МАСТЕР - КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННОГО КВАДРАТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»
материал по физкультуре (подготовительная группа)

Бордиян Ольга Леонидовна

Мастер - класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_konspekt.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Керчи Республики Крым «Детский сад № 60 «Радуга»

                                                МАСТЕР - КЛАСС

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННОГО КВАДРАТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ                   ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

                   Разработала:

Инструктор по физической культуре

                  Бордиян О.Л

                                                           

                                                             

                                                        г.Керчь 2023

Использование координационного  квадрата для развития двигательных качеств на занятиях физической культурой.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении» Ж. -Ж. Руссо.

В настоящее время современные дети менее активны и ведут малоподвижный образ жизни. Малоподвижность приводит к недостатку мышечной работы и замедляется работа практически всех органов, ухудшается снабжение организма и мозга кислородом. Снижение двигательной активности приводит к задержке формирования и развития организма, развитию речи, физической и умственной работоспособности.

Вообще по природе ребенку свойственна интенсивная двигательная активность. И в интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность так, чтобы у ребенка было удовольствие и желание занимается теми или иными физическими упражнениями, играть в подвижные или спортивные игры.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного развития личности, ее физического совершенства - основы здоровья, долголетия, формируется много двигательных навыков, развиваются физические качества (ловкость, скорость, сила и др.). Целенаправленное развитие координационных способностей оказывает стимулирующее влияние на формирование таких высших психических функций, как произвольное внимание, память, мышление, воображение. Таким образом, развитие координационных способностей остается довольно актуальной темой, так как они имеют большое значение в жизни ребенка : оказывают влияние на физическое развитие, на развитие умственных способностей.

Интерес детей к выполнению физических упражнений напрямую зависит от содержания занятий.

Если занятия переходят обыденное выполнение тех или иных упражнений, направленных на физическую работоспособность, то они вряд ли вызовут интерес, а тем более развитие физических качеств. На занятиях ребенок должен удивляться, открывать для себя что-то новое, играть, ну и конечно взаимодействовать со сверстниками.

Использование на физкультурных занятиях нетрадиционного современного спортивного оборудования вызывает у детей интерес к двигательной активности, ну и конечно повышения качества образовательной деятельности.

Цель:

Развитие у детей дошкольного возраста скоростных навыков, координации движений и ориентации в пространстве.

Задачи:

Приобретать и совершенствовать навыки в ходьбе, беге в разном темпе, прыжках, с разной частотой работы ног в ограниченном пространстве. Совершать движение с изменением направления.

На физкультурных занятиях в нашем детском саду стал использоваться координационный квадрат. Это позволило разнообразить занятия по физкультуре в зале и на улице. Все упражнения с координационным квадратом направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса.

Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения. Сначала нужно учиться делать как надо, а потом учиться делать как надо и в то же время — быстро.

Характерные особенности координационного квадрата:

Вариативность

Безопасность

Мобильность

Что такое координационный квадрат:

Квадрат, состоящий из прочных регулируемых 9 ячеек из полиэстера, которые имеют стропы соединяющиеся между собой пластиковым соединениями выкладывается на поверхность земли. На стропах есть маркеры по которым можно ловить позиции. Размеры могут выставляться на следующие позиции : 30*30, 35*35, 40*40 и 45*45, ширина лестницы – 120 см.

Актуальность:

Координационный квадрат – тренажёр, позволяющий развивать скоростные навыки при выполнении движений на коротких дистанциях, для развития маневренности, силы, выносливости, координации движений. Координационный квадрат – инвентарь легкий в хранении и транспортировке. Удобство и оперативность в подготовке к занятиям и сборка в конце, с этими задачами могут справиться даже дошкольники. Его можно использовать на занятиях в зале и на уличной площадке.

Применение ее в детском саду имеет большие возможности: от изучения различных видов движений до использования в играх, как основного или вспомогательного инвентаря.

Оздоровительный эффект от занятий на координационном квадрате:

  1. Во время выполнения упражнений на координационном квадрате тренируется сердечнососудистая система, вырабатывается выносливость.
  2. Выполнение упражнений на координационном квадрате тренирует, как мышцы большие и быстрые, так и близко лежащие к костному аппарату, образующие опорно-двигательный каркас. Каркасные мышцы расположены очень глубоко, их труднее тренировать, мало видов упражнений, способных их задействовать.
  3. Занятия на квадрате помогают ребенку быть быстрее,  подвижнее и ловчее, тем, что заставляют неврологическую систему посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Повторяя одни и те же упражнения, постоянно увеличивая темп, вы приучаете мозг и нервную систему к более быстрым движениям – именно так достигается стабильный прогресс!

Координационный квадрат – это один из самых эффективных тренажеров для тренировок спортсменов во многих видах спорта. Ее используют как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

Тренировка на координационном квадрате помогает дошкольникам развивать скоростные, скоростно-силовые и координационные способности. Использование квадрата комплексное: можно проводить и разминку и заниматься основной деятельностью. На  занятиях на координационном квадрате – можно регулировать уровень нагрузки, что делает эти занятия еще более привлекательными.

