Развитие речи малышей через двигательную деятельность на занятиях физической культурой
учебно-методический материал по физкультуре (младшая группа)

Ирина Викторовна Захаренко

Развитие речи невозможно без ее активного включения в различные виды детской деятельности. Одним из эффективных приемов по развитию речевых умений детей раннего возраста является использование упражнений, где реч взаимосвязана с движениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                            Формирование речи детей раннего возраста посредством игровой деятельности  на занятиях физической культуры

Известно, что физическое воспитание является одной из важных частей общей системы обучения и воспитания детей.  Оно базируется на единстве цели, задач и средств, форм и методов работы и направлена на  укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.  Исследования доказали, что физическое воспитание играет большую роль в развитии  психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти), интеллектуальных способностей, познавательных возможностей и в частности в развитии речи.

Развитие речи невозможно без его активного включения в различные виды деятельности. Одним из эффективных приемов развития речи детей раннего возраста, через двигательную деятельность является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Эти упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, а именно:

  • в утренней гимнастике;
  • на  физкультурных занятиях;
  •  на физкультурных праздниках и досугах;
  • на физкультминутках и во время прогулки;
  • во время гимнастики пробуждения после дневного сна.

 На  занятиях физической культурой  большое значение имеет создание благоприятных условий  для:

  • развития двигательной активности;  
  • развития крупной  и мелкой моторики;
  • формирования эмоциональной сферы малышей.

В связи с этим,  мы широко используем   игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук, способствует активации речевых центров, улучшению артикуляционных движений, развитию восприятия и формированию представлений об окружающем мире.  Для получения максимального коэффициента полезного действия упражнения пальчиковой гимнастики должны быть поставлены таким образом, чтобы в них сочетались такие виды нагрузки, как сжатие и растяжение с расслаблением кисти, а также движения каждого пальца.

Начинать нужно с доступных движений и поз: сложить руки в виде домика, спрятать пальчики в кулачок, а если кулачек прислонить к ладошке другой руки, то получится стул. А если на кулачок положить ладошку – получится стол. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь отдельные из них сопровождаются нерифмованным текстом.

  • Пальчиковая гимнастика:

С добрым утром, глазки! Малыши широко раскрывают глаза

Вы проснулись?                и улыбаются

С добрым утром, ушки!    Ладошками поглаживают ушки

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!    Поглаживают то одну, то другую руку

Вы проснулись?                 с обеих сторон, пощипывают поочередно

                                            кончики пальцев, затем хлопают

                                            в ладоши.

С добрым утром, ножки!   Поглаживают колени, спускаются ниже

Вы проснулись?                  топают ногами.

С добрым утром, солнце!    Поднимают руки вверх, покачивают

Мы проснулись!                    кистями рук.

«Мы делили апельсин»

«Дождик капает»

«Про собачку и про кошку» и др.

В ходе игровой деятельности стихотворный текст необходимо произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, делать паузы. Движения выполнять медленно и синхронно с текстом. Если малыши затрудняются выполнить какое-то действие, надо помочь, придав нужное положение кисти рук и пальцам. Со временем дети сами научатся складывать и удерживать пальчики в нужной позиции.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игр дети  начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Важным средством развития мелкой моторики на физкультурных занятиях  являются игровые упражнения с предметами (мяч, кубики, флажки, ленточки и др.), сопровождающие речевыми приемами (стихи, речитативы, считалки).

Выполняя их,  дети вместе с  педагогом  проговаривают стихи, считалки. Это помогает легко запоминать упражнения, активизирует и обогащает словарь, приучает малышей выполнять задания в определенном ритме.  

 Стихотворное сопровождение  общеразвивающих упражнений (на разминке):

На лужайке поутру,

Мы затеяли игру. (Дети встают в круг)

Я подснежник, ты вьюнок (Подают по очереди левую и правую руки)

Становись скорей в кружок. (Встают в круг)

Раз, два, три, четыре, (4 шага на месте)

Раздвигайте круг по шире, (2 шага назад)

А теперь мы ручейки

Побежим вперегонки. (Бегут по кругу)

Прямо к озеру спешим

Станет озеро большим, (Расширяют и выравнивают круг)

Становитесь в круг опять

Будем в солнышко играть (Расцепили руки)

Мы веселые лучи (Потянулись вверх на носках)

Мы резвы и горячи. (Прыжки на двух ногах)

«Мои любимые кубики»

Любят кубики встречаться,

Друг о друга постучаться.

