Мастер-класс для педагогов "Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
методическая разработка по физкультуре

Мишурова Надежда Сергеевна

 Фитбол-гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного развития двигательных качеств, укрепления и оздоровления всего организма.

 Фитбол-гимнастика развивает двигательные качества, координацию движений детей, создает веселую атмосферу и делает занятия с детьми эмоциональными и яркими и в то же время обладает большим оздоровительным эффектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_fitbol.docx463.57 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов ДОУ

Тема: «Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: ознакомление педагогов с оздоровительной технологией фитбол-гимнастика, с вариантами её использования в воспитательно-образовательной работе ДОУ и её значением на систему оздоровления дошкольников.

Задачи:

  • дать элементарные представления о функциональном назначении мяча-фитбола и фитбол-гимнастики как нетрадиционной формы оздоровительной работы с дошкольниками;
  • отработать с педагогами ряд упражнений, подвижных игр, дыхательной гимнастики и релаксаций в рамках фитбол-гимнастики;
  • показать разные приемы фитбол гимнастики для детей в ОВЗ и детей с одаренностью;
  • вызвать интерес к фитбол-гимнастике как здоровьесберегающей технологии; повысить профессиональную компетентность педагогов в её применении.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи музыки для упражнений и релаксации; мячи-фитболы и гимнастические коврики по количеству участников; «чудесный» мешочек; 8 цветных шаров из сухого бассейна.

1 часть. Вводная.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе, попрошу вас встать и построиться в круг.

В моих руках чудесный мешочек, хотите узнать, что внутри… прошу вас достать из него по одному предмету (педагоги по очереди достают разноцветные шары из «чудесного мешочка»).

Заметили, на каждом шарике буква. Составьте из этих букв слово. (Участники составляют слово «здоровье».

Спасибо, молодцы! Совершенно верно – это слово «здоровье». Здоровье – это самое ценное и дорогое для каждого из нас!

2 часть. Основная.

А сейчас я попрошу вас сделать большой круг. Перебрасывая мяч по кругу, ответьте, пожалуйста на вопрос: что же важно для сохранения и укрепления здоровья? (ответы педагогов)

Спасибо за ваши ответы. Мне приятно, что наши мнения совпадают, и я думаю, что вы согласитесь со мной, что одной из важнейших составляющих здоровья является двигательная активность. Особенно актуальна эта тема в современном мире, когда наши дети, сидят за компьютерами и телефонами, вследствие чего появляются нарушение осанки и множество других проблем со здоровьем. Мы сами всё больше проводим времени не в движении.

Какие современные методы обеспечат физическое развитие и двигательную активность ребёнка? Какие технологии являются эффективными в укреплении и сохранении психофизиологического здоровья детей? Эти проблемы стоят сегодня перед многими педагогами, и сегодня я поделюсь с вами своим опытом работы и покажу, как можно укрепить здоровье и развить интерес к физкультуре с помощью необычного мяча.

 Фитбол – это уникальный многофункциональный тренажёр. Его название переводится как «мяч для оздоровления» или «мяч для опоры». Фитбол – это больше, чем просто мяч! Изобретённый в 50-х годах прошлого столетия швейцарским врачом-физиотерапевтом для реабилитации больных с церебральным параличом и используемый в медицине для восстановления после травм позвоночника, этот чудо-мяч приобрёл особую популярность в наше время и верно служит и взрослым, и детям. Положительное воздействие фитбола на здоровье подтверждено многочисленными исследованиями, проведенными в США, Европе и России.

ФИТБОЛ – это одна из современных технологий здоровьесбережения!

 Фитбол-гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного развития двигательных качеств, укрепления и оздоровления всего организма.

 Фитбол-гимнастика развивает двигательные качества, координацию движений детей, создает веселую атмосферу и делает занятия с детьми эмоциональными и яркими и в то же время обладает большим оздоровительным эффектом.

Фитбол тренирует сердце, дыхательную систему, укрепляет мышцы, является хорошим средством для профилактики нарушений осанки. Этот вид гимнастики уникален тем, что в нем снимается нагрузка с поясницы и суставов и практически отсутствует ударная нагрузка на ноги. Поэтому фитболом могут заниматься даже пожилые и люди с избыточным весом.

Фитбол можно использовать как ориентир, тренажёр, предмет, препятствие, опору и массажёр.

Как видите, плюсов от упражнений на фитболе огромное количество. И я думаю, что сегодня на практике вы сами сможете в этом убедиться.

Практическая часть

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам взять мяч и выполнить разминку с фитболами. Прошу построиться в шеренгу. Сейчас я познакомлю вас с основными свойствами этого необыкновенного мяча. Налево! В обход по залу шагом, марш!

- ходьба на носках, мяч на вытянутых прямых руках вверху;

- ходьба на пятках, мяч прижат к груди;

- ходьба с отбиванием фитбола об пол двумя руками, одной рукой;

- прокатывание мяча змейкой между ориентирами,

- прокатывание мяча по скамейке.

Уважаемые коллеги, как вы считаете, какими свойствами обладает этот мяч? (ответы педагогов).

В основной части занятия я очень часто использую ритмическую гимнастику. Упражнения с фитболами способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений.  Данная гимнастика, содержит уже знакомые детям упражнения, служит для их закрепления, поднятия настроения и желания заниматься.

Уважаемые коллеги, предлагаю и вам выполнить ритмическую гимнастику под музыку.

Ритмическая гимнастика «Фиксики»

А сейчас я хочу познакомить вас с упражнениями, которые направлены на укрепление различных мышц:

плечевого пояса и рук

брюшного пресса

тазового дна

спины

свода стопы

Для детей без особой категории

Сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять поднимание рук вперед-вверх, вперед-вниз

И. п.: лёжа на спине, фитбол в руках над головой. Перейти в положение сидя, перекатывая фитбол по груди, животу и ногам, затем вернутся в И. п.

И. п.: лёжа на спине, стопы на фитболе, поочередно поднимать и опускать ноги.

И. п.: лёжа грудью на фитболе, руки на полу, ноги в упоре стопами на полу. Поднять обе ноги одновременно до горизонтального уровня.

Лежа на полу, одна нога голенью лежит на фитболе, а другая выполняет «гусеничку» стопой вперёд и назад.

Для одарённых детей

Сидя на фитболе, выполнять поднимание рук с хлопком над головой в сочетании с прыжками на фитболе

Лёжа на спине, на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.

И. п.: лёжа на спине, пятки в упоре на фитбол. Поднять таз так, чтобы туловище и ноги составляли одну прямую линию.

И. п.: лёжа грудью на фитболе, руки на полу, ноги в упоре стопами на полу. Выполнять ногами горизонтальные или вертикальные ножницы.

Сидя на мяче, стопами ног прокатывать мяч среднего диаметра вперёд, назад

Для ОВЗ

Стоя, поднять фитбол перед грудью на вытянутых прямых руках, зафиксировать и вернуться в И.п.

Сидя, фитбол на прямых ногах.

прокатить фитбол к груди, лечь на спину - вернуться в И. п.

И. п.: лёжа на спине, фитбол между ногами, попеременно сжимать фитбол голенью.

И. п.: лёжа грудью на фитболе, руки на полу, ноги в упоре стопами на полу. Поднять до горизонтального уровня правую ногу, затем левую.

И. п.: сидя на фитболе, кисти рук упираются в колени. Одновременно ставить стопы то на носки, то на пятки, то на наружный свод.

Особое оздоровительное воздействие фитбол-гимнастика имеет в сочетании с дыхательными упражнениями. Поэтому в работе с детьми использую элементы дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой. Предлагаю выполнить упражнение «Пагончики».

И.п.: сидя на фитболе, сжимать ладони в кулаки, как бы пытаясь, что-то схватить, одновременно с шумным коротким вдохом через нос. Сделать 4 серии по 8 вдохов в движении, затем повернуться вправо снова выполняем 8 вдохов, поворачиваемся, и так до тех по пока не окажемся в исходном положении (выполняют упражнение). А теперь попробуем выполнить данное дыхательное упражнение в ритме потешки «Чижик-пыжик», как мы это делаем с ребятами (выполняют упражнение).

Дыхательное упражнение «Пагончики»

Данная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, способствует развитию дыхательной системы ребёнка, укрепляет защитные силы организма, в результате чего снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития. В целом происходит благотворное влияние на развитие здоровья.

Особый интерес в занятиях фитбол-гимнастикой вызывают подвижные игры.

Подвижная игра «Весёлый мяч»

Дети стоят в кругу и держат в руках парашют, на котором лежит резиновый мяч, и, перекатывая мяч от одного к другому в произвольном направлении, произносят:

Ты  катись, весёлый  мячик,

Парашют не даст упасть,

У кого весёлый мячик,

Нам желание отдаст!

Тот, на ком заканчивается стихотворение, выполняет задание, которое выберут играющие.

Подвижная игра «Непослушный мячик»

Интегрирую упражнения с фитболами с другими элементами.

Дети стоят по кругу, держась за ручку или за ткань парашюта. Медленно то, поднимая, то опуская парашют, катают мячик, не давая ему упасть на пол

В рамках работы с детьми с ОНР, использую подвижные игры с речевым сопровождением. Такие игры позволяют решить сразу несколько задач: формирование общей, артикуляционной и мелкой моторики; развивать и корректировать психические функции. 

Можно заменить на игру «Мой весёлый звонкий мяч». Дети, отбивают мяч об пол сначала двумя руками, затем одной, сопровождая действия чтением стихотворения:

Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь,

Жёлтый, красный, голубой, не угнаться за тобой.

3 часть. Заключительная.

В завершении моего мастер-класса хотелось бы сказать о ещё одной важной функции фитболов. Они идеально подходят для релаксационных упражнений. Мяч поможет успокоиться, снять тонус и напряжение, расслабиться. Давайте и мы попробуем расслабиться.

И. п.: сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу. Облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

И. п.: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его руками сзади. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево и вправо.

Уважаемые коллеги, сейчас хотелось бы услышать ваше мнение: понравилась ли вам данная технология? Упражнения, которые вы выполняли были сложные? Будите ли вы использовать данную технологию в своей работе? Если да, то в каких режимных моментах или формах работы с детьми? (ответы педагогов).

Большое вам спасибо за активное участие, надеюсь, что информация, которой я с вами поделалась сегодня – будет вам полезна. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План "Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ"

Повышение  профессиональных компетенций по теме: «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»....

Мастер-класс. Тема: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые родители! Всем вам хочется, чтобы ваш ребен...

План Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

повысить профессиональные компетенции по теме: «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»....

Мастер - класс "Использование русских народных игр как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"

Цель данного мастер - класса повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения  русских народных подвижных игр как средство повышения двигательной активности  ...

Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...

МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.З...

Мастер-класс "Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья дошкольников"

     Мастер-класс создан для формирования и расширения представления педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста ...