Оценка физической подготовленности детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Корс Диана Игоревна

Оценка физической подготовленности детей дошкольного возраста в старшей и подготовительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка физической подготовленности детей дошкольного возраста

Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, который сочетает
в себе наблюдение за ребёнком в процессе занятий по физической культуре и мониторинг физической подготовленности.

Анализ научно-методической литературы и обобщение опыта работы с детьми показывает, что в практике физического воспитания используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам которых оцениваются физические качества и двигательные навыки детей. Для определения уровня физической подготовленности используются разные данные.

В период времени с 2019 по 2023 годы, проводилась работа по сбору и анализу данных оценки физической подготовленности воспитанников ДОУ. На основе этих данных
и наблюдений за детьми, была разработана максимально комфортная методика оценки физической подготовленности воспитанников старшего и подготовительного к школе возраста.

Характеристики диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Диагностика физических качеств, проводится два раз в год (сентябрь и май) при участии инструктора по физической культуре, медицинской сестры, воспитателя ДОУ, учитываются индивидуальные особенности ребенка (его психофизическое здоровье, эмоциональное состояние), состояния здоровья (медицинские отводы и ограничения).

Контрольные тесты для детей старшей и подготовительной группы

5 – 7 лет

  • Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы.
  • Метание предмета весом 200 гр.
  • Челночный бег 3×10
  • Бег 120 (150) метров
  • Прыжок в длину с места
  • Подъём туловища в сед из положения лёжа на спине
  • Наклон туловища вперёд из положения стоя

Бросок набивного мяча.

Предварительная работа. В зале делают разметку от линии, обозначенной вдоль мата через 50 см на расстоянии 5 м. Говорят 3 набивных (медицинских) мяча весом 500 грамм для детей старшей группы и 1000 грамм для детей подготовительной группы.

Методика обследования. Вводную часть для детей включают ходьбу на высоких четвереньках или отжимания от пола (для мальчиков – на прямых ногах, для девочек - на согнутых в коленях), в зависимости от возраста и начальной физической подготовки детей.

Ребенок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из и.п.: ноги врозь, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает 3 броска. Лучший результата фиксируется в протоколе.

Количественный показатель: дальность броска (в м.).

Уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Возраст

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Старшая

До 1.6

1,7 – 1,9

2 – 2,2

2,3 – 2,5

2,6 и более

Подготовительная

До 2

2,1 – 2,3

2,4 – 2,6

2,7 – 2,9

3 и более

Метание мешочка с песком (200 грамм).

Предварительная работа. Размечают дорожку каждые 50 см. на дистанции 10 м. Готовят 6 мешочков с песком весом 200 гр.

Методика обследования. После разминки инструктор предлагает ребенку (из и.п.: стоя, одна нога впереди, другая на расстоянии шага, рука с мешочком за головой) произвести по 3 броска каждой рукой. Осуществляется замер после каждого броска и лучший результат заносят в протокол. В нем фиксируются количественные и качественные показатели.

Количественные показатели:

Уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Возраст

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Старшая

До 3,9

4 – 4,6

4,7 – 5,4

5,5 – 5,9

6 и более

Подготовительная

До 5

5,1 – 5,7

5,8 – 6,8

6,9 – 7,9

8 и более

Качественные показатели.

1. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди, правая - на носок; б) правая рука с предметом на уровне груди.

2. Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенеся на нее вес тела; б) разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз - в сторону; в) перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть - вверх.

3. Бросок: а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить; б) хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль - вверх; в) сохранять заданное направление полета предмета.

Высокий уровень - соответствие всем показателям.

Средний уровень - соответствие трем показателям.

Низкий уровень - соответствие двум показателям.

Прыжок в длину с места.

Предварительная работа. В зале кладут мат и наносят разметку - через каждые 10см на дистанции 2 м.

Методика обследования. С целью предупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Детям предлагают попрыгать как зайчики (прыжки с продвижением в перед) или выполняются имитационное упражнение «Лыжник». Надели одну лыжу, другую(стопы поставили параллельно на расстоянии 15 см), взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях), поехали (ноги полусогнуты, движение согнутых рук вперед, назад), приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено), прыгают (полет, приземление: ноги на ширине плеч руки вперед).

После разминки инструктор предлагает детям встать около черты и сделать прыжок. Приветствуется использование ассоциаций: перепрыгнуть через ручей, яму с лавой и прочее. Инструктор, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показатели), а также качественные показатели. Каждый ребенок делает 3 попытки.

Количественный показатель: длинна прыжка (см)

Уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Возраст

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Старшая

До 79

80 - 89

90 - 99

100 - 109

110 и более

Подготовительная

До 90

91 - 99

100 - 110

111 - 119

120 и более

Качественные показатели.

1. И.п.: а) ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга; б) полуприседание с наклоном туловища; в) руки слегка отведены назад.

2. Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) выпрямление ног; в) резкий мах руками вперед-вверх.

3. Полет: а) руки вперед-вверх; б) туловище согнуто, голова вперед; в) полусогнутые ноги вперед.

4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с перекатом с пятки на всю ступню; б) колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; в) руки движутся свободно вперед - в стороны; г) сохранение равновесия при приземлении.

Высокий уровень - соответствие всем показателям.

Средний уровень - соответствие трем показателям.

Низкий уровень - соответствие двум показателям.

Подбрасывание и ловля мяча двумя руками

Предварительная работа. Готовят мячи диаметром 20 см.

