Консультация для воспитателей на тему: "Использование игровых технологий на занятиях по физической культуре"
консультация по физкультуре

Костюкова Марина Михайловна

Игра –это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Часцовская СОШ –

дошкольное отделение детский сад №66

Консультация для воспитателей на тему:

Использование игровых технологий на занятиях по физической культуре

Подготовила:

Костюкова Марина Михайловна

Инструктор по физической культуре

Первой квалификационной категории

пос. Гарь-Покровское

2019-200 уч.год

Игра –это самая свободная, естественная форма погружения человека в

реальную (или воображаемую) действительность

с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Игра снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке, помогает

ребёнку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения, психическое самочувствие.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как в

этот период игра является ведущей деятельностью.

Игровая форма непосредственной образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей, это система деятельности, основанная

на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования.

Образовательная  технология –это  система  деятельности, основанная на

определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования.

Игровая технология включает в себя достаточно обширную группу методов  и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр.

Игровая технология имеет чёткую  последовательность действий:

-отбор материала;

-разработка и подготовка игры;

-включение детей в игровую деятельность;

-осуществление самой игры;

-подведение итогов;

Игровые технологии используются:

-для развития физических качеств

-обучения двигательным действиям

-формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений

-активизации и совершенствования основных психических  процессов

-для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой  

-повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом

Игровая технология используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельных технологий для освоения движений определённого вида;

-как элементы более обширной технологии;

-в качестве занятия или его части;

-как дополнительное образование.

Характерные признаки игровых технологий:

-присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях

-непредсказуемая изменчивость как условий, так и действий самих игроков

-проявление максимальных физических усилий и психического воздействия

-применение  разнообразных  двигательных  навыков,  целесообразных в конкретных условиях игры.

На данный момент в практике физического воспитания детей дошкольного

возраста существует несколько игровых технологий:

• Фитбол

• Гимнастика

• Степ-аэробика

• Танцевально - ритмическая гимнастика

• Игроритмика

• Игрогимнастика

• Игротанец

• Игровой самомассаж

• Пальчиковая гимнастика

• Музыкально-подвижные игры

• Креативная гимнастика

• Игровой стретчинг

• Игры-путешествия

Рассмотрим поподробнее виды игровых технологий.

Фитбол-гимнастика

Фитбол - это аэробика с использованием мячей диаметром от 55 до 70 см. Эти мячи вносят игровой момент в занятие, а также создают неповторимый эмоциональный подъем. Они имеют ярко выраженный лечебный эффект. Задача состоит в развитие гибкости, подвижности суставов, укрепление  мышц без нагрузки на позвоночник, мягкая растяжка - все это прекрасно осуществляется с помощью мяча. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений. Формируют правильную осанку, заряжают энергией. Занятия в сочетании с движениями и музыкой развивают творческие способности, раскрывают природный потенциал детей, формируют положительные эмоционально – волевые качества:

саморегуляцию, настойчивость, уверенность, оптимизм, смело

сть, выдержку, справедливость. Ребята получают приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимания того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.

Степ-аэробика

Танцевальная  аэробика  с  применением  специальных

платформ – степов.

Может проводиться как дополнительная образовательная услуга. Проводится под музыку с использованием игровых упражнений. Упражнения на степах тренируют сосудистую систему, усиливают обмен веществ в организме, влияют на сердце и лёгкие, увеличивая потребность организма в кислороде, улучшают психологическое и эмоциональное состояние ребёнка.

Танцевально-ритмическая гимнастика

Представляет собой образно-танцевальные композиции, каждая из которых

имеет  целевую  направленность, сюжетный характер и завершенность.

Суть танцевально-ритмической гимнастики состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребенка движений, музыки и сюжета, как основы, которая представляет интегрированную систему активной двигательной деятельности детей, направленную на формирование физической культуры личности.

Игрогимнастика

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие  упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки, разнообразные жесты, танцевальные движения и т.д. Некоторые композиции предлагаются детям как этюды, другие – как образно-игровые и ритмические танцы.

