"Фитбол-гимнастика как средство физического развития и укрепления здоровья дошкольников"
опыты и эксперименты по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Зайцева Ирина Алексеевна

Одной из  задач , на решение которой направлен ФОП ДО, является:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В связи со сложившейся обстановкой ухудшения здоровья детей перед  ДОУ вопрос о укреплении и физическом развитии детей стоит  на первом месте. Сильной России нужно сильное и здоровое поколение. В век информационных технологий и компьютеров заметно снижается двигательная активность детей. Организм получает недостаточное количество движений, ухудшается осанка, происходит деформация стоп, уменьшается объем легких, ухудшается работа сердечнососудистой системы, происходит общее недоразвитие всех систем организма. Использование фитбола как нового средства в физическом развитии дошкольников и укреплении их здоровья позволяет активно решать эту проблему.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы: «Фитбол-гимнастика как средство физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста». Инструктор по физической культуре I квалификационной категории Зайцева Ирина Алексеевна Ефремов, 2025 год . Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 общеразвивающего вида»

Слайд 2

«Здоровье детей — здоровье нации!». Одной из задач , на решение которой направлен ФОП ДО, является: о храна и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Число здоровых детей с каждым годом уменьшается. Более 60% детей дошкольного возраста нашей страны обладают функциональными отклонениями в состоянии здоровья, а у 35-40% отмечаются хронические заболевания.

Слайд 3

Актуальность. В связи со сложившейся обстановкой ухудшения здоровья детей перед ДОУ вопрос о укреплении и физическом развитии детей стоит на первом месте. Сильной России нужно сильное и здоровое поколение. В век информационных технологий и компьютеров заметно снижается двигательная активность детей. Организм получает недостаточное количество движений, ухудшается осанка, происходит деформация стоп, уменьшается объем легких, ухудшается работа сердечнососудистой системы, происходит общее недоразвитие всех систем организма. Использование фитбола как нового средства в физическом развитии дошкольников и укреплении их здоровья позволяет активно решать эту проблему.

Слайд 4

Фитбол-гимнастика – это одна из инновационных здоровьесберегающих практик; совершенно новая форма занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки. Проводится на больших мячах, при этом мяч может использоваться как тренажёр, как предмет и как утяжелитель. Цель опыта: р азвитие физических качеств и укрепление здоровья детей с помощью фитбола. Задачи: - укреплять общее физическое развитие с помощью фитболов; - развивать силу мышц с помощью фитбола, позволяющую укреплять осанку детей; - совершенствовать функции организма детей, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям с помощью фитболов; - развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость; воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.

Слайд 6

В 1955 году швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах в одном из реабилитационных центров города Базеля (Швейцария) впервые применила фитболы с лечебной целью в занятиях с больными детским церебральным параличом. В 1970 году она выступила с докладом об этой методике на Международном Конгрессе по реабилитации в Амстердаме. Зарождение фитбол-гимнастики . Впервые фитбол появился в 50-е года прошлого века. Изобрел фитбол производитель пластмасс Аквилино Косани , владелец предприятий по производству игрушек из резины. Таким образом появился уникальный мяч, обладающий лечебными свойствами. В 1989 году уже американский врач-физиотерапевт Джоан Познер-Майер использовала фитболы для восстановления больных после травм опорно-двигательного аппарата. Именно в Америке мячи впервые были использованы как оборудование для занятий в оздоровительных группах.

Слайд 7

Большинство медицинских работников не признавали фитбол как средство лечения, поэтому только в 1996 году Италия организовала первый сбор врачей, специализирующихся на фитбол-тренировках . После публикации итогов семинара, медицинское сообщество оценило всю полезность гимнастического мяча, и шар начал стремительно распространятся по всему миру. Больше всего фитболами заинтересовались фитнес-клубы . Первые фитбольные упражнения предназначались пациентам с церебральным параличом. Затем фитбол стал использоваться как тренажёр, заменяя людям беговую дорожку и велотренажер. Особенностью гимнастики с фитболом является то, что в ней действительно сильно снижена ударная нагрузка на нижние конечности, что позволяет заниматься на мяче даже пожилым людям, имеющим варикозное расширение вен , поврежденные коленные и голеностопные суставы, избыточный вес. Секрет эффективности фитбол-гимнастики кроется в том , что по своему воздействию она схожа с ипотерапией – лечением верховой ездой. Человеку, сидящему на лошади или на мяче, необходимо постоянно удерживать равновесие, вовлекая в работу (статическую и динамическую) множество мышц туловища.

