Сборник подвижных игр с правилами
методическая разработка по физкультуре

Любовь Сергеевна Баяндина

Сборник подвижных игр с правилами для детей с нарушениями интеллекта по социальному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_igr_s_pravilami_pravlenyy_-_kopiya.docx113.86 КБ

Предварительный просмотр:

Классики

Сборник игр с правилами

для детей с нарушениями интеллекта

по социальному развитию

C:\Users\Рябинка\Desktop\ма-ьчики-и-евушки-играя-к-ассики-67727835.jpg

2023

Баяндина Л.С.

Классики.Сборник игр с правилами для детей с нарушениями интеллекта по социальному развитию.– Белово: ГПОУ БПК.–  2023.–33 с.

В пособии представлены  игры с правилами для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта по социальному развитию.

 Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей с целью социального развития  детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………

Методика проведения игр с правилами для детей с нарушениями интеллекта ……………………...................................................

Подвижные игры с правилами ……………………………………

Птички………………………………………………………………

Пузыри………………………………………………………………

Кот и мыши…………………………………………………………

Воробушки и автомобили…………………………………………

Такси……………………………………………………………......

Кто ловкий………………………………………………………….

Кольцеброс…………………………………………………...........

Минифутбол………………………………………………….........

У медведя во бору………………………………………………….

Мы веселые ребята…………………………………………………

Горелки……………………………………………………….........

Лохматый пес (по Тихеевой)……………………………………..

Стоп…………………………………………………………………

Море волнуется…………………………………………………….

Черное-белое……………………………………………………….

Хитрая лиса…………………………………………………………

Коршун и наседка………………………………………………….

Зоопарк………………………………………………………..........

Лохматый пес……………………………………………………….

Дотронься до………………………………………………………..

Найди букву…………………………………………………………

Кот и воробушки……………………………………..…………….

Невод………………………………………………………………..

Горячий камень……………………………………………............

 Кегельбан…………………………………………………………..

Круговое вышибало………………………………………………..

Пятнашки повторяшки…………………………………………….

Подвижные игры с фитболом……………………………………..

 Горячий мяч………………………………………………………..

 Охотник и утки…………………………………………………….

Ладушки……………………………………………………………..

 Дракон кусает хвост………………………………………………..

Хоп-стоп……………………………………………………………..

Эстафета с фитболом………………………………………………

Пятнашки с мячом…………………………………………………

Круговая лапта……………………………………………………..

Змейка………………………………………………………………

Шишки, желуди, орехи……………………………………………

Рыбы, птицы, звери……………………………….. ……………..

Волейбол в кругу…………………………………………………..

Дидактические игры с правилами………………………………..

Бабочки……………………………………………………………..

Бодбери……………………………………………………………..

Слухачи……………………………………………………………..

Кто сказал комплимент?..............................................................

Летает, не летает……………………………………………………

Разложи карточки в конверты…………………………………….

Угадай чего не стало……………………………………………….

Список источников…………………………………………..........

5

6

10

10

10

10

10

11

11

11

12

12

12

12

13

13

14

15

15

16

16

17

18

18

18

19

20

20

22

23

23

24

24

24

25

25

25

25

26

26

26

27

27

28

28

28

29

29

30

30

30

31

32

Введение

В процессе подвижной игры ребёнок познаёт и преображает окружающий мир, приобретает ценный социальный опыт, вступает в межличностные отношения, учится подчиняться общим правилам и самостоятельно принимать решения.

При организации подвижных игр следует учитывать необходимость смены игр – оживленных спокойными и наоборот. Важно принять во внимание предшествующее игре состояние ребенка. После малоподвижного занятия надо организовать более подвижную игру. В ходе самой игры необходимо чередовать моменты движений и отдыха.  В связи с тем, что для  детей с нарушениями интеллекта дошкольного возраста нет специальных   подвижных игр, педагогу надо приспособить и  использовать обычные подвижные игры. Чем меньше возраст дошкольников, тем проще должны быть движения в игре.

Очень важно подбирать игры, доступные пониманию детей по своему содержанию и простые по исполнению. При организации подвижных игр необходимо учитывать сезонность и температуру дня. Перед началом игры следует заранее приготовить игровой материал. Объяснения, которые дает педагог во время игры, должны быть короткими и ясными. В одно занятие не следует проводить более двух игр. В процессе игры дети могут просто побегать. Постепенно с развитием детей игры усложняются. Усложнением может служить увеличение расстояния для пробега, увеличение числа играющих, введение в игру каких-то новых предметов.

Методика проведения подвижных игр

Методика разучивания подвижных игр с правилами с детьми  дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Независимо от вида подвижной игры, сложности и возрастной принадлежности, её развитие проходит по одним закономерным этапам:

Этапы развития подвижной игры по Хухлаевой Д. В.

