Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.
статья по логопедии (старшая группа)

Гранкова Татьяна Владимировна

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Это необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.

Только обладая хорошо развитой связной речью ученик, может дать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы.

Последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения,воспроизводить содержание текстов из

учебников, произведений художественной литературы, наконец, непременным условием для написания программных изложений

и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Одна из самых важных задач обучения дошкольников  родному языку – развитие связной речи.  Это необходимое условие успешного обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью ученик, может дать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы.  Последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.  

Что такое связная речь?

Связная речь – это развернутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

Связная речь имеет две формы:

  • диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
  • монологическую (речь одного человека)

     Работа по формированию связной речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:

  • Обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного или прочитанного текста.
  • Обучение составлению рассказов (по картинкам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.)

                                           Пересказ

Этот вид работы можно проводить тогда, когда у ребенка есть:

  • фразовая речь
  • когда он умеет выслушивать и понять содержание текста
  • есть желание рассказать то, о чем только что ему прочитали

   Выбор текста для пересказа имеет важное значение:

-небольшой объём произведения

-доступность содержания для ребенка данного возраста и уровня речевого развития

-четкость композиции

-простата сюжета

-доступность языка

-художественность текста

Рекомендуемые тексты для обучения пересказу:

  1. Русские народные сказки для маленьких;
  2. Рассказы В. Сутеева и иллюстрации к ним.
  3. Многие рассказы  Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина. КД. Ушинского,

Л.Н. Толстого.

Начинать работу по обучению пересказу лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок»; «Репка»; «Курочка Ряба»; «Теремок».

                       /использование книжек-раскладушек/

    Ребенок рассказывает вместе с взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед…Что? (репку)».  Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов,  на которые ребенок  отвечает целыми предложениями.  Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать её. Взрослый: «Жили-были дед да баба… Кто жили-были?  (ответ ребенка). «Была у них курочка Ряба…  Кто у них был?»

После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов

 Л.Н. Толстого,  К.Д. Ушинского.

На пятом году жизни речевые возможности ребенка возрастают.

Последовательность работы обучению пересказыванию.

  • Чтение текста в медленном темпе без установки на запоминание.
  • Объяснение новых, трудных слов, путём показа игрушек или картин.
  • Проговаривание этих слов совместно с ребенком.
  • Задать ребенку вопросы по содержанию текста.
  • Повторное чтение с установкой на запоминание.

Пересказ текста ребенком.

Различные виды пересказа могут на разных ступенях обучения варьировать по-разному:

  • Взрослый пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет необходимое слово или предложение.
  • Ребенок пересказывает, как правило, с большими паузами, а взрослый своими вопросами направляет его мысль и помогает лучше изложить и грамматически правильно оформить предложение.

  • Перед началом пересказа взрослый дает короткий план рассказа, помогая ребенку собраться с мыслями и направить пересказ в нужное русло.
  • Пересказ организуется «по цепочке», когда ребенок начинает пересказывать, а взрослый продолжает, а потом снова пересказывает ребенок.

  Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать взрослого и следить за его речью.

  • Интересен пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид пересказа очень нравится детям, т.к. близок к  игровому.

Так же при обучении пересказу можно использовать ТСО (планшет, ноутбук).                                 Последовательность работы:

- предварительное чтение текста ребенку;

- просмотр мультфильма в сочетании с прослушиванием текста;

- просмотр кадров, сопровождаемый ответами ребенка на вопросы взрослого по содержанию текста;

- пересказ текста по фрагментам

Для детей, у которых уровень развития речи довольно высокий, можно порекомендовать и более сложные виды работ:

- выборочный пересказ.

Перед ребенком ставится задача – выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку. Это возможно только в том случае, если ребенок в состоянии проанализировать всё произведение.

- краткий пересказ.

Ребенок пересказывает не все подряд, а только самое существенное.                                

             

Составление описательных рассказов.

    Одно из самых любимых занятий ребенка – это рассматривание игрушки. Этим  следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказыванию, составлению описательных рассказов. Например: «Посмотри, какие у кошки глаза? (зелёные)  - А шёрстка? (мягкая, серая).

Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать: «Это кошка. Её зовут Муся. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шёрстка».  А потом просите ребенка повторить рассказ.

На первых порах очень важен выбор игрушек для рассматривания и составления рассказов. Игрушки должны быть с ярко выраженными  характерными особенностями.  /цвет, форма, размер/ Они должны создавать  настроение. Ребенку целесообразно предлагать не статически красивую куклу, а куклу - малыша, протягивающего к ребенку руки или зайца, который чем-то огорчен и готов заплакать.  Такие игрушки привлекают своей необычностью. Ребенок безошибочно реагирует на них: берет на руки малыша, утешает плачущего зайца. Но осмыслить и выразить необычность словами (неуклюжесть, смешной) ребенок ещё не умеет и здесь на помощь ему приходят вопросы взрослых: «От чего грустит заяц? Чего он хочет?».

При обучении описанию хорошо использовать загадки. Так взрослый сначала загадывает загадку, например: - «С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком», а потом показывать ребенку соответствующую картинку.

Более старшим детям можно предложить две игрушки (например, две куклы).

Но прежде чем сравнивать ребенок должен внимательно рассмотреть обеих кукол:

- как они одеты?

- какие у них волосы, глаза?

А затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются.

Ребенок старшего возраста может для составления рассказа пользоваться небольшим планом.

«Сначала  расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть?» постепенно план можно усложнять, добавить такие вопросы, как «Из какого материала сделана игрушка? Нравится ли она тебе?»

     Ребенок шестого года жизни может уже сам составлять загадки-описания на основе образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом».

