Использование метода наглядного моделирования на занятиях по физической культуре
консультация по физкультуре

Низовская Оксана Ивановна

В своей работе я использую метод наглядного моделирования на занятиях. В данной статье указаны методы и приемы данной темы. 

В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольника интенсивно формируется двигательное воображение-основа творческой осмысленной моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование метода наглядного моделирования на занятиях по физической культуре»

.

Подготовил: Низовская О.И

Инструктор по физической культуре


Моделирование — процесс построения, изучения и использования моделей для определения и уточнения характеристик и оптимизации какого-либо процесса (Платонов, 1997).

Система управления в физическом воспитании основана в первую очередь на оперировании моделями, а затем только — на переносе "образцов" педагогических воздействий в практику.


Так как основной задачей развития умственных способностей является развитие способности детей к наглядному моделированию, использовать наглядное моделирование на занятиях применяется в моей работе. При ознакомлении со спортивным инвентарем использовался прием соотнесения предмета по цвету, форме, величине с эталоном. В подвижных играх «Найди предмет», «Найди и принеси» применялись словесные и материальные эталоны: «Найди предмет маленький, круглый, красный».

При изучении различных способов построений и перестроений, а также передвижений в подвижных играх «Найди свое место», «Чья команда быстрее соберется?" детям предлагались следующие эталоны:

‒ карточка с нарисованным кругом — построение в круг ‒ с нарисованным квадратом — по периметру зала; ‒ на карточке кружки без определенного порядка — врассыпную (то есть соотнесение по форме); ‒ соотнесение по размеру — команда 1 строится в большой круг, команда 2 — в маленький. ‒ Модель в виде убывающих по величине прямоугольников, кругов использовалась мной при построении в шеренгу или колонну по росту.

Далее на каждой карточке с изображением животного графически обозначаются упражнения, направленные на развитие соответствующих физических качеств. В процессе комплексного развития физических качеств методом круговой тренировки обозначение «станций» соответствующей карточкой позволяет детям осознанно подходить к выполнению каждого задания.

Наглядное моделирование использовалось в играх малой подвижности «Найди предмет», «Где спрятаны сокровища». Дети по имеющемуся плану спортзала и отмеченному месту искали предмет, игрушку и т. д.

В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой осмысленной моторики.

В доступной форме ребенок с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело и телесные движения не являются «готовой данностью». Педагог должен выработать у него отношение к тому и другому не как к данности, а как к заданности (от слова «Задача»). Подобное отношение и может быть квалифицировано как подлинно культурное — осмысленное, разумное, творческое.

Формирование у дошкольников такого отношения к миру движений предполагает развитие у них творческого воображения. Его развитию способствуют специальные игровые задания, выполняя которые преодолевается стереотип действия с каким-то предметом. При этом дети придумывают новые способы применения предметов (обыгрывание предметов). Скажем, если это мяч, то дети пытаются «рисовать» им невидимые контуры различных вещей (цветка, звезды), раскручивать его на полу, как волчок, раскачиваться на нем, как на качелях и т. д.

Другую группу аналогичных заданий составляют задания на придумывание названий выполняемых движений. Например, по указанию педагога 2 мальчика несут девочку на скрещенных руках. Дети должны придумать название этого небольшого двигательного сюжета. Обычно дети предлагают самые разные названия: «лошадка», «носильщики», «силачи», «королева» и т. д. В ряде случаев эти названия демонстрируют развитую силу образного сравнения.

Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительности движений.
Достижение выразительности движений — это своеобразная «сверхзадача» двигательного воображения. Это не только построение нового образа и вхождение в него, но ещё и передача через образ определенного смыслового содержания, которое адресуется другому человеку. Можно использовать игровые задания на перевоплощение, типа «На какое животное ты похож?". Также можно использовать двигательные инсценировки-драматизации. Они представляют собой разыгрывание темы или сюжета без подготовки в форме двигательной импровизации. При отборе содержание указанных инсценировок используется литературный материал, фольклор, вымышленные и реальные сюжеты из повседневной жизни.

Тем самым закладывается предпосылка формирования произвольной моторики. Другой предпосылкой этого служит воспитание способности эмоционально переживать движение в качестве особого события и выражать в движении свои переживания и чувства (показ картинок с эмоциями).

Таким образом, тело и телесные движения должны стать для детей особым объектом освоения, познания, преобразования и оценки. Необходимо, чтобы мир движений открывался детям как особая «необыденная» действительность, как специфическая «культура», к которой ещё только предстоит приобщиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."

Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....

конспект коррекционного занятия на логопедическом пункте для детей 6-лет с использованием метода наглядного моделирования по теме "Зима. Предлоги на, с"

Создание условий для детей в умении использовать предлоги НА, С при составлении предложений по картинно-графическим схемам....