1. выбор игры,

2. создание интереса детей к игре,

3. сбор на игру,

4. организация играющих,

5. объяснение правил игры,

6. распределение ролей,

7. разметка площадки,

8. раздача инвентаря и атрибутов,

9. сигнал на начало игры,

10. проведение игры,

11. сигнал на окончание игры,

12. педагогический анализ игры

Важно помнить, что исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре.

Обозначенный порядок этапов может меняться местами, в зависимости от содержания игры, но нельзя нарушать №№ 9, 10, 11, 12.

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование физического развития, личности ребёнка, формирование социального  развития дошкольника.

Подготавливаясь к рабочему дню, воспитатель заранее подбирает игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности игрового действия.

Кроме того подбор и планирование подвижных игр зависят от условий группы, времени года, особенностей режима (санаторный или обычный, места проведения (помещение или улица, интересов детей).

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очерёдности выполняемых заданий, возраста детей. Необходимо варьировать способы организации игр в зависимости от структуры и характера движений.

Особенности методики разучивания подвижной игры с детьми 1 и 2 младших групп.

Проведение самой игры имеет важную особенность: все этапы подвижной игры проводятся в параллели с десятым этапом. Никаких предварительных объяснений до начала проигрывания детям не предлагается, т. к. в этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышление. Детям понятно и интересно только тогда, когда они находятся в действии.

Воспитатель готовит площадку до игры, создавая игровую ситуацию, атрибуты для каждого игрока.

Начинает игру с сюрпризного момента или интересного детям действия: пришёл котик и хочет с ними поиграть.

Раздаёт атрибуты в момент обозначения ролей (воробышки надевают шапочки и заходят в свои гнездышки, контролируя равномерное распределение детей на площадке).

Сигналы в игре подаются в характере сюжета, действия воспитатель выполняет вместе с детьми, поясняя их. У детей нет скорости выполнения движений, т. к. пока реакция внимания затруднена. Особым образом должен подаваться сигнал на окончание игровых действий в новой игре: желательно, чтобы он проходил в три этапа.

Первый - уточнение изменения действий (кот проснулся);

Второй – как необходимо отреагировать (убегайте);

Третий – непосредственно звуковой сигнал (Мяу).

Не менее важно организовать подвижную игру таким образом, чтобы каждый малыш, независимо от физических возможностей, оказался в позиции выигрыша. Если на окончание игры ребёнок не отреагировал (не прячется в свой домик, воспитатель в одну руку берёт игрушку (Кота, другой берёт руку малыша и, сохраняя дистанцию между игрушкой и ребёнком, заводит малыша в игровой домик. Сразу озвучивая похвалу: «Молодцы дети: все убежали от Кота! »

Педагогическая оценка по окончании игры - только положительна.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО подвижных игр – движения, которые выполняются в игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в режиме дня, т. е. находиться на III этапе освоения движений.

НАПРИМЕР, ИГРА «ЛОХМАТЫЙ ПЁС»

Слышен стук в дверь. Воспитатель - «Кто там?» Вносит игрушку лохматого щенка. «Посмотрите, дети кто к нам пришёл. Какой весёлый и лохматый! Посмотрите, какие добрые у него глазки, мягкая шерсть. Его зовут Дружок. Хотите поиграть с Дружком?» -этапы №№ 2, 3, 4, 5, 10 «Тогда заходите в домик (берёт шнур, с завязанными бантиками - на расстоянии 50 см и раскладывает на одной стороне комнаты. Дети встают - каждый сзади бантика) Молодцы!» -этапы №№ 5, 6, 7, 10.

А Дружок пошёл к себе в домик (переходит в противоположную часть комнаты на расстояние 2, 5 м, ставит стул и сажает щенка на стул. Переходит к домику детей) Выходите дети из домика.

Вот сидит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос.

Очень тихо он сидит:

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим,

И посмотрим, что-то будет (воспитатель в это время мелкими шагами двигается в сторону собаки, активизируя жестами и мимикой детей на такие же действия) - этапы №№ 5, 9, 10.

Посмотрите, Дружок проснулся (1 этап сигнала на окончание игры)

Убегайте (2 этап сигнала на окончание игры)

Гав-гав-гав (3 этап сигнала на окончание игры) - этапы №№ 5 и 11 (дети бегут в свой домик, воспитатель имитирует ловлю). Молодцы ВСЕ ДЕТИ УБЕЖАЛИ ОТ ДРУЖКА! " - ЭТАПЫ № № 5 и 11.

Воспитатель – «Хотите ещё поиграть с нашим Дружком?»

Игра повторяется ещё 3-4 раза в таком же варианте.

Подвижные игры с правилами

Цель данных игр:

 социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Птички

Инвентарь: стульчики, мел.

