Мастер-класс для педагогов "Организация вариантов подвижных игр"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Аксянова Фарида Рамазановна

Использование вариативности при проведении подвижных игр позволяет повысить их эффективность,

использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей.

По мере накопления детьми двигательного опыта, игры можно усложнять, но изменения всегда должны быть обоснованы.

Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx954.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 57 «Ладушка»

г. Димитровграда Ульяновской обл.»

Мастер – класс
«Организация вариантов подвижных игр»


 
http://mojakroxa.ru/wp-content/uploads/2012/05/b4d8ce0c04b8.png

подготовила:

инструктор по ФИЗО Аксянова Ф.Р.

2024 г.

В последнее время стала заметна тенденция к снижению роли подвижных игр в воспитании дошкольников. Практика показывает: в детском саду не все дети играют с желанием и дело не в том, что они не знают содержания или правил игр, просто они им не интересны. 

Одной из причин потери интереса детей к п/и является то, что детям зачастую предлагается содержание игр, которое они переросли. Например, образы зайчиков, медведей, волков, птичек встречаются как в играх для детей младшего возраста, так и старшего возраста. Правила однотипны и упрощены.

Второй причиной отсутствия интереса к подвижным играм являются их низкая двигательная активность и физическая нагрузка, которые не позволяют дошкольникам удовлетворить свою потребность в движении. Например, в игре «Гуси-лебеди», которая длится 5 мин., дети интенсивно двигаются только 45 сек. – перебегают, увёртываются от ловишки. Остальные 4 с лишним мин. они закрепляют правила, выбирают водящего, произносят текст и т.д.

Использование вариативности позволяет повысить эффективность подвижных игр, использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей.

По мере накопления детьми двигательного опыта, игры можно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остаётся при этом постоянной.  Изменения всегда должны быть обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры. В старшей группе к составлению вариантов игр можно привлекать самих детей.

 Вариативность осуществляется в следующих направлениях: 

1. Усложнение содержания игр.

2. Широкое использование народных игр, разнообразных эстафет.

3.Усиление воспитательной роли подвижных игр.                                                            

1. Усложнение содержания игр.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию, но можно:

- увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

-  усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине);

- сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);

- провести игру в нестандартных условиях (на лесной поляне, в парке);

- усложнить правила (пойманных можно выручать).

2. Обогащение народными играми и эстафетами 

правила:

 - водящим становится не тот, кого поймали, а тот, кто лучше других выполнял требования игры;

 - пойманные дети не выбывают из игры, а лишь временно лишаются права быть выбранными на роль водящего;

 -  водящими назначаются сразу несколько детей.

При соблюдении этих дополнительных правил игра заканчивается быстрее, проходит интенсивнее и интереснее.

3.Усиление воспитательной роли подвижных игр.

Каждая игра проводится с целью решения нравственных задач: воспитания честности, смелости. С целью воспитания взаимопонимания и взаимопомощи создаётся новый вариант игры. Детям предлагается не только не попасться водящему, но и спасти осаленного. Здесь может быть две линии поведения детей: первая – бегать и прыгать, не подвергая себя опасности и не обращая внимания на попавших в беду товарищей; вторая – постараться выручить товарищей, подвергая себя опасности быть осаленным. Педагогу необходимо поощрить детей, стремящихся помочь товарищам.

С целью воспитания выдержки игра проводится в обычном варианте, но со всё увеличивающейся паузой между предпоследним словом текста и словом – сигналом к бегу (Н-р, в игре «Волк и зайцы» «Не идёт ли, - пауза, - волк?»). вначале дети не обращают внимания на паузу и убегают, не дождавшись слова – сигнала. Воспитатель же останавливает их и возвращает на место до тех пор, пока все дети не проявят необходимую выдержку.

Практическая часть

А сейчас каждая группа получит по 1 карточке с п/и. Вам нужно предложить несколько вариантов этой игры и организовать игру с коллегами.

(ПРИЛОЖЕНИЕ)

       Итог: таким образом, при использовании указанных путей повышения эффективности подвижных игр, можно сделать их важнейшим средством физического и нравственного воспитания.

ПРИЛОЖЕНИЕ


«Попади в обруч»

Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой и левой рукой прицеливаясь. Развивать глазомер, точность броска.

Ход игры: Дети стоят по кругу диаметром 8-10м. через одного, в руках мешочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сигналу воспитателя дети, у которых в руках мешочки, передают их товарищам справа или слева по договорённости. Получив мешочки, дети бросают их, стараясь попасть в обруч. Затем дети поднимают мешочки, и возвращаются на свои места в круг. Снова раздаётся сигнал, и дети передают мешочки своим соседям – вторым номерам и т. д.

Варианты: забрасывать мешочки двумя, одной рукой из-за головы, сидя, стоя на коленях.

«Уголки»

Цель: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Дети становятся возле деревьев или в кружочках, начерченных на земле. Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится на середину.

Варианты: если водящему долго не удаётся занять место, воспитатель говорит: «Кошка!». Все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.

«Охотники и зайцы»

Цель: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч, стараясь попасть в зайцев. Развивать ловкость, глазомер.

Ход игры: Выбирается охотник, остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другой дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают на двух ногах или на правой, на левой поочерёдно в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» — зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч. Те, в кого он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.

Варианты: охотников может быть 2-3, и у зайцев дома нет, они просто увёртываются от мяча.

«Стоп»

Цель: развивать умение быстро реагировать на сигнал ведущего, внимание, выдержку; формировать умение говорить слова водящего в разном темпе, делать паузы; развивать быстроту движения, двигательную активность, ловкость.

Ход игры. Водящий выбирается по считалке, встает в нарисованный круг или в круг, выложенный из веревки. На противоположном конце площадки проводится линия кона, на расстоянии 20-30 шагов, за ней стоят дети, участвующие в игре.  

Водящий стоит спиной к полю и громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай…Стоп!». Дети быстро идут к нему. На слова «Стоп!» дети замирают на месте.

Водящий быстро поворачивается, смотрит - кто из участников сделал движение после слова «Стоп!», этот участник возвращается за линию кона. Остальные дети продолжают движение с того места, где их застал сигнал. Тот, кто первым из участников двумя ногами встает в круг раньше, чем водящий произнесет «Стоп!» становится водящим.

Варианты: водящий для подачи сигнала использует флажки или свисток. Играющие передвигаются, отбивая мяч или различными способами движения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Русские народные подвижные игры"

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка т...

Мастер-класс по изготовлению вожжей для подвижной игры «Лошадки»

Наши дети очень любят играть в лошадки. Это старая программная игра. Но сколько я не наблюдаю, мало кто из воспитателей играет в неё с детьми. А зря! И всего- то для игры нужны вожжи. Вот такие вожжи ...

Конспект мастер-класса «Методы и приемы организации подвижной русской народной игры «Пирожок»»

Цель: Закреплять умение участвовать в русской народной подвижной игре «Пирожок»...

Мастер – класс для воспитателей «Организация народных подвижных игр с детьми 2 младшей группы»

Я работаю по оздоровительному проекту «Использование народных игр в физическом развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста» с детьми 2-ой младшей группы.  Мой проект  пред...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Творческие подвижные игры».

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Творческие подвижные игры»....

Мастер-класс "Играем с детьми в подвижные и малоподвижные игры"

Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх....