Презентация по логопедии на тему «Использование элементов наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с ОНР».
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Пыцкая Ольга Владимировна

Разработка системы работы с детьми, в старшем дошкольном возрасте. Использовалась методика Глухова. Проведён анализ результатов, сравнение, показан итог.

Методика обследования связной речи Глухова В. П. Глухов В. П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.

Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_rechi.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Условия социализации ФБГОУ ВПО Нижегородский Государственный Педагогический Университет Выполнила: Пыцкая Ольга Владимировна Научный руководитель : Медведева Елена Юрьевна Использование элементов наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Слайд 2

Условия социализации Актуальность темы: Цель исследования : на основе проведённого теоретико-экспериментального исследования, разработать серию логопедических занятий с использованием элементов наглядного моделирования в развитии монолога у дошкольников с ОНР. Объект исследования: связная монологическая речь детей седьмого года жизни с ОНР III уровня. Предмет исследования: приемы использования наглядного моделирования в процессе логопедической работы. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и уметь рассказывать.Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Слайд 3

Условия социализации Учитывая несформированность связной речи у дошкольников с ОНР, можно предположить, что успешное преодоление нарушений связного высказывания у данной категории детей возможно при использовании метода наглядного моделирования. Задачи: осуществить анализ литературных данных по проблеме исследования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР; изучить состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня; экспериментально подтвердить эффективность проведённой серии логопедических занятий с применением элементов наглядного моделирования по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Гипотеза исследования:

Слайд 4

Условия социализации Исследования Е. М. Мастюковой , Р. Е. Левиной, Т.Б. Филичевой и др. показали, что специфика нарушений речевого развития у старших дошкольников с ОНР заключается в нарушенном формировании звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи, что создаёт препятствия для формирования готовности к школьному обучению. ОНР сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер; приводит к стойким нарушениям общения; наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность. Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Слайд 5

Условия социализации Становление связной речи у детей с ОНР осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь. Анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод о том, что большинство авторов выделяет недостатки связной речи как закономерное, постоянное, стойкое нарушение в структуре дефекта при ОНР. Определяя основные разделы системы логопедической работы по формированию связной речи , различные авторы исходят из представления о речи как о совокупности отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно и проводится в двух направлениях: развитие смыслового программирования текста; овладение языковыми средствами оформления связного текста. Использование наглядного моделирования учит детей составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения , делать умозаключения.

Слайд 6

Условия социализации Экспериментальное изучение связной речи старших дошкольников МАДОУ д/с комбинированного вида №1 «Ласточка» Цель констатирующего эксперимента : провести диагностику уровня развития монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и у детей с нормальным речевым развитием в аналогичной возрастной группе и сравнить результаты. 1. Экспериментальную группу составили дети с ОНР III уровня, воспитанники логопедической старшей группы МАДОУ д/с «Ласточка» города Бор – 12 человек. 2. В контрольную группу вошли дети с нормативным развитием, воспитанники старшей группы МАДОУ д/с «Ласточка» в количестве 12 человек.

Слайд 7

Условия социализации Рис . 1. Уровни выполнения заданий на составление высказываний дошкольниками ЭГ и КГ Рис.2. Уровни развития связной монологической речи дошкольников ЭГ и КГ

Слайд 8

Условия социализации Цель формирующего эксперимента : разработать логопедическую программу коррекции недостатков связанной речи у детей с ОНР III уровня, апробировать её в работе со старшими дошкольниками ( детьми шестого года жизни) и оценить динамику показателей связанной речи старших дошкольников средствами контрольного эксперимента. Коррекционную работу мы представляем в виде следующего алгоритма: Рис.3 . Алгоритм коррекционной работы

Слайд 9

Условия социализации Контрольный эксперимент Уровни сформированности связной речи у детей с ОНР после проведённой коррекционно-педагогической работы (до/после) В результате коррекционно-развивающей работы значительно повысился уровень связной монологической речи дошкольников с ОНР. Если в констатирующем эксперименте ни у одного ребёнка не было высокого уровня овладения связной речью, то после проведённой работы таких детей 34%. В основном дети имеют средний уровень развития связной речи. Проведённая работа обеспечила развитие лексики; понимание слов и несложных грамматических конструкций; умение строить простые и распространённые предложения; умения и навыки рассказывания: развитие смыслового программирования текста; овладение средствами оформления связного текста.

Слайд 10

Условия социализации Спасибо за внимание Гипотеза исследования подтвердилась : Успешное преодоление нарушений связного высказывания у данной категории детей возможно при использовании метода наглядного моделирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.   Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...

Наглядное моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.

Использование моделей оказы­вает положительное влияние на развитие связной речи детей; позволяет актуализировать и обогатить их словарь, учит структурировать слово­сочетания, распространять простые пр...

Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

В статье говорится  о важном значении связной речи для развития общения ребёнка, развитии его коммуникативных навыков, об использовании налядного моделирования, как одной из технологий по развити...

«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»

quot;Наглядное моделирование - средство развития связной монологической речи ребёнка дошкольного возраста"...

«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»

laquo;Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»...