Слайд 8

Фитбол-гимнастика в России в детские сады пришла благодаря программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которую в 2002 году представили кандидат педагогических наук, доцент Т. С. Овчинникова и кандидат медицинских наук, доцент А. А. Потапчук . Авторы описали физиологическое воздействие фитболов на организм ребёнка и методику проведения занятий, высокая эффективность которых была продемонстрирована в работе с дошкольниками. Апробирование методики в детских садах началось в 2014 году. Прежде, чем приступить к внедрению комплексов фитбол-гимнастики , было приобретено достаточное количество гимнастических мячей (фитболов) различного диаметра, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся.

Слайд 9

В наше ДОУ фитбол-гимнастика пришла благодаря подаренным губернатором А.Г. Дюминым мячам. Вначале, изучалась литература по данному вопросу. Было знакомство с различной литературой и программами. Например, программы: Е.Г.Сайкиной, С.В.Кузьминой - Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах», С.В.Кузьминой «Комплексное воздействие упражнений фитбол - аэробики на развитие физических способностей детей», пособие А.А.Потапчук , Т.С.Овчинниковой «Двигательный игротреннинг для дошкольников». Посещались онлайн мастер-классы, проводилось самообучение по данной теме. В последующем времени, руководство детского сада приобрело новые фитболы , в том числе для взрослого.

Слайд 10

Работу с детьми по освоению фитбола строила поэтапно, на основе методики А.А. Потапчук . Вначале дала детям представление о форме и физических свойствах мяча с помощью упражнений: прокатывании мяча по полу, змейкой между предметами, вокруг ориентиров, поглаживании и похлопывании мяча, отбивании мяча. Когда дети познакомились с формой и физическими свойствами мяча, начался процесс обучения работы с фитболами . Работа начиналась с с с детьми четырех-пяти лет. На первом этапе обучала детей правильной посадке на мяче, используя наглядные методы, приемы показа и объяснения, словесные инструкции, осуществляли помощь и страховку детям. На втором этапе обучали детей принятию основных исходных положений: стоя с мячом, приседа с мячом, сидя на мяче, на полу, стоя на коленях, лежа на полу, лежа на мяче.

Слайд 11

Целью третьего этапа явилось обучение основным динамическим движениям с мячом, соответствующих возможностям детей. Основная задача третьего этапа сводилась к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, совершенствованию ритма, свободного и слитного исполнения. На данном этапе обучала детей сидя на мяче самостоятельно проверять правильность постановки стоп. Упражняла в прыжках на месте с мячом в руках: на одной или двух ногах; в прыжках, сидя на мяче, лежа на мяче. Обучала свободному выполнению ритмичных упражнений на фитболах с ритмичным подпрыгиванием, не отрывая стоп от пола, более сложным упражнениям с исходными положениями, проводила физические досуги с фитболами . Но в целом, больше занятий проводила с детьми первого корпуса.

Слайд 14

Всегда проводила занятия фитбол-гимнастикой с хорошим настроением, стараясь зарядить позитивом своих воспитанников, так как положительные эмоции при игровом методе обучения, похвала активизируют работу сердца и нервную систему ребенка, повышая интерес к занятиям по физической культуре. Всегда помнила о том, что нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций у детей. На четвертом этапе обучали детей образным, имитационным движениям с фитболами , используя картинки (бабочка, качели, кольцо), словесные инструкции, описание упражнений. Гимнастику и занятия с фитболами проводили уже в виде игровой и сказочной формы. Упражнения выполнялись детьми по ходу рассказывания сказки педагогом. Дети получали огромное удовлетворение не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от самого процесса игры - сказки. Нашим детям очень понравились фитбол-сказки .