И.п. -  ноги врозь, руки с кубиками в стороны.

1-3 – соединить руки, не сгибая в локтях, постучать кубик о кубик.

4 – и.п. Повторить 4 раза

К плечам руки мы согнем,

А потом их разогнем.

И.п. – лежа на спине, руки с кубиками а стороны.

1-2 – согнуть руки с кубиками к плечам.

3-4 – и.п. Повторить 4 раза

Мы умеем приседать,

Потом кубик поднимать.

И.п. – ноги слегка расставлены, руки с кубиками внизу.

1-2 – присесть, коснуться кубиками пола.

3-4 – поднять руки с кубиками вверх. Повторить 4 раза

Мы попрыгаем немножко,

Чтоб не уставали ножки.

И.п. – ноги вместе, руки с кубиками внизу.

1-4 – прыжки на месте на двух ногах.

5-8 – ходьба на месте. Повторить 4 раза

«Флажок»

«Веселая погремушка» и др.

  • Дыхательная гимнастика

«Шарик»

Воздух мягко набираем,       Вдох.

Шарик красный надуваем   Выдох.

Шарик тужился, пыхтел,    Вдох.

Лопнул он и засвистел: «Т-сс!»  Выдох.

Завели машину –   Вдох.

Ш-Ш…Ш-Ш..      Выдох.

Накачали шину –    Вдох.

Ш-Ш…Ш-Ш..        Выдох.

Улыбнулись веселей   Вдох.

И поехали быстрей    Выдох

Различные речовки  и приветствия (на зарядках, в начале и в конце занятия ): Здравствуйте, ладошки! (Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!) Здравствуйте, ножки! (Топ-топ, топ-топ!) Здравствуйте, глазки! (Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!) Здравствуйте, губки! (Чток-чмок, чмок-чток!) Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!)

«Спасибо»

Спасибо вам, ручки,          Дети показывают свои руки, 

                                             поглаживают одна   другую

Вы мячик катали.

Спасибо вам, ножки

Вы быстро бежали                  Поглаживают ноги до колен

Спасибо вам, ушки                        Гладят уши

Вы слышали все.

Спасибо вам, глазки                  Проводят пальцами по бровям

Вы видели все.

• Считалочки:

Эй, Ванюша, посмотри –

Мы пускаем пузыри.

Красный, желтый, голубой,

Выбирай себе любой!

Малыши крепыши вышли на зарядку,

Малыши, крепыши делают зарядку.

К трем годам дети уже умеют отгадывать загадки. Отгадка подскажет, с чем они будут играть.

• Тексты фольклорных и художественных произведений:

У кого на мягких лапках

Очень острые царапки?      (У кошечки)

Утром рано, поутру

Кто кричит: «Ку-ка-ке-ку»?    (Петушок)

По дорожке скачет, скачет

Наш веселый новый…     (мячик)

Отгадай, кто я таков?

Я с тобой играть готов.

То кручусь я, то скачу,

А подбросишь – полечу.   (Мячик)

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит:

- Тороплюсь! – гудит. –

Тороплюсь! Тороплюсь!

  • Малыши очень любят игры в «сухом бассейне», которые развивает не только мелкую моторику, но и:
  • способствуют  развитию восприятия  цвета;
  •  формируют понятие о количестве;
  • помогают чувствовать свое тело;
  • предотвращают чувство страха.
  • Сюжетно – ролевые подвижные игры, так же оказывают положительное влияние на развитие речи. В ходе них ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т.д. В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём-то, что-то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами для развития речевой активности.  В своей работе с малышами мы используем такой интересный прием, как объяснение подвижной игры в виде мини сказок.  В ходе таких игр дети получают достаточный двигательный опыт,  знания об образах и персонажах, учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве («Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес», и др.). Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями  так же способствуют развитию речи детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в соответствии текста. В игры и игровые упражнения необходимо  включать  звукоподражания, например «Воробушки и автомобиль» следует вызывать звукоподражание: «чик чирик» - кричат воробушки, «би-би-би»- гудит автомобиль. «Курица и цыплята» - «ко-ко-ко» - кричит мама Курица, «пи-пи-пи» - пищат цыплятки. А также другие звукоподражания животным в игре «Дети в домике сидят…»  лошадка «и-го-го», петушок «ку-ка-ре-ку», кошечка «мяу-мяу».

