Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на тему "Путаница"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Починская Евгения Александровна

Занятие №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putanitsa_2.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему «Путаница»

Этап: «Подготовительный» (I этап)

Занятие №2

Цель: сформировать элементарные знания о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец).

Задачи:

  1. Учить детей отличать сказку от рассказа.
  2. Познакомить детей со структурой повествовательного текста.
  3. Вспомнить разные зачины в сюжетных рассказах и сказках.
  4. Обогащать словарный запас детей: объяснить детям значения слов «загадка», «путаница».
  5. Учить детей рассуждать и аргументировать свои высказывания.
  6. Упражнять в составлении рассказа-описания об овоще (репе) по вопросному плану.

Оборудование: сюжетные картинки к сказке «Репка» (наглядно-методическое пособие); предметная картинка с изображением репы.

Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми,  полными.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Педагог: «Сегодня мы продолжим путешествие в Страну Сказок. Кто живёт в стране сказок? (индивидуальные ответы детей). Вам нравится отгадывать загадки? Что значит слово «загадка»? (индивидуальные ответы детей).

Педагог обобщает сказано детьми: «Загадка» - это мудрёный (то есть умный) вопрос. Это вопрос, в котором скрывается определённое слово – его и нужно отгадать».

Отгадайте загадку и вы узнаете, о какой сказке мы будем говорить!».

 Круглый бок, жёлтый бок,

 Сидит в грядке колобок.

 Врос в землю крепко.

           Что же это?      (репка)

Педагог показывает картинку с изображением репы: «Кто мне расскажет о репе? Это фрукт или овощ? Какая она? (индивидуальные ответы детей).

Логопед показывает репу, и дети составляют словосочетания с опорой на зрительный образ.

Словарь: Репа желтая. Репа круглая. Репа твердая. Репа сладкая.

Ребёнок должен составить примерные предложения: «Это репа. Репа – это овощ. Она желтая, круглая и твёрдая».

  1. Основная часть

Педагог: «Молодцы, ребята, это репа.  Вы все знаете эту сказку. Как называется сказка, в которой речь идёт о репе, репке? Кто написал эту сказку? Почему она называется сказкой? («Потому что в ней есть необычные вещи – репка не может вырасти такой большой, мышка, собака и кошка не умеют разговаривать и помогать людям»).

Педагог: «Ответьте мне на вопрос: «Что всегда есть у любой сказки?» (педагог побуждает детей рассуждать). Если дети не могут найти ответ, педагог отвечает на поставленный вопрос сам: «У каждой сказки есть своё название!».

- Давайте вспомним эту сказку. Педагог выставляет сюжетные картинки, которые изображают только середину сказки:

№4 – репку тянут дед и баба, к ним бежит на помощь внучка.

№5 – репку тянут дед, бабка и внучка, к ним на помощь бежит Жучка.

Педагог: «Что вы заметили? (дети должны определить, что не хватает картинок с изображением начала и конца сказки). Верно, вы подметили, произошла какая-то путаница: я поместила на доску только те картинки, которые рассказывают о середине сказки. Чего не хватает? («Не хватает начала и конца сказки»).

- В сказках всегда есть три части – это начало сказки, середина и конец. Напомните мне, как начинаются все сказки? («Однажды», «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве» и так далее). Как вы думаете, как начиналась сказка «Репка»? (ответы детей).

Педагог: «С чего начинается сказка «Репка»?» («Посадил дед репку…»). Педагог выставляет сюжетную картинку №1. Это начало сказки».

- Что было дальше? («Выросла репка большая-пребольшая…»). Педагог выставляет картинку №2.

- В середине сказки рассказывается о том, как эту репку тянули. Перечислите героев сказки (ответы детей). Как они появились? (педагог выставляет на доску картинку №3). Позвал дед на помощь бабку. Позвала бабка внучку (картинка №4). Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку (картинка №5).

Педагог: «Как вы понимаете слово «кликнула»? («Кликнула, значит позвала»). Просит нескольких детей повторить сказанное: «Лена, как ты понимаешь слово «кликнула»?

- Что произошло потом? («Кликнула Жучка кошку Машку») – картинка №6. Кого ещё позвали на помощь? (Мышку).

Педагог: «Что было в конце сказки?» («Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку»). Педагог выставляет последнюю картинку  №7.

- Вот мы и нашли и начало сказки, и середину и конец. Молодцы ребятки, все верно вспомнили!

Инсценировка сказки «Репка» (в виде физминутки)

Педагог собирает детей в круг: «О чем эта сказка? Определите, какая главная мысль сказки «Репка»? («Очень важно помогать друг другу в трудном деле»)».

Педагог: «Сейчас я прочитаю вам несколько пословиц и поговорок, а вы подумаете и объясните,  как вы понимаете эти пословицы!?» (педагог выслушивает ответы каждого ребёнка и уточняет смысл каждой пословицы).

  • В трудном деле даже малая помощь много значит.
  • Один в поле не воин.
  • Берись дружно, не будет грузно.

- Я предлагаю вам поиграть в сказку «Репка». Я буду рассказчиком, а вы героями этой сказки».

«Посадил дед репку (дети имитируют движениями посадку репки).

Выросла репка большая-пребольшая (показывают руками размер репки).

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может (дети тянут репку).

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

 Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

 Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

 Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

 Кликнула Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку».

Педагог: «Скажите ребята, если бы деду никто не помогал тащить репку, чтобы тогда было?» (педагог побуждает детей рассуждать).

  1. Итог занятия

Педагог оценивает работу детей.

Вопросы:

- Как называлась сказка, о которой мы говорили на занятии?

- К какому виду сказок она относится? («Сказка «Репка» относится к бытовым сказкам»).

- Что есть у любой сказки? («У всех сказок есть своё название»)

- Сколько частей в тексте сказки? («В сказке есть три части: начало, середина и конец»)

- Как определить в сказке начало? («Сказки всегда начинаются со слов: «Жили-били», «В некотором царстве, в некотором государстве», «Давным-давно в далеком королевстве» и прочее)

- Как мы можем определить середину сказки? («В середине сказки всегда рассказывается о каких-то событиях, которые происходят с героями»).

- Назовите какие события происходили в середине сказки «Репка»? (индивидуальные ответы детей).

- Как определить конец сказки? («В конце сказки мы узнаём, чем закончились события, которые происходили с героями и чем они закончились»).

- Чем закончилась сказка «Репка»? («В сказке «Репка» все закончилось тем, что репку вытянули»). Какой конец у этой сказки, хороший или не удачный? (индивидуальные ответы детей).

- Какие пословицы подходят к этой сказке? Назовите их? (индивидуальные ответы детей).

- Чему учит нас эта сказка? («Эта сказка нас учит добру, тому, чтобы быть дружными и всегда друг другу помогать»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников

Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников.

Делюсь с коллегами своей идеальной дипломной работой.Думаю, там можно найти много полезного. Желаю успехов!!!!...

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников

Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать развитие сюжета. Сейчас необходимо научить детей выстраивать ...

Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...

Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование

Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического    рассказа с опорой на ...