«Скандинавская ходьба» Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Физкультурно-спортивной направленности
рабочая программа по физкультуре (средняя группа)
Что такое скандинавская ходьба?
Ходьба с палками, северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба - это вид ходьбы на свежем воздухе и в здании с использованием специальных палок, похожих на лыжные. Такой ходьбе легко научиться и она имеет много преимуществ:
• улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких;
• активизирует процессы обмена веществ;
• укрепляет мышцы туловища;
• уменьшает нагрузку на тазобедренные и коленные суставы;
• оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию;
• повышает стрессоустойчивость организма.
Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направлений спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей дошкольного возраста с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям, она позволяет поддерживать организм в хорошей физической форме.
При регулярной ходьбе с палками формируется правильная походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка. Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость ребят и увеличивается длительность их тренировки. Скандинавская ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей одновременно.
Скандинавская ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skandinavskaya_hodba_privetkina.docx | 269.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Березка»,
филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»
(Детский сад «Березка», филиал Детского сада «Светлячок»)
СОГЛАСОВАНО: На педагогическом совете Протокол от 28.07.2023 № 03 | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 42 ОД от 28.07.2023 Директор филиала Детского сада «Березка», филиала Детского сада «Светлячок» _____________________Т.П. Саерова «________»___________________2023 |
«Скандинавская ходьба»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
Физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок освоения программы: 1 год
Объем программы: 72 часа
Разработчик: Приветкина Ольга Алексеевна,
Воспитатель.
г. Заводоуковск, 2023
Содержание
| |
|
- Требование техники безопасности……………………………………..17
- Организация мероприятий с родителями…………………………….. 18
- Список информационных источников………………………………...19
Приложение 1. Контрольные нормативы……………………………………..21
Приложение 2. Методика обследования, освоения техники выполнения
движения………………………………………………………………………..22
Приложение 3. Методика обследования уровня развития физического
качества- выносливость………………………………………………………..24
Приложение 4. Методические рекомендации для педагога
дополнительного образования по организации деятельности по программе
“Cканднавская ходьба”…………………………………………………………26
Приложение 5. Анкетирование для родителей обучающихся………………28
- Пояснительная записка
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. В условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Рост заболеваемости, по некоторым показателям, настолько высок, что это вызывает серьезную тревогу за судьбу и здоровье нации. Причин этому множество: ухудшение экологической обстановки; несбалансированное питание, насыщенное ГМО; информационно-психологические перегрузки; снижение двигательной активности. Ярко выражена эта проблема и в нашем МАДОУ. Например, данные мониторинга состояния здоровья воспитанников подготовительной к школе группе в 2019г. Позволили сделать вывод о том, что 20% детей часто болеющих (ЧБД); 2,5% детей имеют низкий тонус мышц спины; 2,5% с легкой возбудимостью; 35% - с нарушением формирования стопы (плоскостопием.
Забота о здоровье воспитанников приоритетная задача дошкольного учреждения. Здоровый образ жизни для ребенка в детском саду – первооснова его полноценного развития и воспитания, на мой взгляд, в этом смысле очень важны, рационально организованный двигательный режим, разнообразие подвижных мероприятий по формированию осознанного отношения и своему здоровью.
Осуществляя поиск средств и методов для оздоровления, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста путем формирования у них потребности в движении, я остановилась на подготовке и реализации программы работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей.
В основу работы положены:
- нормативно-правовые документы:
- Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
- Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155, об утверждении ФГОС ДО
- Инструктивно-методическое письмо МО и Н РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». от 14.032002г. №65/23-16.
- СанПиН от 15.05.2013г. №3049-13
- Приказ Минздрава РФ и инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений от 04.04.2003г. №139
Что такое скандинавская ходьба?
Ходьба с палками, северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба - это вид ходьбы на свежем воздухе и в здании с использованием специальных палок, похожих на лыжные. Такой ходьбе легко научиться и она имеет много преимуществ:
• улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких;
• активизирует процессы обмена веществ;
• укрепляет мышцы туловища;
• уменьшает нагрузку на тазобедренные и коленные суставы;
• оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию;
• повышает стрессоустойчивость организма.
Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направлений спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей дошкольного возраста с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям, она позволяет поддерживать организм в хорошей физической форме.
При регулярной ходьбе с палками формируется правильная походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка. Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость ребят и увеличивается длительность их тренировки. Скандинавская ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей одновременно.
Скандинавская ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью!