«Воробушки и кот»

Под крышей дома жили воробушки с мамой-воробьихой и папой-воробьем. Мама и папа носили деткам корм, а когда воробушки окрепли и подросли, сами стали вылетать из гнезда. Но они не знали, что по соседству живет кот Василий – зеленые глаза, пушистый хвост, тихая походка. Воробушки расшумелись, расчирикались «чик-чирик» и разбудили кота. Проснулся Василий, сказал «Мяу!» - и погнался за воробушками. А воробушки быстро улетели в свое гнездышко. И кот не догнал их.

«Кто-то в гости к нам спешит»

                 С малышами будут гулять петушок, котик и большой мячик.

Все игрушки расположены таким образом, чтобы дети их не увидели раньше времени.

 «Ребята, я вам сейчас расскажу, в какую игру мы будем играть сегодня. Слушайте меня внимательно!» - говорить надо выразительно и неторопливо.

Вместе с малышами надо найти «домик», где им будет удобно сидеть, например,  на гимнастической скамейке.

Детки в домике сидят (пауза)

И в «окошечко» глядят (пауза)

Кто-то в гости к нам спешит… (Произносится загадочно)

Утром рано он встает,

Громко песенку поет:

«Ку-ка-ре-ку!» (Дети подражают)

Кто это? Да это же петушок! (Показывает петушка)

Дети называют игрушку, выходят из  «домика», изображают петушков.

Для игры можно подбирать любых персонажей, при этом движения, которым подражают дети, должны быть разнообразны и доступны для выполнения. Активизируйте словарь малышей, учите  повторять названия предметов, их действия, качества и назначения.

Слова -  заклички в подвижных играх:

Гуси- гуси (Га-га-га),

Есть хотите (Да-да-да),

Ну, летите (Нет-нет-нет),

Серый волк под горой не пускает нас домой!

Ну, летите, как хотите, только крылья берегите.

    В заключении хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры, в которых движения сопровождаются  речевыми приемами, играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики,  они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Различные побуждения в процессе физкультурного занятия и подвижной игры: «А кто сделает быстрее, лучше? Кто найдет?» и т.д. активизируют детей и побуждают к высказываниям, а интерес, эмоции, возбуждение во время физкультурного занятия активизируют детей к произнесению слов.  Преимущество подвижных игр перед другими видами двигательной деятельности заключается в том, что они, вызывая  сильные эмоции, чувство удовольствия и радости, возбуждают желание участвовать в ней совместно с другими детьми. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей раннего возраста.

E:\для сайта\сертификат РМО 19.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь малышей через рассказческую деятельность

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6708316","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"361","width":"480"}}]]Театральная деятельность, направленная на развитие речи,в основ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по занятию физической культуре игры – эстафеты в средней группе. Тема: «А ну-ка мальчики»

Программное содержание: Развивать эмоционально положительное отношение детей к играм-эстафетам и к играм. Формировать выносливость, быстроту движения, силовые качества, пространственный ориентир, равн...

Конспект занятия во 2 младшей группе "Развитие речи детей через театрализованную деятельность".

Ход занятияВоспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся....

Использование координационной лестницы для развития двигательных качеств на занятиях физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста

Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, соглсовнность движений, тем усешнее двигтелня ктивность ребенка. Именно поэтому на физкультурных занятиях в нашем детском ...

Использование координационной лестницы для развития двигательных качеств на занятиях физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста

Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, соглсовнность движений, тем усешнее двигтелня ктивность ребенка. Именно поэтому на физкультурных занятиях в нашем детском ...