Физическая культура как средство развития осмысленного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом.
статья по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 9.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая культура как средство развития осмысленного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом.
Бородулина Е. В.
Физическая культура в рамках обучения— это дисциплина, где ребёнок с аутизмом не только может получить знания, умения и навыки, а также быть ориентированным на их практическое применение, но в наибольшей степени получает навыки коммуникации, социализации, и имеет наибольшие перспективы для превращения взаимодействий непроизвольного характера в осмысленные.
Таким образом, осмысленное взаимодействие для детей с аутизмом мы рассматриваем как процесс и результат продуктивного общения с педагогом, в рамках которого происходит постепенное преобразование ребёнка — аутиста из объекта в субъект воздействия.
Физическую культуру мы рассматриваем как учебную дисциплину, включаемую в образовательную программу всех типов, на всех этапах образования. Работа с детьми — аутистами на занятиях физической культуры требует особой организации занятий, некоторые принципы которой уже рассматривались в рамках специальной педагогики.
Следует также обратить внимание на формулировку «дети с аутизмом» («дети — аутисты»). Мы подразумеваем под ней детей с широким спектром аутистических расстройств, по сути, эта формулировка рассматривается нами как равнозначная с «дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Однако мы рассматриваем исключительно детей — аутистов, получающих образование, не оцениваем в качестве объекта детей — аутистов, не способных заниматься физической культурой в группах, и находящихся на индивидуальном обучении.
О. С. Никольская в своей образовательной программе, направленной на детей с аутизмом , специально отмечает, что осмысленное взаимодействие у таких детей может формироваться только в смешанных группах (то есть, группах, не состоящих исключительно из детей с расстройствами аутистического спектра). Это обязательно должны быть группы, меньшие по числу детей, чем в учебных классах (в связи с большей нагрузкой на учителя из-за ребёнка — аутиста). Группы могут включать нормальных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (например, дети с умственной отсталостью, инвалиды по зрению, слуху и т. п.).
Мы уже отмечали, что возможности коммуникации, социализации, предоставляемые занятиями физической культуры, огромны. Бытовая неприспособленность — характерный показатель для детей с аутизмом. Первоначально обязательным оказывается присутствие родителей на загятиях физической культуры, а затем, с усвоением детьми совокупности упражнений и привыканием их к педагогу, дети могут проявить большую самостоятельность.
Занятия физической культуры дают широкие возможности для социализации, работы детей в группе. Ребёнок с аутизмом во многих случаях крайне негативно воспринимает прикосновения к себе других людей (в том числе, и учителя). В этом случае приучать ребёнка к прикосновениям следует, подходя к нему сзади — такие касания дети с аутизмом в меньшей степени рассматривают как агрессию Стоит предупредить о таком механизме действий по отношению к ребёнку — аутисту и прочих детей в группе. Постепенно ребёнок привыкает к прикосновениям, осознаёт их необходимость на занятиях физической культуры (поддержать, чтобы ты не упал, взять за руку, чтобы смог сохранить равновесие и т. п.). Объяснения необходимости прикосновений на занятиях физической культуры должны присутствовать, а также быть чёткими и подробными.
Особо значимы для ребёнка — аутиста упражнения, позволяющие работать в группе. Полезно для этих целей перетягивание каната. В этом случае, несмотря на то, победила или проиграла его команда, ребёнок может почувствовать себя её частью. Желательным в этом случае является формирование ситуации успеха. Ребёнку — аутисту очень важно чувствовать себя победителем. Поэтому желательно ставить его в более сильную команду, либо педагог может немного помочь той команде, членом которой является ребёнок — аутист.
Поощрение, похвала — обязательный элемент на занятиях физической культуры. Встречаются отдельные дети — аутисты, успешные в спорте, однако их незначительное меньшинство. Большинство же детей имеют малую мышечную массу, имеют проблемы с гибкостью, равновесием и т. п. Если на других занятиях они могут получить похвалу педагога за старательность исполнения, за то, что хорошо запомнил материал и прочее , то на занятиях физической культуры похвалой оценивается традиционно конкретный результат. Дети — аутисты сразу не способны достичь результата, поэтому педагогу необходимо искать любые возможности для похвалы (за то, что просто выполнил упражнение, даже за то, что приступил к выполнению, услышав педагога). Только тогда в перспективе возможны результаты. Также важно, чтобы ребёнок не осознавал собственной неуспешности. Например, при пояснении цели упражнения, следует заметить, что его, скорее всего, потребуется выполнить много-много раз, чтобы всё получилось хорошо.
Таким образом, в рамках продуманно организованных и проведённых занятий физической культуры, ребёнок — аутист может приходить к отдельным вариантам осмысленного взаимодействия, с постепенным их развитием в качественном и количественном плане. Идеальная цель работы педагога здесь — превращение ребёнка с аутизмом из объекта в субъект взаимодействия, его активизация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-134995-1351884051.jpg)
Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей. Консультация для родителей.
В консультации описаны задачи и цели подвижных игр, их важность для растущего организма....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-178086-1358072237.jpg)
Конспект интегрированной образовательной деятельности по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста
Данная разработка представляет собой интегрированную образовательную деятельность по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста. О...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/23/picture-246660-1366729312.jpg)
Консультация для родителей "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ" .
Консультация для родителей " ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ "....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-770366-1458459382.jpg)
Педагогический проект "Игры и игровые упражнения по физической культуре, как средство развитие двигательной деятельности у детей раннего возраста.
Педагогический проект долгосрочный, расчитан на детей раннего возраста ( 2-3 года), В приложении представлен методический материал....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1067797-1541932415.jpg)
Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей. Консультация для родителей.
Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей. Консультация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/17/picture-925420-1495003488.jpg)
Консультация для родителей. "Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей"
Подвижные игры на занятиях...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-1210151-1579716285.png)
Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей.
Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей....