картотека подвижных игр
картотека по физкультуре (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Охота на зайцев» Цель: воспитывать быстроту и ловкость. Ход игры: На противоположных сторонах площадки проводятся две черты, за чертой – 2 «леса», между ними – «охотничья поляна». Игроки – «зайчата» находятся в одном лесу, а водящий – «охотничий пёс» на поляне. По сигналу зайчата перебегают через поляну из одного леса в другой, а пёс старается их догнать и запятнать. Псу нельзя выбегать за границы охотничьей поляны.
| «Горелки с платочком» Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, быстроту реакции Ход игры: все играющие встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит платочек. Играющие говорят хором: «гори, гори масло, гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо птички летят, колокольчики звенят!». После слов игроки последней пары бегут вперёд, и кто первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «Горит». |
«Гуси-лебеди»
| «Лошадки» Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе. Описание игры: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Педагог говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Педагог говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их на луг. Дети меняются ролями |
«Птички и клетка» Цель: упражнять в беге , развивать ловкость, быстроту реакции, внимательность. Ход игры: Дети распределяются на две группы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа – птички. Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 птички. Затем дети меняются ролями.
|
«Два мороза» |
«Сокол и голуби» Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, развивать ловкость, быстроту. Ход игры: На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети – голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. |
«Бездомный заяц» Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, быстроту. Ход игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – сидят в своих «домиках», обручах. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями.
|
«Мы весёлые ребята». Цель: упражнять в беге, развивать быстроту ловкость, внимательность. Ход игры: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать, Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три—лови! После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. |
«Хитрая лиса» Цель: упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле, развивать у детей выдержку и наблюдательность. Ход игры: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг и дотрагивается до одного из играющих, который становиться «хитрой лисой». Дети открывают глаза. Играющие три раза спрашивают хором сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» Хитрая лиса выходит на середины круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а «лиса» их ловит. |
«Выше ноги от земли» Цель: упрпажнять в беге, воспитывать быстроту и ловкость Ход игры: На одной стороне площадки стоит водящий, игроки бегают по площадке в разных направлениях. По команде «Лови!» дети убегают и «прячутся» на любом возвышении (гимнастическая стенка, скамейка). Игроков, не успевших «спрятаться», водящий пятнает. Отмечаются водящие, которые запятнали большее количество игроков. |
«Невод» Цель: упражнять детей в беге, развивать ловкость, внимательность, умение действовать в коллективе. Ход игры: С помощью считалочки выбирается двое водящих, которые берутся за руки, образуют «невод», и по сигналу воспитателя: «Начали! » ловят остальных игроков. Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый новый пойманный игрок становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники.
|
«Заря» Цель: упражнять в быстром беге, развивать быстроту реакции, внимательность Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих «заря» ходит сзади с лентой и говорит:
|
«Быстро возьми» Цель: упражнять в ходьбе, беге друг за другом, развивать ловкость, быстроту реакции, внимательность. Ход игры: Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки), которых должно быть на один или два меньше, чем детей. На сигнал: «Быстро возьми!» — каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим.
|
«Ловишки» Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве Ход игры: Дети находятся на площадке, «ловишка» становится на середине. По сигналу «раз, два, три… лови» все играющие разбегаются по площадке, увёртываются от ловишки, который старается догнать кого – нибудь из детей и коснуться его рукой, запятнать. Тот, кого водящий коснулся рукой, считается пойманным. Указания. Можно использовать другие варианты игры: «Ловишки – перебежки», «Ловишки в кругу»
| «Фигуры» Цель: упражнять в беге в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве, воображение, желание играть в подвижные игры. Ход игры: По сигналу воспитателя все дети разбегаются по площадке (залу). На следующий сигнал все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры оказались наиболее удачными.
