Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в сложноорганизованном пространстве физкультурного комплекса С.Реутского
методическая разработка по физкультуре

Ажгибкова Наталья Александровна

 

Каким мы хотим видеть растущего человека – пассивным, ограниченным, боящимся совершить ошибку или обладающим безграничным творческим потенциалом, способным создавать целые миры? Одной из важнейших задач современного образования является создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. Современные педагогические исследования показывают, что основной проблемой образования является потеря инициативы среди детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ажгибкова Наталья Александровна,

инструктор по физкультуре,

детский сад «Ромашка»,

структурное подразделение

МОУ «Павловская СОШ»

Организация двигательной активности детей дошкольного возраста

в сложноорганизованном пространстве физкультурного комплекса С.Реутского

Каким мы хотим видеть растущего человека – пассивным, ограниченным, боящимся совершить ошибку или обладающим безграничным творческим потенциалом, способным создавать целые миры? Одной из важнейших задач современного образования является создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. Современные педагогические исследования показывают, что основной проблемой образования является потеря инициативы среди детей.

Инициативный ребенок – это ребенок, умеющий организовать групповую игру, самостоятельно включиться в разговор, как с детьми, так и с взрослыми, самостоятельно найти интересное для себя занятие, а также предложить интересное дело другим детям.

Одним из важных условий поддержания и развития детской инициативы являются правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Для детей необходимо создавать свободное двигательное пространство, которое позволит им организовать самостоятельную деятельность.

На наш взгляд, перспективным направлением в обогащении развивающей среды в образовательных организациях являются инновационные мобильные физкультурные комплексы Сергея Владимировича Реутского. Мы поставили перед собой цель – приобрести один из них.

В июле 2022 году совместно с НКО «Сфера возможностей» мы написали проект и получили поддержку Администрации Каргопольского муниципального округа  на  сумму 100 тысяч рублей. Также летом мы в рамках инициативного бюджетирования получили поддержку от области на 1 млн.рублей на приобретение игрового уличного оборудования. При закупке данного оборудования у нас образовалась экономия в 156 тысяч рублей. Объединив эти две суммы, мы приобрели на 256 тыс.рублей малый мобильный комплекс Сергея Реутского.

Эти комплекс представляет собой сложноорганизованное и многоуровневое развивающее пространство из досок, лестниц, натянутых лиан, рукоходов, этажерок, лабиринтов, горок, и т.д., в которое ребёнку хочется войти и самостоятельно двигаться – играть, путешествовать, преодолевать препятствия.

Пространство функциональных комплексов можно перестраивать, оно даёт простор для детского конструирования, фантазии и игры, инициативы и самостоятельности, легко превращаясь то в космический корабль, то в крепость, то в горы и рассчитано на детей от 3-х до 12 лет.

Физкультурный комплекс - средство «телесного» самообразования. Это полигон перед ребёнком двигательных задачек не только ради развития двигательных качеств, но и для развития интеллектуальных и эмоционально-логических способностей. Ведь образовательная цель упражнений на нем - не только физическое развитие, но и удовлетворение познавательных потребностей.

В связи с этим, основной идеей нашего проекта «Школа диалога с препятствием в Каргопольском районе» было вовлечение педагогов, детей и родителей Каргопольского округа в практические занятия с использованием инновационного мобильного оборудования.  

Целью проекта являлось развитие инициативности у детей дошкольного возраста Каргопольского муниципального округа Архангельской области посредством использования малого физкультурного комплекса С.В. Реутского.

Календарный план включал в себя следующие мероприятия:

- закупка оборудования (октябрь 2022г.);

- теоретический онлайн-вебинар «Как в движении рождается личность», который для нас подготовили методисты ООО «Бабашки» (ноябрь 2022г.);

- занятия «3D-физкультура» для детей детского сада «Ромашка» (декабрь 2022г.);

- гостевые недели «Физкультура про другое, зато для всех и обо всем» по детским садам Каргопольского района (январь – март 2022г.);

- рефлексивный круг «Чему мы научились?» (март 2023г.)

 Результат проекта: педагоги района получат знания и приобретут опыт работы с физкультурным комплексом, а в дальнейшем будут использовать в своей практической деятельности. Дети будут способны проявлять инициативу и самостоятельность в повседневной жизни. Родители проведут время в совместной деятельности с ребенком, освоят совместные действия и улучшат детско-родительские отношения.

Представим более подробно: слайды, начиная с вебинара.

Когда физкультурный комплекс достаточно сложно и интересно устроен, он привлекает ребенка к себе, бросает вызов его силе и ловкости, заставляет сосредоточиться. Комплекс можно творчески переустроить, давая простор для фантазии и игры. При этом возникают возможности для постановки перед ребенком двигательных задач не только ради развития двигательных качеств, но и интеллектуальных, эмоциональных, нравственных способностей.
На физкультурном комплексе  можно пронаблюдать, как ребенок справляется, ведет себя в необычных обстоятельствах.

Таким образом, организация занятий физической культурой направлена на развитие самостоятельности детей, способности понимать свои возможности, умение взаимодействовать с другими людьми. Основой методики является интерес ребёнка к постепенно усложняющимся, при необходимости упрощающимся к двигательным задачам и играм. Занимаясь на комплексе, развивается ловкость детей, они начинают действовать безопасно, правильно оценивать пространство. Дошкольники становятся самостоятельными, перестают нуждаться в напоминаниях со стороны взрослого, учатся конструктивно работать в группе сверстников учитывая темп и возможности другого, учатся организовывать работу группы и реализовывать инициативу другого, вступать с другим детьми в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"

В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....

Консультация для воспитателей «Методы и приемы организации двигательной активности детей дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает  основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече...

Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста

Обеспечить соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям гармоничное физическое развитие ребенка. Совершенствовать средствами художественной гимнастики и акробатики двигательные умения и навы...

Итоговый отчёт по самообразованию на тему: «Применение народных игр при организации двигательной активности детей дошкольного возраста».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 258»       Итоговый отчёт по самообразованию на тему: «Применение народных игр при организации...

Организация двигательной активности детей дошкольного возраста на прогулке в летний период (консультация для воспитателей).

В материале представлены варианты организации двигательной деятельности дошкольников на прогулке летом: подвижные игры, упражнения, игры с элементами спорта. Это поможет грамотно и интересно организов...

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Физкультурные досуги развивают физическую активность, образное мышле...