Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на тему "Путешествие в страну сказки"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Починская Евгения Александровна

Занятие №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_skazok.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему

 «Путешествие в страну сказок»

Этап: «Подготовительный» (I этап)

Занятие №1

Цель: формировать у детей представление о литературном жанре – сказке и её разновидностях.

Задачи:

  1. Активизировать запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов (героев) и сюжетов.
  2. Познакомить детей с тремя категориями сказок.
  3. Учить определять вид сказки (волшебные, бытовые, о животных).
  4. Упражнять в составлении фраз и развёрнутых предложений в процессе беседы.
  5. Учить детей рассуждать на тему «Что такое сказка».
  6.      Развитие понимания дошкольниками переносного значения пословиц и поговорок (по теме «Сказка»).
  7. Воспитывать интерес к русскому фольклору.

Оборудование: три куклы в разных нарядах; сюжетные картинки по сказкам «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Три поросёнка», «Соломенный бычок», «Солдат и чёрт», «Каша из топора», «Иванушка-дурачок»; предметные картинки с изображением атрибутов из разных сказок; картинка с изображением «посиделок».

Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Педагог: «Здравствуйте, гости дорогие! Я вас пригласила сегодня на посиделки!!!».

Дети рассаживаются на свои места.

  1. Основная часть

Педагог: «Что такое посиделки, кто знает? (индивидуальные ответы детей).

Педагог помещает на доску картинку с изображением девичьих посиделок в древние времена.

«Посиделки» - это собрание, вечеринка деревенской молодежи, устраиваемая для развлечения в зимнее время. Идти на посиделки. Прясть на посиделках… Люди в старые времена коротали (то есть проводили) время таким образом: собирались вместе, веселились, шутили, пели песни и сочиняли сказки. Вот сегодня у нас посиделки, мы будем разговаривать, шутить. Говорить, беседовать мы с вами будем о сказках.

- Кто мне скажет, что такое сказка?» (индивидуальные ответы детей).

Педагог обобщает сказанное: «Сказка, ребята, это занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть».

Педагог побуждает нескольких детей воспроизвести сказанное о сказке, обращая внимание на правильное построение предложений.

  1. Работа с пословицами и поговорками:

Педагог: «Русский народ очень любит сочинять сказки, а также много разных пословиц и поговорок. Есть поговорки и о сказках. Послушайте».

  • Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
  • Сказка — складка: послушать сладко.
  • Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

Педагог: «Как вы понимаете смысл этих поговорок и пословиц? (индивидуальные ответы детей).

Педагог: «Сказки бывают народные и авторские. Как вы думаете, что такое «народные сказки»? (ответы детей). А что означает «авторские сказки»? (ответы детей). Народные сказки сочиняет народ, а авторские – это сказки, написанные одним человеком, ну например, вы все наверняка знакомы со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке»? Кем она написана? (Педагог: «Конечно, эта сказка авторская, её автором является Пушкин А.С»)». А вам знакома  сказка «Колобок». Какая она – авторская или народная?».

- «А какие бывают сказки?»

  • Волшебные сказки
  • Сказки о животных.
  • Бытовые сказки  

- Кто помнит, как начинаются многие русские народные сказки?  («Давным-давно; «В некотором царстве, в некотором государстве»; «В тридевятом царстве,  в тридесятом государстве…».)

  1. Знакомство с видами сказок

Педагог: «Вот как-то раз собрались все сказки и начали спорить: кто из них самая – самая….     Как вы думаете, ребята, какими они себя считали? Как можно сказать о сказке - какая она?  (ответы детей) Правильно, дети. Вот   сказки и спорили. Спорили  долго. Хотите послушать, как они спорили?

Педагог показывает куклу в сказочном костюме волшебной сказки: «Посмотрите, кто к нам пришёл! Это «Волшебная сказка» явилась!».

В.С.: «Я - самая прекрасная сказка! Меня любят больше  всех! Меня читают больше всех!»

Педагог: «Волшебная сказка, скажи, пожалуйста, почему ты считаешь, что ты лучше, прекраснее всех?

В.С.: «Потому  что только в моих сказках живут отважные  герои, которые побеждают всех злодеев!»

Педагог: «Подожди, о каких злодеях ты говоришь? Ребята, может, вы  знаете   сказочных злодеев? (дети называют Баба Яга, Кощей Бессмертный)

В.С.:  «А ещё, во всех  моих сказках есть волшебные предметы.

Педагог: «А ребята мои знают какие-нибудь волшебные предметы  из волшебных сказок?  (волшебная палочка, ковер – самолет, живая и мертвая вода, шапка-невидимка).

В.С.: «Вот вы сами увидели, что я – лучше всех!» (Кланяется, дети хлопают).

Педагог: «Подожди, пожалуйста. У нас есть еще одна гостья, это «Сказка о животных».

Педагог:  «Здравствуй, моя помощница!»

С.Ж.: «Здравствуйте! Узнали вы меня? Совершенно верно, я сказка о животных. Мои сказки – самые интересные! Ведь в моих сказках животные ведут себя, как люди: общаются, веселятся,  переживают…».

В.С.:  «А у тебя есть волшебные помощники?»