Инструкция. Дети – «птички» садятся на стульчики, расставленные за начертанной линией. На слова воспитателя: «Ай, птички полетели!» птички летают по всей площадке, кто куда хочет. На слова воспитателя: «Птички в гнезда полетели» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую и быструю птичку, которая первая прилетела в свое гнездо. Игра повторяется.

Пузыри

Инвентарь: стульчики.

Инструкция. Дети – это как бы не надутые «пузыри». Они приседают в разных концах площадки, а на слова воспитателя: «Пузыри надуваются» дети поднимаются, медленно отводя руки в стороны, как можно дальше назад. На слова воспитателя: «Из пузырей выходит воздух» дети приседают снова на корточки, выдыхая воздух, произносят звук «С- с- с». Воспитатель, стоя на одном месте, претворяется, что надувает пузыри (дети в это время поднимаются). Дальше он произносит: «Пузыри полетели по площадке». После этих слов дети начинают кружиться, прыгать, бегать по площадке. На слова воспитателя: «Пузыри сели!» дети садятся на заранее подготовленные стульчики.

Кот и мыши 

Инвентарь: стульчики.

Инструкция. Дети – «мыши» сидят в норках – на стульчиках с одной стороны площадки. В условленном месте, в стороне, сидит «кот»; роль кота сначала выполняет воспитатель или ребенок, который постарше ребят. Кот засыпает, мышки разбегаются по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей, которые возвращаются в свои норки и садятся на свои места.

Воробушки и автомобиль

Инвентарь: обручи.

Инструкция. Дети – «воробушки» сидят в гнездышках (на стульчиках). Воспитатель или кто - то из детей – «автомобиль». Когда на площадке тихо, автомобиля нет, все воробушки разбегаются по площадке, подскакивая на двух ногах. На слово воспитателя «автомобиль» или неожиданный сигнал автомобиля все воробушки возвращаются на свои места. Воспитатель выделяет птичек, которые первыми прилетели в гнездышко. Чтобы дать детям немного отдохнуть, воспитатель, изображая автомобиль, дважды проезжает из конца в конец по площадке и встает с боку. Дети снова выбегают на середину площадки, и игра повторяется.

Такси

Инвентарь: обруч большого диаметра, флажок

Инструкция. Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м), держат его в опущенных руках: один — у одной стороны обода, другой — у противоположной, друг за другом. Первый ребенок — водитель такси, второй — пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Одновременно могут играть 2—3 пары детей, а если позволяет  площадь — то  больше.  Когда  дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

 «Кто ловкий»

Инвентарь: картонный круг, мешочки с песком.

Инструкция. Представляет собой круг из картона и несколько мешочков, наполненных песком. Дети бросают мешочки в круг по очереди.

Возможен вариант не на точность, а на дальность броска.

Кольцеброс

Инструкция. Игра представляет собой перпендикулярно установленный стержень и набор колец.

Минифутбол

Инвентарь:

Инструкция. Игра представляет собой небольшие ворота, в которые дети по очереди катают мяч. В воротах желательно сделать ограничивающую сетку, чтобы мяч не укатывался далеко в случае попадания.

«У медведя во бору»

Инструкция. Выбирается «медведь», который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к «медведю», напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

(Варианты: Медведь не спит

И на нас рычит!

или: Медведь простыл,

На печи застыл!)

Лукошко опрокинулось,

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, «медведь» их ловит. Первый пойманный становится «медведем».

«Мы—веселые ребята»

Инструкция. Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловец.

Дети произносят хором:

Мы веселые ребята.

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три—лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловец догоняет бегущих. Тот, до кого он дотронется прежде, чем играющий перейдет черту, считается пойманным и садится возле ловца. После двух-трех перебежек подсчитывают пойманных и выбирают нового ловца. 

«Горелки»

Инструкция. Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Играющие произносят приговорку.

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара, беги!

Затем,  первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.

«Лохматый пес»

Инвентарь: обруч или мел.

Инструкция. (Вариант игры Е. И. Тихеевой) Взрослый чертит на земле круг. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2— 3 шагов от него проводит черту, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15—20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса.

Вначале роль лохматого пса берет на себя воспитатель. По его указанию все дети подходят к черте, обозначающей их дом, берутся за руки и выстраиваются в шеренгу. Один из них (наиболее смышленый) находится в центре. Он будет направлять движение детей и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют дети:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет!?

Взявшись за руки, дети подкрадываются к черте. Когда будут сказаны последние слова, они дотрагиваются до пса, который, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить и приласкать. Вдруг неожиданно для всех пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту).

Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала.

Правила игры.

1.  Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст.

2.  Пес не шевелится и не открывает глаз до тех пор, пока его не тронут.