Принципы использования скандинавской ходьбы с палками:
Принцип сознательности (направлен на воспитание у детей глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма);
Принцип постепенности и последовательности (постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия);
Принцип повторности (повторение различных по характеру физических нагрузок, правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха);
Принцип индивидуализации (соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность);
Принцип систематичности и регулярности.
Данные принципы являются основой тренировочного процесса. Они определены теорией и практикой физической культуры и спорта. Их соблюдение гарантирует на успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.
Путь развития и совершенствования у каждого человека свой, исходя из условий. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать эти условия и образовательную среду, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать, познавать образовательную среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную среду, в которой правильно направить ребёнка к познанию и здоровью.
Программа рассчитана на один год обучения с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Общий цикл составляет 68 занятий.
Наполняемость группы варьируется от 6-ти детей до 30 детей.
Формы организации образовательной деятельности: групповые, подгрупповые.
II. Основные цели и задачи работы «Скандинавская ходьба» для детей.
Цели:
- формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и родителей;
- повышение роли семьи в физическом воспитании, оздоровлении и гармоничном развитии детей.
Задачи:
-укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма;
-развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных;
-воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
-воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга;
-воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Пояснение.
Обучение технике скандинавской ходьбы ориентировано только на детей. Родителям для повышения компетентности по вопросам оздоровления и воспитания детей, предоставляется информация о скандинавской ходьбе, в виде консультаций, мастер-классов. Родители приглашаются для прохождения маршрута вместе с детьми на каждое 4 занятие месяца. Дети демонстрируют родителям полученные умения и навыки.
III. Учебный план
Дисциплины | Трудоёмкость (кол-во часов) | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | ||
Скандинавская ходьба. | 36 | 7 | 34 | Использование ранее изученных шагов и подъемов. Заключительный праздничный маршрут. |
Общеразвивающие упражнения с палками. | 36 | 6 | 34 | |
итого | 72 |
IV. Календарный учебный график
Режим работы детского сада:
Понедельник - пятница: 07.30 до 18.00.
Продолжительность учебной недели: понедельник-пятница.
Учебный год: 2023 - 2024
Продолжительность учебного года: начало учебных занятий – 01.09.2023, окончание учебных занятий – 31.05 2024.
Праздничные нерабочие дни: общегосударственные праздничные дни
Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками:
6 ноября 2023; 1 января 2024; 01 - 10 января 2024; 23 февраля 2024; 8 марта 2024; 1 мая 2024; 9 мая 2024.
Количество недель в учебном году: 36 недель, из них:
I полугодие | Каникулы зимние | II полугодие
| Летние каникулы | ||
Продолжительность полугодия | Число полных недель | с 01.01.2024 по 10.01.2024 | Продолжительность полугодия | Число полных недель | с 01.06.2024 по 31.08.2024 |
С 01.09.2023 по 31.12.2023 | 17 | с 11.01.2024 по 31.05.2024 | 19 |
|
V. Учебно- тематический план
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: сентябрь - май
Таблица 2
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Форма контроля | |||||
Теория | Практика | ||||||||
сентябрь | |||||||||
1 | Вводное занятие. История продвижения NordicWalking (скандинавская ходьба) в качестве эффективного и безопасного вида физической активности. Инструктаж по ТБ. | Беседа | 1 | - | Беседа. Наблюдение Инструктаж | ||||
2 | Определение пульса. Знакомство с таблицей показателей Р (пульса) в покое и после нагрузки. | Учебно – тренировочное занятие | 1 | - | Практическое задание | ||||
3 | Начальный контроль. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Методика «Лестничная проба» | ||||
4. | Эффективность занятий скандинавской ходьбой. Целевые группы. Одежда и обувь для скандинавской ходьбы. | Учебно – тренировочное занятие | 1 | - | Беседа Опрос Игры | ||||
5. | Мастер – класс «Скандинавская ходьба, как одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ». | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Наблюдение | ||||
октябрь | |||||||||
6 | Определение уровня развития физического качества – выносливость. Определение уровня развития двигательного умения – ходьба. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Тестирование | ||||
7 | Специальные палки – основной инвентарь для скандинавской ходьбы. Виды. | Беседа | 1 | - | Беседа Практическое задание | ||||
8 | Правила подбора высоты палок для скандинавской ходьбы. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Тестирование Практическое задание | ||||
9 | Самостоятельный подбор обучающимися палок для скандинавской ходьбы. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Тестирование Практическое задание | ||||
10 | Правила подбора высоты специального инвентаря для скандинавской ходьбы – палок. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Проверочные упражнения | ||||
11 | Основы правильного дыхания во время занятий скандинавской ходьбой. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Наблюдение | ||||
12 | Закрепление техники безопасности во время занятий скандинавской ходьбой. | Беседа | 1 | - | Опрос | ||||