С.Ж.: «Нет, они мне просто не нужны. Мои герои, как все люди, побеждают зло без волшебства, своими силами.  Ведь в моих сказках говорится только о животных, а на самом  деле люди рассказывают о себе, о своей жизни!».

Педагог: «К нам пожаловала еще одна гостья!»

«Бытовая Сказка»:  «Здравствуйте! Я - королева бытовых сказок! Бытовые сказки – вот самые правдивые сказки!  Герои моих  сказок -  крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости».

Педагог: «Давайте мы с вами еще раз повторим, какие бывают сказки?» (педагог следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом).

Дети: «Волшебные, сказки о животных и бытовые.

Педагог: «А почему они так называются?»

Дети: «В волшебных сказках всегда есть волшебство, присутствуют волшебные помощники. В сказках о животных главными героями являются животные, они ведут себя, как люди. А в бытовых сказках рассказывается о жизни народа».

                Физминутка «Три медведя»

Педагог: «А сейчас я предлагаю вам поиграть: представим, что мы очутились в русской народной сказке «Три медведя».

Три медведя в сказке жили,

(Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)

В перевалочку ходили.

(Идут переваливаясь из стороны в сторону)

 К ним девчушка прибежала,

(Бег на месте)

 В дом зашла и увидала:

(Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)

 Стол большущий у окна,

(Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке)

 Стула три – вот это да.

(Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально)

 Чашки три, и ложки три,

(Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга)

 Три кровати: посмотри.

(Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге)

 Ела Маша и пила,

(Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту)

 На кроватку прилегла

(Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге)

 И уснула сладким сном.

(Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках)

 Что случилось потом?

(Руки слегка разводят в сторону)

 Тут медведи воротились,

(Идут, переваливаясь из стороны в сторону)

 Увидев Машу, рассердились.

(Руки на пояс, делают сердитое лицо)

 Маша очень испугалась

(Изображают испуганное лицо)

 И домой она умчалась.

(Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)

                                                                                                        (Саламатина А. А.)

Педагог: «Молодцы, ребята. Подскажите мне, к какому виду сказок относится русская народная сказка «Три медведя»? (Ответы детей). Отлично, вы правильно все поняли. А чтобы еще лучше все  запомнить, предлагаю поиграть! Наши гостьи пришли к нам не с пустыми руками, а принесли вот такую папку с картинками. Но пока спорили, кто из них  самая – самая…. все картинки перепутали.  Может, поможем им, где чья картинка? (Дети рассматривают картинки из сказок, определяют, к какой сказке принадлежит, отдают одной из сказок. Педагог при необходимости, помогает, подсказывает).

Бытовые сказки: «Солдат и чёрт», «Каша из топора», «Иванушка-дурачок».

Волшебные сказки: «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Гуси-лебеди».

Сказки про животных: «Три медведя», «Три поросёнка», «Соломенный бычок», «Теремок».

Педагог: «Вот какие молодцы вы, ребята! Только я так и не поняла, какая сказка – лучше всех?» (Ответы детей.)

Педагог, подводя итог беседе: «Конечно, друзья мои, все сказки хороши! Из бытовых сказок мы узнаем, как раньше жили люди, какие вопросы их волновали, как они боролись со злом… Сказки о животных нам рассказывают о том, какие бывают  взаимоотношения между людьми, как поступить в трудную минуту, как победить зло. А волшебные сказки  нас учат не отчаиваться, бороться до конца, до победы. А бороться учат они нас со злом. Вот видите, ребята, все сказки интересны по-своему. Но все-таки у них есть одно общее – они борются со злом и побеждают его! Так что, милые мои помощницы, никогда больше не спорьте, идите по жизни вот так, дружно, взявшись за руки! Мы вас всех очень любим и каждый день слушаем с удовольствием!».

  1. Заключительная часть

Педагог: «Дорогие наши сказки! Мы  с детьми подготовили для вас сюрприз! Вы сейчас увидите, как мы любим сказки и хорошо их знаем. Ребята, перед вами лежат атрибуты из сказок. Вы должны догадаться, из какой сказки эти предметы и вспомнить их названия».

Игра «Из какой сказки предмет?»

Картинки с изображением: трёх стульев (маленького, среднего, большого) из сказки «Три медведя», стрела, яйцо, солома, кирпичи, мастерок, топор, котёл, пряжа, смола, метла.

Каждый ребёнок выходит к доске.

Педагог просит назвать, что изображено на картинке: - «Что изображено на картинке?»

Ребёнок: «На картинке изображены три стула».

Педагог: «Расскажи, в какой сказке эти предметы встречаются?».

Ребёнок: «Три стула – это предметы из сказки «Три медведя».

И так далее педагог учит каждого ребёнка строить развёрнутые, полные предложения.

  1. Итог занятия

Педагог: «Мы сегодня познакомились с вами с русскими народными сказками; с тем, какие бывают сказки.

- Давайте еще раз вспомним виды сказок.

Педагог: «Вот и подошли к концу наши посиделки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников

Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников.

Делюсь с коллегами своей идеальной дипломной работой.Думаю, там можно найти много полезного. Желаю успехов!!!!...

Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...

Конспект занятия по развитию связной монологической речи детей подготовительной группы с ОНР Тема: сказка "Снегурочка"

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Задачи: Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста сказкиФормирование ...

Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование

Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического    рассказа с опорой на ...