3.  Бежать в свой дом и спасаться от пса можно только после того, как он залает.

«Стоп»

Инструкция. На расстоянии 10—16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметр — 2—3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слово «стоп», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «стоп» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай...» и т. д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «стоп!». Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.

Игра возобновляется с новым водящим. 

«Море волнуется»

Инструкция. Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!»

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

Правила игры

   1. Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и т.д.)

   2. Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Также ему не разрешено касаться  играющих.

«Черное и белое»

Инвентарь: кортонный диск, мел.

Инструкция. Две команды – «Черные» и «Белые» – стоят в шеренгах лицом друг к другу. Ведущий бросает картонный диск, у которого одна сторона черная, другая – белая. В зависимости от того, какая сторона при падении окажется наверху – белая или черная,– одна команда начинает ловить другую. Убегающие пытаются выскочить за прочерченную линию дома. Побеждает та команда, на счету у которой за время игры окажется больше пойманных противников.

Правила игры. Ловить противников можно только после констатирующих слов ведущего: «Белые!» (Или: «Черные!») Догонять убегающих можно только до линии дома. Пойманные за линией дома не засчитываются. 

«Хитрая лиса»

Инвентарь: обруч или мел

Инструкция. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Ведущий предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а ведущий обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится «хитрой лисой». Затем ведущий предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса — не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) — сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного, т. е. того играющего, до которого она коснулась рукой, лиса отводит к себе в дом.

После того как лиса поймала 2—3 детей, ведущий говорит: «В круг». Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется с новой лисой.

«Коршун и наседка»

Инструкция. Для игры потребуется как можно больше участников, из числа которых выбирают одну наседку и коршуна.

В задачу коршуна входит поймать цыплят, которых защищает наседка.

Цыплята выстраиваются в колонну и крепко держатся друг за друга, а первый цыпленок за курицу. В это время коршун ходит и высматривает последнего цыпленка, именно его требуется поймать. Как только он начинает нападать, курица-наседка должна защищать своего цыпленка, шипеть на обидчика и всячески преграждать ему путь. При поворотах колонна из «цыплят» должна гибко поворачиваться вслед за наседкой.

Как только коршун поймал свою добычу, цыпленок выбывает из игры, коршун продолжает свою охоту дальше пока не переловит всех цыплят.

После того, как всех птенцов отловили, выбирают нового коршуна.

Примечание: курица-наседка не имеет права отталкивать коршуна руками; если кто-то из цыплят случайно отцепился, то коршун может его догонять и ловить.

«Зоопарк»

Количество игроков — 8—15.

Инвентарь: обруч или мел.

Инструкция. Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей — обезьяны, зайцы, гуси и т.д.

Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так — от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.

Вариант: по дороге домой дети поют песенку:

Вот поезд наш едет, гудит паровоз. Далеко, далеко ребят он повез. Уу-уу-уу-уу-уу.

Но вот остановка, дети останавливаются, произнося «ш-ш-ш», опускают руки и спокойно ходят (бегают) во время остановки поезда, собирают цветы на поляне (наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени, и поют куплет.

Методические указания. Эту игру можно повторить 2—3 раза.

«Лохматый пес»

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Методические указания. Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

«Дотронься до...» Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Варианты

Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до... круглого», «Дотронься до... маленького!»

Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д. Например: «Дотронься до... красного квадратного!»

3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.

Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.

«Найди букву» Количество игроков — 8—10.

Инвентарь: два стенда с крючками, карточки с петлями с изображением букв алфавита.

Инструкция. Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего первые игроки каждой команды подбегают к стенду, в нижней части которого расположены «буквы». Выбирают первую букву алфавита — А — и вывешивают ее на стенде. Затем бегом возвращаются к своей команде. Вторые игроки делают то же самое, но вывешивают уже вторую букву алфавита — Б — и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету и совершившая меньше ошибок.

Варианты

Вместо беги можно выполнять какие-либо другие задания.

В начале эстафеты каждой команде выдают по набору букв (например, д, а, ш, я). Дети, посовещавшись, вместе должны составить из полученных букв слово, распределить буквы между собой и построиться. Когда обе команды будут готовы, начинается эстафета. Каждая команда должна вывесить свое слово на стенде.

Методические указания

Каждый из предложенных вариантов игры должен быть сориентирован на тот возраст, для которого игра доступна.

В первом варианте, при игре с выстраиванием алфавита, возможна помощь детей и ведущего. Все вслух хором проговаривают очередную букву, а игрок должен ее найти.

«Кот и воробушки»

Инвентарь: подвижная опора (канат), обруч.

Инструкция. На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок — «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы «кота».

Варианты

Вместо бревна можно использовать обруч, встав в него на одну ногу.