13 | Структура занятия скандинавской ходьбой | Беседа | 1 | - | Беседа | ||||
14 | Разминка, как один из этапов занятия скандинавской ходьбой. Правила проведения разминки на занятиях скандинавской ходьбой. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Беседа Практическое задание | ||||
15 | Разминка, как один из этапов занятия скандинавской ходьбой. Правила проведения разминки на занятиях скандинавской ходьбой. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Проверочные упражнения | ||||
ноябрь | |||||||||
16 | Самостоятельное проведение занимающимися общей разминки. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Тестирование | ||||
17 | Закрепление знаний у занимающихся по правилам подбора высоты специальных палок. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Контрольные задания | ||||
18 | Прохождение маршрута ,музыкального зала. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практическое занятие | ||||
19 | Знакомство с техникой «правильного шага» скандинавской ходьбы («перекатом»). | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
20 | Специальные упражнения с палками для укрепления мышц голеностопа. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практическое задание | ||||
21 | Объяснение и проведение с детьми специальных упражнений с палками для укрепления мышц голеностопа. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
22 | Закрепление техники «правильного шага» скандинавской ходьбы («перекатом»). | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Проверочные упражнения | ||||
23 | Объяснение детям и показ техники «правильного шага» скандинавской ходьбы («перекатом»). | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Тестирование | ||||
декабрь | |||||||||
24 | Правильная осанка – залог здоровья. Знакомство с упражнениями по формированию правильной осанки | Беседа | 1 | - | Беседа | ||||
25 | Закрепление знаний у занимающихся о правильном положении позвоночного столба. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Проверочные упражнения | ||||
26 | Самостоятельное объяснение и показ обучающимися положения правильной осанки. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
27 | Текущий контроль. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Проверочные упражнения | ||||
28 | Выбор ведущей в ходьбе ноги. Ходьба – это контролируемое падение. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Беседа Практическое задание | ||||
29 | Отработка элементов техники скандинавской ходьбы по маршруту | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Тестирование | ||||
30 | Информирование детей о неправильных техниках естественной биомеханической ходьбы. | Беседа | 1 | - | Беседа | ||||
31 | Апробация детьми неправильной техники естественной биомеханической ходьбы. Исправление ошибок. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
32 | Определение уровня развития физического качества – выносливость. Определение уровня развития двигательного умения – ходьба. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Тестирование «Лестничная проба» | ||||
январь | |||||||||
33 | Текущий контроль. Правила подбора высоты специального инвентаря для скандинавской ходьбы – палок. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Тестирование | ||||
34 | Особенности ходьбы по снегу и льду. | Беседа | 1 | - | Беседа | ||||
35 | Знакомство занимающихся со специальными упражнениями с палками на сохранение естественных локомоций человека. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
36 | Закрепление навыков проведения специальных упражнений с палками по поддержанию естественных локомоций человека. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Проверочные упражнения | ||||
37 | Самостоятельное объяснение и показ детьми специальных упражнений по поддержанию естественных локомоций человека | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
38 | Знакомство занимающихся с правилом «противоположной руки и ноги». | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Беседа Практическое задание | ||||
39 | Закрепление навыков ходьбы с соблюдением правила «противоположной руки и ноги». | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
февраль | |||||||||
40 | Самостоятельное объяснение и показ детьми ходьбы с соблюдением правила «противоположной руки и ноги». | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
41 | Прохождение маршрута ,территория детского сада. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Наблюдение | ||||
42 | Техника безопасности на занятиях скандинавской ходьбой. | Беседа | 1 | - | Беседа | ||||
43 | Знакомство с правилами проверки длины темляков. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Беседа | ||||
44 | Закрепление знаний по правилам проверки длины темляков. П/и «1,2,3 – лови!». | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания Игры | ||||
45 | Средства и методы развития выносливости | Беседа | 1 | - | Беседа | ||||
46 | Отработка элементов техники скандинавской ходьбы по маршруту № 2. Соревнование. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Соревнование | ||||
47 | Этап правильной техники скандинавской ходьбы – «волочение». | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практическое задание | ||||
март | |||||||||
48 | Определение индивидуального ритма движения рук и ног во время ходьбы. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
49 | Различия ходьбы по мягкому и твёрдому грунту. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
50 | Этап правильной техники скандинавской ходьбы – «постановка палки». | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
51 | Нахождение стабильной позиции палки (точки опоры). | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Проверочные упражнения | ||||