Методика обследования. Инструктор предлагает детям подбрасывать мяч, не сходя с места. В протоколе фиксируется количество бросков до момента потери мяча или до достижения максимального результата.

Количественный показатель: количество бросков.

Уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Возраст

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Старшая

До 19

20 - 24

25 - 29

30 - 35

36 и более

Подготовительная

До 24

25 - 29

30 - 34

35 - 40

41 и более

Отбивание мяча одной рукой на месте.

Предварительная работа. Готовят мячи диаметром 20 см.

Методика обследования. Инструктор предлагает детям отбивать мяч, не сходя с места. В протоколе фиксируется количество ударов до момента потери мяча или до достижения максимального результата.

Количественный показатель: количество ударов.

Уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Возраст

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Старшая

До 5

6 - 10

11 - 15

16 - 20

21 и более

Подготовительная

До 14

15 - 19

20 - 25

26 - 30

31 и более

Челночный бег 3х10м

Предварительная работа. Готовят дорожку. На линии старта устанавливается конус, через 10 метров от него, на финишной линии, второй.

Методика обследования. Инструктор проводит с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног.

По команде «На старт» тестируемый становится перед стартовой линией, так, чтобы толчковая нога находилась у стартовой линии, а другая была бы отставлена на полшага назад (наступать на стартовую линию запрещено).

По команде «Внимание!», слегка сгибая обе ноги, тестируемый наклоняет корпус вперёд и переносит тяжесть тела на впереди стоящую ногу.

По команде «Марш!» тестируемый бежит до конуса на финишной линии, обегает его, возвращается к конусу у линии старта, обегает его и преодолевает последний отрезок финишируя.

Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.

Уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Возраст

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Старшая

11,3 и более

11,2 – 10,6

10,5 – 9,9

9,8 – 9,3

До 9,2

Подготовительная

10,3 и более

10,2 – 9,9

9,8 – 9,4

9,3 – 8,9

До 8,8

Бег на выносливость.

Предварительная работа. Готовят дорожку, отмеряют дистанцию для детей старшей группы - 120м, подготовительной - 150м.

Методика обследования. Инструктор проводит с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног. Затем дети встают на линию старта и по команде «Марш!» бегут к линии финиша.

Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.

Уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Возраст

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Старшая

43 и более

42 – 39,1

39 - 36,6

36,5 – 33,1

До 33

Подготовительная

46 и более

45,9 – 42,1

42 – 39,1

39 – 38,1

До 38

Определение уровня сформированности гибкости.

Предварительная работа. Готовят гимнастическую скамейку сантиметровую ленту, флажок.

Методика обследования. С целью повышения подвижности в суставах в качестве разминки используют упражнения выполняемые, из разных исходных положений с большой амплитудой: Коснуться пальцами пола при наклоне, коснуться пальцами стоп при наклоне из положения сидя коснуться пальцами пятки при повороте стоя на коленях, прокатить мяч руками как можно дальше их положения, сидя ноги в стороны, поднять прямые руки как можно выше из положения лежа на животе. Затем инструктор предлагает ребенку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались ее края, и, не сгибая колени, попытаться взять флажок. Во время выполнения задания воспитатель поддерживает ребенка за колени, а инструктор измеряет величину наклона от края скамейки до третьего пальца опушенных рук. Ребенок делает 2 попытки.

Количественный показатель: величина наклона (в см.).

Уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Возраст

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Старшая

-2

-1

0 +3

+4

+5

Подготовительная

-2

-1

0 +3

+4

+

Оценка функции равновесия.

Предварительная работа. Готовят секундомер и протокол.

Методика обследования. Инструктор предлагает игровое задание: изобразить «Цаплю» (и.п.: стоя на одной ноге, другая согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90 градусов). Предупреждает: тот, кто сойдет с места, выходит из игры.

Количественный показатель: время (в сек.), затраченное на выполнение задания.

Уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Возраст

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Старшая

До 35

36 - 40

41 - 45

46 - 50

51 и более

Подготовительная

До 40

41 - 46

47 - 52

53 - 59

60 и более

Подъем туловища в сед (за 30 секунд)

Предварительная работа. Готовят мат, секундомер и протокол.

Методика обследования. Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, колени согнуты, руки скрещены на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Инструктор считает количество подъемов. Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата.

Уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Возраст

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Старшая

До 6

7 - 8

9 - 10

11 - 12

13 и более

Подготовительная

До 8

9 - 10

11 - 12

13 - 14

15 и более


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг физической подготовленности детей дошкольного возраста

Мониторинг физической подготовленности детей дошколь­ного возраста является основой диагностики, в который входит подготовка и проведение тестовых упражнений. Для подготов­ки организма к предстоящим у...

Инновационные подходы к развитию физической подготовленности детей дошкольного возраста со зрительной недостаточнотью

Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. Поэтому забота о здоровье ребенка стала ...

Методические рекомендации по развитию физических качеств и оценке физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья.Решение данной задачи требует выбора оптимал...

Проект «Развитие физической подготовленности детей дошкольного возраста через использование нестандартного спортивно – игрового оборудования»

Нестандартное оборудование позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям. ...

Консультация для родителей «Воздействие ритмической гимнастики на уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день является одним из актуальных вопросов, совершенствование старых здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания....

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по Сафоновой О.А.

Что такое физическая подготовленность и как определить ее результаты? Именно на этот вопрос ответит презентация (из опыта работы)....

Оценка уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста

Диагностику уровня физической подготовленности к игре в баскетбол детей 5-7 лет рекомендуется осуществлять 2 раза в год (в сентябре и в мае)....