"Игры казачат"
картотека по физкультуре (подготовительная группа)

Карпова Ольга Григорьевна

Подвижные игры для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_kazachat.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игры казачат

(старший дошкольный возраст)

1.ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)

2.ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» 

3.ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»  (2-Й ВАРИАНТ)

4.ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)

5.ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)

6.ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ  ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)

7.ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»

8.ИГРА «КРИВОЙ  ПЕТУХ»

9. ИГРА «СЛЕПОЙ  ПЕТУХ»

10.ИГРА «ГОРШКИ»

11.ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)

12.ИГРА «ДОМОВОЙ ЗА ГРУБКОЙ?»

13.ИГРА «ДОСТАНЬ  ПЛАТОК»

14.ИГРА «ШКРАКОБУШКА»

15.ИГРА «ЧУР У ДЕРЕВА!»

16.ИГРА «ХВАТАЛКИ»

17.ИГРА «ПОВТОРИ»

18.ИГРА «КОЛЕСО»

19.ИГРА «ПУТЫ»

 20. ИГРА «ВЕРБА»

21.ИГРА «КОНЬ»

22.ИГРА «КОНЬ ДО КОНЯ»

23.ИГРА «КУРЕНЬ»

24.ИГРА «КАПУСТА»

25.ИГРА «КАЛАЧИ»

26.ИГРА «ЗАЯЦ-МЕСЯЦ»

27.ИГРА «ПОДСОЛНУШКИ»

1.ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)

    Играющие становятся рядом, рука в руке.

    Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причём «селезень» догоняет «утку».

    Стоящие в ряду приговаривают:

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку.

Поди, утушка, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой — селезень,

Девятая — утка,

Десятая — гуска.

Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.

 2.ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

    Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:

В золотые ворота

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!».

    Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками.

Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.

3.ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»  (2-Й ВАРИАНТ)

Играющие берутся за руки, образуя круг.В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку. Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:

В золотые ворота проходите господа:

В первый раз — прощается,

Второй — запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

 4.ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)

Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

 Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется  — казак забирает «утку».

    Надоело казаку

«Кря-кря-кря»  с «Ку-ка-ре-ку».

    Я не лягу больше спать,

    Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

 5.ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.

Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке), выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.).

По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.

Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

 6.ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ  ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)

     Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий.     Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг.

    Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания.

    Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.

7.ИГРА«ПЛЕТЕНЬ» » (3-Й ВАРИАНТ)

Цель : закрепить умение перестраиваться в шеренгу колонну, действовать согласно текста; развивать внимание, быстроту реакции, чувства товарищества.

Ход  игры:

Играют 2 команды, по 6 и более человек встают напротив друг друга в 2 шеренги и переплетают руки  таким образом: берутся за руки своих соседей справа и слева через одного. Хором проговаривают:

Мы плели, плели плетень (одна команда поднимает руки –

Любовались целый день. и опускает).

Эти же слова повторяет 2 команда.

Расплетались (обе команды расплетают руки на плечи впереди стоящему игроку.)

Очень долго (обе команды поворачиваются налево)

Только никакого толку. (на эти слова вернуться в исходное положения и поднять руки вверх.

Затем команды выполняют различные задания(бег врассыпную, ходьба на носках, подскоки и т.п.)

На слова взрослого:

1,2,3

Свой плетень покажи!

Дети выстраиваются в свои команды

Чья команда быстрее построится.

 8.ИГРА «КРИВОЙ  ПЕТУХ»

Дети стоят по кругу. Один — в центре.

Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)

           А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: —Кто там?

Это я, Тарас.

Дети: — Лови нас, не открывая глаз.

Кого поймал, должен угадать.

Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.

9.ИГРА «СЛЕПОЙ ПЕТУХ»

Цель: развивать ловкость, внимание.

Ход игры:

Играющие становятся в круг и выбирают «слепого петуха» ему завязывают глаза и спрашивают:

Петух, петух, на чем стоишь?

На камнях,

Что продаешь?

Квас.

Лови мошек, а не нас!

После этих слов играющие разбегаются в стороны, хлопают ладоши, привлекая к себе петуха. Слепой петух старается кого-нибудь поймать и угадать, кто это). Если петух поймает и угадал пойманный становится слепым петухом, если нет - игра продолжается с прежним петухом.

10.ИГРА «ГОРШКИ»

Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих — водящий — изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

- Почём горшок?

Хозяин отвечает:

 - По денежке.

А он не с трещиной?

- Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

- Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:

     Чичары, чичары, собирайтесь гончары

     По кусту, по насту, по лебедю горазду!

     Вон!

Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.

11.ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)

    В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — командир с красным флажком.

    Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.

     По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг.

     Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром.

    Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня».Выигравший становится командиром.

12.ИГРА «ДОМОВОЙ ЗА ГРУБКОЙ?»

 Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе - около дерева.

 Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Кто за грубкой? Домовой?»

    Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.

13.ИГРА «ДОСТАНЬ  ПЛАТОК»

   Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок.

    Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим.

Игра продолжается

14.ИГРА «ШКРАКОБУШКА»

 Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».

- «Что делал?» - «Муку молол». - «Что вымолол?» - «Копеечку». - «Что купил?» - «Калачик». - «С кем съел?» - «С тобой». - «Кто подбирал?»    Спрашиваемый отвечает: «Он», - указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.

Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»

    Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то делаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных

15.ИГРА «ЧУР У ДЕРЕВА!»

Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с маленькими горцами.

    Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.

    Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же - в середине между деревьями.

    Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»

    Осаленный менялся местом с водящим.

 16.ИГРА «ХВАТАЛКИ»

Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камешки, палочки и др.