52 | Методы самоконтроля за самочувствием во время занятия. | Беседа | 1 | - | Беседа | ||||
53 | Этап правильной техники скандинавской ходьбы – «отталкивание». | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Беседа Практическое задание | ||||
54 | Подбор специальных упражнений для отработки степени надавливания на палки. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
55 | Закрепление техники расслабления кисти в конце фазы «отталкивания». | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
56 | Согласование всех этапов техники ходьбы с палками по ровной или с небольшим уклоном поверхности. | Беседа | 1 | - | Наблюдение | ||||
апрель | |||||||||
57 | Прохождение маршрута музыкального зала | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Наблюдение Соревнование | ||||
58 | Ходьба с палками с разной интенсивностью. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
59 | «Заминка», как один из этапов занятия скандинавской ходьбой. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
60 | Правила проведения «заминки» на занятиях скандинавской ходьбой. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
61 | Самостоятельное прохождение занимающимися участка дороги. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Проверочные упражнения | ||||
62 | Текущий контроль отработанных навыков. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | «Лестничная проба». | ||||
63 | Закрепление навыков техники правильной ходьбы с палками по маршруту территории детского сада. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Наблюдение | ||||
64 | Текущий контроль. Правила подбора высоты специального инвентаря для скандинавской ходьбы – палок. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Тестирование | ||||
65 | Техника ходьба с палками при подъёме и спуске. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
май | |||||||||
66 | Преодоление поворотов и разворотов во время скандинавской ходьбы. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Практические задания | ||||
67 | Итоговый контроль. Определение уровня развития физического качества – выносливость. Определение уровня развития двигательного умения – ходьба. | Учебно – тренировочное занятие | - | 1 | Наблюдение Тестирование | ||||
68 | Составление и оформление памятки «Скандинавская ходьба – залог здоровья». | Творческая мастерская | - | 1 | Творческое задание | ||||
69 | Составление и оформление памятки «Скандинавская ходьба – залог здоровья». | Творческая мастерская | - | 1 | Творческое задание | ||||
70 | Ходьба с палками по участку детского сада | 1 | |||||||
71 | Закрепление изученных техник. | 1 | Практические задания | ||||||
72 | Использование ранее изученных шагов и подъемов. Заключительный праздничный маршрут. | 1 | Практические задания | ||||||
Итого: | 13 | 59 |
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и приемы
Для повышения интереса занимающихся к занятиям скандинавской ходьбой и более успешного решения комплекса задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий:
- Словесные методы (объяснение, рассказ, замечание, команда, указание, беседа).
- Наглядные методы (показ упражнения, наглядных пособий).
- Практические методы (методы упражнений; игровой; соревновательный; круговой тренировки, контрольные задания, упражнения в парах). Соревновательный метод применяется после того, как у учащихся образовались некоторые навыки техники скандинавской ходьбы. Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях).
На занятиях по Скандинавской ходьбе, создаются благоприятные психолого- педагогические условия для развития личности каждого ребенка посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха для ребенка.
Педагог формирует у детей старшего дошкольного возраста положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать дошкольника («хочу сделать»), вселяет уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!»
Структура занятия скандинавской ходьбой:
- определение пульса, дыхательные упражнения;
- разминка;
- специальные упражнения с палками для укрепления мышц голеностопа;
- осанка;
- естественная биомеханически правильная ходьба;
- ходьба с протаскиванием палок сзади («волочение»);
- определение угла постановки палки;
- опора на палки при ходьбе, отталкивание, правильная техника скандинавской ходьбы;
- определение пульса, восстановление дыхания;
- заминка.
Психологическая подготовка:
Большую роль необходимо отвести формированию эмоциональной устойчивости обучающихся, их способности к самоконтролю и саморегуляции в тренировочной и соревновательной обстановке.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда раскрываются в коллективной образовательной деятельности, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия дошкольников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Спортивные мероприятия.
На спортивно-оздоровительном этапе планируются только контрольные соревнования внутри группы с целью контроля за уровнем подготовленности обучающихся. В них проверяется эффективность прошедшего этапа подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, технико-тактического совершенства, выявляются сильные и слабые стороны в структуре соревновательной деятельности. Соревнования проводятся не часто, специальной подготовки к ним не ведется.
VII.Материально-техническое обеспечение
Занятия скандинавской ходьбой предполагают использование учебных баз для выполнения программы, которыми являются ландшафтный парк «Парк машиностроителей», музыкальный зал, территория Детского сада «Березка», филиала Детского сада «Светлячок
Необходимый спортивный инвентарь и оборудование:
– палки для скандинавской ходьбы разной длины;
– утяжелители;
– секундомер.