Перед выполнением упражнений на координационном квадрате проводим небольшой инструктаж:

- Правильная постановка ног, выполнение упражнений в спортивной обуви помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеностопных суставов.

- Старятся не наступать на стропы квадрата.

- Выполнение упражнений начинать в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Главное правильно!

- Выполнять упражнение с прыжками после  того как впереди стоящий закончит упражнение.

- Выполнять разминку.

- Избегать утомления.

Координационный квадрат применяется :

- Утренняя гимнастика, физкультминутки.

- На занятиях по физической культуре

- Игры, развлечения.

- Самостоятельная деятельность детей, как в группе, так и на прогулке.

Используется координационный квадрат для разных видов ходьбы, бега, с предметами и без предметов, прыжков, работы с мячом, метания, ползания, и подвижных игр. Также можно выполнять серии упражнений с использованием карточек.

При занятиях с квадратом используются 4 основных навыка:

1.Ходьба

2.Бег

3.Бег вприпрыжку

4.Приставные шаги

5.Прыжки

Упражнения с координационным квадратом:

Упражнение №1 — «Часы»

• * Начните выполнять упражнение, заняв исходную позицию в средней ячейке квадрата, ноги вместе(1).

• * Прыжок в крайнюю левую ячейку, оттолкнувшись двумя ногами, и приземлитесь на две ноги(2).

• * Далее, оттолкнувшись двумя ногами боком, перепрыгнуть в крайнюю правую ячейку, приземлиться  на две ноги(3).

• * Снова отталкиваемся двумя ногами и прыгаем задом в крайнюю нижнюю правую ячейку, приземляемся на две ноги(4).

• * Снова отталкиваемся двумя ногами и боком перепрыгиваем в крайнюю нижнюю левую ячейку, приземляемся на две ноги(5).

• * Отталкиваясь двумя ногами, прыгаем в центр(6). Повторять этот цикл можно несколько раз, также можно выполнять прыжки на одной ноге.

Упражнение №2 — «Змейка»

• * Начните упражнение, поставив ноги вместе в средней левой ячейке (1).

• * Прыжок боком двумя ногами в центральную ячейку квадрата(2).

 • *Прыжок двумя ногами вправо в крайнюю правую ячейку(3).

 • *Прыжок двумя ногами назад в нижнюю правую ячейку(4).

 • *Прыжок влево двумя ногами(5), а затем вправо двумя ногами в  крайнюю левую ячейку(6).

 • *Держа равновесие, отталкиваясь, перепрыгиваем в верхнюю крайнюю правую ячейку(7).

• *Прыжки влево на двух ногах боком, в среднюю верхнюю ячейку(8), а затем прыжок боком в крайнюю левую ячейку(9).

Упражнение №3 — «Классики»

• * Начните упражнение, стоя в средней нижней ячейке (1).

 • * Отталкиваясь, прыгаем ноги врозь в боковые ячейки(2).

• * Теперь нужно переместиться в верхнюю среднюю ячейку двумя ногами с разворотом(3).

• * Прыжки повторяются в обратном порядке(4,5).

Упражнение №4 — «Топотушки»

• * И.п стоя в верней средней ячейке(1,3,5).

• * Выполнить перепрыгивание в среднюю ячейку второго ряда(2,4,6).

• * Прыжки перепрыгивания повторяются.

Упражнение №5 — «Маятник»

• * И.п стоя перед квадратом (1).

• *Прыжок, попеременная смена ноги в прыжке (правая нога в крайней левой ячейке, левая нога в средней левой ячейке) (2).

• * Прыжок , попеременная смена ног в прыжке (левая нога в верхней средней ячейке квадрата, правая нога в средней ячейке) (3).

• * Прыжок задом, попеременная смена ног в прыжке (правая нога в крайней средней ячейке, левая нога  в нижней правой ячейке.(4)

• *Вернуться в и.п.

Упражнение №6 — «Разворот»

• *И.п стоя в средней ячейке квадрата (1, 3, 5).

• *Прыжок двумя ногами в среднюю верхнюю ячейку и прыжок с  разворотом. (2)

• *И.п (3) и прыжок с разворотом в среднюю нижнюю ячейку(4).

• * И.п (5).

Виды ходьбы:

1. «Пешеходы» И. п. - стоя, лицом к квадрату, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперёд. 1. Шаг правой ногой в нижнюю ячейку квадрата. 2. Шаг левой ногой в среднюю ячейку квадрата.

2. «Цапля» И. п. - стоя, лицом к квадрату, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперёд. 1. Шаг с высоким подниманием колен, правой ногой в нижнюю ячейку квадрата. 2. Шаг с высоким подниманием колен, левой ногой в следующую ячейку квадрата.

3. «Крабик» И. п,- стоя, правым боком к квадрату, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед. 1. Шаг правой ногой в нижнюю ячейку квадрата. 2. Шаг левой ногой  (левую ногу приставить к правой ноге).

4. «Рачки» И. п. - стоя, спиной к квадрату, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть через правое плечо. 1. Шаг правой ногой в нижнюю ячейку квадрата. 2. Шаг левой ногой (левую ногу приставить к правой ноге).

Беговые упражнения

квадрат лежит на полу, нарисован на асфальте (песке) или использовать координационную лестницу выложив как квадрат

1. «Бег» И. п. - стоя, лицом к квадрату, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперёд. Бег: правой ногой в первую ячейку квадрата, левой ногой в следующую ячейку.

2. «Лошадка» И. п. - стоя, лицом к квадрату, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперёд. Бег с высоким подниманием колен: правой ногой в первую ячейку, левой ногой в следующую ячейку.

3. «Журавль» И. п. - стоя, лицом к квадрату, ноги на |ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперёд. Бег, выбрасывая прямые ноги вперёд.

Прыжки:

1. «3айка» И. п. - стоя, лицом к квадрату, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе. Прыжки на двух ногах, из ячейки в ячейку, мягко приземляясь на полусогнутые ноги, как «зайки».

2. «Лягушки» И. п. - стоя, лицом к квадрату, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки отведены вперед. Прыжки на двух ногах из ячейки в ячейку, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.

3. «Пингвины» И. п. - стоя, лицом к квадрату, ноги слегка расставлены, мягкий мяч зажат между колен, руки на поясе. Прыжки на двух ногах, в каждую ячейку квадрата(можно змейкой).

4. «Белочка» И. п. - стоя, правым боком к квадрату, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе. Прыжки на двух ногах боком, в каждую ячейку квадрата, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.

5. «Кенгуру» И. п. - стоя, лицом к квадрату на правой ноге, левая согнута в колене назад, руки на поясе. Прыжки на правой ноге, в каждую ячейку, мягко приземляясь на полусогнутую ногу (повторить с левой ногой).

Игры:

1.Подвижная игра «Пингвины»

Цель: развитие координации движений, научиться взаимодействовать в команде.

Задача команды: правильно выполнить задание.

Разделить игроков на две команды.

Построиться в колонну по одному по краям «квадрата».

Первым игрокам зажать мяч коленями и по сигналу начать двигаться и возвратиться обратно змейкой, взяв мяч в руки.

2.«Меткий стрелок»

Инвентарь: координационный квадрат – 2 шт. ; мешочки с песком.

Ход игры : квадрат лежит по центру зала. Дети делятся на команды и строятся в колонну по одному. Первый ребенок бросает мешочек с песком в любую ячейку квадрата. Если он попал, то остальные дети должны попасть в эту же ячейку. Если ребенок, бросающий первым, не попал, то он пропускает ход. Выигрывает  команда в которой больше попаданий.

3.Подвижная игра «Шагаем по дорожке»

Движения выполняются согласно тексту. Можно выполнять в разном темпе, выполнять с разных исходных положений (правым и левым боком, в прыжке)

Мы шагаем по дорожке,

Укрепляем наши ножки!

Слушаем внимательно,

Делаем старательно!

Как услышишь слово нос, стой на месте ты всерьёз.

Ногу дружно подними, нос и ухо покажи!

Как услышишь слово кот, развернись наоборот,

Шагай дружно, не зевай, слова игры запоминай.

4.Игра «Регулировщик».

Задачи: закреплять навык выполнения движений в соответствии с сигналами «регулировщика», развивать внимание.

Ход игры. Во время ходьбы по «квадрату» в колонне по одному воспитатель (он идет первым) меняет положение рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение – запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, и садится на стул, игра продолжается. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.

                                                         

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств на занятиях физической культуры у детей дошкольного возраста с нарушением осанки.

Аннотация: Данная статья посвящена развитию физических качеств у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются методы, средства, и показатели развития физических качеств дошкольников с нарушени...

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники «скрапбукинг» в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс«Использование нетрадиционной техники «скрапбукинг» в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер- класс «Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»

Внедрение новых педагогических и здоровье-сберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду является одной из основных целей работы....

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники «скрапбукинг» в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

laquo;Скрапбукинг», путем показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности....

Развитие речи малышей через двигательную деятельность на занятиях физической культурой

Развитие речи невозможно без ее активного включения в различные виды детской деятельности. Одним из эффективных приемов по развитию речевых умений детей раннего возраста является использование упражне...

Использование координационной лестницы для развития двигательных качеств на занятиях физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста

Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, соглсовнность движений, тем усешнее двигтелня ктивность ребенка. Именно поэтому на физкультурных занятиях в нашем детском ...

Использование координационной лестницы для развития двигательных качеств на занятиях физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста

Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, соглсовнность движений, тем усешнее двигтелня ктивность ребенка. Именно поэтому на физкультурных занятиях в нашем детском ...