Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по реализации дополнительных программ общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет «Непоседы»
рабочая программа (младшая группа)
Актуальность
Актуальность программы определена важным дидактическом принципом – развивающим обучением. В процессе обучения осуществляется разностороннее развитие обучающихся.
Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Отличительной особенностью программы является использование системы развивающих игр, которые основаны на эффективном, универсальном развивающем дидактическом материале, который обеспечивает интеллектуальное развитие детей.
Уровень сложности и направленность программы
Уровень сложности программы – общекультурный (стартовый). Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления. Формы обучения общедоступные и универсальные, сложность материала – минимальная.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Целью программы: формирование интеллектуально-творческих способностей, через развитие познавательных процессов, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, посредством развивающих игр.
Задачи программы:
- Развивать логико-математические способности дошкольников посредством использования развивающих игр.
- Развивать конструктивные способности, умение комбинировать геометрический материал по размеру, толщине, высоте.
- Развивать речь, умение связно и последовательно высказывать свои мысли.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 129.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»
ПРИНЯТА на педагогическом совете №1 протокол от 29.08.2025 года №1 | УТВЕРЖДЕНА Заведующим г.Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» _____________ И.В. Щербинина приказ от 01.09.2025 года №2-пл |
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
по реализации дополнительных программ общеразвивающей направленности
для детей от 2 до 3 лет
«Непоседы»
Срок реализации – 1 год
Автор программы:
Самохина Н.Н.
г.Нижневартовск
Содержание
1 | Пояснительная записка: | 5 |
актуальность программы | 5 | |
уровень сложности и направленность программы | 6 | |
цели и задачи программы | 6 | |
характеристика категории обучающихся | 7 | |
объем и сроки освоения программы | 8 | |
форма обучения | 8 | |
планируемые результаты освоения программы | 9 | |
2 | Содержание программы: | 10 |
учебный план | 10 | |
календарный план | 11 | |
3 | Организационно-педагогические условия реализации программы: | 36 |
календарный учебный график | 37 | |
кадровые условия | 37 | |
обеспеченность методическими материалами и средствами | 38 | |
материально-техническое обеспечение | 38 | |
4 | Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы | 39 |
5 | Список литературы | 45 |
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа оказания услуг по реализации дополнительных программ общеразвивающей направленности «Непоседы» |
Направленность Программы | Социально-педагогическая |
Основание для разработки |
|
Автор- составитель | Ибрагимова Саймат Зейнутдиновна |
Цель Программы | Формирование сенсорных способностей, через развитие познавательных процессов, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, посредствам развивающих игр. |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы | Один год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | В результате освоения программы «Непоседы» обучающиеся научатся:
|
- Пояснительная записка
Актуальность
Актуальность программы определена важным дидактическом принципом – развивающим обучением. В процессе обучения осуществляется разностороннее развитие обучающихся.
Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Отличительной особенностью программы является использование системы развивающих игр, которые основаны на эффективном, универсальном развивающем дидактическом материале, который обеспечивает интеллектуальное развитие детей.
Уровень сложности и направленность программы
Уровень сложности программы – общекультурный (стартовый). Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления. Формы обучения общедоступные и универсальные, сложность материала – минимальная.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Целью программы: формирование интеллектуально-творческих способностей, через развитие познавательных процессов, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, посредством развивающих игр.
Задачи программы:
- Развивать логико-математические способности дошкольников посредством использования развивающих игр.
- Развивать конструктивные способности, умение комбинировать геометрический материал по размеру, толщине, высоте.
- Развивать речь, умение связно и последовательно высказывать свои мысли.
- Развивать творческие способности, распознавать условные обозначения (умение читать схемы).
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать у обучающихся творческие способности: художественный вкус, композиционные умения, пространственное мышление, воображение.
- Воспитывать у обучающихся любознательности, познавательных интересов, умение концентрировать внимание для выполнения задания; умение работать в группе.
Для решения поставленных задач на занятиях кружка создаются условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
Содержание программы состоит из следующих разделов: «Занимательная математика»; «Говорим правильно»; «Творческая мастерская»; «Пальчики помогают говорить»; «Исследуем и экспериментируем». Занятия по этим разделам способствуют развитию речевой активности малыша, позволяют не только развить мелкую моторику руки и подготовить ее к письму, развивают воображение, мышление, образную память, знакомят с окружающими его предметами и их свойствами, учат наблюдать и рассуждать.
Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практических умений, навыков. Теоретические занятия направлены на формирование: знаний, обучающихся по предмету, развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Практические занятия способствуют развитию у детей творческих способностей. На занятиях обучающиеся осваивают основные способы:
- шнуровать разные предметы, завязывать узлы, банты, выполнять разные виды плетения;
- выполнять быстро, не нарушая последовательности пальчиковые упражнения;
- копировать разные по сложности узоры, фигуры;
- уметь рисовать узоры по словесной инструкции;
- вырезать ножницами предметы по контуру, вырезать части предметов разной формы и составлять изображения;
- складывать из бумаги разнообразные поделки;
- создавать и лепить из пластилина разные по сложности фигуры и предметы, используя разнообразные приёмы.
- ориентироваться в пространстве, ходить в разных направлениях (налево, направо, вперёд, назад);
- выполнять правила дидактических игр, решать логические задания.
Для восприятия и развития навыков творческой работы обучающихся программой предусмотрены основные методы: объяснительно-иллюстративный (демонстрация иллюстраций); репродуктивный (работа по образцам); частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); творческий (импровизация).
Характеристика категории обучающихся
С 2–3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не-сформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Двухлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
Объем и сроки освоения программы
Срок реализации программы – 1 учебный год, для обучающихся 2-3 лет. На полное освоение программы требуется 72 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет 6 человек. Группы формируются из детей (2-3 лет), имеющих различный уровень базовых знаний и умений. В кружок принимаются все желающие освоить данный вид деятельности. Программа так же предусматривает включение обучающихся в образовательный процесс в течение учебного года.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате освоения программы «Непоседы» обучающиеся научатся:
- Распознавать все плоские геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник), правильно называть их и указывать их свойства и отличительные особенности.
- Выделять объемные геометрические фигуры (шар, куб) и сравнивать их.
- Находить в окружающем мире предметы, имеющие форму плоских и объемных геометрических фигур;
- Выделять и сравнивать фигуры и предметы по признакам (цвет, форма, величина);
- Находить «лишний» предмет в группе, не подходящий по какому-либо признаку;
- Считать предметы до 5 в различном направлении и пространственном расположении,
- Определять количество предметов в группе (до 5), соотносить количество с числом, цифрой, и наоборот;
- Ориентироваться на листе бумаги, в тетради, в пространстве;
- Ориентироваться во временных частях суток, дней недели, месяцах и временах года;
- Участвовать в постановках математических сказок;
- Придумывать задачи, короткие рассказы по картинкам;
- Рассказывать жизненные наблюдения и ситуации из личного опыта;
- Включать в игру сцены реальной жизни.
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей и перспектив развития ребенка.
Завершением обучения является итоговое занятие с приглашением родителей.
- Содержание программы
Учебный план
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие (педагогическая диагностика) – 2 ч. | 2 | 1 | 1 |
Раздел I: «Занимательная математика» – 19 ч. | ||||
1.1 | Игры с цифрами | 2 1 | 0,5 | 0,5 |
1.2 | Учимся играя (Игры с блоками Дьенеша, Игры Воскобовича, Палочки Кюизенера) | 9 | 2 | 7 |
1.3 | Математический тренинг | 4 | 1 | 3 |
1.4 | Ориентировка в пространстве | 3 | 1 | 2 |
1.5 | Знакомство с геометрическими фигурами. | 2 | 1 | 1 |
итого | 19 | 5,5 | 13 ,5 | |
Раздел II: «Говорим правильно» – 10 ч. | ||||
2.1 | Знакомство с язычком | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | Семья | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.3 | Домашние птицы | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.4 | Посуда | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.5 | Звуковая культура речи | 6 | 1 | 5 |
итого | 10 | 3 | 7 | |
Раздел III: «Творческая мастерская» – 16 ч. | ||||
3.1 | Рисование | 8 | 1 | 7 |
3.2 | Лепка | 3 | 0,5 | 2,5 |
3.3 | Конструирование | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.4 | Аппликация | 3 | 0,5 | 2,5 |
итого | 15 | 2,5 | 12,5 | |
Раздел IV: «Пальчики помогают говорить» – 17 ч. | ||||
4.1 | Пластилиновые жгутики | 3 | 1 | 2 |
4.2 | Пальчиковый тренинг | 6 | 1 | 5 |
4.3 | Волшебные рисунки | 3 | 1 | 2 |
4.4 | Дикие птицы | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.5 | Посуда | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.6 | Продукты | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.7 | Комнатные растения | 2 | 0,5 | 1,5 |
итого | 17 | 4,5 | 12,5 | |
Раздел: V: «Исследуем и экспериментируем вместе» – 6 ч. | ||||
5.1 | Игры – эксперименты | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.2 | Предметы вокруг нас | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.3 | Учимся играя | 3 | 0,5 | 2,5 |
5.4 | Насекомые | 1 | 0,5 | 0,5 |
итого | 6 | 2 | 4 | |
6 | Итоговое занятие (педагогическая диагностика) – 2 ч. | 2 | 1 | 1 |
Итого по программе - 72 ч. | ||||
Содержание учебного плана
Раздел, темы разделов | Кол-во занятий | Темы занятий | Теория | Практика |
Вводное занятие | ||||
Вводное занятие | 1 | Занятие №1 Вводное занятие | Знакомство с программой «Непоседы» и режимом работы кружка | Правила поведения и меры безопасности на занятиях. |
Занятие №2 Педагогическая диагностика | Педагогическая диагностика | |||
Раздел I: «Занимательная математика» | ||||
Игры с цифрами | 1 | Занятие №3 Тема: «Игры с цифрами» Закреплять знание цифр, развивать память, речь, умение ориентироваться в пространстве. | Знакомство с новыми играми с кругами Эйлера. Постановка задачи, объяснения хода работы. | 1.Игры с кругами Эйлера «Найди свою маму» 2. Обезьянки играли и все разбросали, давайте поможем им все собрать, прибрать в комнате. (собрать цветы и др.) 3.«Разложите по коробкам» - игры с цифрами |
Учимся играя | 9 | Занятие №4 Тема: «Игры с блоками Дьенеша» Развиваем внимание, мышление, умение комбинировать материал по размеру, по цвету, толщине. | Знакомство с новыми играми Дьенеша. Постановка задачи, объяснения хода работы. | Игра «Подбери пуговицу по цвету». Игры с блоками Дьенеша Дидактическая авторская игра «Почини одеяло» Дидактическая авторская игра «Кто чем питается» «Грибы» - пальчиковая гимнастика Самостоятельная творческая деятельность – постройка из блоков Дьенеша объекта. Задание – рассказать о своей постройке. |
Занятие №5 Тема: «Математический поезд» Развитие внимания, логического мышления, сенсорных способностей. Продолжать знакомить с формой и величиной. | Знакомство с новыми играми Воскобовича. Постановка задачи, объяснения хода работы. | «Солнышко и туча» (напряжение и расслабление мышц туловища) Игры Воскобовича (математический поезд). Самостоятельная творческая деятельность. «Собери картинку – поезд с цифрами» - разрезные картинки из частей. | ||
Занятие №6 Тема «Мыльные пузыри» Развитие внимания, логического мышления, связную речь, мелкую моторику. | Знакомство с новыми играми Кюизенера. Постановка задачи, объяснения хода работы. | «Разгладь и наклей» - дидактическая авторская игра. «Поможем бабушке» - сортировка гороха и перловки. «Зоопарк». Игры с обручами «Где, чей дом?» (выше-ниже) Волшебные палочки Кюизенера Самостоятельная творческая деятельность. Создание коллекции цифр из различных материалов. | ||
Занятие №7 Тема: «Математические игры» Развитие внимания, логического мышления, связную речь, мелкую моторику. | Знакомство с новыми играми Воскобовича. Постановка задачи, объяснения хода работы. | «Разрезные картинки» Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (форма). «Квадрат» игры Воскобовича Самостоятельная творческая деятельность Создание коллекции цифр из различных материалов. | ||
Занятие №8 Тема: «Веселые задачки» Развитие речи, внимания, мелкой моторики. | Решение веселых задач. «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. «Снежинки» - пальчиковая игра. Самостоятельная творческая деятельность. Загадки и веселые задачки. Придумывание. | |||
Занятие №9 Тема: «Платье в горох» Развитие творческих способностей, мелкой моторики; умение комбинировать геометрический материал по размеру, толщине. | Объяснение хода игр Воскобовича, выполнения работы «Платье в горох» Постановка задачи. | Игры Воскобовича (размер). Игра с массажными мячиками «Укрась павлину хвост» - продевание шнурка Самостоятельная творческая деятельность - подбор кружков одного размера наклеивание их на трафарет. | ||
Занятие №10 Тема: «Учимся играя» Развивать мыслительные навыки. | Объяснение хода игр на классификацию. выполнения творческой деятельности. Постановка задачи | «Учимся играя». Дидактическая игра на классификацию. «Футбол» - упражнение на развитие воздушной струи. «Орешек – художник». Что получилось? – катание грецкого ореха по влажному песку. Игра «Геометрическое лото» Самостоятельная творческая деятельность. Сортировка круп. | ||