Методические материалы:
– видеоматериалы по технике скандинавской ходьбы на www.youtube.com
– обучающий видеокурс по скандинавской ходьбе;
– аудиозаписи;
– компьютер с выходом в Интернет;
– сайт www.nordicstick.ru
VIII. Планируемые результаты
Развитие физических качеств детей, повышение скорости формирования важных двигательных навыков детей, что приведёт к сохранению и укреплению здоровья.
- Формирование устойчивого интереса к занятиям по физической культуре.
- Улучшение внутрисемейной атмосферы.
- Сокращение числа ЧБД группе с 20% до 15%
- Овладение детьми навыками оздоровления, здорового образа жизни;
- Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния
- Повышение уровня развития физических качеств с 52% (13 детей) до 80% (20 детей).
- Повышение заинтересованности и компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.
- Овладение техниками Скандинавской ходьбы.
IX. Формы контроля и оценочные материалы
Оценка эффективности деятельности осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения Программы.
Формы и методы контроля:
- Наблюдение, то есть систематическое получение данных об интересе, сотрудничестве с другими детьми, творчестве, самостоятельности ребенка. Наблюдение осуществляется руководителем кружка в процессе работы с ребенком и дает определенные сведения об его уровне развития. Результаты наблюдения не фиксируются в документы.
- Устный контроль состоит в ответах воспитанников на вопросы руководителя. Применяются такие его формы: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный опрос.
Критерии отслеживания усвоения программы
Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании оценки индивидуального развития воспитанников, членов клуба и анкетирование родителей. Оценка проводится в ходе наблюдений за детьми в процессе тренировок (занятий).
Мониторинг проводится два раза в год: в октябре и в мае. Система мониторинга должна обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.
Критерии оценки умений и навыков детей 4-5 лет:
- умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения;
- рационализация наклона тела;
- правильная координация, ускорение передвижения;
- перекрестная работа рук и ног;
- согласованность движения рук и ног;
- наличие толчка палками;
-умение анализировать и контролировать свои действия;
- осознание ребенком, оценки техники передвижения у своих товарищей и у себя;
- наличие начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценности.
X. Требование техники безопасности
- Работу начинать только с разрешения взрослого.
2.Удостоверьтесь в правильности наконечника подобранных палок (палки при ходьбе по снегу, льду, тропинкам и другой относительно рыхлой поверхности заканчиваются острым шипом, для ходьбы по асфальту и бетону используют специальный резиновый наконечник).
3.Перед началом ходьбы следует обязательно проверить состояние креплений и подогнать длину ремней, удерживающих палки в ваших руках.
4.При переносе палок следует соблюдать правила безопасности для предотвращения травмирования окружающих.
5.Палки переносятся в согнутой руке впереди себя строго вертикально острием вниз.
6.Запрещено держать палки горизонтально, под мышкой, на плече.
7.При передвижении следует соблюдать технику ходьбы, соблюдать
осторожность, смотреть под ноги, обращать внимание на опасные участки, наличие препятствий, перепадов по высоте, следует придерживаться пешеходных дорожек.
8.Не допускайте опасных действий в отношении окружающих.
9.Не разговаривать во время ходьбы.
10.Соблюдать дистанцию.
XI.Организация мероприятий с родителями.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей.
Формы и виды взаимодействия с родителями:
-анкетирование родителей
- ознакомление родителей с техникой «скандинавской ходьбы;
- помещение информации в родительский уголок.
Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне ДОУ.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
2. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Приказ Департамента Образования Ярославской области от 27.12.2019 №47-нп «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ярославской области»
Учебно – методическая литература:
1. Жулидов М. Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью- М: Астрель, Полиграфиздат, 2012 г.- 224 с.
2. Полетаева А. С. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом/Издательство - М: Питер- 2012 г.- 80 с.
3. Ярцева Е. Бег и ходьба- М: Издательский Дом Мещерякова - 2012 г.- 64 с.
4. Палагнюк В.Г. Финская ходьба с палками- М: Метод рекомендации. СПб.-2012.
5. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. –М: СПб.- 2015. [Электронный ресурс]. http://www.nordicwalker.ru/ (Дата обращения 1.03.2022)
6. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Фитнес-данс. СПб., 2010.
Приложение 1
Контрольные нормативы
Методика проведения функциональной пробы – «Лестничная проба»
Параметр: реакция организма на выполняемую нагрузку (пульс).
Цель: Определение уровня функционального состояния организма ребёнка (работы дыхательной и сердечно – сосудистой систем).
Задачи:
1. Осуществить наблюдение за состоянием детского организма в покое и после нагрузки.
2. Оценить уровень функционального состояния организма ребёнка при помощи функциональной пробы – «лестничная проба».
Объект диагностики: реакция детского организма на нагрузку.
Ожидаемые результаты: Ребёнок быстро и без остановок поднимается на 2 этаж, дыхание остаётся достаточно ровным, увеличение пульса незначительны.
Вид диагностики: этапный контроль.
Используемая методика: функциональной проба – «Лестничная проба». Один из самых надёжных методов определения уровня функционального состояния организма – это подсчёт пульса в покое и после нагрузки в рамках проведения функциональных проб.
Период проведения: октябрь, февраль, май.
Эксперт: педагог дополнительного образования
Технология подсчета пульса:
1.замеряем пульс в покое. 2. выполняем подъём по лестнице. 3. замеряем пульс после нагрузки, сверяем результат с нормативами: увеличение пульса до 15 % – отлично (ВN), на 15-20 % – хорошо (N), до 25 % – удовлетворительно (N), более 25 % – плохо (НN)
№ п/п | Список детей. | Пульс. Начальный контроль (покой /нагрузка) | Пульс. Текущий контроль (покой /нагрузка) | Пульс. Итоговый контроль (покой /нагрузка) | Функциональное состояние детского организма |
1. | Учащийся 1. М. | ||||
2. | Учащийся 2. Ж. | ||||
21. | Учащийся 21. Ж. | ||||
Итого: | Выше нормы –Норма – … чел. Ниже нормы – | Выше нормы –Норма –..чел. Ниже нормы -.. чел | Выше нормы – Норма – ..чел. Ниже нормы –…чел |
Приложение 2
Методика обследования освоения техники выполнения движения
Параметр: умение технически правильно выполнять ходьбу.
Цель: Определение уровня развития такого двигательного умения, как ходьба.
Задачи:
1. Осуществить наблюдение за детьми в одном из видов основных движений: ходьба.
2. Оценить степень сформированности данного двигательного умения.
Объект диагностики: вид основных движений: ходьба.
Ожидаемые результаты: Выполнение упражнения детьми без напряжения, в заданном темпе и ритме, выразительно, с большой амплитудой движения рук. Ходьба энергичная, сохраняя правильную осанку и перекат стопы.
Вид диагностики: этапный контроль.
Используемая методика: (автор, название, источник) «Оценка физического и нервно - психического развития детей раннего и дошкольного возраста» Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.А. Бойнович.
Период проведения: октябрь, февраль, май.
Эксперт: педагог дополнительного образования
Двигательное умение | Критерии | Показатели |
Способы оценки результатов
| Примечание |
Ходьба. | 1.Работа рук и ног. 2. Положение головы и туловища. 3. Особенности шага. 4. Сохранение направления движения. | 1. Согласованная разноимённая работа рук и ног. 2. Туловище прямо, голова смотрит вперед. 3. Четкий, ритмичный шаг перекатом, вынос бедра вверх под углом 90 гр. 4. Прямолинейное движение с сохранением интервалов. | «+» - правильное выполнение движения, т.е. двигательный навык сформирован и автоматизирован. «-» - указывает на неправильное выполнение движения «+» - промежуточное положение, т.е. недостаточное техническое выполнение. | Каждый знак соответствует определённому количеству баллов: «+» - 1 балл; «+» - 0,5 балла; «-» - 0 баллов. |
Результаты заносятся в таблицу:
№ п/п | Список детей | Ходьба | |||||||||||
Положение головы и туловища | Согласованность движения рук и ног | Положение стопы | Сохранение направления движения | ||||||||||
н | т | и | н | т | и | н | т | и | н | т | и | ||
1 | Учащийся 1. М. | ± | ± | + | ± | ± | ± | + | + | + | + 3 | + 3 | + 3,5 |
2 | Учащийся 2. Ж. | ± | + | + | ± | ± | + | + | + | + | + 3 | + 3,5 | + 4 |
21 | Учащийся 21. Ж. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + 4 | + 4 | + 4 |
Условные обозначения:
н – начальный контроль (октябрь),
т – текущий контроль (февраль),
и – итоговый контроль (май)
М – мужской пол, Ж – женский пол
Значения показателей:
1. Низкий уровень - 1. 0
2. Ниже среднего – 2.0.
Средний уровень - 2. 5.- 3.0.
Выше среднего – 3.5.
Высокий уровень - 4.0.
Приложение 3
Методика обследования уровня развития физического качества – выносливость
Параметр: умение справляться с предлагаемыми нагрузками, согласно возрасту.
Цель: Определение уровня развития физического качества - выносливость и его соответствие возрастным нормам.
Задачи:
1. Создать условия для пробегания детьми дистанции 300 м.
2. Оценить уровень развития физического качества - выносливость.
Объект диагностики: Физическое качество: выносливость.
Ожидаемые результаты: По сигналу дети преодолевают дистанцию в 300 м., бегут в спокойном темпе, не сбивая дыхание и соблюдая заданное направление. Движения рук и ног согласованы, голова не опускается.
Вид диагностики: этапный контроль.
Используемая методика: (автор, название, источник) «Оценка физического и нервно - психического развития детей раннего и дошкольного возраста» Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.А. Бойнович.
Период проведения: октябрь, февраль, май.
Эксперт: педагог дополнительного образования
Физическое качество | Показатели | Методы и способы Выполнение теста | Способы оценки результатов (в баллах, уровнях) | |
Мальчики | девочки | |||
Выносливость | Методика: 1. «Оценка физического и нервно – психического развития детей » Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н.Бойнович. 2. «Экспресс анализ и оценка физической подготовленности» Е. Вавилова, Г. Юрко. Изменения: 1 попытка | На дистанции отмечается линия старта и финиша. По команде дети подходят к стартовой линии. По команде «марш» включается секундомер. Дети бегут 300 м. При финише секундомер выключается. | 1балл – 130 сек 2 балла – 109 - 129 сек 3 балла - 93 – 108 сек 4 балла– 77 – 92 сек 5 баллов - 76 сек | 1балл – 133 сек 2 балла – 111- 132 сек 3 балла - 95- 110 сек 4 балла – 79 – 91сек 5 баллов - 78сек |
Результаты заносятся в таблицу:
№пп | Список детей | Начальный контроль | Текущий контроль | Итоговый контроль | ||||||
результат | уровень | балл | результат | уровень | балл | результат | уровень | балл | ||
1 | Учащийся 1. М. | |||||||||
2 | Учащийся 2. Ж. | |||||||||
21 | Учащийся 21. Ж. | |||||||||
Средний балл: |
Параметр: подбор высоты палок для скандинавской ходьбы.
Параметры наблюдения:
- спокойное, без перерывов/ медленное с остановками выполнение задания.
- самостоятельное/ при помощи педагога выполнение задания.
Цель: Определение уровня сформированности умения самостоятельно подготовить к занятию и подобрать правильную высоту палок для скандинавской ходьбы.
Задачи:
1. Осуществить наблюдение за тем, как дети выполняют регулировку палки под свой рост.
2. Оценить уровень сформированности умения самостоятельно подготовить к занятию и подобрать правильную высоту палок для скандинавской ходьбы.
Объект диагностики: процесс подбора детьми высоты палок для занятий.
Ожидаемые результаты: Ребёнок спокойно, без перерывов и помощи взрослого (по – возможности) регулирует высоту палок для занятий скандинавской ходьбой под свой рост, на основании имеющихся знаний.
Вид диагностики: этапный контроль.
Используемая методика:
- Формула: Длина палки = рост (см) * 0,68 (высчитывается педагогом);
- Правило прямого угла: на ручку палки должна попадать кисть руки, согнутой в локте на 90 градусов, или «кисть» на уровне пупка.
Период проведения: октябрь, февраль, май.
Эксперт: педагог дополнительного образования
Технология оценивания:
- присутствуют два параметра = высокий уровень,
- присутствует один параметр = средний уровень,
- присутствует 0 параметров = низкий уровень.
Рекомендации: Очень важно подобрать палки нужной высоты. Для этого используется следующая формула: рост в см x 0.68, допускаются расхождение в 5 см. Например, если ваш рост ребёнка 120 см, то ему подойдут палки высотой 81-82 см. У каждого есть свои физиологические особенности, поэтому можно проверить правильную длину следующим образом: держась за ручку, локоть должен находится под прямым углом к палке, палка касается острием земли.
Приложение 4
Методические рекомендации для педагога дополнительного образования по организации деятельности по программе «Скандинавская ходьба»
№ п/п | Содержание деятельности | Рекомендации |
1 | Подготовка материально-технической базы: - подбор высоты палок индивидуально для каждого ребёнка; - оценка состояния необходимого спортивного инвентаря и оборудования. | Очень важно подобрать палки нужной высоты. Для этого используется следующая формула: рост в см x 0.68, допускаются расхождение в 5 см. Например, если рост ребёнка 125см, то ему подходят палки высотой 85 см. У каждого есть свои физиологические особенности, поэтому можно проверить правильную длину следующим образом: держась за ручку, локоть должен находится под прямым углом к палке, палка касается острием земли. |
2 | Утверждение комплекса подготовительных упражнений. | В подготовительный период проводится с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке, гимнастической скамье. Во время прогулок на участке с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки. |
3 | Подбор информационно-методических материалов. | - Уточнение плана работы с детьми. -Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Значение скандинавской ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника». -Изготовление информационных буклетов по теме «Техника скандинавской ходьбы». -Рекомендации по подготовке к занятиям скандинавской ходьбой (подбор размера палок, выбор обуви и одежды). -Подбор литературы для самостоятельного ознакомления с ходьбой. - Мастер-класс для родителей «Скандинавская ходьба в детском саду». |
4 | Разработка основных маршрутов для скандинавской ходьбы и их утверждение. | Маршрут №1.Музыкальный зал. Маршрут №2. На территории детского сада, протяжённостью 700 м., по ровной с небольшим перепадом высот местности на естественном грунте и асфальте. Маршрут №3. На территории сквера по пересеченной местности с небольшим и средним перепадом высот. Сквер находится в 5 - минутной ходьбе от детского сада. Маршрут проходит по интересным, красивым, разнообразным местам, насыщенным свежим и чистым воздухом. Территория, отведенная для занятий, отвечает требованиям безопасности, максимально защищена от ветра, просматриваема. |
5 | Уточнение содержания занятий. | Структура организации занятия: 1 часть – общеразвивающие упражнения с палками (комплекс общеразвивающих упражнений рассчитан на 8 занятий); 2 часть – разминочные упражнения перед ходьбой, ходьба с определенным видом шагов и подъемов (разминочные упражнения рассчитаны на 1 месяц); 3 часть – упражнения на релаксацию. Используется фронтальный, поточный, групповой методы организации. Начало занятий – осенний период. В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при температуре воздуха –14–15°С. При температуре воздуха ниже –15°С занятия переносятся в физкультурный зал. Занятия по скандинавской ходьбе проводятся в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада. |
6 | Разработка учебного плана. | Количество занятий: в неделю - 2, в месяц - 8. в год – 68. |
Приложение 5
Анкетирование для родителей обучающихся «Выявление степени удовлетворённости образовательным процессом и оценки результатов обучения»
Уважаемые родители!
Для изучения Вашей и Вашего ребенка удовлетворенности занятиями в объединении «Скандинавская ходьба», просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Посещает ли Ваш ребенок сейчас какие-нибудь секции, кружки, объединения дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа
◻ да ◻ нет
Если да, то какие?______________________________________________________________
2. Какова продолжительность посещения занятий? Поставьте галочку напротив нужного ответа
◻ занимается первый год ◻ 2-3 года
◻более 3-х лет
3.Что, на Ваш взгляд, поспособствовало выбору Вами и Вашим ребенком секции, кружка, объединения дополнительного образования? Укажите нужные варианты
◻ рекомендации друзей и знакомых; ◻ желание ребенка;
◻ реклама дополнительного образования; ◻ близость от дома;
◻ качество услуг и гарантируемый результат;
◻ другое______________________________________________________________________
4. Удовлетворены ли Вы набор предлагаемых дополнительных образовательных услуг по программе «Скандинавская ходьба», предоставляемой Вашему ребенку? Поставьте галочку напротив нужного ответа
◻ да; ◻ нет;
◻ в какой-то степени ◻ затрудняюсь ответить.
5. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг Вашему ребенку? Поставьте галочку напротив нужного ответа
◻ да; ◻ нет;
◻ в какой-то степени ◻ затрудняюсь ответить.
6.Знакомы ли Вы с программой «Скандинавская ходьба», по которым занимается Ваш ребенок в объединении дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа
◻ да; ◻ нет;
◻ в какой-то степени ◻ затрудняюсь ответить.
7. С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в секцию, кружок, объединение дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа
◻ всегда; ◻ иногда; ◻ нет.
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Сувенир»
Прграмма кружка "Сувенир" для летей и подростков....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей с ОВЗ во внеурочное вр...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа физкультурной направленности «Веселый мяч»
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место.Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития,формируются ...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа научно-технической направленности «Введение в програмирование. Образовательный робототехнический модуль ТЕХНОЛАБ» (нормативный срок освоения 1 учебный год) возраст детей 6-7 лет 2021-2022 учебный го
Пояснительная записка Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. Для ее реализации рекомендуется использовать образовательный робототехнический...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная адаптированная общеразвивающая образовательная программа художественной направленности: «ВОЛШЕБНЫЕ КАПЛИ ЭБРУ» (базовый уровень) для детей с ЗПР 6–7 лет.
Практика работы с детьми с особенностями в развитии показывает, что только ранее вмешательство и грамотно выстроенная работа с такими детьми позволяет добиться наилучшего результата в адаптации...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...