План по самообразованию "Нейро-игры на занятиях физической культурой в детском саду"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Чистозвонова Татьяна Александровна

План по самообразованию "Нейро-игры на занятиях физической культурой в детском саду"

Цель самообразования по теме: Изучить  возможности  нейроигр и кинезиологических упражнений  и использовать их в работе по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Задачи самообразования:

-реализовать федеральный государственый стандарт в работе с дошкольниками;

-использовать современные технологии и методы работы в младшей группе;

-познакомить детей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;

-активизировать познавательные и мыслительные процессы младших дошкольников.

Актуальность:

Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_samoobrazovaniya_2024_-_2025.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

Ф.И.О. инструктора – Чистозвонова Татьяна Александровна

Должность, образование – инструктор по физической культуре, среднее специальное

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2025

Цель самообразования по теме: Изучить  возможности  нейроигр и кинезиологических упражнений  и использовать их в работе по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Задачи самообразования:

-реализовать федеральный государственый стандарт в работе с дошкольниками;

-использовать современные технологии и методы работы в младшей группе;

-познакомить детей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;

-активизировать познавательные и мыслительные процессы младших дошкольников.

Актуальность:

Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.

И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.

Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

С помощью нейропсихологических игр у детей сформируется:

•        Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

•        Развитию межполушарного взаимодействия;

•        Повышению умственной работоспособности;

•        Оптимизации интеллектуальных процессов;

•        Совершенствованию способности к концентрации внимания;

•        Стабилизации эмоционального фона;

•        Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

•        Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;

•        Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;

•        Лучше ориентируется в окружающем мире;

•        Повышается работоспособность;

•        Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;

•        Повышается  самооценка ребенка;

•        Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.

Основные вопросы:

- изучение методической  литературы по использованию нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений;

- актуальность применения в образовательном процессе с дошкольниками;

- цели и задачи нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в обучении детей дошкольного возраста;

- этапы работы по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс;

- особенности нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста;

- роль родителей в деятельности детей понейропсихологических игр;

- изучение педагогический опыт других воспитателей, педагогов-логопедов, педагогов-психологов;

- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста.

Этапы работы:

1. Изучение методической литературы

2. Обогащение предметно-развивающей среды

• Разработка картотек «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»

• Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»

3. Взаимодействие с дошкольниками

• Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

• Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

• Создание игровых ситуаций, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки».

• Работа с иллюстрированной картотекой.

4. Взаимодействие с родителями

• Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры– это просто и весело»

• Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела»

• Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое –нейропсихологические игры?»

• Помощь родителей в создании картотеки «Нейропсихологические игры»

5. Ожидаемые результаты

Для  воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;

- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Для воспитанников младшей группы:

• Снижение тревожности детей

• Повышение стрессоустойчивости организма

• Высокая способность к произвольному контролю

• Развитая координация движений, точное выполнение движений

• Высокая познавательная активность

• Развитые память, внимание, творческое мышление.

«Нейро-игры на занятиях физической культуры в детском саду: открывая новые горизонты»

Сегодня мы живем в век бурного развития технологий, что значительно изменяет нашу жизнь и обучение. В качестве инструктора по физической культуре в детском саду, я всегда стараюсь быть в курсе новых методик и инноваций, которые помогут моим воспитанникам развиваться гармонично и с интересом. Одним из моих последних открытий стало использование нейро-игр на занятиях физической культуры. В этой статье я хочу поделиться своим опытом и показать, как применение нейро-игр может быть полезным и увлекательным для детей дошкольного возраста.

Основная часть

Что такое нейро-игры? Нейро-игры - это специальные игры, направленные на тренировку мозга и развитие нейронных связей. Они стимулируют работу различных функций мозга, таких как внимание, память, логика и координация движений. В отличие от обычных игр, нейро-игры направлены на достижение определенных образовательных и развивающих целей.

Преимущества использования нейро-игр на занятиях физической культуры:

1. Повышение мотивации. Нейро-игры делают процесс занятий более интересным и захватывающим, что стимулирует детей к активному участию в упражнениях.

2. Развитие навыков командной работы. Нейро-игры учат детей работать в коллективе, развивая социальные навыки и способность к сотрудничеству.

3. Улучшение координации движений. Нейро-игры требуют от детей выполнения сложных двигательных задач, что способствует развитию моторики и координации.

4. Развитие когнитивных функций. Участие в нейро-играх стимулирует работу мозга, улучшая память, внимание и способность к принятию решений.

Примеры нейро-игр для занятий физической культуры в детском саду.

1. "Соревнование муравьев"

Цель игры: Развитие координации движений, внимания и командной работы.

Описание игры: Дети разделяются на две команды, каждая из которых представляет собой "муравейник". Задача каждой команды – быстро и аккуратно перенести разноцветные мячи (пищу) из одного места в другое, используя только ноги. Мячи располагаются на старте, а каждый ребенок должен пройти определенный маршрут, не допуская падения мяча. Если мяч упал, игрок возвращается на старт и начинает заново. Побеждает команда, которая первой перенесет все мячи.

2. "Мозаика"

Цель игры: Развитие логического мышления, моторики и внимания.