По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает.   Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков

17.ИГРА «ПОВТОРИ»

В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20.Создавали круг.Вожаком был самый старший – шестилетка. Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого выберут затейником. А задача затейника - показывать разные движения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах - для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге - для 5-6-леток.Вожака звали в круг.    Он прохаживался внутри него и присматривался, кто же затевает каждый раз новое движение.    При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго на кого ни будь из игроков, т.е. на того, кто, как он думал, в  настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывал затейника.     Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал момент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и называл затейником не того, игра продолжалась.    Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись. 

18.ИГРА «КОЛЕСО»

Играющих 16 или значительно больше.

Они, разделившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине - как спицы в колесе.

Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, ударив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него.

    Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот - следующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!».    После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место.

    Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить.

    Нельзя пятнать раньше, чем получен удар.

Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу.

19.ИГРА «ПУТЫ»

Ноги завязываются платком или верёвкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади. И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.

 20. ИГРА «ВЕРБА»

Цель :упражнять в быстром беге по сигналу

Ход игры: Дети встают в общий круг. Выбирается водящий. Он идет с веточкой вербы в одну сторону, остальные дети идут хороводом в противоположную сторону, приговаривая:

 С вербой, с вербой иду за тобой,

Коснусь я вербой, беги за мной!

С окончанием слов, водящий задевает веточкой вербы двоих детей, они поворачиваются в разные стороны. Все дети говорят:

 Раз, два, три – беги!

 Кто из двоих детей быстрее оббежит круг и заденет веточку вербы, тот и выиграл.

21.ИГРА «КОНЬ»

Цель : развивать умение действовать согласно текста, четко выполнять все действия и произносить текст.

Ход игры: Играющие стоят по кругу, водящий в центре, верхом на коне (атрибут). Играющие шагают на месте, размахивая руками и произносят текст:

«У меня есть конь! Конь-огонь. 2 раза

Водящий скачет внутри круга и говорит:

«Я скачу на нем, на коне своем!»

Останавливает коня между двух играющих, а они бегут в разные стороны по кругу. Кто первый добежит до коня, тот и выиграл. Он становится водящим.        

22.ИГРА «КОНЬ ДО КОНЯ»

Цель: развивать ловкость, внимание

Ход игры: Игроки становятся по кругу, в правой руке у каждого «конь»(гимнастическая палка)

И произносят:

Казак до казака,

Конь до коня.

Кто папаху уронит,

Тот и вон пойдет.

Ведущий бросает одному из играющих папаху. Игроки перебрасывают папаху друг другу, уронивший выходит из игры. Побеждает последний игрок, оставшийся в кругу.        

23.ИГРА  «КУРЕНЬ»

Цель:развивать ловкость ,внимание

Ход игры: в игре участвуют четыре подгруппы детей ,каждая из них которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешан платок .Взявшись за руки, все идут  четырьмя кругами переменным шагом и проговаривают:

Наш уютный куренёк,

Он не низок,не высок.

Заходите в гости к нам,

Очень рады мы гостям

  На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончанию музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают в виде крыши.

1,2,3,

Куренёк   свой найди!

24.ИГРА «КАПУСТА»

Цель :развивать ловкость, скорость.

Ход игры :в центре зала обозначают круг – огород, где лежат папахи, платки и другие вещи, обозначающие «капусту». Все участники игры стоят за кругом, а один выбранный –хозяин, он садится рядом с «капустой». Хозяин показывает движениями воображаемую работу, произносит:

Я на камушке сижу.

Лозу тешу –

Плетень горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Коза с козлятами,

Свинья с поросятами,

Утка с утятами, курица с цыплятами.

Играющие стараются забежать в огород, быстро схватить «капусту»и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет с огорода «капусты», объявляется победителем.

25.ИГРА «КАЛАЧИ»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, находить свое место в кругу

Ход игры:

Дети становятся в три круга. Двигаются хороводным шагом по кругу и при этом произносят слова:

Бай- качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи!

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач! » возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

26.ИГРА «ЗАЯЦ-МЕСЯЦ»

Цель:  развивать двигательную координацию.

Ход игры:

Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают кличку: Заяц-месяц, где был?

В лесу.

Что делал?

Сено косил!

Куда клал?

Под колоду!

Кто украл?

Чур!

На кого приходится слово «чур», догоняет детей. Пойманные выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется один игрок. Он - ведущий, теперь он начинает перекличку

27.ИГРА «ПОДСОЛНУХИ»

Цель: развивать внимание.

Ход игры:

 Игроки стоят в несколько рядов — это «подсолнухи». Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок расположения «подсолнухов». По команде ведущего: «Солнышко!»«земледелец» уходит. Два «подсолнуха» меняются местами. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. Во время считалки «солнышко» ходит по кругу, а «подсолнухи» постоянно поворачиваются лицом к нему.

Считалка:

 Солнце: Солнце светит!

Все: Дождь идет!

Солнце: Семечко!

Все: Растет! Растет!

Солнце: К солнцу тянется росток!

Все: Тонкий, тонкий стебелек!

Солнце: Небосвод весь обегая,

Все: Солнце светит не мигая.

Солнце: Земледелец, не зевай,

Все: Перемены отгадай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры казачат

игры казачат...

Картотека "Игры кубанских казачат"

Кубанские игры, как и все народные подвижные игры, являются неотъемлемой частью интернационального, художественного физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У ...

Подвижные игры казачат.

Несколько подвижных игр....

Сценарий казачьего мероприятия для детей подготовительной к школе группы «ИГРЫ ДОНСКИХ КАЗАЧАТ»

Сценарий казачьего мероприятия для детей подготовительной к школе группы«ИГРЫ ДОНСКИХ КАЗАЧАТ»...

Картотека "Игры маленьких казачат"

Картотека "Игры маленьких казачат"...