|
«Не оставайся на полу» Цель: упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость, внимательность, ориентировку в пространстве. Ход игры: Выбирается водящий — ловишка, который бегает вместе с детьми по всему залу (площадке). Как только воспитатель произнесет: «Лови!» — все убегают от ловишки и стараются забраться на какое-либо возвышение (скамейку, куб, пенек и т.д.). Ловищка старается осалить убегающих до того, как они успеют встать на возвышение. Дети, до которых ловишка дотронулся, отходят в сторону. По окончании игры подсчитывается количество пойманных игроков. | «Али-баба» Цель: упражнять в беге, развивать ловкость, выносливость, смелость. Ход игры: Дети делятся на две команды, которые встают в две шеренги напротив друг друга (расстояние между командами — 5-7 м). Участники каждой команды держатся между собой за руки, образуя цепь. Из каждой команды по очереди начинают звать игроков. — Али-баба! — зовет первая команда, — О чем слуга? — отвечает им вторая команда. - Пятого, десятого подайте (после чего называют имя игрока, например «Сашу нам сюда! »). Названный выходит из шеренги и бежит к зовущим, а подбежав, старается прорвать образуемую цепь. Если ему это удалось, он уводит одного игрока в свою команду, если нет, то сам остается в команде соперников. |
«Беги из круга» Цель: упражнять в метании в движущуюся цель, в беге с увертыванием, развивать ловкость, быстроту реакции. Ход игры: площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется.
| «Пятнашки» Цель: упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость, внимательность, ориентировку в пространстве. Ход игры: Выбирается водящий, который получает цветную повязку, и встает в центр площадки. После сигнала: «Лови!» — все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо из играющих и коснуться рукой. Если ему это удается, ребенок, которого он коснулся, отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель подает команду: «Стой!», и игра останавливается, подсчитывают количество пойманных водящим. Игра повторяется с новым водящим. |
«Стадо и волк» Цель: упражнять в ходьбе и быстром беге, развивать умение выполнять движения по сигналу. Ход игры: На одной стороне площадки лежат обручи. Это постройки: телятник, конюшня. Остальная часть - «луг». В одном из углов на противоположной стороне находится «логово волка» . Педагог назначает одного из играющих «пастухом», другого- «волком», который находится в логове. Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе. По знаку воспитателя «пастух» по очереди «выпускает животных». Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка. «Волк»- говорит педагог, все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит . | «Переправа на плотах» Цель: развивать ловкость, внимательность, умение играть в коллективе. Ход игры: Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу»), в руках у направляющего по два резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладет один коврик перед собой на пол и на него быстро становятся два, три или четыре человека (в зависимости от длины и ширины коврика). Затем направляющий кладет на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, передавая первый коврик дальше. И так, поочередно, перескакивая с коврика на коврик, группа переправляется через «реку» на противоположный «берег», где участники остаются за финишной чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следующей группой.
|
«Платочек» Цель: упражнять в беге, развивать ловкость, быстроту, внимательность Ход игры: Дети образуют круг. Водящий за кругом с платочком в руке. По сигналу воспитателя он пробегает за стоящими в кругу детьми, кладет кому-нибудь из них платок на плечо и продолжает бежать. Тот, у кого оказался платок, бежит навстречу водящему. Водящий и ребенок с платком должны отыскать пустое место и встать на него. Правила:вставший на место остается в кругу, а опоздавший становится водящим. | «Сети» |
«Краски» Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, внимательность. Ход игры: С помощью считалки выбирают «хозяина» и «покупателя». Остальные игроки - «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его «хозяину», который приглашает «покупателя». «Покупатель» подходит к играющим, и говорит: - Тук, тук!Кто там? Покупатель.За чем пришел? - За краской. За какой?За синей. Если синей краски нет, то «хозяин» отвечает: «Иди по дорожке, принеси мне синие сапожки, поноси, поноси да назад принеси!» Если же «покупатель» цвет краски угадал, то «краску» он выкупает у хозяина (хлопки по ладошке), а краска тем временем убегает до определенного ориентира. Если же покупатель краску поймал, он её забирает себе. Если нет, возвращает хозяину. | «Гори, гори ясно!» Цель: упражнять в быстром беге, развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Ход игры: Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо- Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги! После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа), стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.
|
«Третий лишний» Цель: упражнять в беге, развивать ловкость, быстроту реакции, желание играть в подвижные игры. Ход игры: Дети делятся на пары, вставая в затылок друг за другом, образуя при этом большой круг. Двое водящих остаются вне круга, и по команде воспитателя: «Беги!» один догоняет другого, бегая по кругу за всеми стоящими парами. При этом убегающий может в любое время встать впереди, какой-нибудь пары, а третий этой пары убегает от ловящего. Если догоняющий поймает убегающего, то они меняются ролями | « Русалка» Цель: развивать бег, ловкость. Ход игры: Очертить круг- это река. Выбрать ведущего-русалку. Играющие бегают вокруг реки и повторяют слова: «Русалка, русалка, попробуй нас поймай-ка!» Русалка бегает по кругу (реке) и ловит тех, кто подходит близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Русалка ловит не выходя за линию круга. Помощниками русалки становятся те, которых поймали.
|
«Воевода» Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, быстроту. Ход игры: Играющие стоят в кругу и передают мяч по кругу со словами: «Катится мяч в круг хоровода, кто его взял, тот воевода». Ребенок у которого оказался мяч говорит: «я сегодня воевода, убегу из хоровода». Бежит за кругом, кладёт мяч на пол за спину одного из игроков. И говорит: Раз, два, не воронь и беги как огонь!». Дети бегут в противоположные стороны, обегая круг. Прибежавший первым берет мяч и становится водящим. | «Догони свою пару» Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, быстроту. Ход игры: дети стоят в колонне по два. Воспитатель говорит : «Раз, два, три – беги!» Дети первой шеренги убегают, а дети второй шеренги их догоняют. При повторении роли меняются. Можно усложнить и определить дистанцию (10м) Тогда догоняющие должны догнать свою пару и коснуться рукой прежде, чем те пересекут условную линию. |
«Воробьи и вороны» Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, быстроту, внимательность. Ход игры: Играющие становятся в две шеренги посредине площадки. Расстояние между ними – 2-3 м. Первая шеренга – «воробьи», вторая – «вороны». Когда воспитатель произносит: «Воробьи» – играющие в этой шеренге разбегаются, пытаясь скрыться за линией «дома», расположенной в конце площадки. Ученики из второй шеренги их ловят. Затем воспитатель произносит «Вороны» – и учащиеся меняются ролями. Воспитатель одну и ту же шеренгу может назвать 2 раза подряд. Побеждает команда, которая поймает большее количество игроков противоположной команды. | «Успей выбежать» Цель: развивать ловкость, быстроту, внимательность. Ход игры: участвуют две группы, которые строятся в 2 круга – внутренний и наружный. Во внутреннем круге находится треть детей. Игроки, образовавшие наружный круг, берутся за руки, идут вправо или влево, по сигналу бегут. Игроки, стоящие в центре, ритмично хлопают. По команде «Стой!» дети в наружном кругу останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Педагог считает до трёх. За это время игроки, стоящие в центре, должны выбежать из круга. После счета «Три!» дети быстро опускают руки вниз, не успевшие выбежать считаются проигравшими
|
«Заря – заряница» Дети стоят в кругу. Водящего выбирают считалкой. Ребенок-водящий, в руках у него голубая лента, проходит внутри круга около детей, машет ленточкой и все вместе проговаривают слова: Правила
|
|
Лазание, ползание и подлезание
«Поросята и волк» Цель: учить подлезать под дугу, не касаясь головой верхнего края дуги, развивать ловкость, быстроту, внимание, воспитывать интерес к подвижным играм. Ход игры: Игроки – «поросята» сидят «в домике» за гимнастическими дугами. На противоположной стороне площадки находится одна дуга, за ней сидит – «волк». Со словами: «Никакой на свете зверь не откроет эту дверь, волк из леса никогда не ворвётся к нам сюда!» дети подлезают под гимнастическими дугами, передвигаются по площадке на четвереньках. По команде «Волк! поросята быстро возвращаются в свой домик, а волк подлезает под дугой, догоняет и пятнает поросят. | «Кролики и сторож» Цель: упражнять в подлезании под предметами, развивать ловкость, быстроту; воспитывать интерес к подвижным играм. Ход игры: Игроки – «кролики» находятся в домике – «клетке». Перед ними натянута волейбольная сетка (от пола до сетки высота 40-50 см.), водящий – «сторож» сидит в домике на противоположной стороне площадки. По команде «Кролики, вылезайте из клетки!» дети пролезают под волейбольной сеткой, встают и бегают в разных направлениях. По команде «Сторож!» кролики убегают и прячутся в домик, проползая под сеткой. Сторож старается догнать и запятнать кроликов, которые не успели спрятаться в клетку. Пролезать под сеткой в упоре на коленях, стараться не касаться сетки туловищем. |
«Перелет птиц» Цель: упражнять в беге, лазании, развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Ход игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы прячутся от бури, залезают на гимнастическую стенку. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают, снова бегают по площадке.