Игровой стретчинг

Основывается  на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком  техники  движений  спортивных  и  танцевальных  упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают  творческую, двигательную  деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

Игроритмика

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей

занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.

Многократное повторение элементов в ритм музыке  объединяется в музыкально-ритмический  комплекс. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Современные ритмические танцы, используя ленты, мячи, флажки.

Игротанец

Игротанец – танец, в котором несложные движения, обозначающие какие-

либо движение, объединены единым сюжетом. Такой танец можно включать в праздники и развлечения даже без подготовки. Движения его просты, порядок их запоминается благодаря сюжету, их легко комментировать, вместе с детьми его с удовольствием будут танцевать все.

Креативная гимнастика

Это –музыкально-творческие игры, образно-игровые движения (упражнения

с превращениями), специальные задания, способствующие развитию. выдумки, творческой инициативы, для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Игровой самомассаж

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма.

Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие  навыков  собственного оздоровления.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика для детей –это пассивные или активные движения

пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские

пальчиковые игры в сопровождении рифмованных текстов движениями.

Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только

обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию и речь.

Музыкально-подвижные игры

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели.

Спортивные игры

Используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные

и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.Спортивные  игры  укрепляют  крупные  группы  мышц,  развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость.

Игры-путешествия

Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех

разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических

высоким эмоциональным фоном, способствующим

развитию  мышления, воображения, эмоционально-двигательной  сферы  и

творческих способностей детей.

Преимущества физкультурных занятий с использованием игровых технологий в целях здоровье сбережения по сравнению с традиционными занятиями в том, что:

-повышается двигательная активность и степень участия в занятии каждого ребенка;

-у старших дошкольников формируется устойчивый интерес к двигательной

активности, развивается двигательное творчество;

-ненавязчиво формируется культура здоровья, которая позволяет ребёнку

творить  самого  себя  в  той  деятельности,  которая  приносит  ему  наибольшее удовлетворение и удовольствие;

-физическая нагрузка воспринимается детьми легко и с интересом (они не

испытывают усталости);

-создается и поддерживается оптимальный психологический комфорт.

Вышеперечисленные технологии используют на занятиях следующим образом:

в вводной части физкультурного занятия необходимо не только разогреть

мышцы и суставы, но и «настроить» чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к  предстоящему  занятию  при  помощи  «эмоциональной  разминки». Проводя «эмоциональную разминку», моя задача - научить воспитанников «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться  этими  ощущениями,  запоминать их. В  этом мне помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, «Грустный и веселый», «Гномы и великаны», «Холодно –

жарко» и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела.

В зависимости от того, в каких формах проявляются движения

-пластически

-округлые,  плавные  или,  наоборот,  резкие,  угловатые, прямолинейные,  можно судить о состоянии души. Поэтому на физкультурных занятиях, проводимых под музыкальное сопровождение, использую красочные рисунки, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный

подъем. Все это помогает гармоническому развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на занятиях по физической культуре

В статье представлены материалы собственных исследований, показывающих преимущества применения игрового метода на занятиях по физической культуре с детьми младшей, средней и старшей групп ДОУ...

«Внедрение НРК на физкультурных занятиях» Тема: Использование элементов национальной атрибутики на занятиях по физической культуре.

В последнее время возросло внимание к духовному богатству культурного наследия. Нет ни одного человека который бы не стремился к сохранению своего наследия в фольклоре, искусстве, играх. В традиционно...

Консультация для воспитателей "Использование информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре в ДОУ"

Использование информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре в ДОУ...

Презентация "Игровые технологии на занятиях по физической культуре в ДОУ"

Игровые технологии активно применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Игровая форма непосредственной образовательной деятельности, создается игровой ...

Тема: «Использование су-Джок мячика на занятиях по физической культуре»

Тема: «Использование су-Джок мячика на занятиях по физической культуре»Цель - Осуществлять всестороннее развитие физических и психических качеств личности ребенка в соответствии с возрастн...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во взаимодействии с семьей"

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители взаимодействуют в рамках ...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Мы живем в веке информации.   Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные техноло...