мяча

10

Ноябрь

3

15:40

Практическое

1

1. Отбивание мяча на месте одной рукой (правой, затем  левой).

2. Ведение мяча по прямой одной рукой (правой и левой поочереди).

3. Повторение пройденного материала (броски мяча об пол и ловля во время движения).

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

11

Ноябрь

10

15:40

Практическое

1

1. Отбивание мяча на месте одной рукой (правой, затем  левой).

2. Дриблинг.

3. Броски малого мяча в вертикальную цель.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

12

Ноябрь

17

15:40

Практическое

1

1. Отбивание мяча на месте одной рукой (правой, затем  левой, двумя вместе).

2. Дриблинг.

3. Перебрасывание малого мяча в парах одной рукой с ударом об пол в центре площадки и ловля после отскока.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

13

Ноябрь

24

15:40

Практическое

1

1. Ведение мяча в прямом направлении в парах, взявшись за руки.

2. Дриблинг.

3. Перебрасывание мяча через сетку в парах.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

14

Декабрь

1

15:40

Практическое

1

1. Отбивание мяча на месте одной рукой (правой, затем  левой).

2. Ведение мяча по прямой одной рукой (правой и левой поочереди).

3. Повторение пройденного материала (броски мяча в парах через сетку).

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

15

Декабрь

8

15:40

Практическое

1

1. отбивание мяча на месте в парах.

2. Дриблинг.

3. Броски мяча в парах через сетку  в движении приставным шагом.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

Тема 2.Промежуточная диагностика

16

Декабрь

15

15:40

Комбинированное

1

Диагностика  уровня владения мячом

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Выполнение тестовых заданий

17

Декабрь

22

15:40

Комбинированное

1

Диагностика  уровня владения мячом

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Выполнение тестовых заданий

Тема 5. Метание мяча

18

Январь

12

15:40

Практическое

1

1. Метание малого мяча в вертикальную цель.

2. Прокатывание мяча большого диаметра «змейкой» между конусов.

3. Броски малого мяча об пол правой рукой и ловля после отскока левой и наоборот.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

19

Январь

19

15:40

Практическое

1

1. Прокатывание мяча в прямом направлении, сбивая кегли.

2.  Метание малого мяча в вертикальную цель.

3. Броски малого мяча вверх, поворот вокруг себя  и ловля после отскока.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

20

Январь

26

15:40

Практическое

1

1. Прокатывание мяча в прямом направлении, сбивая кегли.

2. Прокатывание мяча в парах, расстояние 3м. и более.

3. Ведение мяча в парах, взявшись за руки.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

21

Февраль

2

15:40

Практическое

1

1. Метание малого мяча в вертикальную цель.

2. Прокатывание мяча большого диаметра «змейкой» между конусов.

3.  Ведение мяча в прямом направлении в парах, взявшись за руки.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

22

Февраль

9

15:40

Практическое

1

1. Прокатывание мяча в воротца ударом ноги (внутренней стороной).

2. Ведение мяча между предметами (змейкой)  ногой.

3. Перебрасывание мяча через сетку в парах любым способом.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

23

Февраль

16

15:40

Практическое

1

1. Прокатывание мяча в воротца ударом ноги (внутренней стороной).

2. Ведение мяча между предметами (змейкой)  ногой.

3. Перебрасывание мяча через сетку в парах любым способом.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

Тема 6. Забрасывание мяча

24

март

2

15:40

Практическое

1

1. Броски мяча в корзину, стоящую на полу.

2. Броски мяча в кольцо рук, в парах.

3.Метание малого мяча на дальность.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

25

март

9

15:40

Практическое

1

1. Броски мяча в корзину, стоящую на полу.

2. Броски мяча в кольцо рук, в парах.

3.Броски малого мяча под коленом.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

26

март

16

15:40

Практическое

1

1. Броски мяча в корзину, стоящую на полу, стоя к ней спиной.

2. Броски мяча в кольцо рук, в парах.

3. Перебрасывание мяча в парах через обруч.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

27

март

23

15:40

Практическое

1

1. Броски мяча в корзину, стоящую на полу, стоя к ней спиной.

2. Броски мяча в кольцо рук, в парах.

3. Перебрасывание мяча в парах через обруч.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

28

март

30

15:40

Практическое

1

1. Броски мяча в баскетбольное кольцо.

2. Броски мяча в кольцо рук, в парах.

3. Перебрасывание мяча в парах через обруч.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

29

Апрель

6

15:40

Практическое

1

1. Броски мяча в баскетбольное кольцо.

2. Броски мяча в корзину, стоящую на полу, стоя к ней спиной

3. Броски малого мяча вверх из разных исходных положений.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

Тема 7. Подвижные игры с мячом

30

Апрель

13

15:40

Практическое

1

1. Подвижные игры с мячом

2. . Прокатывание мяча в прямом направлении, сбивая кегли.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

31

Апрель

20

15:40

Практическое

1

1. Подвижные игры с мячом

2. . Броски малого мяча в парах бросок об пол одной рукой и ловля после отскока партнером.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

32

Апрель

27

15:40

Практическое

1

1. Подвижные игры с мячом

2. Ведение  мяча в прямом направлении.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

33

Май

4

15:40

Практическое

1

1. Подвижные игры с мячом

2. Броски мяча в баскетбольное кольцо.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

Тема 2. Итоговая диагностика

34

Май

177

15:40

Комбинированное

1

Диагностика  уровня владения мячом

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Выполнение тестовых заданий

35

Май

18

15:40

Комбинированное

1

Диагностика  уровня владения мячом

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Выполнение тестовых заданий

Итоговое занятие

36

Май

25

15:40

Игровое

1

Физкультурное развлечение с родителями.

МБДОУ № 3 «Чебурашка»

(физкультурный зал)

Наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

  1. Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы воспитанники разовьют:

-  мелкую моторику, внимание, быстроту реакции, сообразительность, ловкость, координацию движений, устойчивость тела;

- умение ориентироваться в пространстве, умение регулировать силу и точность движений;

- умение самостоятельно принимать разумные решения в зависимости от хода игры;

- достигнут благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности.

В результате освоения программы воспитанники овладеют:

 - техникой бросков  и ловлей мяча на месте и в движении, индивидуально, в парах, в группе;

- техникой отбивания мяча на месте, ведения мяча  в разных направлениях индивидуально и в парах;

 - техникой бросков  мяча  в баскетбольную корзину, через сетку разными способами;

- техникой метания мяча в мишени,  прокатывания мяча ногами в мишени индивидуально и в парах;

- множеством элементов «школы мяча»;

 - действиями с мячом без зрительного контроля;

- узнают новые подвижные игры с мячом;

- навыками совместных действий.

В процессе обучения у воспитанников происходит становление основных компетентностей:

- коммуникативная – умение слушать, слышать, сопереживать другому, общаться и дружить;

- познавательная – способность к обучению;

- культурная – соответствовать нормам и правилам поведения.

  1. Календарный учебный график программы

Таблица 3

Год обучения

Начало

учебного года

Конец

учебного года

Количество

часов

Количество

Учебных

недель

Количество

Учебных

дней

1

1 год обучения

01.09.2021

25.05.2022

36

36

36

  1. Условия реализации программы

7.1Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся  в физкультурном зале, площадь которого  99,1 м.

 В образовательном процессе используются:

- мячи разного диаметра,

- гимнастические скамейки;

- обручи;

- корзины напольные;

- баскетбольные корзины;

-  шнуры;

- сетка;

- мягкие модули;

- фишки-ориентиры;

- стойки;

- мишени;

- воротца, регулируемые по высоте.

7.2Информационное обеспечение

В образовательном процессе используются:

- магнитофоны;

- ноутбук;

- проектор;

- экран;

          - аудиозаписи для выполнения ОРУ;

- презентации;

- видеозаписи;

- фотоматериалы на тему «Спортивные игры с мячом», «Такие разные мячи».

  1. Кадровое обеспечение

Занятия проводит инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории  Якушевич Виктория Владимировна. Стаж работы 10 лет 5 месяцев. Образование: среднее профессиональное.

  1. Формы аттестации и оценочные материалы
  1. Форма подведения итогов реализации программы и форма фиксации результата

С момента начала занятий ребенка по программе проводится педагогический мониторинг уровня физической подготовленности и  определения задач индивидуального развития.

Форма проведения мониторинга: выполнение тестовых заданий для выявления уровня владения мячом, результаты фиксируются в представленной таблице. 

Таблица для фиксации уровня усвоения программы

Таблица 4

Ф.И.

ребенка

Броски

Отбивание

метание

Забрасывание

В баскетбольное кольцо

Сумма баллов

М. мяча

вверх

одной рукой

ловля

двумя

В парах

Одной

рукой

на месте

Ведение

одной рукой по прямой

В даль

В вертикальную

цель

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

Первичный мониторинг  проводится в начале учебного года.

Текущий контроль осуществляется в течение учебного года: наблюдение педагога за практической деятельностью, выполнение промежуточных тестовых заданий.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года.

Мониторинг проводится в физкультурном зале и на спортивном участке детского сада.

  1. Критерии и показатели  оценки уровня образовательных результатов:

Броски мяча вверх одной рукой и ловля двумя руками

Ребенок стоит в и.п. ноги на ширине плеч и одной рукой подбрасывает вверх малый мяч как можно большее количество раз. Тест выполняется движениями рук, туловище и ноги почти не вовлекаются в работу. Дается две попытки, фиксируется лучший результат.  Менее 40 раз – низкий уровень, 40-60 раз – средний, выше 60 – высокий.

Броски  и ловля мяча в парах любым способом

При выполнении этого теста учитывается  исходное положение при выполнении броска, техника выполнения броска и скорость реакции при ловле мяча.

Отбивание мяча одной  рукой на месте

Ребенок стоит в и.п. ноги на ширине плеч и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз, не сходя с места (руки можно чередовать). Из двух попыток засчитывается лучший результат. 7 лет: 35-40 раз.

Ведение мяча одной рукой в прямом направлении

При ведении мяча передвижение происходит на слегка согнутых ногах, наклоняясь немного вперед. Рука, ведущая мяч слегка согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами  накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча выполняются несколько сбоку от себя, равномерно, согласовано с передвижением. Ведение менее 4 м. – низкий уровень, 4- 6 м. – средний, выше 6 м. – высокий.

Метание вдаль с места из-за головы

Ребенок стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке; если метание выполняется правой рукой, то мяч держится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Кисть с мячом находится в согнутой в локтевом суставе руке на уровне лица. Вначале надо перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возможности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, левая — прямая, в упоре на пятку.

При броске, разгибая правую ногу в коленном суставе, перенести центр тяжести (а не массу) вперед на левую ногу. При этом ребенок, прогнувшись в пояснице, переходит в положение «натянутого лука». Не задерживаясь в таком положении, он начинает выносить руку вперед для броска. Движение руки должно быть хлещущим, напоминать удар кнутом. Сначала вперед выдвигается плечо, потом предплечье, затем кисть с мячом.

Даются три попытки, лучший результат фиксируется. 6 лет менее 4м. – низкий уровень,  4-8 м. – средний, выше 8 м. – высокий. 7 лет менее 6 м. – низкий уровень, 6-10 м – средний, выше 10 м. – высокий.

Метание в вертикальную цель

При метании в цель дети сосредоточивают свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение этого движения требует концентрации внимания, сосредоточенности, целенаправленности, волевого усилия. Метание производится с расстояния 4-5 метров. Дается три попытки: 1 попадание – низкий  уровень, 2 – средний, 3 – высокий.

Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо

Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им небольшую дугу и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног. Бросая мяч, не опускать голову, сопровождать его руками.

Смотреть в передний край кольца, стоя прямо перед корзиной. Если положение не по прямой перед корзиной, бросок с отскоком от щита — прицеливаться в точку, в которую надо попасть мячом.

Дается три попытки: 1 попадание – низкий  уровень, 2 – средний, 3 – высокий.

Количественные и технические результаты тестирования оцениваются в балах:

3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть

отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован;
1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов – отказ от выполнения движения.

Высокий уровень – от 22 до 27 баллов.
Средний уровень – от 13 до 21 балла.
Низкий уровень – от 0 до 12 баллов.

  1. Перечень диагностического материала

Для осуществления мониторинга используются:

- таблицы для фиксации уровня усвоения программы;

- мячи малого и большого диаметра;

- мишени вертикальные;

- сантиметровая лента;

- баскетбольные кольца.

9.Методические материалы

9.1 Общая характеристика педагогического процесса

    Программа гуманистически ориентирована, так как предусматривает разнообразную деятельность с мячом, учитывая индивидуальные особенности и возможности  воспитанников. Упражнения  и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи.

Данная программа опирается на следующие принципы:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения, который направлен на всестороннее развитие личности ребенка;

- принцип сознательной активности, ребенок не молчаливый приемник информации, а активный участник педагогического процесса.

