Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Актуальность данной проблемы состоит в том, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей.
Тема физического воспитания в настоящее время очень актуальна, потому что физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих улучшению здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания о способах укрепления собственного здоровья позволят обеспечить детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Речь — это исторический дар, приобретенный в процессе эволюции и определяющий человека как разумное существо. Через речь люди могут общаться друг с другом, проявлять коммуникативные способности в различных сферах жизни общества. Тяжелые нарушения речи отражаются на умственной деятельности ребенка, которая проявляется в познавательной, эмоциональной и волевой сферах личности.
Детям с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ТНР отстают от своих сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Затруднения вызывают такие задания, как например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Кроме этого у детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук (например, при расстёгивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
Коррекция особенностей моторного развития таких детей осуществляются путём общепринятых способов физического воспитания и специальных упражнений. Эта работа направлена на нормализацию мышечного тонуса, развитие статистической выносливости, упорядочения темпа движения, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций.
Основными задачами в работе с детьми с ТНР являются следующие:
- создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей;
- повышение физиологической активности органов и систем детского организма;
- коррекция речедвигательных нарушений;
- формирование потребности в необходимости выполнения физических упражнений.
Основу коррекционной работы с детьми с ТНР должны составлять виды деятельности, направленные на развитие общей и мелкой моторики функций равновесия и ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений, укрепление опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, формирование умения регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела.
В соей работе мы реализуем как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
В течение всего дня пребывания ребенка в детском саду мы проводим ряд физических упражнений и занятий.
1. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика - система упражнений, направленных на развитие и тренировку мышц пальцев рук. Пальчиковые игры проводим в вводной части занятий или после занятий, связанных с напряженной зрительной работой в качестве активного отдыха. Такие комплексные упражнения развивают координацию движения, помогают в концентрировании внимания ребенка. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность. В нашей группе имеются комплексы пальчиковых гимнастик по всем лексическим темам, которые мы изучаем.
2. Дыхательная гимнастика.
Во время проведения дыхательной гимнастики ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Правильное дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
3. Гимнастика после сна.
Главные задачи, стоящие перед такой группой разминки, состоят в том, чтобы увеличить тонус нервной системы, укрепить мышечный тонус. Также проводимый комплекс упражнений способствует профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, идет постепенное развитие физических навыков. Такой игровой комплекс упражнений помогает сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.
4.Подвижные игры на прогулке.
Подвижные игры положительно влияют на психологическое состояние детей, особенно полезны игры на свежем воздухе. Они способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, успешно помогают формированию речи. Во время подвижных игр активизируются все системы организма: дыхание, зрение, слух, кровообращение. Игра приносит ребенку только позитивные эмоции.
5. Спортивные игры, направленные на нормализацию мышечного тонуса, развитие статистической выносливости, упорядочения темпа движений синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитания быстроты реакции на словесную инструкцию.
6. Большую роль в развитии речевого и фонематического слуха отводим играм с речевым сопровождением, ребенок учится согласовывать слова с движениями, усваивает основные движения под звуковые сигналы («Облака», «Бабочки», «Ветер, ветерок», «Мышеловка», «Паучок»). Подвижные игры подбираем на каждую неделю учебного года и в соответствии с лексической темой в группе.
7. Реализуя задачу развитие звукопроизношения, закрепляем дежурные звук в ОРУ и в малоподвижных играх («Придумай слово на звук [Р]», «Эхо», «Стирка», «Что хотите, то купите», «Угадай-ка, подскажи», «Попугай», «Подарки»).
8. Работая над развитием выразительных движений используем в вводной части занятия игровые упражнения с приемами имитации и подражания («Зайки», «Лисичка», «Медвежата», «Лягушата», «Петушок») или с упражнениями артикуляционной гимнастики («Лошадка», «Улыбка-трубочка-заборчик», «Надуй щечки»). В процессе подражательных упражнений у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения.
9.Для развития общей и мелкой моторики рук применяем упражнения с предметами: мячами разного диаметра, веревочками с узлами, гимнастическими палками, обручами, кольцами, флажками, кубиками. Упражнения с предметами, в отличие от упражнений без предметов, не только благотворно влияют на развитие общей и мелкой моторики, но и повышают мотивацию к занятию.
10. С целью повышения двигательной активности детей в течение дня поощряем самостоятельную двигательную деятельность. Для этого в группах организован физкультурный уголок с разнообразным и достаточным по количеству оборудованием и атрибутами для спортивных игр в групповом помещении, а также выносной материал для организации двигательной активности на прогулочной площадке (маски-шапочки для подвижных игр; массажные коврики; веревки разной длинны; скакалки; обручи; ленты; дуги; бросовый материал: шишки, каштаны, желуди; моталочки; текстурные варежки; носочки с пуговицами; кегли, ветродуи, султанчики).
Преодоление речевого нарушения реализуем в условии тесной преемственности, систематичности, планомерности и согласованности в работе инструктора по физической культуре и воспитателя. При этом инструктор по физической культуре направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом развитии ребенка, обогащение его представлений об окружающем мире, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. А воспитатель помогает инструктору по физической культуре, осуществляет страховку воспитанников, следит за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, проговаривает речевой материал, сопровождающий упражнение, а также проводит индивидуальную работу с ослабленными детьми.
В результате проведенной работы создается основа благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью, физическими качествами и подготовку таких детей к успешному обучению к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Характеристика особенностей эмоциональных состояний детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Одним из приоритетных направлений развития специального образования является обеспечение ранней социализации и...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет
Целью Адаптированной основной образовательной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В статье описываются особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поставлены задачи и раскрыты основы коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР....
Методическая разработка «Сказка как средство развития коммуникативно - речевой компетентности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Возрастная группа: дети дошкольного возраста 5-7 лет
Использование сказкотерапии как технологии в работе с детьми с нарушениями речи...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями физического и психического развития воспита...