Занятие №11 Тема: «Игры с предметами» Развивать речь, умение связно и последовательно высказывать свои мысли. | Объяснение хода игр Кюизенера. выполнения творческой деятельности. Постановка задачи | Согласование существительных множественного числа с количественным числительным два. «Ветер и ветерок» - упражнение на развитие воздушной струи. Игры с палочками Кюизенера. Пальчиковая гимнастика «Пальчики считают». Самостоятельная творческая деятельность | ||
Занятие №12 Тема: «Учимся играя» Развивать речь, умение связно и последовательно высказывать свои мысли. | Объяснение решение задачек – считалок, выполнения творческой деятельности. Постановка задачи. | Согласование существительных множественного числа с количественным числительным два «Ветряная мельница» - упражнение на развитие воздушной струи. «Солнце светит и греет» - выкладывание солнца с лучами из спичек. Задачки – считалки. Самостоятельная творческая деятельность | ||
Занятие №13 Тема: «Обувь» Формировать умения составлять целое из частей. Развитие восприятия формы и цвета, речь, память, мелкую моторику. | Объяснение правил игр и правил выполнения творческого задания. Постановка задачи. | Составление целого из частей. Дидактическое упражнение. Дидактическая игра «Подбери пуговицу по цвету». Игры с блоками Дьенеша (форма и цвет). «Разрезные картинки» - одежда, обувь. «Веселые ножки» - упражнение с массажными мячиками. Самостоятельная творческая деятельность. Разукрашивание одежды и обуви по количеству цветов. | ||
Насекомые | 1 | Занятие №14 Тема: «Насекомые» Развитие внимания, логического мышления, связную речь, мелкую моторику Насекомые. Согласование существительных с глаголами прошедшего времени.. Развитие понимания конструкций с предлогами на, под, около, за. | Объяснение правил игр и выполнения творческого задания «Моя грядка». Постановка задачи. | «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. «Едем на дачу» - выложить автобус из геометрических фигур. Самостоятельная творческая деятельность «Моя грядка» - на песке сделать лунки, накапать в них воду из пипетки и «посадить горох». |
Математический тренинг | 4 | Занятие №15 Тема: «Математический тренинг» Совершенствовать знания счета. Учить правильно держать карандаш, развивать внимание, наблюдательность, развитие речи. Развитие способностей ориентироваться в пространстве, внимания, творческих способностей, умение правильно подбирать материал по форме, размеру, объему. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания «Цифры». Постановка задачи. | «Назови себя ласково» - игра с мячом «Рассеянный художник» - счет «Найди лишний предмет» - авторская игра. Самостоятельная творческая деятельность «Цифры» - обводка трафарета и раскрашивание цветными карандашами в одном направлении не выходя за контур). |
Занятие №16 Тема: «Математические загадки» Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма) | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания . Постановка задачи. | «Обведи и раскрась» - обводка трафарета с последующим раскрашиванием. Игра «Блоки Дьенеша» - (размер и форма) Дидактическая авторская игра «Шарики для котенка» Упражнение «Собиралки» (цвет и форма). Самостоятельная творческая деятельность. Раскрашивание по цвету и форме шариков. | ||
Занятие №17 Тема: «Математический тренинг» Развитие внимания, логического мышления, связную речь | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания . Постановка задачи. | Упражнение – лабиринт «Доберись до цели» Дидактическая игра «Собери картинку» «Блоки Дьенеша» (цвет и форма). Самостоятельная творческая деятельность. Создание коллекции цифр из различных материалов. | ||
Занятие №18 Тема: «Будь внимательным» Развитие уровня наблюдательности, внимания, мелкой моторики | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Постановка задачи. | «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4 -6 частей. «Что это?» - Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида. «Дом друзей» - сделать из бумаги дом. «Найди кошку за забором и раскрась ее». «Я выросла» - пальчиковая игра. Самостоятельная творческая деятельность. Найти и разукрасить фигуру. | ||
Ориентировка в пространстве | 3 | Занятие №19 Тема: «Игрушки» Работа над пространственными отношениями | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Постановка задачи. | «Мы во двор пошли гулять» - пальчиковая гимнастика. «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4 частей. Работа над пространственными отношениями «справа», «слева». Самостоятельная творческая деятельность. Создание коллекции геометрических фигур из различных материалов. |
Занятие №20 Тема: «Семья ежей» Упражнять в ориентировке в пространстве (дальше, ближе) | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания «Семья ежей». Постановка задачи. | Дидактическая игра «В лесу играли семья ежей» (дальше-ближе) Отношение «ближе» - «дальше» «Сделай, как я» - выкладывание по образцу. Самостоятельная творческая деятельность. «Семья ежей» - лепка туловища из пластилина, иголки из семечек. | ||
Занятие №21 Тема: «Весна» Развитие речи, памяти, мелкой моторики, творческих способностей. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания «Почки распускаются» Постановка задачи. | Ориентировка в пространстве. «Бабочки» - упражнение на развитие воздушной струи. Игра «Волшебные точки» Самостоятельная творческая деятельность. «Почки распускаются» - отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе. | ||
Знакомство с геометрическими фигурами. | 2 | Занятие №22 Тема: «Снеговик» Знакомство с новыми геометрическими фигурами. | Объяснение хода авторских игр и выполнения творческого задания «Снеговик» Постановка задачи. | «Прямоугольники» - авторская дидактическая игра. «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. «Кормушка» - пальчиковая игра Самостоятельная творческая деятельность. «Снеговик» - заготовить прямоугольники разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика. |
Занятие №23 Тема: «Строители» Развитие конструкторских способностей, умение комбинировать геометрический материал по размеру, толщине, развитие творчества, распознавать условные обозначения (умение читать схемы), развивать математическое мышление, обучать счету; подготовка руки к письму. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания «Строители» Постановка задачи. | «Строим высотный дом» - работа со строительным материалом. «Сосчитай, сколько этажей» - определение количества этажей в доме – трафарете по окошкам (считать их снизу вверх); обводка трафаретов и штриховка «под кирпич». «Найди по схеме» - ориентировка в пространстве. Найди домики, в которых живут мальчик и девочка. Начинай свой путь от стрелки. Самостоятельная творческая деятельность. «Строители» - выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3,4,5).Палочки Кюизенера. | ||
Раздел II: «Говорим правильно» | ||||
Знакомство с язычком | 1 | Занятие №24 Тема: «Знакомство с язычком» Знакомство с основными движениями органов артикуляции. | Рассказ об органах артикуляции. Объяснение хода игр на развитие воздушной струи и выполнения творческого задания Постановка задачи. | Знакомство с язычком. Знакомство с органами артикуляции. Знакомство с основными движениями органов артикуляции. «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. «Найди и положи такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету. Самостоятельная творческая деятельность. «Развлечение для котенка» - рисование клубочков. |
Семья | 1 | Занятие №25 Тема: «Семья» Развивать речь, память, мелкую моторику, тактильную память | Рассказ о семье. Объяснение хода игр на развитие воздушной струи и выполнения творческого задания. Алгоритм игр на тактильную память. Постановка задачи. | Семья. Соотнесение изображений со словесным обозначением, пониманием вопроса «где?». Обучение отвечать на вопрос «кто это?». «Кто это?» - собрать фигурку человека из геометрических фигур по образцу, игры с блоками Дьенеша; «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. Самостоятельная творческая деятельность .Игры на тактильную память |
Домашние птицы | 1 | Занятие №26 Тема: «Домашние птицы» Развивать речь, умение связно и последовательно высказывать свои мысли. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания «Снегопад в лесу» | Домашние птицы. Употребление существительных в родительном падеже. Употребление предлога у. «Живые предметы» - упражнение на развитие воздушной струи. «Петух» - собирание петуха из частей. Игры Воскобовича. Самостоятельная творческая деятельность. Снегопад в лесу. На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты и приклеить их. |
Посуда | 1 | Занятие №27 Тема: «Посуда» Развитие у детей математического мышления; речи, памяти, мелкой моторики. | Рассказ о посуде Объяснение хода игр на развитие воздушной струи и выполнения творческого задания. | Посуда. Понимание вопросов косвенных падежей. Согласование существительных с прилагательными большой, маленький; употребление предлога У. «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. «Большая и маленькая тарелочка» - выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы. Игра «Четвертый лишний» Самостоятельная творческая деятельность |
Звуковая культура речи | 5 | Занятие №28 Тема: «Снежные комки» Развитие речи, памяти, мелкой моторики | Беседа о звуке «А». Объяснение хода игр и выполнения творческого задания «Построим горку» | Звук А. Вырабатывание правильной артикуляции при произнесении звука А. Закрепление произношения звука А в звукоподражаниях. Закрепление звука А в словах. «Живые предметы» - упражнение на развитие воздушной струи. «Буренушка» - пальчиковая гимнастика. Самостоятельная творческая деятельность Построим горку из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги, путем ее сжатия и скатывания между ладонями. |
Занятие №29 Тема: «Тарелочки для кошки. Мышки и для себя» Развитие речи, памяти, мелкой моторики, нетрадиционной техники рисования. | Беседа о звуке «И». Объяснение хода игр и выполнения творческого задания «Тарелочка для кошки. Мышки и для себя» | Звук И. Различение звука И при произнесении слогов. «Шарик» - упражнение на развитие воздушной струи. Пальчиковая гимнастика «Пишем цифры». Самостоятельная творческая деятельность Тарелочки для кошки. Мышки и для себя» - рисование по методу «клубочка» тарелочка разного размера и цвета. | ||
Занятие №30 Тема: «Мамины помощники» Развитие речи, памяти, мелкой моторики. Звук О. Закрепление произношения звука О в звукоподражаниях. Закрепление произношения звука О в словах. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания, работы с пластическими материалами. | «Подарки для мамы» - упражнение на развитие речи, памяти, мелкой моторики. Палочки Кюизенера (выкладывание по образцу). Игра «Наведем порядок». Самостоятельная творческая деятельность. Лепка буквы О. | ||
Занятие №31 Тема: «Потекли ручейки» Развитие познавательных процессов, формировать умение связно и последовательно высказывать свои мысли, делать выводы. Звук Э. Закрепление произношения звука Э. Закрепление произношения звука Э в словах. Согласование существительных с количественным числительным один. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания, работы с бумагой. | «День рождение» - упражнение на развитие воздушной струи. «Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейков на песке. Самостоятельная творческая деятельность «Солнце светит и греет» - выкладывание солнца с лучами из полосок и наклеивание их на бумагу. | ||
Занятие №32 Тема: «Учимся играя» Развивать речь, умение связно и последовательно высказывать свои мысли. Гласные звуки. Закрепление звуков в звукоподражаниях. Употребление множественного числа существительных в винительном падеже. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. | «Ветер и ветерок» - упражнение на развитие воздушной струи. Пальчиковая гимнастика «Пишем цифры». Задачки – считалки. Самостоятельная творческая деятельность. | ||
Раздел III: «Творческая мастерская» | ||||
Рисование | 9 | Занятие №33 Тема: «Курочка ряба» Развивать речь, память, моторику рук посредством лепки пальчиками. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания, работы пластическими материалами. | Упражнение «Подари тепло другу» Игра – путешествие. «Звукоподражание» Сказка «Курочка ряба» Самостоятельная творческая деятельность. Лепка (угощения: крендельки и плетеночки) |
Занятие №34 Тема: «Снег» Развитие речи, памяти, мелкой моторики; совершенствовать навыки работы рисования ватными палочками. | Знакомство с новым способом рисования – ватными палочками. Объяснение хода игр и выполнения творческого задания, работы с краской ватными палочками. | «Живые предметы» - упражнение на развитие воздушной струи. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями предметов. Самостоятельная творческая деятельность «Снег идет» - рисование ватными палочками. | ||
Занятие №35 Тема: «Зимний пейзаж» Развитие речи, памяти, мелкой моторики; знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. | Знакомство с новой техникой рисования – посыпка. Объяснение хода игр и выполнения творческого задания, работы пластическими материалами. | Игры с палочками Кюизенера (постройка елочки для коллажа «Зимний пейзаж»). Самостоятельная творческая деятельность. «Зимний пейзаж» - предварительно намазанный клеем трафарет посыпать манкой. Оформление работы с выполнением задания: «Поставить высокое дерево слева, низкое – справа». | ||
Занятие №36 Тема: «Мебель» Развивать речь, умение связно и последовательно высказывать свои мысли Мебель. Образование существительных со значением уменьшения. Знакомство с видом рисования – штриховка. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания «Много мебели в квартире2 (штриховка) | «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. «Определи на ощупь» - «чудесный мешочек»; «сухой бассейн». Какая игрушка спряталась. Игра « Найди два одинаковых предмета» Самостоятельная творческая деятельность. «Много мебели в квартире». Штриховка. | ||
Занятие №37 Тема: «Транспорт». Развивать творческие способности. Знакомство с новым видом рисования «по мокрому». Закрепление в словаре названий видов транспорта и глаголов: едет, плывет, летит. | «Поезд» - упражнение на развитие воздушной струи. Пальчиковая гимнастика «Мы едем, едем». Задачки – считалки. Самостоятельная творческая деятельность «Рисование по мокрому». | |||
Занятие №38 Тема: «Бабочки» Развитие речи, памяти, мелкой моторики, творческого мышления. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания, работы с красками. | «Бабочки» - упражнение на развитие воздушной струи. «Собери, как было» - по принципу разрезных картинок. Самостоятельная творческая деятельность «Угадай, что получится» - рисование красками. | ||
Занятие №39 Тема: «Огород». Развитие речи, памяти, мелкой моторики, творческих способностей. Знакомство с видом рисования – печатки. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания, работы с печатками. | «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. «Сортировка семян» - рассортировать семечки и горох. «Лопатка» - лепка лопаты из пластилина. Самостоятельная творческая деятельность «Дорисуй предмет» с помощью печаток. | ||
Занятие №40 Тема: «Весенний луг» Развитие творческих способностей, воображение, речь. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания, «Красивый одуванчик» | «Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листиков, взятых из коробки. «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек. «Вышел дождик на прогулку» - пальчиковая гимнастика. Самостоятельная творческая деятельность. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и прикрепить на общий зеленый фон. | ||
Занятие №41 Тема: «Подарок папе» Развитие мелкой моторики, творческого мышления. Знакомство со способами рисования на песке. | Объяснение способа рисование песком. | «Рисуем кораблик» - рисование кораблика на песке. Самостоятельная творческая деятельность «Поздравительная открытка» - изготовление открытки с помощью песка. | ||
лепка | 3 | Занятие №42 Тема: «Домашние животные» Развивать речь, умение связно и последовательно высказывать свои мысли. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания «Покормим животных». | Домашние животные. Закрепление названий домашних животных. «Собери картинку» - разрезные картинки из частей. «Волшебный песок» - рисование на песке пальцем. Самостоятельная творческая деятельность. «Покормим животных» - выкладывание из цветной мозаики овощей и фруктов. |
Занятие №43 Тема: «Грачи прилетели» Развитие речи, памяти, мелкой моторики, творческих способностей. Знакомство со свойствами пластилина. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с пластическими материалами. | «Шарик» - упражнение на развитие воздушной струи. «Построим дом» - Блоки Дьенеша. Самостоятельная творческая деятельность. «Грачи прилетели» - на белом листе бумаги в нескольких местах примазываем кусочки черного пластилина и стекой наносим точки – следы грачей. | ||
Занятие №44 Тема: «Кораблик плывет» Развивать речь, память, мелкую моторику, тактильную память. Лепка на бумаге (намазывание). | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с пластическими материалами. | «Кораблик» - упражнение на развитие воздушной струи. «Кораблик плывет» - выкладывание кораблика из палочек Кюизенера. Игры на тактильную память. Самостоятельная творческая деятельность «Кораблик» - лепка. | ||
Аппликация | 2 | Занятие №45 Тема: «Что изменилось?» Развитие речи, памяти, мелкой моторики. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой. | Рисование нетрадиционным способом: жатая бумага. «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. Игра «Что изменилось?» Самостоятельная творческая деятельность. «Разгладь и наклей» - разглаживание смятых бумажных комочков с контурным изображением человека и наклеивание в альбом. |
Занятие №46 Тема: «Снежный ком» Развитие речи, памяти, творческих способностей, мелкой моторики. Знакомство с новым видом работы с бумагой | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой. | «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. Игра «Третий лишний». Соревнование «Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?» Самостоятельная творческая деятельность.Работа с бумагой. «Лепка снежных комков» путем сжатия и скатывания листа бумаги между ладонями. | ||
Конструирование | 1 | Занятие №47 Тема: «Лето» Развитие конструкторских и творческих способностей, воображение, речь. Лето. Согласование существительных с глаголами. Употребление глаголов в будущем времени. Постройка по замыслу. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Техника работы со строительным материалом. | «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. «Волшебные окна» - вставить в «окно» «стекла» нужной формы и размера. «Волшебные кляксы» «Вышел дождик на прогулку» - пальчиковая гимнастика. Самостоятельная творческая деятельность. «Строим дом» - выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала). |
Раздел IV: «Пальчики помогают говорить» | ||||
Пластилиновые жгутики | 3 | Занятие №48 Тема: «Пластилиновые жгутики» Развитие речи, памяти, творческого мышления, мелкой моторики. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с пластическими материалами. | «Пластилиновые жгутики» - Выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуру человека по контуру. «Чего не стало?» «Мост через ручеек и через речку». «Снежок» - пальчиковая игра. Самостоятельная творческая деятельность. Выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуру человека по контуру. |
Пальчиковый тренинг | 8 | Занятие №49 Тема: «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, мышления | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. | Игра «Назови себя ласково» Игра с кругами Эйлера Игра «Лото» Самостоятельная творческая деятельность - упражнение «Ловкие пальчики»: завязывание бантиков из шнурков, тесьмы, лент. |
Занятие №50 Тема: «Волшебные пальчики» Развитие внимания, мышления, мелкой моторики | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания «Волшебные пальчики» | Игровое упражнение «Солнышко» «Укрась павлину хвост» - продевание шнурка «Волшебные палочки Кьюизенера» - тренировка в счете Самостоятельная творческая деятельность - упражнение «Волшебные пальчики» | ||
Занятие №51 Тема: «Пальчиковый тренинг» Развивать речь, память, логическое мышление, мелкую моторику. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой | «Мартышки» (Обыгрывание стихотворения) «Листопад» - упражнение на развитие воздушной струи Упражнение «Собиралки» (цвет и форма). Самостоятельная творческая деятельность. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями предметов | ||
Занятие №52 Тема: «Пальчиковый тренинг» Развивать речь, память, логическое мышление, мелкую моторику. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой | Сборка пазлов. Обезьянки играли и все разбросали, давайте поможем им все собрать, прибрать в комнате. (собрать фрукты и овощи) Игры с массажными мячиками. Самостоятельная творческая деятельность: Клеим платочки | ||
Занятие №53 Тема: «Бабушкины помощники» Развитие речи, памяти, мелкой моторики. Звук У. Вырабатывание правильной артикуляции при произнесении звука У. Закрепления произнесения звука у в звукоподражаниях. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с мелкими предметами. | «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги. Упражнение с зубными щетками. Самостоятельная творческая деятельность «Поможем бабушке» - сортирование фасоли и гороха. | ||
Занятие №54 Тема: «Развиваем пальчики» Работа над пространственными отношениями, развитие мелкой моторики. | Объяснение хода игр. Особенности работы с пластическими материалами. | «Пластилиновые жгутики» - выкладывание силуэта по контуру пластилиновыми жгутиками разного цвета. «Бабушкины помощники» - сматывание толстых ниток и клубков. Игра «Чего не стало?». Работа над пространственными отношениями «справа», «слева». | ||
Занятие №55 Тема: «Развиваем пальчики» Развитие речи, внимания, мелкой моторики. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой | Пальчиковая гимнастика. «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. Самостоятельная творческая деятельность. «Что здесь спряталось?» - Разглаживание смятых комочков из бумаги. | ||
Занятие №56 Тема: «Играем пальчиками» Развитие у детей речи, памяти, мелкой моторики. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой | Пальчиковая гимнастика. «Шарик» - упражнение на развитие воздушной струи. Игра «День – ночь» «Чистая посуда» - пальчиковая игра. Самостоятельная творческая деятельность Пластилиновые жгутики» - выкладывание посуды по контуру пластилиновыми жгутиками. | ||
Волшебные рисунки | 2 | Занятие №57 Тема: «Снежинки» Развитие речи, памяти, мелкой моторики. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания «Снежинка». Постановка задачи. | Упражнение «Сфотографируй» (подражание). Пальчиковая гимнастика «Снег, снежок». «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. Самостоятельная творческая деятельность. «Рисование снежинок» - рисование |
Занятие №58 Тема: «Волшебные рисунки» Подготовка руки к письму. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой. Постановка задачи. | «Кто это?» - обводка трафарета елочных игрушек из ватмана. Штриховка в разных направлениях (по показу). «Волшебные рисунки» - рисование на песке большой и маленькой елочки. «Елочка» - пальчиковая игра. Самостоятельная творческая деятельность «Красавица елочка» - обводка трафарета елки и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики. | ||
Дикие птицы | 1 | Занятие №59 Тема: «Дикие птицы» Развитие речи, памяти, мелкой моторики. Дикие птицы. Закрепление в словаре диких птиц. Различение существительных единственного и множественного числа. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой. Постановка задачи. | «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. Игры с блоками Дьенеша. Самостоятельная творческая деятельность. «Угостим птиц рябиной» - скатывание между ладоней красных комочков. |
Посуда | 1 | Занятие №60 Тема: «Посуда» Развитие речи, памяти, мелкой моторики, творческих способностей Посуда. Согласование существительных с количественными числительными. Употребление предлога на. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с краской и песком. Постановка задачи. | «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. «Склеим чашку» - собрать картинку чашки из частей. Самостоятельная творческая деятельность «Рисуем цветы» - рисование цветов на песке. |
Продукты | 1 | Занятие №61 Тема: «Продукты» Развитие речи, памяти, мелкой моторики. Продукты. Употребление существительных в творительном падеже. Подбор признаков к предметам. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Постановка задачи. | «День рождение» - упражнение на развитие воздушной струи. Пальчиковая гимнастика «Праздничный пирог». Самостоятельная творческая деятельность Повар. «Рассортируй фасоль по цвету». |
Цветы | 2 | Занятие №62 Тема: «Комнатные растения». Развитие речи, памяти, ориентировки в пространстве, мелкой моторики. Комнатные растения. Закрепление в словаре существительных, обозначающих части растений. Употребление предлогов на, около. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Постановка задачи. | «Шарик» - упражнение на развитие воздушной струи. Игра «Найди свое место». Пальчиковая гимнастика «Цветок» Самостоятельная творческая деятельность. Сортировка бусинок. |
Занятие №63 Тема: «Цветы» Развитие речи, памяти, мелкой моторики, творческого мышления Цветы. Закрепление в словаре существительных, обозначающих части растения. Различение цветов, согласование существительных с прилагательными. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой. Постановка задачи. | «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. «Найди фигуру» - Блоки Дьенеша Упражнение «Придумай и нарисуй словами сказку». Самостоятельная творческая деятельность. « Весенний луг» - разглаживание разноцветных трафаретов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист. | ||
Игры с из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала). | 2 | Занятие №64 Тема: «Есть у каждого свой дом» Развитие внимания, логического мышления, связную речь, мелкую моторику | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой. Постановка задачи. | «Строим дом» - выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала). «Волшебные окна» - вставить в «окно» «стекла» нужной формы и размера (6 образцов) «Автобус» - выложить автобус из геометрических фигур. Блоки Дьенеша. «Есть у каждого свой дом» - пальчиковая гимнастика. Самостоятельная творческая деятельность. «Что там?» - Разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки. |
Занятие №65 Тема: «Вышел пальчик погулять». Развитие речи, памяти, мелкой моторики. | Самостоятельная творческая деятельность. Работа с различными материалами: проволокой, бусинками, палочками, пластилином, трафаретами. Детям рассказывают о том, что они будут делать и комментируют свои действия. | |||
Раздел: V: «Исследуем и экспериментируем вместе» | ||||
Игры эксперименты | 1 | Занятие №66 Тема: «Игры – эксперименты» Развитие познавательных процессов, формировать умение связно и последовательно высказывать свои мысли, делать выводы. Употребление неопределенной формы глаголов будущего времени. Согласование существительных с прилагательным. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с краской и пепеткой. Постановка задачи. | «Потекли ручейки» - упражнение на развитие воздушной струи. Самостоятельная творческая деятельность. «Заплакали сосульки» - работа с водой и пипеткой. |
Предметы вокруг нас | 1 | Занятие №67 Тема: «Предметы вокруг нас» Развитие мыслительских способностей | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Постановка задачи. | Дидактическая игра «Найди два одинаковых предмета» Упражнение «Отгадай предмет по его описанию» «Подуй на чай» - упражнение на развитие воздушной струи. «Пальчики считают» - развитие памяти. Самостоятельная творческая деятельность. «Недостающая фигура» - обводка трафарета с последующим раскрашиванием. |
Учимся играя | 3 | Занятие №68 Тема: «Дары осени» Развитие внимания, умения точно подбирать нужную фигуру. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой. Постановка задачи. | «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4 частей. Игра с двумя обручами Эйлера. «Листопад» - упражнение на развитие воздушной струи. Исследование свойств пластилина. Самостоятельная творческая деятельность «Дары осени» - лепка из пластилина. |
Занятие №69 Тема: «Обезьянки» Развитие пространственного воображения, умение конструировать из палочек по схеме. | Объяснение хода игр Кюизенера и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой. Постановка задачи. | «Доберись до цели» Обезьянки играли и все разбросали, давайте поможем им все собрать, прибрать в комнате. (собрать продукты, обувь, цветы и др.) «Волшебные палочки» Кюизенера. Самостоятельная творческая деятельность | ||
Занятие №70 Тема: «Учимся играя» Развитие памяти, мелкой моторики; формирование умений в измерительной деятельности. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с краской и пипеткой. Постановка задачи. | Опыты с водой. Дидактическая авторская игра «Найди пару». Самостоятельная творческая деятельность. «Полное ведерко» - работа с пипеткой. | ||
Итоговое занятие | 1 | Занятие №71 Итоговое занятие с приглашением родителей Тема: «Наша дача» Развитие речи, памяти, мелкой моторики, творческих способностей. | Объяснение хода игр и выполнения творческого задания. Особенности работы с бумагой. Постановка задачи. | «Наша дача» - выкладывание из спичек дома, забора, деревьев. «Доски для забора» - заготовка «досок» для забора из бумаги методом обрывания. «Ловкие пальчики» - изготовление цепи из проволочных колечек для украшения забора. Самостоятельная творческая деятельность «Ловкие пальчики» - плетение скатерти из цветных бумажных полосок. |
Итоговое занятие | Педагогическая диагностика | |||
Всего: | 72 занятия | |||
- Организационно-педагогические условия реализации Программы
Календарный учебный график
№ п/п | Сроки проведения занятия | Тема раздела (занятия) | Форма проведения занятия | |||
всего | ||||||
месяц | неделя | |||||
Сентябрь | 1 | Вводное занятие | практические занятия в игровой форме | 1 | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» Кабинет сенсорики | |
Сентябрь | 1 | Стартовая педагогическая диагностика | 1 | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» Кабинет сенсорики | ||
1 | Сентябрь | 2,3,4,5 | «Занимательная математика» | практические занятия в игровой форме | 19 | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» Кабинет сенсорики |
Октябрь | 5,6,7,8,9 | |||||
Ноябрь | 9,10,11 | |||||
2 | Ноябрь | 12,13 | «Говорим правильно» | практические занятия в игровой форме | 10 | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» Кабинет сенсорики |
Декабрь | 14,15, 16 | |||||
3 | Декабрь | 17,18 | «Творческая мастерская» | практические занятия в игровой форме | 16 | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» Кабинет сенсорики |
Январь | 18,19, 20 | |||||
Февраль | 21,22, 23,24 | |||||
4 | Март | 25,26, 27,28, 29 | «Пальчики помогают говорить»; | практические занятия в игровой форме | 17 | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» Кабинет сенсорики |
Апрель | 29,30, 31,32, 33 | |||||
5 | май | 34,35 | «Исследуем и экспериментируем». | практические занятия в игровой форме | 6 | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» Кабинет сенсорики |
6 | май | 36 | Итоговое занятие | Обобщающее итоговое занятие | 1 | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» Кабинет сенсорики |
май | 36 | Итоговая педагогическая диагностика | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» Кабинет сенсорики | |||
ИТОГО: 72 | ||||||
Кадровые условия
Педагогический работник – 1 человек (высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы; дополнительное образование: курсы повышения квалификации в соответствии с профилем программы).
Обеспеченность методическими материалами и средствами
Наименование программы | Программа оказания услуг по реализации дополнительных программ общеразвивающей направленности «Непоседы» Автор составитель: Резник В.Ш. |
Программно-методическое обеспечение программы, средства обучения | |
Парциальная программа с указанием выходных данных | Орлова Т.Э. Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2014. |
Методическое обеспечение (учебно-методические пособия, практические пособия и т.д.) с указанием выходных данных | О. Земцова. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет. – М.:Азбука-Аттикус, 2018 В.Скворцова. Интеллект+креатив: развитие творческих способностей ддошкольников. – М.: Фентик, 2009. Н.Нищева. Развитие математических представлений у дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2009 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: ГНОМ и Д, 2011. Светлова И.Е. Развиваем устную речь: Учебное пособие/Худож. В. Трубицин, Ю. Трубицина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. |
Учебно-наглядные пособия с указанием выходных данных | М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Развивающие игры с карточками. М.: Вентана–Граф, 2006 |
Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры с указанием выходных данных | Игры с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем. 20 игр плюс» Санкт- Петербург; Игры В. В. Воскобовича «Чудо цветик», Санкт- Петербург; В. В. Воскобовича «Геоконт», Санкт- Петербург; Палочки Кюизенера «Дом с колокольчиком» игра-альбом. Санкт- Петербург «На златом крыльце». Игры с цветными счетными палочками Кюизенера. Санкт- Петербург; Игры для тренировки памяти и логического мышления у детей Галлиулина Л.А. Картотека упражнений с массажными мячиками Галлиулина Л.А. Дыхательная гимнастика Галлиулина Л.А. Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», Санкт- Петербург Детство- Пресс, 2010. |
Технические средства обучения | Магнитофон |
Описание материально-технического обеспечения Программы
Вид помещения | Оснащение помещения | Материалы для непосредственной работы с детьми |
Кабинет ОБЖ | Столы, стулья, доска, мольберт, магнитофон | Массажные мячики, прищепки |
Блоки Дьенеша | Набор для экспериментирования | |
Палочки Кьюизенера | Набор для аппликации | |
Дидактические игры для тренировки памяти и логического мышления у детей | Клей, ножницы, салфетки | |
Цветные счетные палочки | Карандаши простые, цветные | |
Авторские дидактические игры | Нитки, пластилин | |
Игры В. В. Воскобовича | Набор для мелкой моторики |
4. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности.
Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение:
- знаний воспитанников (знание и название основных цветов цветового спектра, величин, знание грамматических норм в соответствии с возрастом, знания об окружающей действительности);
- умений воспитанников (умение самостоятельно находить решение поставленных задач, выделять свойства объекта из группы по определенному признаку и соединять различные элементы в единое целое, преобразовывать свойства знакомого предмета в новую ситуацию).
Принципы педагогической диагностики
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает (для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития.Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга).
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Методы проведения педагогической диагностики
Формализованные методы: диагностическое задание, диагностическая ситуация.
Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении диагностики участвуют педагоги.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:
низкий уровень – ребёнок не может выполнить все параметры оценки;
средний уровень – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
высокий уровень– ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.
Протокол педагогической диагностики заполняются дважды в год (в сентябре и мае).
Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности
Критерии | Методика исследования | Описание |
«Занимательная математика»: - восприятие цвета; - восприятие величины; -наглядно-действенного мышления | Диагностическое задание | 1.«Цветные коврики» Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. 2.«Пирамидка». Посмотри, какая ровная пирамидка». Затем образец разбирают и элементы выкладывают перед ребёнком и элементы выкладывают перед ребёнком в беспорядке. Экспериментатор просит: «Собери пирамидку как было». Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание. 3.«Разрезные картинки» «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребёнок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребёнок не называет, взрослый предлагает: «Сложи части и посмотрим, что нарисовано на картинке». |
«Говорим правильно»: Грамматика -Употребление существительных в единственном и множественном числе; - Употребление предложно-падежных конструкций; Лексика - глагольный словарь; - понимание обобщающих слов; - существительных; - Связная речь | Диагностическое задание | 1.Посмотри на картинки и назови их (мяч - мячи, кукла -куклы, стол -столы, глаз -глаза). 2.Посмотри на игрушки. Скажите, где сидит кошка (на стуле, под стулом, в коробке, за домом). 3.Посмотри на картинки и скажи, кто что делает? (кушает, играет, бегает, спит, моет); 1.Посмотри на картинки. Покажи, где: (дикие животные, мебель, обувь); 2.Д/игра «Назови профессию». Посмотри на картинки. Людей каких профессий ты видишь? (врач, парикмахер, продавец и т.д.): 3.Рассказывание знакомой сказки с использованием иллюстраций. Посмотри на картинки. Расскажи сказку. |
«Пальчики помогают говорить»: Исследование кинетической основы движений | Тест Н. И. Озерецкого Исследование кинетической основы движений руки. | Цель данной методики – исследовать кинетическую основу движений руки. Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Примечание: педагог демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как педагог, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Критерии оценок: высокий – правильное воспроизведении с одной-двух попыток после первой демонстрации; средний – правильное воспроизведение после двух демонстраций или после трех демонстраций с первой попытки; низкий – правильное воспроизведение после четырех и пяти демонстраций или после трех демонстраций со второй и более попыток. |
«Творческая мастерская»: - рисовать не заходя за пределы листа бумаги; - композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; - строить изображение в зависимости от формы листа – на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге; | Анализ продукта детской деятельности Детям дается задние: нарисовать по замыслу сюжетную композицию, используя нетрадиционные техники рисования | 1.Рисование отдельных предметов: «Раскрасить узор»; «Нарисуем гусенице подружек, чтобы ей не было скучно». 2.Игровое задание «Собери букет»; «Выложи узор по образцу». 3.Игровое задание «Выложи фигуры». |
«Исследуем и экспериментируем»: - установление причинно-следственных связей | Диагностическое задание «Дополнение фраз» | Цель:
В процессе тестирования не следует торопить ребёнка с ответом. Если ему трудно, использовать дозированную помощь, одобрение: «Молодец, ты обязательно ответишь. Ты всё знаешь. Не бойся ответить. Как считаешь нужным, так и говори!» Наводящих вопросов задавать не следует. Ответы детей фиксируются в протоколе, оцениваются в баллах, подсчитывается суммарный показатель, определяется уровень. Высокий уровень: 8-10 ответов Средний уровень: 6-7 ответов. Дети принимают правило игры. Содержание ответов носит полупричинный характер, частично установлена причина, следствие. Низкий уровень: 0-5 ответов. На этом уровне дети часто отказываются дать правильный ответ или дают его с неверной причинностью. Например, на 5 вопрос: «Надо вызвать врача» |
Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования «Непоседы»
Дата:________
Педагог:_______________
Фамилия, имя ребенка | «Занимательная математика» | «Говорим правильно» | «Пальчики помогают говорить» | «Творческая мастерская» | «Исследуем и экспериментируем» | Итог | ||||||||||||||||||||||||
Восприятие цвета | Восприятие величины | Наглядно- действенное мышление | Связная речь | Лексика | Грамматика | |||||||||||||||||||||||||
Существительные | Обобщающие понятия | Глагольный словарь | Формы единственного и множественного числа существительных | Предло жно – падежные конструкции с предлогами (на, в, под, за) | ||||||||||||||||||||||||||
5. Список литературы
- Орлова Т.Э. Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2016
- В.Скворцова. Интеллект+креатив: развитие творческих способностей ддошкольников. – М.: Фентик, 2009.
- Н.Нищева. Развитие математических представлений у дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2009
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: ГНОМ и Д, 2011.
- Светлова И.Е. Развиваем устную речь: Учебное пособие/Худож. В. Трубицин, Ю. Трубицина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
- О. Земцова. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет. – М.:Азбука-Аттикус, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация части программы, формируемой участниками образовательных отношений, в группе комбинированной направленности для детей с ОНР
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....

Рабочая программа по реализации адаптированной программы дошкольного образования (задержка психического развития) группы комбинированной направленности для детей от 4 до 5 лет.
laquo;Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группах комбинированной направленности для детей с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных воз...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Математические ступеньки» Возраст обучающихся: дошкольники 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Дополнительная программа по развитию логического мышления и закрепления интереса детей к познавательной деятельности предусматривает занятия с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.Так как возраст...