Слайд 15

№ п / п Фамилия, имя ребенка рост вес осень весна осень весна 1 Александров Степан 120 125 23 26 2 Барболина София 114 120 18 20 3 Гусев Иван 115 120 15 19 4 Гусейнова Милана 117 122 18 21 5 Дрынин Матвей 116 119 16 18,6 6 Захарова Дарья 119 123 18,5 21 7 Идрисова Настя 118 123 20 23 8 Коваленко Степан 117 121 18 21 9 Козлов Степан 116 122 24 26,5 10 Мягков Дима 118 124 21 23,6 11 Панкрушин Егор 118 124 21,8 23,4 12 Рыбковскя Валерия 114 119 19,6 22 13 Сараева София 114 119 19 21 14 Тимошина София 113 116 14 16 15 Томкявичюс Алиса 118 121 20 22 16 Трифонова Рита 114 118 18 20 17 Федоров Максим 117 123 23 25 18 Фролова Мария 118 125 21 23 19 Швабауэр Дарина 119 124 23 25 Для оценки эффективности проделанной работы: использования фитбол-гимнастики как средства физического развития и укрепления здоровья детей была проведена диагностика, которая состояла из нескольких блоков. Первый блок включал диагностику общего физического развития детей старшего дошкольного возраста: измерение анотропометрических данных . 1 корпус 2 корпус № п / п Фамилия, имя ребенка рост вес осень весна осень весна 1 Александров Степан 120 125 23 26 2 Барболина София 114 120 18 20 3 Гусев Иван 115 120 15 19 4 Гусейнова Милана 117 122 18 21 5 Дрынин Матвей 116 119 16 18,6 6 Захарова Дарья 119 123 18,5 21 7 Идрисова Настя 118 123 20 23 8 Коваленко Степан 117 121 18 21 9 Козлов Степан 116 122 24 26,5 10 Мягков Дима 118 124 21 23,6 11 Панкрушин Егор 118 124 21,8 23,4 12 Рыбковскя Валерия 114 119 19,6 22 13 Сараева София 114 119 19 21 14 Тимошина София 113 116 14 16 15 Томкявичюс Алиса 118 121 20 22 16 Трифонова Рита 114 118 18 20 17 Федоров Максим 117 123 23 25 18 Фролова Мария 118 125 21 23 19 Швабауэр Дарина 119 124 23 25 № п / п Фамилия, имя ребенка рост вес осень весна осень весна 1 Андропова Ксения 115 118 18 20,2 2 Алехина Мария 117 120,5 19 21,4 3 Глотова София 118 121 20 22,3 4 Каменская Эмилия 119 123 20 22,5 5 Лазарева Полина 119 123,5 19,9 22,3 6 Смелякова варя 118 121,5 18,4 20,0 7 Назырова даша 117 121 18 20,7 8 Репин Саша 115 118 18,6 20,1 9 Тамоян Артур 121 125 22 22,3 10 Ткачёв Саша 118 121 19,8 22 11 Хохлова Лера 115 118 18,9 20,1 12 Чернышов Артём 116 118,5 19 21,4 13 Чернышова Соня 117 120,5 19,2 21,4 14 Чуракова Варя 118 121,5 20 22,5 15 Долгошеев Дима 120 122,5 21 22,3 16 Окороков Миша 117 121 20 21,9 17 Бодров Юра 118 120,5 20 22,1 18 Гаража Алиса 117 120,5 18,9 21,3

Слайд 16

Второй блок включал диагностику, на конец учебного года в подготовительных к школах группах уровень сформированности показателей возрастных достижений в образовательной области «Физическое развитие» у всех детей первого корпуса высокий.у всех детей. В сравнении со вторым корпусом на 25% больше.

Слайд 17

Третий блок включал результаты тестов физической подготовленности дошкольников 1 корпус 2 корпус Фаимилия имя Быстрота бег 10 м, с Ловкость, бег 10 м между предметами.с Сила ног, прыжок в длину с места,см Сила рук, метание правой рукой на дальность мешочек 200 г, м Гибкость , см Выносливость, бег на 120 м,с Александров Степан 2,5 5,7 115 9 7 39 Барболина Соня 2,2 5,5 124 8 8 37 Гусев Иван 2,2 5,6 118 10 4 39 Гусейнова Милана 2,4 6,0 117 8 9 40 Дрынин Матвей 2,0 5,5 111 8 5 37 Захарова Даша 2,2 5,7 114 9 11 40 Идрисова Настя 2, 4 6,2 108 9 8 40 Коваленко Степан 2,0 5,5 118 10 8 36 Козлов Степан 2,4 6,3 100 11 6 40 Мягков Дима 2,1 5,8 119 11 7 37 Панкрушин Егор 2,3 6,0 115 10 7 38 Рыбковская Лера 2,7 7,0 105 8 8 70 Тимошина Соня 2,2 5,5 101 8 10 38 Сараева Соня 2,2 5,6 104 8 8 39 Томкявичюс Алиса 2,0 5,3 107 9 7 36 Трифонова Рита 2,3 5,9 100 8 9 39 Федоров Максим 2,1 5,5 116 12 4 37 Фролова Мария 2,3 5,9 116 8 10 38 Швабауэр Дарина 2,3 6,0 113 9 8 39 Фамилия имя ребенка Быстрота, бег 10 м, с Лвкость , бег 10 м между предметами.с Сила ног, прыжок в длину с места,см Сила рук, метание правой рукой на дальность мешочек 200 г, м Гибкость , см Выносливость, бег на 120 м,с Андропова Ксения 2,7 5,9 101 6 7 43 Алехина Мария 2,6 5,8 103 6 7 43 Глотова София 2,6 6,2 104 5,8 4 39 Каменская Эмилия 2,7 5,9 108 5,7 9 39 Лазарева Полина 2,8 6,2 105 6 7 42 Смелякова Варя 2,7 6,0 107 5,7 7 41 Назырова Даша 2,8 6,2 105 6 8 41 Репин Саша 2,4 5,8 110 10 2 38 Тамоян Артур 3,0 7,0 103 9 2 39 Ткачёв Саша 2,9 6,0 106 10 4 40 Хохлова Л ера 2,9 5,9 104 7 4 40 Чернышов Артём 2,7 5,8 106 9 4 39 Чернышова Соня 2,8 6,5 104 7 8 41 Чуракова Варя 3,0 7,0 102 7 7 44 Долгошеев Дима 2,8 6,8 112 8 5 40 Окороков Миша 2,9 6,7 110 8 10 40 Бодров Юра 2,9 6,9 107 8 5 40 Гаража Алиса 2,7 6,5 115 6 8 38

Слайд 18

Проанализировав заболеваемость детей, занимающихся с фитболами за последние три года было выявлено снижение количества случаев заболеваемости детей. У детей старшего возраста, занимающихся с фитболами , отмечается снижение заболеваемости, улучшается осанка и укрепляются своды стопы; повышается внимание, улучшается настроение, появляется чувство радости и удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит весь процесс обучения двигательным умениям и навыкам. 2021 2022 2023

Слайд 19

Таким образом, из трёхлетнего опыта работы по внедрению фитболов в физкультурно-оздоровительную работу нашего ДОУ можно сделать следующие выводы: дети меньше болеют, снижение показателя заболеваемости на 17 %; у детей формируется правильная осанка; развиваются мышцы туловища и ног; развиваются физические качества: выносливость; гибкость, быстрота, ловкость; что подтверждается данными диагностики; высокий уровень физического развития повысился на 25% п овышается двигательная активность детей, улучшается их эмоциональный фон; в оспитывается интерес к физической культуре, происходит повышение мотивации, формируется устойчивый интерес к ЗОЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование физического развития и укрепление здоровья дошкольников

Практические и теоретические советы для родителей по воспитанию здорового ребёнка...

Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников

Цель работы:  Создание системы взаимодействия детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.Задачи: 1. Укрепление физического и психического здоровья детей...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников»

Вашему вниманию предлагается проект по взаимодействию ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья детей. Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе н...

Инновационные формы здоровья по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.

По ФГОС одним из приорететных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использование здоровьесберегающих технологий ДОУ....

Консультация "Фитбол-гимнастика как средство физического развития и укрепления здоровья детей"

В настоящее время очень часто родители сталкиваются с ухудшением состояния здоровья своих детей. Как показывает статистика 80% детей, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки и мышечного ...

Консультация для педагогов ДОУ "Инновационные формы развития по физическому развитию и укрепления здоровья дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использова...

Фитбол-гимнастика как средство физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста".

Фитбол-гимнастика является на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка....