Использование метода наглядного моделирования на занятиях по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР.
статья по логопедии

Амченкина Мария Алексеевна

Предварительный просмотр:

Использование метода наглядного моделирования на занятиях по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР.

М.А. Амченкина

Учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с №21 «Сказка», г.Серпухов

     Развитие связной монологической речи является вершиной овладения языку. В настоящее время  эта проблема становится все более актуальной.

     Современная школа предъявляет довольно высокие требования к уровню развития связной речи, ведь большинство изучаемых предметов требует устных ответов у доски. Связная речь -  главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения и необходимое условие для успешного школьного обучения. Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

     Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР вызывает немалое количество трудностей у учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.

     У детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматических средств языка.  Словарный запас часто ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики. Редко употребляются в речи прилагательные, наречия. Дети испытывают трудности в подборе синонимов, согласовании слов, употреблении предлогов. Предложения простые,  часто нераспространенные. В целом, связная речь развита слабо – пересказы бедны, смысловые звенья текста воспроизводятся с сокращениями, наблюдается стереотипность оформления высказывания; в рассказах по серии сюжетных картинок часто присутствует  искажение ситуации,  неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие в рассказе связующих звеньев, а описательные рассказы зачастую и вовсе отсутствуют.

     Практика проведения образовательной деятельности при обучении старших дошкольников с ОНР связной речи показывает эффективность использования метода наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить, такие абстрактные понятия, как – слово предложение текст и учат работать с ними. Это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается лучше вербального. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми.

     Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Доступным средством наглядного моделировании являются приемы мнемотехники.  Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это совокупность специальных методов и приемов, обеспечивающих успешное  запоминание, сохранение и воспроизведение  нужной информации и увеличивающие объем памяти, путем образования ассоциативных связей. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

     Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у дошкольников с ОНР очевидна, так как в процессе обучения активно  задействованы оба фактора, которые значительно облегчают процесс становления связной речи: наглядность и создание плана высказывания. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов детей.

     Существуют разные типы мнемотаблиц: для описания времени года, одежды, игрушки и т.д.; для пересказа сказок и других литературных произведений; для заучивания стихотворений и загадок.

     При проведении занятий по развитию связной речи, в частности при рассматривании и описании предметов  мною используется сенсорно-графический план В.К. Воробьевой, отражающий сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой).

     Анализ результатов практической деятельности позволяет сделать следующий вывод – использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников с ОНР связной речи с использованием мнемотаблиц значительно облегчает овладение связной описательной речью, повышает интерес детей к данному  виду деятельности. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Наличие зрительного плана делает детские рассказы четкими, связными, последовательными. Все это позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Литература

В.К. Воробьева Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие – М., АСТ. Астрель 2006

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школ...

Презентация проекта «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

Презентация содержит цели, задачи, этапы работы над проблемой, диагностику развития связной речи детей в начале работы над проектом и в конце, ожидаемые результаты....

Презентация по логопедии на тему «Использование элементов наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с ОНР».

Разработка системы работы с детьми, в старшем дошкольном возрасте. Использовалась методика Глухова. Проведён анализ результатов, сравнение, показан итог.Методика обследования связной речи Глухова В. П...

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...

Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Это необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.Только обладая хорошо развитой связной речью ученик, ...

«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной системе по преодолению ОНР у старших дошкольников».

игры с использованием пиктограмм в коррекционной работе  учителя-логопеда в детском саду...