- принцип наглядности основан на том, что в процессе обучения детям будет значительно проще сформировать представление о предмете или действии, если его словесное описание будет подкрепляться различными наглядными пособиями или действиями;

- принцип систематичности и последовательности, данный принцип предусматривает организацию учебного процесса в виде системы (учебные планы, расписания и т.п.), которая строго регламентирует изучение учебного материала, на определенный промежуток времени. Последовательность обучения предусматривает изучение, которое идет от «общего» к «частному», то есть изученное ранее является основой для последующего;

- принцип научности, который  предполагает организацию учебного процесса на основе передового педагогического опыта, педагог в процессе обучение предоставляет детям только актуальную информацию по изучаемом предмету.

- принцип доступности. Принцип основан на учете возрастных, психологических, умственных и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

- принцип прочности. Данный принцип взаимосвязан с принципом последовательности и систематичности обучения. Он предполагает систематическое повторение ранее пройденного учебного материала, с целью его усвоения.

- принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо закрепления и совершенствования   знаний и умений.

Основные методы обучения:

- наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.

- вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.

- практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения.

- игровой метод дает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка.

- соревновательный метод способствует практическому освоению  физических упражнений, используя элемент соперничества между детьми.

В рамках данной программы проводятся комбинированные, тренировочные, игровые занятия. Они имеют традиционную структуру:

вводная часть: различные виды ходьбы и бега, подскоков, прыжков, основная часть: ОРУ, упражнения с мячом, элементы спортивных игр, п/и, эстафеты с мячом, заключительная часть: м/п игра, ходьба, релаксация.

9.2 Перечень методических видов продукции для реализации программы

Для реализации программы используется следующая методическая продукция:

- методические и учебные пособия, обучающие работе с мячом;

- картотека подвижных игр с мячом;

- картотека ОРУ с мячом;

- дидактические игры;

- наборы карточек с символами;

- сценарии развлечений;

- конспекты занятий;

-  конспекты бесед на тему возникновения, истории, развития мяча;

- физкультурное оборудование.

Список используемой литературы:

1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн..для воспитателя детского сада. -  М. «Просвещение» , 1992 – 159с.

2. Адашкявичене Э.И. Баскетбол для дошкольников – М.: Просвещение, 1983. — 79 с.: ил.

3. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье!  Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет /  - М. АРКТИ, 2004. - 144 с.

4. Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л.Б., Занятия,  упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно-методическое пособие.- СПб: КАРО, 2010 – 248с.

4. Николаева И.Н. Школа мяча. Учебно-методическое пособие. Издательство «Детство-Пресс», 2012.

5. Журнал Инструктор по физкультуре №3 /2013 – «Школа мяча» Москва ТЦ       «Сфера» 2013г. 

 6. Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. – М., 2009.

10. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных         учреждениях: [Учеб. для пед. уч-щ по спец. 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и 2002 "Дошк. воспитание"] / Д. В. Хухлаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1984. - 207 с.

11. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 96 с.

Приложение №1

Подвижные игры  и эстафеты с мячом

«Мяч водящему»

Нужно провести две линии. Расстояние между ними 2-3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребёнку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время вся колонна играющих подвигается вперёд и к исходной линии подходит следующий играющий.

«Передай мяч»

Играющие распределяются на команды и выстраиваются в колонны. У игроков, стоящих первыми, в руках по одному большому мячу (диаметр 20-25 см). По сигналу воспитателя начинается передача мяча назад двумя руками над головой (за головой) стоящим сзади. Как только игрок, стоящий последним в колонне, получит мяч, он быстро бежит, становится впереди колонны и снова передаёт мяч. Побеждает та команда, дети которой быстро выполнили упражнения и ни разу не уронили мяч.

«Мяч в стену»

Команды строятся в колонны на расстоянии 3 м от стены лицом к ней. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену, ловят его после отскока от земли и передают следующим, а сами бегут каждый в конец своей колонны.

«Ловишка с мячом»

На земле чертят круг (диаметр 2м). Ловишка - в центре круга с мячом. После слов: «Раз, два, три -лови!» -дети бегут, а ловишка «осаливает» мячом убегающих детей.

«Школа мяча»

Играющие строятся в колонны, в руках у первых игроков по одному большому мячу. Перед каждой колонной положен обруч (диаметром 50 см). По сигналу воспитателя первый игрок ударяет мячом в обруч, ловит его двумя руками и передаёт следующему, а сам бежит в конец своей колонны. Когда первый в колонне окажется снова на своём месте, то, получив мяч, он поднимает его над головой.

«Проведи мяч»

Играющие строятся в две колонны, у каждого в руках по одному мячу. Вдоль площадки параллельно друг другу, ставятся кубики (5-6 шт.) на расстоянии 1.5 м. По сигналу воспитателя первые игроки начинают ведение мяча между предметами. Как только они пройдут 2-3 предмета, в игру включаются следующие ребята. Каждый выполнивший задание встаёт в конец своей колонны.

«Охотники и утки»

Играющие делятся на две команды охотников и уток. Утки становятся в середину круга, а охотники располагаются снаружи круга. Охотники перебрасывают мяч и стараются осалить им уток. Когда треть уток поймана, игра останавливается и дети меняются ролями.

«Не давай мяч водящему»

В центре круга находятся 2-3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронуться. Если кому-либо это удаётся, то он выходит из круга. А водящим становится тот, при броске которого был осален мяч.

«Поймай мяч»

В игре  трое участников. Двое становятся на расстоянии не менее 3м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч, пролетающий над ним.

«Сбей кеглю»

Играющий становится за линию, в 2-3 м от которой находится кегля. Надо сбить её мячом. Мяч можно прокатывать, бросать или ударять ногой.

Приложение №2

Физкультурный досуг в подготовительной группе с участием родителей «Мой веселый звонкий мяч»

Цель: Создание радостного, веселого настроения от совместных занятий физкультурой, пропаганда здорового образа жизни через проведение активного досуга. Развитие физических качеств детей.

Задачи:

  • Способствовать формированию правильной осанки.
  • Способствовать развитию крупных и мелких групп мышц.
  • Закреплять умения детей владеть мячом.
  • Развивать быстроту, силу, ловкость, глазомер, координационные способности.
  • Воспитывать дружелюбие, умение действовать в команде.

Инвентарь: мячи большого и малого диаметра, стойки для дриблинга, фишки-ориентиры, обручи среднего диаметра, клюшки, корзины, сетка или шнур, аудиозаписи для проведения эстафет, сладкие призы.

Место проведения: физкультурный зал детского сада.

Участники: дети и родители подготовительной группы «Белоснежка», воспитатели, инструктор по физкультуре.

Ход досуга

Инструктор: Здравствуйте, уважаемые взрослые и ребята! Сегодня наши соревнования непростые. Они посвящены одному замечательному предмету. Без него нельзя играть во многие спортивные игры. С помощью этого предмета можно стать ловким, быстрым и сильным. Он есть дома у каждого из вас, а у некоторых даже не один, а несколько. Что же это? Он все прыгает и скачет, Что же это? Это... (мячик).

Правильно, это мяч. Мячи бывают разные. Последнее время мы с вами много говорили о мячах, рассматривали картинки, играли в игры. Вспомните, какие бывают мячи? (Ответы детей.) Мячи бывают резиновые, кожаные, маленькие, средние, большие, воздушные, пластмассовые, пластиковые, резиновые, специальные мячи для разных игр (баскетбол, футбол, хоккей, гандбол, гольф, теннис и т.д.).

Вот и мы сегодня все наши игры и соревнования будут проходить с мячами. Я уже говорила, что наши соревнования будут не совсем обычные: сегодня у нас не будет строгих судей, мы будем играть и веселиться и получать удовольствие от того, что сегодня мы все вместе. Но сначала надо размяться.

Музыкально-ритмическая разминка под музыку «Веселый мяч»

Выполняют взрослые и дети

Инструктор: Все размялись? Все взбодрились? Тогда начинаем наши соревнования.

1эстафета «Проведи два мяча»

Участники делятся на две команды. У первых игроков два мяча большого диаметра. Перед каждой командой на расстоянии 4 метров стоят фишки-ориентиры. Первые участники катят сразу два мяча до фишек, обводят их и также возвращаются обратно.

2эстафета «Дриблинг»

Участники делятся на две команды. У первых игроков  мяч большого диаметра. Перед каждой командой, в ряд выставлены стойки. Первые участники, отбивая мяч одной рукой, должны провести его змейкой между стойками, взять мяч в руки и бегом вернуться в свою команду, передать мяч следующему игроку.

Совместная игра с родителями «Кошки-мышки»

Играющие становятся в круг и берут два мяча: большой мяч-кошка, маленький – мышка. Мячи передают по кругу из рук в руки, «кошка» должна догнать «мышку», а «мышка» убежать от «кошки». Если мяч падает, то игра начинается заново.

3 эстафета «Посади картошку»

У каждой команды есть корзина с «картошкой», мячи малого диаметра. Перед командами – «поле», обручи среднего диаметра. Первый участник берет из корзины одну «картошку», бежит к «полю», кладет мяч, бегом возвращается обратно и передает эстафету следующему участнику.

4 эстафета «Баскетбол»

Участники команд поочереди забрасывают мячи большого диаметра в кольцо или корзину.

5 эстафета «Гольф»

У каждого участника соревнований в руках малый резиновый мяч. У первых участников команд в руках клюшка. Перед командами на расстоянии 7 метров находятся «лунки», обручи. Задача игроков по очереди довести мяч клюшкой до «лунки» и загнать его туда. Обратно вернуться бегом, передать клюшку следующему участнику.

Совместная игра с родителями «У кого мячей меньше?»

Играющие делятся на две команды и располагаются по обеим сторонам от натянутой посередине площадки сетки или шнура. У каждого играющего мяч(любого диаметра). По сигналу играющие перебрасывают мячи на половину соперников. Игра продолжается 1-1,5 мин, заканчивается по свистку. Подсчитывается количество оставшихся мячей на стороне каждой команды. Побеждает та команда, на половине которой будет меньшее количество мячей.

Инструктор: Вот и закончились наши соревнования. Но проигравших здесь нет. Все мы стремимся к победе, хотим быть здоровыми и сильными. И только занимаясь физкультурой и спортом, мы этого достигнем. Ну а чтобы вам стало совсем хорошо, для вас приготовили сладкие подарки. До свидания.

Приложение № 3

Беседа  «Значение мяча в развитии ребенка»

Игры в мяч очень популярны, их считают самыми распространёнными, встречаются они почти у всех народов мира. История не знает ни года, ни места рождения игр в мяч, что говорит об их древности. 

В простонародье чаще всего мячи делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка - ремешков, сделанных из коры липы, берёзы или ивы. Внутри такие мячи были пустые или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались предать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был лёгким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому. Резиновыми мячами играли дети только из зажиточных семей.

Играя в мяч, дети выполняли порой довольно сложные фигуры, повторяя каждую, как правило, три раза. В разных местах России их называли по-разному.

Свечки - подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Второй раз бросить выше, а в третий раз ещё выше.

Поднебески - подбросить мяч вверх, дать ему упасть и с отскока от земли поймать.

Гвозди ковать - отбивать мяч рукой о землю.

Хватки - поднять руки с мячом повыше головы выпустить его и поймать налету.

Вертушки-перевёртушкн - положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной, отбить мяч вверх, а затем поймать.

Первыши-водокачи - ударить мячом в стену, поймать его с отскока от стены.

Зайца гонять - бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.

Пришлёпы - ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после чего поймать.

«Галки» вороны, зеваки - встать спиной к стене, откинуть голову назад так, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударить мячом о стену и поймать двумя руками.

Одоручье - подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой: подбросить левой и поймать левой.

Ручки - опереться левой рукой о стену, правой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками. Опереться правой рукой о стену, левой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками.

Через ножки - упереться левой ногой в стену, из-под неё ударить о стену мячом и поймать его двумя руками. То же, но упереться правой ногой.

В ладоши - ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.

По коленям - ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.

Нитки наматывать - ударить мячом о стену, быстро сделать движение руками, будто наматываешь нитки, и поймать мяч.

С одеванием - ударить мячом о стену, а пока он летит, сделать движение, как при надевании шапки. После второго броска "обуться" и т.д.

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует действия с ним: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки ребёнка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Дети, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.). Они получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать ребенку обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, ребёнок самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселая логоритмика"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселая логоритмика" предназначена для работы с детьми 3-6лет. Материал будет полезен как логопедам, так и воспитателям. Включен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Веселая азбука» (социально-педагогической направленности) (срок реализации – 1 год, возраст детей – 6-7 лет)

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Веселая азбука» по содержанию является социально-педагогической направленности; по форме организации – кружковой; по в...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые нотки»

Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа "Юный пианист" включает в себя целый комплекст обучения детей 5-6 лет основным музыкальным формам работы: пение, игра на фортепиа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Звонкий колокольчик"

программа бесплатной кружковой работы с детьми в подготовительной к школе группе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Веселый язычок»

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной ...