Детский Фитнес – как один из способов здоровьесбережения
статья по физкультуре

Фирсова Марина Леонидовна

Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря.

Фитнес является инновационным направлением в укреплении здоровья.

Занятия фитнесом компенсируют недостаток двигательной активности, укрепляют опорно-двигательный аппарат, мышечный корсет, укрепляют иммунитет, помогают в профилактике заболеваний сердечно- сосудистой, дыхательной систем, плоскостопия; способствуют: развитию моторных навыков, координации движений и чувства баланса тела; приобретению правильной осанки; улучшению гибкости.

Ведь современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, и как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_fitnes_v_dou_chistovik.docx27.78 КБ
Файл firsova_m.l.pptx833.04 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Детский Фитнес – как один из способов здоровьесбережения»

Слайд 2

В настоящее время в ДОО вводятся дополнительные развивающие занятия: аэробика, ритмика, спортивные танцы, появляется все больше детских садов с

бассейнами. Однако основную нагрузку в плане физического развития выполняют

физкультурные занятия, цели которых:

—удовлетворять естественную потребность детей в движении;

—обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка

через специально организованную, оптимальную для всех дошкольников и для каждого ребенка физическую нагрузку;

—давать возможность каждому ребенку демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них.

Как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, интересными, познавательными, увлекательными?

Существуют различные способы реализации здоровьесбережения. Перечислим их.

  1. Распределение детей по степени физической подготовленности в группы с различными уровнями двигательной активности (ДА).

Условно можно выделить детей с большой, средней и малой подвижностью.

Дети большой подвижности всегда заметны, они отличаются неуравновешенностью, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Для них характерны высокий уровень развития основных видов движений, большой двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время у этих детей плохо развиты ловкость и координация движений.

Дети средней подвижности отличаются разнообразием двигательного поведения. Они всегда активны, подвижны, проявляют творчество в движениях, собраны, целеустремлены.

Дети малой подвижности пассивны, быстро устают. У них отмечается отставание показателей развития основных видов движений (ОВД) и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они не уверены в себе,

  1. Акцентирование внимания на качестве выполнения физических упражнений и осознание их значимости для здоровья. Такая форма работы направлена на оттачивание техники упражнений, свободное и непринужденное их выполнение.
  2. Оптимизация двигательной деятельности детей как одно из условий, обеспечивающих развитие двигательной сферы.

Оптимизация двигательной деятельности может быть достигнута:

  • за счет проведения дополнительных занятий по физической культуре: оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, упражнения на формирование правильной осанки, свода стопы, укрепление мышц брюшного пресса, развитие мелкой моторики, дыхательная гимнастика, физкультминутки и паузы между занятиями, походы;
  • рационального сочетания разных видов занятий и форм двигательной деятельности (различные направления оздоровительных видов гимнастики: ритмическая, аэробика, степ-аэробика, силовая, дыхательная). Занятия с элементами фитнеса наиболее оптимальный вид занятия, включающий различные виды двигательной деятельности.

Слайд 3 

Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря. 

Фитнес является инновационным направлением в укреплении здоровья.

Занятия фитнесом компенсируют недостаток двигательной активности, укрепляют опорно-двигательный аппарат, мышечный корсет, укрепляют иммунитет, помогают в профилактике заболеваний сердечно- сосудистой, дыхательной систем, плоскостопия; способствуют: развитию моторных навыков, координации движений и чувства баланса тела; приобретению правильной осанки; улучшению гибкости.

Ведь современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, и как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости.

Целью внедрения фитнес технологий в детском саду является укрепление здоровья детей дошкольного возраста средствами физических упражнений, создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности через приобщение к физической культуре, формирование основ здорового образа жизни.

        Слайд 4

 Задачи детского фитнеса: представлены на слайде

  • оптимизировать рост и развитие опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
  • совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, силу, координацию);
  • развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
  • развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистую и нервную системы организма;
  • создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
  • воспитывать умение выражать эмоции, раскрепащенность и творчество в движении;
  • повышать интерес к физкультурным занятиям.

Слайд 5

В детском фитнесе есть несколько направлений

  • «Зверобика»
  • «Лого- аэробика»
  • Step by step (степ ба степ) шаг за шагом
  • Baby top (беби тор) детский топ
  • Упражнения с фитболом
  •  Танцевальный фитнес с использованием гимнастических предметов: мячи, обручи, ленты, и т.д.
  • Борд – аэробика

Слайд 6 (фото)

Рассмотрим вкратце каждую технологию отдельно.

«Зверобика» это аэробика подражательного характера, где дети учатся подражать гармоничным движениям животных, что развивает их пластику. Такие занятия проходят в атмосфере веселья и интереса детей к поставленной задаче, развивает воображение и фантазию дошкольников. Неотъемлемой частью звероаэробики, является музыкальное сопровождение. Главной целью используемых является развитие познавательной активности детей, воспитание в них любви к загадочному и удивительному миру природы. Воображая себя зайчатами, котятами, лягушатами и т.д., у детей развивается творческая инициатива, фантазия и любознательность.

«Лого - аэробика» - физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший; развивает координацию движений и речь ребенка. Основой лого - аэробики являются речь, музыка и движение.

Step by step (степ ба степ) шаг за шагом - Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Это танцевальные занятия при помощи специальной платформы.

Baby top (беби тор) детский топ - одно из направлений детского фитнеса, которое обучает правильной ходьбе. Эти занятия идеально подходят для детей, которые страдают плоскостопием. На таких занятиях упражнения осуществляются зачастую под музыкальное сопровождение, в результате чего укрепляется стопа.

Упражнения с фитболом - развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы.

Танцевальный фитнес с использованием гимнастических предметов: мячи, обручи, ленты, и т.д. - упражнения с предметами способствуют укреплению и развитию кисти и стопы. Предметы конкретизируют задания (например, положить палку на пол) и тем самым развивают способность контролировать свои движения и сознательно управлять ими. Предметы не только разнообразят упражнения, но и помогут влиять на такие мышцы, которые трудно развивать без предметов.

Борд – аэробика – это аэробная тренировка, в которой движения выполняются с использованием Сибирского борда.

Сибирский борд – это тренажёр в виде изогнутой доски, который применяется для стимуляции мозжечка, отвечающего за координацию движений, равновесие и мышечный тонус.

Упражнения комплексы борд – аэробики направлены на развитие:

- пространственных ориентировок (вправо, влево, вперед, назад, скрестно, попеременно и т.п.).

- временные (различают по темпу, ритму, продолжительности удерживания позы и др.).

- силовые (прыжки с борда, на борд, вокруг борда).

Слайд 7

Области применения фитнес технологий:

— как часть занятия (ОРУ продолжительность от 10 до 15 мин.);

— в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

— в показательных выступлениях детей на праздниках;

— как физкультурные досуги;

— в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.;

— в показательных выступлениях детей на праздниках, соревнованиях.

Традиционные занятия по физической культуре проводятся в первые две недели месяца, а фитнес-занятия — на третьей и четвертой неделях.

Слайд 8

Как и любое занятие по физической культуре, фитнес-тренировка состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Продолжительность занятия — от 20 до 35—40 минут в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.

Первая (вводная) часть фитнес-занятия направлена на организацию занимающихся, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя. Это достигается с помощью специальных упражнений: различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее разученных и хорошо освоенных комплексов по аэробике, степ-аэробике или музыкально-ритмических композиций.

Вторая (основная) часть включает силовую тренировку — важную составляющую любого фитнес-режима. Она способствует наращиванию мышечной массы, что помогает поддерживать нормальную массу тела. Силовая тренировка включает упражнения с предметами (гантели, жгуты, эспандеры), упражнения на степ-платформе, с атлетическими мячами, отжимания от пола, качание пресса, подтягивания и т.д. Элементы акробатики, спортивной гимнастики (упражнения на гимнастической лестнице, подлезание или кувырки с использованием различного оборудования) также способствуют развитию силы.

В основную часть фитнес-тренировки можно включить элементы художественной гимнастики (упражнения с мячами, обручами, лентами и скакалками).

На первой неделе в занятия включают только один или два вида элементов, детей знакомят с новыми движениями, закрепляют уже известные. Это занятие с элементами фитнеса.

На второй неделе проводится собственно фитнес-тренировка. На втором занятии внимание детей акцентируют на совершенствовании и точности выполнения упражнений под музыку.

Музыкальное сопровождение более целесообразно использовать на второй неделе, так как на первых обучающих занятиях приходится давать много словесных указаний и объяснений. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения ребенок может соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом, и тогда музыкальное сопровождение становится необходимым.

Подвижные игры — одна из составляющих основной части занятия. Их подбирают с учетом двигательных действий и интереса для детей. Подвижная игра — игра умеренной психофизической нагрузки на развитие мышления, памяти, внимания и коммуникативных способностей.

Цель третьей (заключительной) части занятия — восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.

Лучше всего в этой части занятия использовать дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, игрового стретчинга. Они помогают снять напряжение в мышцах.