| «Пожарные на ученье» Цель: учить лазать переменным шагом, развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Ход игры: дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны.
|
«Медведи и пчелы» Цель: упражнять в лазании по гимнастической стенке, развивать ловкость, выносливость. Ход игры: На одной стороне зала находится улей, а на противоположной стороне луг. В стороне располагается берлога медведей. По сигналу «Пчелы!» пчелы вылетают из улья , слезают с гимнастической стенки, летят на луг за медом и жужжат. В это время медведи выбегают из берлоги и забираются в улей и лакомятся медом. Как только воспитатель подает сигнал: «Медведи!», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться , пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Ужаленные медведи пропускают одну игру. Игра возобновляется, и после ее повторения дети меняются ролями. Педагог осуществляет страховку, оказывает необходимую помощь. | «Ловля обезьян» Цель: упражнять в лазании, учить лазать переменным шагом, в беге, развивать ловкость, быстроту, внимательность. Ход игры: дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, возле гимнастической стенки. На другой стороне 4 – 6 человек – это ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Ловцы сговариваются, какие движения они будут делать. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают. Проделав движения, ловцы уходят, обезьяны приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «ловцы» ловцы ловят обезьян.
|
«Чай-чай» Цель: упражнять в подлезании, в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость, внимательность, ориентировку в пространстве. Ход игры: Педагог выбирает 3-4 человека, это водящие, им одеваются отличительные атрибуты (жилетки, платочки или др.). Все остальные на площадке, по сигналу педагога «водящие» ловят ребят.Дети кого водящие поймали замирают на месте в широкой стойке, руки в стороны, и кричат «Чай-чай-выручай!» Чтобы спасти их, другие дети должны проползти между ногами замороженных. | «Рыбки в пруду» Цель: упражнять в подлезании по дугу, в группировке, развивать лоскость, быстроту реакции. Ход игры: На площадке перед гимнастической стенкой бегают дети – это рыбки в пруду. Через некоторое время воспитатель говорит: «Щука!» Рыбки быстро прячутся (подлезают под дуги). Затем воспитатель вновь приглашает рыбок порезвиться в пруду. Воспитатель отмечает детей, которые сумели быстро спрятаться. |
«Обезьянки» Цель: упражнять в лазании по гимнастической стенке, развивать ловкость, смелость, выносливость. Ход игры: Воспитатель предлагает детям «обезьянам» (3-4 человека) подойти к гимнастической стенке и взобраться на дерево за вкусными бананами. На самой верхней рейке гимнастической стенки прикреплены бананы. Дети залезают, срывают их, возвращаются обратно. Затем взбираются другие. Перебираться с пролета на пролет, не пропуская реек, учить лазать переменным шагом.
|
«Мыши в кладовой» Цель: упражнять в подлезании под веревку, развивать ловкость, быстроту, желание играть в подвижные игры. Ход игры: Дети сидят на стульчиках на одной стороне площадки – это мышки в норках. На противоположной стороне, на высоте 40-50 см, натянута веревка, за ней кладовая. В стороне от играющих водящий «кошка». Когда кошка засыпает, мышки пробираются в кладовую, подлезая под веревку. В кладовой они находят себе лакомства, приседают, грызут сухари, перебегают с места на место, чтобы найти что-нибудь вкусное. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают из кладовой (подлезают под веревку) и прячутся в норки.
|
«Спасайся от волка» Цель: упражнять в лазании на гимнастическую стенку, развивать ловкость, внимательность Ход игры: Выбирается «волк!», он находится на одном конце площадки. Остальные дети стоят врассыпную на площадке, они в лесу, пришли за ягодами, грибами. Как только раздаётся вой волка «У-у-у-у!» дети залезают на гимнастическую стенку (4-5 ступенек), «на деревья». Волк уходит, дети слезают с «деревьев» Игра продолжается. Указания: Волк детей не ловит, а только пугает голосом. |
«Белки в колесе» Цель: упражнять в пролезании в обруч, развивать ловкость, быстроту. Ход игры: 8-10 детей строятся в круг.Каждый игрокдержит перд собой на полу обруч в вертикальном положении, образовав туннель из обручей по кругу. Выбирается пара игроков – 2 «белки». По сигналу одна белка догоняет другую, пролезая через обручи. Запятнав белку, игроки меняются ролями. Затем выбирается новая пара игроков.
|
Прыжки и подскоки
«Волк во рву» Цель: упражнять в прыжках в длину с разбегу, развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Ход игры: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. | «Лягушки и цапля» Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места Ход игры: на одной стороне площадки обозначен «берег» с гнездом водящего – «журавля». В центре площадки –«болото». Игроки - «лягушки» приседают и говорят: Вот с насиженной гнилушки В воду шлепнулись лягушки, Стали квакать из воды, -Ква-ке-ке, Ква–ке-ке, Будет дождик на реке. По сигналу «цапля», поднимая высоко ноги, направляется к болоту и ловит лягушек, лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. |
«Не попадись» Цель: упражнять в прыжках на двух ногах, развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции. Ход игры: Играющие располагаются вокруг шнура, выложенного на полу в форме круга. В центре круга двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и обратно из круга , стараясь чтобы их не поймали водящие.
| «Удочка» Цель: упражнять в прыжках на двух ногах, развивать внимательность, ловкость. Ход игры: Играющие стоят в кругу, в центре круга воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом (землей), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел ног. Описав мешочком 2—3 круга, воспитатель делает паузу, подсчитывается количество задевших за мешочек и дает необходимые указания по выполнению прыжков. |
«Лиса в курятнике» Цель: упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину, развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу. Ход игры: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. По сигналу педагога «куры» спрыгивают с насеста и бегут на двор, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!». Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. |
«Петушиные бои» Цель: упражнять в прыжках на одной ноге, в равновесии, развивать ловкость, выносливость. Ход игры:Участники де лятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги. Правила: 1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу, 2. Руками толкать друг друга нельзя. Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру. |
«Пингвины» Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, развивать ловкость, быстроту. Ход игры: Дети встают в 2-3 колонны. У стоящих первыми мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу инструктора прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на расстоянии 7-8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание. | Игра «Борцы» Цель: упражнять в прыжках на одной ноге. Ход. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Борцы прыгают на правой ноге, руки скрещены перед грудью и стараются плечом оттолкнуть один другого так, чтобы один встал на обе ноги. По мере уставания, дети меняют ноги. Правила игры. Победителем считается тот, кто заставит другого встать на обе ноги. |
«Точный прыжок» Цель: упражнять в прыжках в длину, развивать точность движений, ловкость. Ход игры: Перед началом игры чертят две линии. Одна – линия старта, а другая – «стоп-линия». Детям нужно встать друг за другом, как для эстафеты перед линией старта. Первый участник должен прыгнуть дальше «стоп-линии», но так рассчитать прыжок, чтобы оказаться от нее не дальше, чем на одну ступню. Если все получилось, то этот участник бежит и встает в конец колонны. Если же он недопрыгнул или перепрыгнул, то выбывает из игры. | «Баба Яга» Цель: упражнять в прыжках на одной ноге. Ход игры: Выбирается водящий - Баба Яга. Водящий становится в углу избы. Ребята подходят к нему и дразнят: Бабка Ежка - Костяная ножка Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Метание, бросание и ловля мяча
«Передай мяч» Цель: упражнять в бросании и ловле мяча, в метании мяча и попадании в цель, развивать меткость, быстроту реакции. Ход игры: дети передают мяч по кругу со словами: 1,2,3 – мяч скорей беги, 4,5,6 – вот он, вот он здесь, 7,8,9 - кто бросать умеет? Я! Тот у кого на слово «Я» оказывается мяч выходит на середину круга и говорит: Раз, два, три – беги!» Дети разбегаются в разные стороны. Водящий догоняет детей, бросая в них мяч. Тот в кого попали на время выбывает из игры. | «Попробуй, отними!» Цель: упражнять в бросании и ловле мяча, развивать меткость, ловкость, быстроту. Ход игры: Участники располагаются по кругу. Они размыкаются на расстояние вытянутых рук. Выбирают водящего, который выходит в середину круга. Стоящие по кругу начинают перебрасывать между собой мяч Водящий бегает в середине круга Он старается перехватить мяч или хотя бы дотронуться до мяча рукой, когда мяч находится в воздухе или в руках у игроков Если водящему удалось это сделать, на его место идет тот игрок, который последним бросил мяч, а водящий становится в круг |
«Подбрось-поймай» Цель: упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его, учить детей соревноваться. Описание игры: Дети свободно располагаются в помещении или на площадке, каждый в руках держит мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!» дети подбрасывают мяч вверх и ловят его. Каждый считает, сколько раз сумеет поймать мяч и не уронить его. Варианты: Детей можно разделить на пары. Одни подбрасывают и ловят мячи, а другие считают или все становятся в круг, а один или двое из играющих выходят в середину круга и подбрасывают мяч. Все наблюдают за правильностью выполнения задания. | «Попади в цель» Цель: упражнять в метании правой и левой рукой Ход игры: Воспитатель ставит или подвешивает 2—3 вертикальные цели—это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5—2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2—3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие. |
«Охотники и зайцы» Цель: упражнять в прыжках на одной или двух ногах, метании, развивать меткость, ловкость, быстроту реакции. Ход игры: Из числа играющих выбирается охотник, остальные дети — зайцы. На одной стороне зала (площадки) отводится место для охотника, на другой -дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе в дом. Зайцы выпрыгивают из-за кустов и прыгают (на двух ногах, на одной неоге- кто как хочет) в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» — зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мячи (в руках у него 2—3 мяча). Зайцы, в которых он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом. | «Ловишки с мячом» Цель: упражнять в метании в движущуюся цель, в беге с увертыванием, развивать ловкость, внимательность, быстроту. Ход игры: площадка ограничивается линиями, в центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется. |
"Кто бросит дальше мешочек" Ход игры: Дети сидят вдоль стен или по сторонам площадки. Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 – 4 разных цветов. По сигналу воспитателя «бросай» дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше, и говорит: «Поднимите мешочки». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей. Игра повторяется | «Стой» Цель: упражнять в метании, развивать меткость, быстроту; Ход игры: Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с мячом с руках стоит в центре круга. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет любой номер. Вызванный игрок старается поймать мяч, а остальные разбегаются в стороны. Если игрок ловит мяч, не дав ему упасть, он называет другой номер и подбрасывает мяч снова вверх. Игрок, поймавший мяч с отскоком от земли кричит «Стой!» Все останавливаются, а водящий пытается попасть мячом в ближайшего игрока, который старается увернуться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то вновь бежит за мячом, взяв в руки, снова кричит «Стой!» и старается осалить мячом ближайшего игрока. Осаленный игрок становится водящим. |
«Горячая картошка» Цель: упражнять в бросании и ловле мяча, развивать ловкость, быстроту, внимательность. Ход игры: Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. По сигналу игроки начинают перебрасывать мяч по кругу, мяч – это «горячая картошка» его нельзя долго держать в руках. Если кто-то из ребят мяч не поймал . Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо петь редавали мяч. Указание Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу. Усложнение 1. Мячи разной массы. 2. Мячи разного размера. Количество мячей более двух.
| «Лисы и охотники» Цель: упражнять в бросании мяча и попадании в цель, развивать ловкость, быстроту, внимательность. Ход игры: Из играющих выбирают водящего — "охотника". Ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие — "лисицы". Охотник выходит на середину площадки, а лисы собираются вокруг него. Охотник три раза подбрасывает мяч вверх и ловит его. После третьего броска лисицы разбегаются.Охотник, поймав мяч, бросает его в одну из лисиц, стараясь ее запятнать. Осаленная лисица становится помощником охотника. Она получает право поднимать с земли мяч и передавать его охотнику. Т. О., в ходе игры у охотника становится все больше помощников, а количество лисиц сокращается. Когда у охотника появится первый помощник, лисицы могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать его между собой так, чтобы охотник с помощниками не смогли им завладеть. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч. |
«Сбей булаву» Цель: упражнять в метании и попадании в цель, развивать меткость, ловкость Ход игры: На полу чертят линию. На расстоянии 3 м от нее ставят 4-5 больших булав. Дети по очереди подходят, берут мячи и катят их, стараясь сбить булаву.
| «Целься вернее» Цель: упражнять в метании правой и левой рукой разными способами, развивать точность действий; Ход игры: Дети становятся в круг, у каждого ребенка маленький мяч или мешочек. В центре круга стоит большая корзина (расстояние до корзины не более 2-3 м) по сигналу воспитателя дети бросают предметы; затем подходят к корзине, забирают, возвращают на место и играют вновь. Указания: одновременно 8-10 человек. Одной рукой от плеча, другой снизу. |
«Охотники и звери» Цель: упражнять в метании мяча, беге, развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве, глазомер. Ход игры: На площадке (в зале) обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» - бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами. Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону. | «Мотоциклисты» Цель: упражнять в ведение мяча на месте и в движении, развивать внимательность, ориентировку в пространстве Ход игры: На площадке чертится улица шириной 2 – 3 м, длиной 4 – 5 м. Все дети мотоциклисты. Они свободно ведут мяч. Посередине улицы стоит регулировщик. Он с зеленым и красным флажком регулирует движение на улице. Мотоциклист, доехавший до улицы, если регулировщик показывает красный флажок, останавливается, но мотор не выключает – он ведет мяч на месте. Если регулировщик поднимает зеленый флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без остановки – провести мяч бегом. Движение по улице происходит в одном направлении.
|
«Вызов номеров» Цель: упражнять в ведении мяча, быстро реагировать на сигналы, воспитывать ответственность перед командой. Ход игры: Дети делятся на несколько команд по 4 – 5 человек. В команде дети рассчитываются по номерам и становятся в колонну друг за другом. Перед каждой колонной расставляют 5 – 6 булав на расстоянии 1 – 2 м одна за другой. Учитель называет номера (не по порядку). Вызванные дети начинают вести мяч, обводя первую булаву справа, вторую слева и Т.д., а последнюю обегают бегом и возвращаются. Выигрывает команда, уронившая меньше булав.
| «Мяч через сетку» Цель: упражнять в бросании и ловле мяча, развивать внимательность, ловкость. Ход игры: Между гимнастическими стойками протягивается сетка (веревка). По обе стороны веревки на расстоянии 1 м от нее проводят линии. Группы детей по 4-6 человек с каждой стороны ставятся на линии друг против друга. Один из детей получает мяч. По сигналу «Начинай», он бросает мяч ребенку, стоящему напротив, тот перебрасывает стоящему рядом и т.д. Когда мяч дойдет до последнего, воспитатель отмечает, какие ошибки были у одной и другой команды. 3. |
«Веселый волейбол» Цель: Упражнять в перебрасывании мяча через сетку, развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию, Ход игры: Играющие делятся на две команды. Команды размещаются на разных сторонах площадки. Посередине площадки натягивается сетка или шнур. У каждого играющего в руках мяч. По сигналу педагога дети перебрасывают мячи правой и левой рукой через сетку или шнур. После второго сигнала прекращается перебрасывание мячей и подсчитывается количество мячей на игровом поле у обеих команд. У кого меньше мячей, та команда победила. Перебрасывать мячи через верх шнура, после сигнала закончить перебрасывать мячи | «Защита укрепления» Цель: упражнять в метании мяча правой и левой рукой, развивать глазомер, ориентировку в пространстве Ход игры: В центре зала чертят круг. Играющие равномерно располагаются за его линией. В центре круга устанавливают «укрепление» - три связанные между собой гимнастические палки. Выбирается водящий, который встаёт рядом с «укреплением». По сигналу играющие стараются попасть мячом в «укрепление». Водящий мешает этому. Игрок, который попадёт в цель, меняется местом с водящим. Бросать мяч нужно не заходя за линию круга; водящий не имеет права держать руками «укрепление»; менять водящего следует только после того, как будет сбито «укрепление» |
«Выбей мяч» Цель: развивать ловкость, быстроту. Ход игры: Играющие встают в круг. Водящий с мячом становится середину круга. Ударяя ногой по мячу, он старается выбить его за пределы круга. Игроки стараются задержать мяч, подставляя любую часть тела, кроме рук, и не давая мячу вылететь из круга. Если игроки перехватят мяч, они начинают перекатывать его между собой. В этом случае задача водящего — отнять мяч у стоящих по кругу и снова сделать попытку выбить его за пределы круга. Если водящему это удалось, то на его место идет тот игрок, который пропустил мяч с правой стороны от себя. Следует условиться, что мяч считается правильно выбитым в том случае, если он пролетел не выше колен играющих. | «Перебежчик». Цель: упражнять в метании мяча, быстром беге, развивать ловкость, внимательность, быстроту. Ход игры: На расстоянии 4—5 м необходимо выложить игрушки (или любые предметы) друг напротив друга. Перед ребенком стоит задача — перебегать от одного предмета к другому с одной стороны на другую. Водящий стоит в «коридоре» между игрушками и должен попасть в «перебежчика» мячом. Если водящий попал, то игроки меняются ролями. |
«Зевака» Цель: упражнять в бросании и ловле мяча, развивать внимание, координацию движений, ловкость, воспитывать интерес к подвижным играм. Ход игры: Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и выполняет любое упражнение с мячом. Правила: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнительное задание. | « Штандр» Цель: упражнять в ловле мяча, развивать ловкость, внимательность, быстроту. Ход игры: Игроки образуют круг. Водящий берет мяч и встает в центр круга. Водящий подкидывает мячик высоко вверх и называет имя любого игрока из круга. Названный игрок должен попытаться поймать мяч. Если ему это удалось, игрок становится новым водящим, а бывший водящий занимает его место в кругу. Если игрок не успел поймать мяч и он упал, коснувшись земли, все игроки разбегаются в разные стороны до тех пор пока игрок не поднимет мячик и не крикнет «Штандер!» После этого все игроки замирают, и игрок, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в любого игрока. Если ему это удалось, осаленый игрок становится новым водящим. |
«Вышибалы» Цель: упражнять в бросании мяча и попадании в цель. Ход игры: Два «вышибалы» становятся на противоположных концах площадки. Остальные ребята выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к тому «вышибале» у которого мяч. «Вышибала» кидает его в любого игрока из шеренги, если ему это удается, то игрок выбывает из игры. Если мяч поймает кто-то из игроков, то он получает дополнительное очко и может вернуть выбывшего ранее игрока или сохранить свою жизнь в случае попадания в него. Игрок, пытавшийся, но не поймавший мяч считается выбывшим. Два последних игрока становятся «вышибалами». | «Старые лапти» Цель: упражнять в прокатывании мяча, метании и попадании в цель, развивать ловкость, быстроту Ход игры: На одной стороне площадки проводят черту-это город, где находятся все играющие. Пространство за городом- игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатится, тому водить. Водящий берёт мяч и ждёт, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнётся, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Осаленный становиться водящим. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)
Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:
Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"
Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)
В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)
В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....