«Воробушки» могут не просто летать по площадке, а «купаться» или «клевать крошки» в заранее отмеченных местах, расположенных очень близко к спящему «коту».

Методические указания

Игру следует повторять несколько раз. «Котом» (водящим) становится самый ловкий и быстрый «воробушек».

Эту игру особенно любят дошкольники и дети младших классов.

«Невод»

Инструкция. Двое игроков — «рыбаки» — берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные — «рыбки». «Рыбаки» ловят «неводом» «рыбок». Пойманные дети берутся с «рыбаками» за руки, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две не пойманные «рыбки». Они — победители.

Вариант: та же игра, пос речитативом, который произносят «рыбаки», до того как начнут ловить «рыбок»:

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка-рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

Во время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.

Методические указания

Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.

«Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.

Подвижные игры для умственно отсталых детей старшего возраста.

«Горячий камень» В игре принимают участие не менее трех игроков.

Инвентарь: судейский свисток, мячи разного диаметра.

Инструкция. Все игроки образуют круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга, стоя лицом внутрь круга. Каждому игроку выдается мяч. По сигналу ведущего играющие точным пасом двумя руками начинают передавать мячи в руки стоящего справа соседа и ловить мячи, которые им передают игроки, стоящие слева, вплоть до остановки игры ведущим. Игра останавливается, если:

игрок роняет мяч;

у кого-то из игроков оказывается в руках более одного мяча;

игрок неточно передает мяч соседу, и тот не может его поймать.

Участник, допустивший ошибку, забирает с собой один мяч и покидает игровой круг. Из игры выбывает тот, кто допускает ошибку первым. В случае если ошибку одновременно допускают несколько играющих, все они покидают игру. Игра останавливается по свистку ведущего, и он принимает решение о том, кто выбывает из игры. Два последних участника выходят в финал. Они встают лицом друг к другу на расстоянии 3—4 метров. По сигналу ведущего игрок передает мяч партнеру пасом двумя руками от груди по дугообразной траектории, другой — пасом двумя руками снизу. Проигрывает тот, кто первым совершит ошибку. Если игра возобновляется, то победивший в предыдущей игре имеет право один раз ошибиться и остаться в игре.

Варианты

Игроки могут находиться в положении сидя.

Могут быть использованы набивные мячи.

Можно использовать комбинации мячей, различных по весу и диаметру.

Методические указания

1.При разучивании игры: рекомендуется использовать одинаковые мячи; в начале игры мяч должен находиться у каждого второго участника.

2.В момент игры: ведущему следует обращать внимание участников на необходимость точного паса соседу; необходимо рекомендовать участникам внимательно наблюдать за действиями того соседа, который должен отдавать им мяч, передавать же его не глядя; в ожидании паса следует держать руки перед грудью.

«Кегельбан»

Количество игроков — 10—12.

Инвентарь: судейский свисток, кегли, баскетбольные мячи, мел.

Инструкция. На площадке с твердой, ровной поверхностью проводятся две параллельные линии на расстоянии 6 метров одна от другой. Все участники делятся на команды, по 5—6 человек в каждой. Команды выстраиваются в колонны по одному на первой линии, лицом ко второй линии. Расстояние между командами 3—4 метра. Участник команды, стоящий первым, берет мяч. Игрок, занимающий эту позицию, называется «бросающий». На второй линии напротив каждой команды устанавливается кегля. Один член команды встает за второй линией напротив кегли лицом к своей команде. Игрок, занимающий эту позицию, называется «подающий». По сигналу судьи «бросающий» направляет мяч в сторону кегли, стараясь сбить ее. В случае если бросающий промахивается, «подающий» ловит мяч и кидает его «бросающему». «Подающий» в момент паса должен находиться за линией, на которой стоит кегля. «Бросающий» повторяет попытки сбить кеглю до тех пор, пока она не будет сбита. До этого момента он не имеет права заступать за линию, на которой стоит.

В случае если кегля сбита, «подающий» ловит мяч, устанавливает его на линии кегли, бежит к своей команде и становится в колонну последним. «Бросающий» бежит к сбитой кегле, устанавливает ее, берет мяч, бросает его первому стоящему в колонне и становится «подающим».

Игра останавливается, когда в одной из команд последний участник (первый «подающий») собьет кеглю, установит ее на место, передаст мяч первому «бросающему» и вернется в колонну. Последний «подающий» должен также занять свое место в колонне. Как только все члены команды займут свое место в колонне, игрок, стоящий первым, поднимает мяч вверх.

Методические указания. Необходимо следить за соблюдением строя в командах. Целесообразно рекомендовать участникам не бросать, а катить мяч по площадке, бросок же выполнять двумя руками.

«Круговое вышибало» Количество игроков не ограничено.

Инвентарь: судейский свисток, волейбольный мяч.

Инструкция. Все участники игры образуют круг, стоя лицом к центру. В центр круга встают два игрока. Один из них — «мишень», другой — «защитник». Задача играющих — передавая мяч друг другу, запятнать «мишень». Задача «защитника» — защищать «мишень», отбивая все мячи, которые бросают участники. Задача «мишени» — прячась за «защитником», избегать попадания. Игрок, которому удается попасть в «мишень», занимает место «защитника». Предыдущий «защитник» становится «мишенью», а «сбитая мишень» занимает место среди участников.

Вариант: при большом количестве участников в игре могут выть использованы два мяча и два «защитника», три мяча и три «защитника» и т. д.

Методические указания. Следует рекомендовать передавать мяч игроку, стоящему за спиной «мишени», так, чтобы «защитник» не смог его отбить. Мяч необходимо передавать максимально быстро, чтобы «защитник» не успел занять выгодное для защиты положение.

«Пятнашки-повторяшки» Количество игроков не ограничено.

Инвентарь: судейский свисток.

Инструкция. Все участники равномерно распределяются по площадке, ограниченной линиями. Из их числа выбирается водящий. По сигналу ведущего «водящий» старается запятнать одного из участников игры. Убегая от «водящего», игрок может выполнять любые движения (стойки, прыжки, вращения и т.д.). Прежде чем запятнать участника, «водящий» обязан повторить все его действия. Если убегающий не успевает выполнить новое движение, то его можно запятнать. Этот участник становится «водящим», но он не может запятнать предыдущего «водящего».

Методические указания. На всем протяжении игры, играющие не имеют права покидать пределы игровой площадки.

Подвижные игры с фитболом

Фитбол — это большой упругий мяч, выдерживающий вес до 300 килограммов. Игры с фитболом способствуют формированию мышечного корсета, коррекции деформаций позвоночника, расслаблению (за счет вибрации) спастичных мышц, развитию равновесия и координации движений, формируют двигательные навыки, положительно влияют на эмоционально-волевую сферу.

«Горячий мяч»

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.

Варианты

По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.

При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям об осанке..

«Охотник и утки»

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Двумя полосками на полу обозначаются с одной стороны зала «озеро», с другой — «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети — «утки» в положении на четвереньках толкают фитбол головой от «озера» до «камышей». Педагог при этом говорит следующие слова:

Ну-ка утки, кто быстрей

Доплывет до камышей,

Самой ловкой за победу

Сладкое дадут к обеду.

Побеждает та «утка», которая быстрее доберется от «озера» до «камышей».

Методические указания. Ведущий награждает победителя.

«Ладушки»

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети сидят на фитболах парами, напротив друг друга. По команде педагога то одновременно, то попеременно соприкасаются с ладонями партнера.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям о правильной осанке.

«Дракон кусает хвост»

Количество игроков — 5—6.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впереди стоящего. В руках первого ребенка фитбол — «голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом.

Методические указания. «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом так, чтобы не разорвалось «тело дракона».

«Хоп, стоп»

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети идут по кругу, отбивая мяч от пола. По сигналу «Стоп!» останавливаются, по сигналу «Хоп!» — двигаются вперед. Из игры выбывает тот, кто ошибется. Самый внимательный становится победителем.

Вариант: игра  выполняться как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

Методические указания. Ведущий должен следить за осанкой детей.

«Эстафета с фитболами»

Инвентарь: фитболы, стойка.

Инструкция. Игра проводится в виде эстафеты. У стартовой линии все играющие строятся в две колонны. По команде первые начинают передвигаться вперед, отбивая от пола фитбол. Добегают до стены (стойки), ловят мяч, возвращаются назад, передают его следующему в команде. Выигрывает команда, финишировавшая первой.

Варианты

Ведение футбола осуществляется правой рукой, на обратном пути —левой.

В каждой команде стартуют по два человека и во время передвижения передают фитбол (мяч) друг другу.

Передвижение осуществляется в одну сторону лицом вперед, обратно — спиной вперед.

Методические указания. При передвижении спиной вперед осуществлять страховку.

Подвижные игры на прогулках

«Пятнашки мячом»

Инвентарь: мяч.

Инструкция. Все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре — водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мячом любого игрока, который после этого сам становится водящим. Играют 6—8 минут.

Методические указания. Если у детей сохраняется интерес к этой игре, ее можно повторить после небольшого перерыва.

«Круговая лапта»

Количество игроков — 6—15.

Инвентарь: мяч.

Инструкция. Двое водящих находятся за границами условной площадки на расстоянии 10—12 метров, все остальные — в центре площадки. Водящие, перебрасывая мяч друг другу, стараются запятнать тех, кто находится на площадке. Те, в кого попали мячом, выбывают из игры, но их могут выручить те играющие, которые поймали мяч. Выигрывает тот, кто последним останется на площадке. Водящими становятся двое, первыми выбывшие из игры.