Слайд 9

Но мне бы хотелось выделить и специфические принципы фитнеса. Они отражают закономерности проведения, методики и построения занятий. Это принципы оздоровительной тренировки:

  • принцип «нагрузки ради здоровья» или принцип управляемости нагрузкой, т.е. сбалансированность физической нагрузки;
  • принцип игровой и эмоциональной направленности. Занятия вызывают интерес, побуждают к активной деятельности, содержат игровые и соревновательные моменты, что повышает эмоциональный фон;
  • принцип инициативности и творчества (креативности) применение нестандартных упражнений, творческих игр, для развития творческой инициативы, артистизма и воображения;
  • принцип самореализации через двигательную деятельность — это самоутверждение ребенка через танец, соревнования, выступления, содействует раскрепощённости, развивает уверенность в своих силах.

Мы знаем, как трудно заставить ребенка целенаправлено заниматься физическими упражнениями. Ему должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.

Фитнес – занятия должны понравиться детям, ведь веселые стихи и музыка, сопровождающие их, способствуют эмоциональному подъему. Дети будут с удовольствием выполнять предложенные упражнения, даже сложные и трудные. В этом случае успех педагога и ребенка будет обеспечен.

Результатом внедрения в практику фитнес-технологий у детей: сформируется стойкий интерес к занятиям физической культурой, улучшатся физические способности: координация движений, сила, выносливость, гибкость, ловкость.

Такие занятия способствует формированию у ребенка ценности здорового образа жизни. Можно перечислять все положительные моменты, но самое главное, что дети с раннего возраста воспринимают физические упражнения, как неотъемлемую часть своей жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

02.02.2024 г. «Детский фитнес – как один из способов здоровьесбережения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края Фирсова Марина Леонидовна, инструктор по физической культуре

Слайд 2

В соответствии с ФГОС дошкольного образования «Физическое развитие » включает : приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Слайд 3

«Фитнес» — происходит от английского глагола « to be fit » (быть в форме, соответствие) — деятельность, направленная на повышение уровня здоровья, предполагает множество видов физической активности. В отличие от спорта, фитнес ориентирован не на результат, а на поддержание тела в хорошей форме и на заботу о здоровье. Целью внедрения фитнес технологий в детском саду является укрепление здоровья детей дошкольного возраста средствами физических упражнений, создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности через приобщение к физической культуре, формирование основ здорового образа жизни.

Слайд 4

Задачи детского фитнеса :

Слайд 5

« Зверобика » В детском фитнесе есть несколько направлений: «Лого-аэробика» Step by step (степ ба степ) шаг за шагом Baby top ( беби тор) детский топ Упражнения с фитболом Танцевальный фитнес с использованием гимнастических предметов: мячи, обручи, ленты и т.д. Борт - аэробика

Слайд 7

Области применения фитнес технологий : Традиционные занятия по физической культуре проводятся в первые две недели месяца, а фитнес-занятия — на третьей и четвертой неделях.

Слайд 8

Фитнес – тренировка состоит из трех частей: Вводная Основная Заключительная Продолжительность занятия — от 20 до 35—40 минут в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. направлена на организацию занимающихся, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя включает силовую тренировку — важную составляющую любого фитнес-режима восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности различные виды ходьбы, бега, прыжков, комплексы по аэробике и др. упражнения: с предметами, на степ – платформе; элементы акробатики, спортивной гимнастики и др. дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, игрового стретчинга.

Слайд 9

1 2 3 4 Специфические принципы фитнеса : принцип «нагрузки ради здоровья» или принцип управляемости нагрузкой , т.е. сбалансированность физической нагрузки; принцип игровой и эмоциональной направленности, з анятия вызывают интерес, побуждают к активной деятельности, содержат игровые и соревновательные моменты, что повышает эмоциональный фон; принцип инициативности и творчества (креативности) применение нестандартных упражнений, творческих игр, для развития творческой инициативы, артистизма и воображения; принцип самореализации через двигательную деятельность — это самоутверждение ребенка через танец, соревнования, выступления, содействует раскрепощённости, развивает уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский фитнес как один из способов здоровьесбережения

Иногда трудно заставить ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. Ему должно быть интересно это делать не потому, что "надо" и "полезно", а потому , что ему это нравится. На занятии...

Игровой стретчинг, как один из способов здоровьесбережения в ДОУ.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы. Именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных заболеваний. В...

Консультация для педагогов "Фитбол – гимнастика, как один из способов здоровьесбережения "

Дети, занимающиеся фитбол - гимнастикой, меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение,  появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эфф...

Детский фитнес как один из способов здоровьесбережения

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная важная привычка. Здоровые дети – самая главная наша ценность, это наше будущее. Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна ...

Детский фитнес как один из способов здоровьесбережения

Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и  проверен опытом веков; он может быть, выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души&h...