"Развитие речи дошкольников посредством физического развития" из опыта работы
статья по физкультуре

Щеглова Марина Васильевна

Для решения этой проблемы я сформулировала следующие задачи:

1. Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника.

2. Привлечь к совместному сотрудничеству родителей, воспитателей и педагогов ДОУ  через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.79 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx514.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников

посредством физического развития

2 слайд - Всем известно, что движение - это жизнь.  Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Прямая зависимость между двигательной деятельностью  детей и развитием речи изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

3 слайд - Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.

4 слайд - Как сделать правильно  так, чтобы  двигательная активность стала не только полезной для здоровья ребенка, но и способствовала развитию его речи?

Для решения этой проблемы я сформулировала следующие задачи:

1. Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника.

2. Привлечь к совместному сотрудничеству родителей, воспитателей и педагогов ДОУ  через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.

Положительные результаты в решении  задач по речевому развитию дошкольников достигаются при использовании разнообразных форм двигательной деятельности. Работа  по обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников.

5 слайд - Наиболее эффективными формами двигательной деятельности, способствующими пополнению словарного запаса ребёнка и развитию его речи являются: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и т.д.

Во время  двигательной деятельности дети вместе с  педагогом  проговаривают стихи, кричалки, считалки. Это помогает ребятам легко запоминать упражнения, развивать речь, чётко и выразительно проговаривать предложения. Освоению каждого действия  способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме. Зная, что дети дошкольного возраста подражают взрослым, текст проговаривается эмоционально, выразительно, громко и чётко. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами

6 слайд - Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников во время двигательной активности:

7 слайд -  Речь инструктора (воспитателя)

Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или педагог  четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов: например: звонИт, но не звОнит, вОду, но не водУ, клади, а не «ложи» и др.

8 слайд - Неотъемлемой частью образовательной деятельности является физкультминутка, которую  организовывают  не только для снятия физического и умственного напряжения, но и для развития речи у детей.  Особенно эффективна методика проведения  «Расскажем стихотворение руками».  Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя ихмысленно превращаясь в различных животных, птиц, сказочных героев.

 С развитием речи особенно тесно связано развитие мелкой моторики. Движения рук, упражнения для пальцев являются хорошим стимулом для развития и совершенствования речи ребёнка. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Поэтому для повышения уровня речевого развития ребенка, использую на занятиях и в играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемый «пальчиковый игротренинг». Что включает в себя “Пальчиковый игротренинг” вы видите на экране. 9 слайд

  1. Игры с пальчиками.
  2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
  3. Пальчиковые игры со скороговорками.
  4. Пальчиковые игры со стихами.
  5. Пальчиковый алфавит.
  6. Пальчиковый театр.
  7. Театр теней.

Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей дошкольного  возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.

Примеры пальчиковых игр: «Муха»

На паркете восемь мух

Польку танцевали,

(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)

Увидали паука – в обморок упали!

(роняют руки на колени ладошками вверх).

«Лепёшки»

Тошки-тошки-тошки!

Испечём лепёшки! 

(дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)

Дрожжи, сахар, соль, яйцо 

(загибают пальцы одной руки)

И парное молоко,

Муку положили, тесто замесили

(«посыпают», мелко перебирают пальцами,сжимают и разжимают кулачки)

Тошки-тошки-тошки!

Напекли лепёшки!

(«пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).

10 слайд – Считалки, зазывалки, речёвки, девизы.

Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.

Примеры считалок:

Шёл утёнок по дорожке,

Видит он – лежат сапожки.

Стал сапожки он носить,

Выходи, тебе водить.

***

Ёжик нёс на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе водить опять!

Примеры зазывалок:

Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю!

А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

Кто опоздает, в небо улетает.

Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем.

Приглашаю детвору

На веселую игру!

А кого не примем-

За уши поднимем!

Речёвка - небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.

Девиз - короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.

11 слайд - Объяснение правил игры

У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю), а за тем, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.

12 слайд - Прогулка - это событие, которого ждут с нетерпением дети. На прогулке  организуют  подвижные игры. Чтобы игра стала более интересной и способствовала развитию  речи, включают в неё песни, считалки, детские стихи, стихи собственного сочинения. Большой популярностью у ребят пользуются речевые подвижные игры. В основе такого рода игр лежит импровизация движений.  Для лёгкого запоминания обычно выбирают  стихотворения с сюжетной линией. Тексты для спортивных и речевых игр учат  с ребятами в свободное время, часто поручают это ответственное задание родителям. Дети с удовольствием изображают и проговаривают то, о чём говорит педагог. В речевой  игре ребята развивают не только речь, но и воображение, мышление память. Каждый ребёнок выражает свои чувства, эмоции, отношение к происходящему. 

Например: Игра с мячом «Мой веселый звонкий мяч».

Игра «Брось-назови!»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов. Умение различать родовые и видовые понятия.

Пояснение: Фрукты: апельсин, киви, манго….

Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….

Города: Таллин, Москва, Рига…

Звуки животных: кошка - «мяу», ёжик-«фыр-фыр», воробей-«чик-чирик» и др.

Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.

На скакалке я скакала и ни капли не устала,

Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!

Таким образом, считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает двигательную активность  полезной  и увлекательной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи дошкольников посредством физического развития» Подготовила: Щеглова М.В. – инструктор по физической культуре

Слайд 2

«Движение – это жизнь»

Слайд 3

Главная цель физического воспитания в детском саду - удовлетворение естественной биологической потребности дошкольников в движении. Развитие хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. На физкультурно-оздоровительных мероприятиях мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.

Слайд 4

Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника . Привлечь к совместному сотрудничеству родителей, воспитателей и педагогов ДОУ через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.

Слайд 5

Эффективные формы двигательной активности утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки , прогулки , гимнастика после дневного сна, подвижные игры

Слайд 6

Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников во время двигательной активности:

Слайд 7

Речь педагога четко, логично и правильно излагать свои мысли особое внимание уделять правильности произношения слов

Слайд 8

Физкультминутка Особенно эффективна методика проведения «Расскажем стихотворение руками »; «Пальчиковый игротренинг ».

Слайд 9

Пальчиковый игротренинг Игры с пальчиками. Пальчиковые игры с палочками. Пальчиковые игры со скороговорками. Пальчиковые игры со стихами. Пальчиковый алфавит. Пальчиковый театр. Театр теней.

Слайд 10

Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста. речёвки , девизы .

Слайд 11

Объяснения правил игры Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю), а за тем, предложить это делать и самим детям.

Слайд 12

Прогулка Подвижные игры: с мячом, с обручем, со скакалкой Тексты для спортивных и речевых игр учат с ребятами в свободное время, часто поручают это ответственное задание родителям.

Слайд 13

Интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает двигательную активность полезной и увлекательной.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"

В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...

Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...

ИКТ технологии в развитии речи дошкольников с ОВЗ: из опыта работы.

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. Как отмечают многие авторы (Н. Ф. Тарловская, 3. А. Репина,. Л. С. Новоселова, Г. П. Петку и др...