"Развитие речи дошкольников посредством физического развития" из опыта работы
статья по физкультуре
Для решения этой проблемы я сформулировала следующие задачи:
1. Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника.
2. Привлечь к совместному сотрудничеству родителей, воспитателей и педагогов ДОУ через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.79 КБ | |
| 514.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников
посредством физического развития
2 слайд - Всем известно, что движение - это жизнь. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Прямая зависимость между двигательной деятельностью детей и развитием речи изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
3 слайд - Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
4 слайд - Как сделать правильно так, чтобы двигательная активность стала не только полезной для здоровья ребенка, но и способствовала развитию его речи?
Для решения этой проблемы я сформулировала следующие задачи:
1. Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника.
2. Привлечь к совместному сотрудничеству родителей, воспитателей и педагогов ДОУ через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.
Положительные результаты в решении задач по речевому развитию дошкольников достигаются при использовании разнообразных форм двигательной деятельности. Работа по обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников.
5 слайд - Наиболее эффективными формами двигательной деятельности, способствующими пополнению словарного запаса ребёнка и развитию его речи являются: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и т.д.
Во время двигательной деятельности дети вместе с педагогом проговаривают стихи, кричалки, считалки. Это помогает ребятам легко запоминать упражнения, развивать речь, чётко и выразительно проговаривать предложения. Освоению каждого действия способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме. Зная, что дети дошкольного возраста подражают взрослым, текст проговаривается эмоционально, выразительно, громко и чётко. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами
6 слайд - Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников во время двигательной активности:
7 слайд - Речь инструктора (воспитателя)
Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или педагог четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов: например: звонИт, но не звОнит, вОду, но не водУ, клади, а не «ложи» и др.
8 слайд - Неотъемлемой частью образовательной деятельности является физкультминутка, которую организовывают не только для снятия физического и умственного напряжения, но и для развития речи у детей. Особенно эффективна методика проведения «Расскажем стихотворение руками». Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их, мысленно превращаясь в различных животных, птиц, сказочных героев.
С развитием речи особенно тесно связано развитие мелкой моторики. Движения рук, упражнения для пальцев являются хорошим стимулом для развития и совершенствования речи ребёнка. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Поэтому для повышения уровня речевого развития ребенка, использую на занятиях и в играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемый «пальчиковый игротренинг». Что включает в себя “Пальчиковый игротренинг” вы видите на экране. 9 слайд
- Игры с пальчиками.
- Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
- Пальчиковые игры со скороговорками.
- Пальчиковые игры со стихами.
- Пальчиковый алфавит.
- Пальчиковый театр.
- Театр теней.
Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей дошкольного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.
Примеры пальчиковых игр: «Муха»
На паркете восемь мух
Польку танцевали,
(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)
Увидали паука – в обморок упали!
(роняют руки на колени ладошками вверх).
«Лепёшки»
Тошки-тошки-тошки!
Испечём лепёшки!
(дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)
Дрожжи, сахар, соль, яйцо
(загибают пальцы одной руки)
И парное молоко,
Муку положили, тесто замесили
(«посыпают», мелко перебирают пальцами,сжимают и разжимают кулачки)
Тошки-тошки-тошки!
Напекли лепёшки!
(«пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).
10 слайд – Считалки, зазывалки, речёвки, девизы.
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Примеры считалок:
Шёл утёнок по дорожке,
Видит он – лежат сапожки.
Стал сапожки он носить,
Выходи, тебе водить.
***
Ёжик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе водить опять!
Примеры зазывалок:
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю!
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
Приглашаю детвору
На веселую игру!
А кого не примем-
За уши поднимем!
Речёвка - небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.
Девиз - короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.
11 слайд - Объяснение правил игры
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю), а за тем, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
12 слайд - Прогулка - это событие, которого ждут с нетерпением дети. На прогулке организуют подвижные игры. Чтобы игра стала более интересной и способствовала развитию речи, включают в неё песни, считалки, детские стихи, стихи собственного сочинения. Большой популярностью у ребят пользуются речевые подвижные игры. В основе такого рода игр лежит импровизация движений. Для лёгкого запоминания обычно выбирают стихотворения с сюжетной линией. Тексты для спортивных и речевых игр учат с ребятами в свободное время, часто поручают это ответственное задание родителям. Дети с удовольствием изображают и проговаривают то, о чём говорит педагог. В речевой игре ребята развивают не только речь, но и воображение, мышление память. Каждый ребёнок выражает свои чувства, эмоции, отношение к происходящему.
Например: Игра с мячом «Мой веселый звонкий мяч».
Игра «Брось-назови!»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов. Умение различать родовые и видовые понятия.
Пояснение: Фрукты: апельсин, киви, манго….
Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….
Города: Таллин, Москва, Рига…
Звуки животных: кошка - «мяу», ёжик-«фыр-фыр», воробей-«чик-чирик» и др.
Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.
На скакалке я скакала и ни капли не устала,
Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!
Таким образом, считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает двигательную активность полезной и увлекательной.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Движение – это жизнь»
Главная цель физического воспитания в детском саду - удовлетворение естественной биологической потребности дошкольников в движении. Развитие хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. На физкультурно-оздоровительных мероприятиях мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника . Привлечь к совместному сотрудничеству родителей, воспитателей и педагогов ДОУ через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.
Эффективные формы двигательной активности утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки , прогулки , гимнастика после дневного сна, подвижные игры
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников во время двигательной активности:
Речь педагога четко, логично и правильно излагать свои мысли особое внимание уделять правильности произношения слов
Физкультминутка Особенно эффективна методика проведения «Расскажем стихотворение руками »; «Пальчиковый игротренинг ».
Пальчиковый игротренинг Игры с пальчиками. Пальчиковые игры с палочками. Пальчиковые игры со скороговорками. Пальчиковые игры со стихами. Пальчиковый алфавит. Пальчиковый театр. Театр теней.
Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста. речёвки , девизы .
Объяснения правил игры Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю), а за тем, предложить это делать и самим детям.
Прогулка Подвижные игры: с мячом, с обручем, со скакалкой Тексты для спортивных и речевых игр учат с ребятами в свободное время, часто поручают это ответственное задание родителям.
Интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает двигательную активность полезной и увлекательной.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"
В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...
Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования» (из опыта работы)
Из опыта работы...

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"
Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...

ИКТ технологии в развитии речи дошкольников с ОВЗ: из опыта работы.
Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. Как отмечают многие авторы (Н. Ф. Тарловская, 3. А. Репина,. Л. С. Новоселова, Г. П. Петку и др...