 Далее можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек. Для рассказа вначале надо отобрать две-три игрушки, чтобы ребенку было легче составить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. Например: предложить ребенку такой набор: девочка, грибок, корзина, ёлочка, ёжик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, кого она может встретить.

Сначала взрослый для образца сам придумывает рассказ, а затем можно предложить это сделать ребенку.  Пусть ребенок для начала просто повторит рассказ взрослого. Постепенно следует переходить к составлению рассказа ребенком самостоятельно.

Когда у ребенка появиться достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов  и историй можно разными способами.

  • В названии хорошо знакомой сказки добавить слово. Обозначающее какой-либо предмет. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер»,  «Мальчик-с-пальчик и паровоз»
  • Сюжет знакомой сказки переместит в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная шапочка на необитаемом острове»
  • Предложить ребенку изменить концовку сказки, используя приём введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности
  • Предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев
  • Написать письмо любимому герою или автору сказки
  • Сочинить разговор сказочных персонажей по телефону
  • Придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед
  • Рассказать историю от лица любимого героя или предмета
  • Описать одно и тоже событие с разных точек зрения, /например: от лица веселого и грустного человека/
  • Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Рассказы  по серии сюжетных картинок.

Дети испытывают большие трудности в последовательности изложения речевого материала. Серия картинок, являясь как бы планом рассказа, помогает ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа, не отвлекаясь от темы.

Приёмы работы с сериями сюжетных картинок.

Картинки даются по принципу нарастающей трудности.

  • Разложить сюжетные картинки и рассмотреть их.

         Прочитать ребенку рассказ по содержанию картинок.

         Взрослый читает рассказ ещё раз, а ребенок должен найти и показать      

         соответствующую картинку.

  • Взрослый читает рассказ и сам расставляет картинки. Затем собирает их и предлагает ребенку самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднений задаёт наводящие вопросы.
  • Взрослый раскладывает сюжетные картинки и задаёт вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.
  • Ребенку даются сюжетные картинки в любой последовательности. Взрослый даёт план рассказа, по которому ребенок должен разложить их в нужном порядке и составить рассказ.
  • Ребенок рассматривает серию картинок, раскладывает их в правильной последовательности, составляет рассказ, придумывая реплики и диалоги к данному сюжету.
  • Составив рассказ по серии картинок, ребенок придумывает предыдущие или последующие события.
  • После составления рассказа по серии картинок, ребенок с помощью взрослого, в лицах, передаёт его содержание.

Обучение рассказыванию по картине.

   При обучении составлению рассказа по сюжетным картинкам можно выделить несколько этапов:

  1. Предварительная беседа и чтение литературных произведений по тематике картины.

Содержание картин часто подталкивает к включению в беседу малых фольклорных форм ( пословиц, поговорок, коротких стихов). Это надо использовать.

  1. Рассматривание картины (1 – 2 мин)

И здесь очень важно дать законченную инструкцию для её рассматривания.

Нередко инструкция ограничивается двумя словами: «Посмотри на картинку». И всё.

Такое задание психологически неверно.

Оно не побуждает к речевому высказыванию.

А зачем посмотреть?

- ответить на вопрос

- найти ошибку

Посмотри, чтобы:

- подобрать название

- составить рассказ

  1. Разбор содержания картины.
  • Назвать всех, кто на ней нарисован.  

Здесь важно выяснить.

  • Что ты увидел на картине?
  • Что тебе запомнилось?

Важно направить внимание ребенка наводящими вопросами на те детали, которые он упустил.

  • Посмотри, кто изображен в центре картины?
  • Какого цвета у него глаза?
  • Какое у него настроение?
  • Как ты думаешь, кто изображен на заднем плане?

Учить отвечать на вопросы полными ответами, а не односложно.

Для активизации внимания, зрительного восприятия следует после разбора содержания картины провести игровые упражнения типа:

  1. Кто больше увидел?

Ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала и т.д.

  1. Кто лучше запомнил?

Ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины.

  1.  Составление рассказа по картине ребенком.
  2. Анализ детского рассказа.

Важно! Сначала мы говорим о положительном, а потом о недостатке.

В начале обучения рассказыванию по картинке даётся:

  • образец рассказа взрослого по всей картине или по её части.
  • Направляющие вопросы.
  • Предварительный план рассказа.
  • Составление рассказа по фрагментам картины.
  • Коллективное (вместе с взрослым) составление рассказа.

Вначале дети упражняются в составлении краткого рассказа, а затем более        

                  развернутого.

По мере возрастания речевых возможностей детей, в систему формирования связной речи следует включать задания по составлению небольших рассказов на тему из личного опыта.

Такие задания целесообразно строить на основе проводимых в детском саду мероприятий (праздников, досугов).

Темы таких рассказов:

  • Как мы лепили снеговика.
  • Мамин день рождения.
  • Вечер в нашей семье.
  • Прогулка с папой в зимний парк.

     Рассказ - описание изображенного пейзажа.

Схема последовательного описания картины.

  1. Называют время года.
  2. Перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственном расположении.
  3. Дают описание по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг и т.д.)

     При составлении ребенком рассказа-описания по картинке используются направляющие вопросы: /а теперь расскажи о берёзах, какие они?/

     Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является одной из важных задач коррекционной работы. Важно помнить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических средств языка.

Формирование навыков построения связных развёрнутых высказываний необходимо как для преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки детей к успешному обучению в школе.

г. Москва     ВАО

ГБОУ Школа №1080

Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.

                                                                                    Подготовила:

Учитель-логопед

Гранкова Татьяна Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников.

Делюсь с коллегами своей идеальной дипломной работой.Думаю, там можно найти много полезного. Желаю успехов!!!!...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».

Рекомендации учителя - логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня....

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапыформирования связной монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников

Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать развитие сюжета. Сейчас необходимо научить детей выстраивать ...