Методические указания. Играют 3—4 раза, с небольшими перерывами для отдыха.

«Змейка»

Количество игроков — 6—7.

Инструкция. 5—6 участников, взявшись друг за друга, выстраиваются в колонну — «змейку». Водящий становится перед «змейкой» и старается запятнать последнего. Стоящий в «шейке» первым — капитан — преграждает путь водящему:

широко расставляет руки, ставит заслоны, выполняет различные движения туловищем. «Змейка» следует за капитаном и помогает преградить путь водящему. Если водящий запятнал игрока, замыкающего колонну, он становится капитаном, а запятнанный игрок — водящим.

Методические указания. Игру можно повторять несколько раз, с небольшими перерывами на отдых.

«Шишки, желуди, орехи»

Количество игроков — более шести.

Инструкция. Играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках — «шишки», вторые — «желуди», третьи — «орехи». По сигналу водящий произносит любое из трех названий, например «орехи». Все играющие «орехи» должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.

«Рыбы, птицы, звери»

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: волейбольный или теннисный мяч.

Инструкция. Все играющие становятся полукругом на расстоянии 4—5 метров от водящего, который держит в руках волейбольный или теннисный мяч. Водящий, бросая кому-либо из играющих мяч, произносит одно из трех слов: «рыбы», «птицы», «звери». Если названо, например, слово «рыбы», играющий должен поймать мяч, сделать шаг вперед и тут же вернуть его водящему, быстро назвав любую рыбу, например, сказать: «Щука». Тот, кто не успевает дать нужный ответ или повторяет его, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки. Победитель становится водящим.

Методические указания. Игра повторяется 2—3 раза.

«Волейбол в кругу»

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие становятся в круг и начинают передавать мяч друг другу любым способом, как в волейболе. Тот, кто не смог принять или передать мяч, получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получил меньше штрафных очков.

Методические указания. По желанию участников игру можно повторить 2—З раза.

Дидактические игры с правилами

 «Бабочки».

Инвентарь. Для проведения игры необходимо подготовить 18 карточек (размерами примерно 5x5 см) с изображением бабочек, которые отличаются друг от друга цветом крыльев, формой пятен на крыльях и характером края крыльев; три листа белой бумаги (20x30 см); три полоски (10x20 см каждая) и квадрат (15x15 см) из бумаги серого цвета.

Инструкция. Задание № 1. Сначала педагог предлагает расположить всех насекомых на двух листах–«полянках» так, чтобы на одном листе оказались все насекомые с красными крыльями. После того как задание будет выполнено, он просит игроков объяснить, какие бабочки на какой «полянке» расположились.

Задание № 2. Разложить бабочек на два белых листа–«полянки» и соединяющую их серую полоску–«мостик» так, чтобы на одном белом листе оказались все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, а на другом – все насекомые с желтыми крыльями. Дети должны сами догадаться, какие насекомые должны расположиться на «мостике». Бабочек, которые не подходят ни к одной из «полянок», нужно положить отдельно.

Задание № 3. Разложить насекомых на трех «полянках» и соединяющих их «мостиках» так, чтобы на первой «полянке» были все насекомые с красными крыльями, на второй – все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, на третьей – все насекомые с ровными краями крыльев (на листы бумаги кладутся карточки с соответствующими символами). Догадаться и найти тех насекомых, которых надо посадить на каждый из «мостиков». Насекомых, которые не подходят ни к одной «полянке» и ни к одному «мостику», оставить на столе. По окончании выполнения задания № 3 участникам вновь предлагается как можно точнее и короче рассказать, какие насекомые на какой «полянке» и на каком «мостике» находятся.

Методические указания. В ходе игры ученикам необходимо правильно рассадить бабочек на «полянки» (листы белой бумаги) и «мостики» (серые полоски и квадрат) в соответствии с заданными педагогом условиями.

«Подбери»

Инвентарь. Комплект карточек.

Инструкция. Перед ее началом ведущий отбирает по количеству игроков комплекты предметных картинок – карточек (4–6 штук в каждом комплекте); карточки раздаются всем игрокам поровну. Получив карточки, они должны рассмотреть их и решить, какую группу будет собирать каждый из них; растения, животных, мебель или др. (собирать следует тот комплект карточек, которых у игрока больше). После этого участники игры обмениваются друг с другом карточками (по одной), которые им уже не нужны. Делают они это так, чтобы остальные играющие не видели, что изображено на карточках. Игра продолжается до тех пор, пока кто–то из игроков не соберет все карточки своей группы. Он и считается победителем.

 «Слухачи»

Инструкция. Ученикам предлагается послушать звуки, которые «живут» только в классной комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» внутри школы (исключая класс), затем – на звуки, доносящиеся с пришкольного участка, звуки дороги и т.д. По окончании цепочки переключения слухового внимания и группировки доносящихся звуков педагог обсуждает все услышанные звуки с детьми.

«Кто сказал комплимент?»

В игре принимают участие 6–8 детей.

Инструкция. Из них выбирается водящий, который поворачивается ко всем участникам игры спиной и закрывает глаза. После этого остальные игроки вперемешку (но по очереди) говорят ему комплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебя красивые волосы» и т.д. Водящему необходимо по голосу узнать, кто это сказал. После 3–4 угадываний водящий меняется; так продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли водящего. Обязательное условие этого круга – не искажать своего голоса.

Во втором круге это правило меняется – теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть–чуть должен изменить свой голос. Введение такого правила значительно осложняет задачу водящему и, помимо прочего, заставляет остальных проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.

«Летает – не летает»

Инструкция. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Педагог объясняет правила игры: «Я буду называть предмет и говорить слово «летает», например, голубь летает, самолет летает и т.д. Если я назову предмет, который летает, вы поднимете руку.

Если я назову нелетающий предмет, руку поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руку и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит «фант».

«Разложи картинки в конверты»

Инвентарь. Конверты с наклеенными или нарисованными геометрическими формами, разными по цвету и величине (например: круги желтого, красного, синего цвета, большие, средние и маленькие; треугольники, овалы, шестиугольники трех цветов и трех величин), картинки с изображением предметов разной формы, цвета, величины, подносики.

Инструкция. Играющие сидят за столами. Перед каждым ребенком по три конверта (например, на одном наклеен треугольник, на другом – овал, на третьем — квадрат).У сидящего рядом не должны повторяться формы, т. е. конверты с другим сочетанием форм (например, круг, прямоугольник, квадрат). На подносе перед каждым ребенком несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (так, картинки с изображением пуговицы, арбуза, круглых часов надо положить в конверт с кругом и т. Д.). Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вызывает к наборному полотну одного из детей и просит его вложить в наборное полотно свои конверты, а под ними вставить картинки, изображения которых соответствуют данной форме. Ребенок объясняет, на основании чего он сделал такой выбор. При необходимости педагог помогает ему.

«Угадай, чего не стало»

Инвентарь. Карточки с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник — ромб), экран, наборное полотно.

Инструкция. Педагог вставляет карточки в наборное полотно и просит назвать эти формы. Затем закрывает наборное полотно экраном, одну форму убирает. (Название ее дети должны хорошо знать.) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. («Угадайте, что я спрятала».) Дети называют. При повторении игры расположение форм на наборном полотне меняется.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. / З.М.  Богуславская, Е.О Смирнова. Москва, 1991.
  2. Бондаренко, А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик – Москва : Просвещение, 1983.
  3. Былеева, Л.В.  Подвижные игры. / Л.В. Былеева, В.Г. Яковлев –  Москва, Просвещение - 1974. – 91 с.
  4. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. / Е.Н. Вавилова ;–Москва, 1983. –89 с.
  5. Гибсон,  Р. Веселые игры (пер. с англ.) / Р.Гибсон,   Д. Тайлер–Москва, Спутник 1994. – 94 с.
  6. Грабенко, Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. / Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : 2015. – 67 с.
  7. Гришина, Г.Н. Любимые детские игры. / Г.Н. Гришина. Москва : 1997. – 94 с.
  8. Карабапова, О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка. О.А.Карабапова,  – Москва : Просвещение, 1997. – 32с.
  9. Михайленко, Н.Я.  Игра с правилами в дошкольном возрасте  / Н.Я.  Михайленко, Н.А. Короткова. – Москва, 2018. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник подвижных игр

Народные игры...

Сборник подвижных и малоподвижных игр

Сборник предназначен в помощь воспитателям средней группы детского сада....

Сборник подвижных игр по ПДД для детей дошкольного возраста

Цель ИГР: -Развивать ловкость, внимание, координацию движения;-РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ, БЫСТРОТУ РЕАКЦИИ, ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ;-Закреплять знание детей о правилах дорожного движения;-Закреплять...

Практическое пособие "Сборник подвижных игр "Рыбаки и рыбки"

Игра для ребенка может быть интересной лишь в том случае, если она содержит двигательный материал, который предварительно изучался как упражнения....

Сборник подвижных игр "Кубанские забавы"

Подвижные  народные игры  кыбанских казаков...

Сборник конспектов занятий по Правилам дорожного движения

Образовательное учреждение: МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида».Подготовила: Белоусова Инна Владимировна, старший воспитатель.Возрастная категория: 2-ая младшая группа (3-4 года)....