Описание игры: На полу размещается большой пазл или мозаика, состоящая из крупных деталей. Дети должны собрать мозаику, выполняя различные физические упражнения (прыжки, бег, лазанье и т.д.) для того, чтобы добраться до нужной детали. Задача усложняется тем, что дети могут взять только определенный цвет детали или только определенное количество деталей за раз. Побеждает тот, кто первым соберет мозаику правильно.

3. "Светофор"

Цель игры: Развитие внимания, концентрации и быстроты реакции.

Описание игры: Ведущий игры (педагог) становится "светофором" и показывает детям карточки разных цветов, имитируя сигналы светофора. Зеленый цвет означает "бег", желтый – "ходьба", красный – "стоп". Ведущий меняет карточки с разной скоростью и в случайном порядке. Дети должны мгновенно реагировать на сигналы, выполняя соответствующие действия. Вариацией игры может быть добавление синего цвета, который будет означать "прыгать на одной ноге" или любое другое упражнение на выбор педагога.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОГО СОМООБРАЗОВАНИЯ

Срок

Содержание работы

Результат

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации

Подборка нейропсихологических игр с мячом

Анкетирование

«Что вы знаете о нейроиграх?»

Анкетирование

«Использование нейроигр в образовательном процессе»

Октябрь

Подборка нейропсихологических игр с мячом в паре и в круге

Консультация для родителей «Нейропсихологические игры для детей»

Консультация для педагогов «Что такое нейроигры?»

Ноябрь

Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений

Изготовление картотек с нейроиграми и подбор комплексов кинезиологических упражнений

Декабрь

Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений

Консультация «Польза нейропсихологических упражнений для  дошкольников»

Консультация «Кинезиологическая гимнастика»

Январь

Создание авторских нейроигр «Развивайка»

Февраль

Разработка многофункционального пособия по развитию речи «Аукцион методических находок»

Консультация «Кинезиологические упражнения с детьми дома»

Выступление на педсовете Практикум  «Нейро-игры на занятиях физической культурой в детском саду: открывая новые горизонты»

Март

Изучение литературы по теме:

  1. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1997г.
  2. Гимнастика мозга. Программа по Образовательной кинезиологии доктора наук Пола И. Деннисона и Гейл И. Деннисон. Сборник упражнений. Методическое пособие, 2010г.
  3. Любимова В. "Кинезиология или природная мудрость тела", «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.
  4. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. "Кинезиологическая гимнастика против стрессов." Учебно-методическое пособие. Рязань. РГПУ. 2000г.
  5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001г.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

Создание кинезиологических сказок

Апрель

Создание альбома по кинезиологическим  сказкам

Мастер-класс для родителей «Нейроигры с детьми в домашних условиях»

Видео-презентация работы с детьми «Кинезеологическая сказка»

Май

Подведение итогов работы, осуществление распространения опыта работы.

Сообщение о проделанной работе «Применение нейроигр  и кинезиологических упражнений в образовательном процессе».

Заключение

Использование нейро-игр на занятиях физической культуры в детском саду открывает новые горизонты для развития детей. Эти игры не только увлекательны и захватывающие, но и оказывают положительное влияние на развитие моторики, координации движений, внимания, логики и командной работы. Нейро-игры могут быть успешно интегрированы в традиционные занятия физической культуры и стать одним из ключевых элементов современного дошкольного образования.

В своей практике я заметила, что нейро-игры значительно повышают мотивацию детей к занятиям, делая их более интересными и разнообразными. Кроме того, они способствуют формированию навыков самостоятельности, решительности и умения справляться с нестандартными ситуациями. В результате дети получают удовольствие от занятий, их успеваемость и уровень здоровья улучшаются.

Надеюсь, что мой опыт и предложенные нейро-игры помогут вам привнести свежие идеи в вашу педагогическую практику и сделать занятия физической культурой еще более продуктивными и увлекательными для детей. Пусть наши воспитанники растут здоровыми, сильными и гармонично развитыми личностями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели и задачи занятий физической культурой в детском саду.

Формы работы в которых решаются задачи физического воспитания...

Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на занятиях физической культуры в детском саду.

Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на занятиях физической культурыПрофилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Ра...

Консультация для родителей "Одежда детей для занятий физической культурой в детском саду"

Данная консультация может быть полезна инструкторам по физической культуре ДО при взаимодействии с родителями....

Особенности занятий физической культурой в детском саду с детьми сОВЗ

Здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратил актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален он самый главный, учитывая экологическую обстановку. Здоровый и духовно развитый ч...

Какая одежда нужна ребенку для занятий физической культурой в детском саду

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ СПОРТИВНОЙ ФОРМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЙ САД....

Инновации на занятиях физической культуры в детском саду

За последние несколько лет, наблюдаются тенденции снижения физического развития и ухудшения здоровья детей дошкольного возраста. По данным статистики в России 30 миллионов детей, из них 50% имеют осла...

Упражнения, запрещенные для выполнения на занятиях физической культурой в детском саду.

Детский организм отличается от организма взрослого человека. И не все упражнения разрешены к выполнению, в силу различных причин в индивидуальном развитии ребенка....