Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию «Осьминожки» (индивидуальные занятия для детей 1-3 лет)
рабочая программа по физкультуре

Броварная Людмила Андреевна

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию «Осьминожки» (индивидуальные занятия для детей 1-3 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ»

                                                                                                                                                                                             

Дополнительная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности по плаванию

«Осьминожки»

(индивидуальные занятия для детей 1-3 лет)

г. Муравленко 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание программы

4. Информационно-методическое обеспечение программы

5. Литература

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности по обучению детей плаванию «Осьминожки» индивидуальные занятия с детьми с 1 года до 3 лет составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ;  приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального   государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155; санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января  2021 г. N 2); Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом   Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N  196; Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ладушки»; Санитарно-эпидемиологическими требованиями «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СаНПиН 2.4.3648-20; санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января  2021 г. N 2).

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плаванье является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, способствует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание - одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Организация обучения плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми разнообразными формами физкультурно-оздоровительной работы, так как, только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма.

Актуальность программы

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информацию в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.

Сегодня, следуя моде времени, родители всё больше внимания обращают на умственное развития своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом.

Плавание благотворно не только на физическое развитие, но и для формирования его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины.

Психологами установлено, что главная опасность на воде-не действие в ней, а неправильное поведение, чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги в обучении плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как, целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе и проявлять самостоятельность.

Цель: создание условий для овладения воспитанниками жизненно необходимыми навыками плавания, укрепления детского организма и гармоничного психофизического развития.

Задачи:

  1. учить плавательным навыкам и умениям;
  2. укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
  3. содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
  4. совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма;
  5. расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
  6. развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.

Основные планируемые результаты:

- расширение адаптивных возможностей детского организма;

- повышение показателей физического развития детей;

- расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;

- развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка;

- развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления чувства радости и удовольствия от движения.

Формы и режим занятий

Содержание программы ориентировано на индивидуальную работу с детьми 1-3 лет.

Ведущей формой организации обучения является индивидуальная.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Предметно-развивающая среда

В дошкольном учреждении имеются условия для реализации программы. Материально-техническая база позволяет в системе проводить работу с воспитанниками. Помещение бассейна имеет в наличии комнату для переодевания, душевую, туалет, эвакуационные выходы, зал с чашей.

Помещение бассейна оборудовано необходимыми приборами, позволяющими контролировать и поддерживать температуру воды, воздуха, влажность в соответствии с гигиеническими требованиями.

Чтобы занятия были безопасными для здоровья и жизни детей, имеется соответствующий инвентарь и оборудование:

-доски,

-мячи разного размера,

-плавательный инвентарь (круги разных размеров, жилет, нарукавники, нудлы, надувные игрушки разных размеров);

-мелкие игрушки из плотной резины (тонущие) для упражнений на погружение воду с головой и открывание глаз в воде;

-обручи для упражнений в воде.

Применять вспомогательные средства нужно целенаправленно и методически правильно, в противном случае их использование не ведет к положительным результатам. В то же время плавание на груди с помощью доски (ребенок опирается о доску вытянутыми вперед руками) помогает освоить скольжение.

2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Занятия по плаванию должна проходить не ранее, чем через 40 мин после еды.

Занятия проводятся в первой половине дня.

Обучение плаванию непосредственно образовательной деятельности осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, количество часов варьируется от возраста детей.

Длительность занятий

 (занятия проводятся индивидуально)

Возрастная

группа

Длительность занятия (мин)

Длительность занятия

в воде (мин.)

1-3 лет

25

10

Длительность занятия 25 минут включает в себя:

  • 15 минут на подготовку к занятию (переодевание до и после бассейна, принятие душа до и после бассейна, разогревающая разминка)
  • 10 минут упражнения в воде.

Учебный план по плаванию на учебный год

Возрастная

группа

Количество занятий

В неделю

В год

1-3 лет

1

28

Календарный учебный график

п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

1.

Техника безопасности

1

2.

Ознакомление с водой. Учить не бояться

входить в воду, научить плескаться в ней

1

3.

Умывание в воде бассейна. Плескание

1

4.

Отработка движения рук в воде

1

5.

Игры, связанные с привыканием к воде и взаимодействием с ней

2

6.

Передвижения по дну бассейна шагом

1

7.

Передвижение по дну бассейна бегом

1

8.

Передвижение по дну бассейна прыжками

1

9.

Опускание лица в воду, стоя на дне

2

10.

Приседания в воде

2

11.

Погружение в воду с опорой

2

12.

Погружение в воду без опоры

2

13

Погружение с рассматриванием предметов

2

14

Скольжение на груди с опорой

2

15

Игры на освоения навыка скольжения

2

16.

Закрепление пройдённого материала

2

17.

Игры,        связанные        с        погружением        в        воду,

передвижением и ориентированием под водой

2

18.

Контрольное занятие (тестирование)

1

Итого:

28

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ занятия

Цель занятия

1.

Техника безопасности.    Экскурсия в бассейн.

2.

Входить в воду, плескаться.

3.

Учить детей не бояться воды, заинтересовать к дальнейшему обучению плаванию

4.

Поддерживать положительный настрой, интерес к занятиям.

5

Плаваем на груди с  опорой

6

Работа рук и ног

7

Плавание на спине с подвижной опорой

8

Упражнения ОФП, дыхательные упражнения

9

Делать плавный выдох в воду, действовать по сигналу. Тренироваться в погружении лица в воду.

10

Делать энергичные движения руками, передвигаясь в воде  бассейна.

11

Работать ногами , закреплять умение опускать лицо в воду.

12

Продолжать делать движения ногами, опускать лицо в обруч, играть с мячом.

13

Открывать глаза в воде. Познакомить с играми для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Лодочки», «Волны на море»

14

Скольжение на груди с  опорой

15

Закрепить знание цвета. Обучать технике выполнения упражнения («медуза», «Звездочка», «Поплавок»)

16

Ориентироваться в водном пространстве. («Звездочка», «Поплавок», «Медуза», «Стрела»)

17

Учить движению ног

18

Пролезать в обруч, погружая голову в воду. Работать ногами (из исходного положения лежа с опорой и без опоры). Игры: «Фонтан».

19

Скольжение на груди, держась за руки инструктора

20

Игры на освоение навыка скольжения: «Лодочки плывут, «Стрела», «Смелые ребята»

21

Выпрыгивание из воды.

22

Окунаться с головой под воду.

23

Познакомить детей с понятием «всплывания», и «лежания» на воде.

24

Делать круговые движения руками. Наклон туловища над водой.

25

Закрепить игровое упражнение «На буксире»

26

Развивать силу и выносливость

27

Закрепить умение принимать горизонтальное положение в воде (на спине, на груди)

28

Тестирование (контрольное упражнение)

4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Бассейн оборудован согласно современным требованиям и принципам построения предметно-пространственной среды, которые заложены в ФГОС ДО.

1. Содержательно-насыщенный - предусматривает разнообразие материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

2. Полифункциональности - предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, а значит должна быть многофункциональной;

3. Трансформируемости - предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации;

4. Доступности, позволяющей обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5. Вариативности: предметно - пространственная среда бассейна должна быть обеспечена многообразием материалов, конструктивным решением, мобильностью его компонентов.

6. Принцип безопасности, позволяющий при создании предметно развивающей среды обеспечивать безопасность для дошкольников (физическую, экологическую, психофизическую, психологическую, нравственно-духовную). Развивающая предметно-пространственная среда бассейна в нашем детском саду содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Предметно пространственная среда в бассейне делится на развивающую среду сухого зала и чашу бассейна.

Развивающая среда бассейна

Чаша бассейна оснащена стационарным, традиционным и нетрадиционным оборудованием. РППС бассейна укомплектована с учётом реализуемых программ ДОУ, индивидуальных особенностей развития детей (антропометрических, возрастных и гендерных) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной деятельности ребёнка со взрослым и сверстниками. Имеется оборудование для освоения плавательных навыков (передвижения, ныряния, выдоха в воду, горизонтального положения, продвижения и т.д.), для подвижных игр (пластмассовые, надувные, тонущие игрушки), для освоения игры "Пионербол на воде" (Мы играем в мяч), ориентиры на стенках бассейна; схемы-алгоритмы поэтапного освоения каждого плавательного навыка ("звезда", "поплавок", "стрела" и т.д.).

Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, представленных в бассейне нашего ДОУ, повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Развивающая предметно пространственная среда бассейна соответствует критериям ФГОС ДО и обеспечивает комфортные и безопасные условия для физического развития детей, обучения плаванию, осуществления игровой и двигательной активности.

Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Все оборудование физкультурного зала доступно и безопасно для детей, соответствует нормам СанПиН и нормативам, и правилам пожарной безопасности.

Использование имеющегося в физкультурном зале оборудования способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи обучающего, развивающего и оздоровительного характера:

1. развитие движений и совершенствование двигательных функций;

2. достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

3. предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

4. воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

5. создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

5. ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2. «Закон об образовании РФ» (Принят 21 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ)

3. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций. СанПиН 2.4.1.2660-10 " (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г № 91.)

4. Булгакова Н.Ж.- Познакомьтесь – плавание. М., АСТ, 2002.

5. Васильев В., Никитский Б. Обучение детей плаванию. М., ФиС, 1973.

6. Кардамонова Н.Н. Плавание лечебное и спортивное. Ростов - на - Дону, Феникс, 2001.

7. Козлов А.В. Плавание доступно всем. Л., 1986.

8. Комарова М.К. Воспитание правильной осанки у детей на физкультурных занятиях – М, Просвещение, 1981 г.

9. Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста 2008 г.

10. Плавание. Игровой метод обучения Карпенко Е., Коротнова Т. и др. Издательство: Терра-Спорт, 2009 г.

11. Плавание /Под ред. Булгаковой Н.Ж.-М.: Физкультура и спорт, 1999.

12. Родниченко Н. Н. Влияние плавания на состояние здоровья детей раннего возраста. - СПб.: Здоровье, 1997 – 97 с.

13. Частные методики АФК: Учебное пособие. /Под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе по физическому развитию (плавание) (для детей 3 – 7 лет )

Настоящая рабочая программа по реализации образовательной области «Физическое развитие» (далее – Программа) разработана для детей общеразвивающих групп от 3 до 7 лет.Одно из важнейши...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по ритмопластике «Осьминожки»

Разработчиками и составителями программы дополнительного образования являются педагог дополнительного образования Панкрушина Т.С.; обучающиеся; родители (законные представители) несовершеннолетних обу...