Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры
статья по физкультуре

Нейман Любовь  Павловна

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyman_lyubov_pavlovna_isn.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Нейман Любовь Павловна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №21 Калининского района

Санкт-Петербурга

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сензитивным (Сензитивный период (сензитивность) — (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, всякого рода) для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качеств. Среди многообразия качеств, формируемых в дошкольном возрасте, особое место занимают ценностное отношение к своему здоровью. Оно способствует полноценному развитию психических процессов человека, его адаптации в социуме и развитию физических качеств.

ФГОС ДО выделяет образовательную область «Физическое развитие», главной задачей которой является формирование у дошкольников двигательных навыков, физических качеств [2].

В современных источниках физические качества рассматриваются как интегральная характеристика двигательных возможностей человека, обусловленная его анатомо-морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями, т. е. это возможности, обусловленные сплавом врожденного и приобретенного [3].

Физическими качествами человека принято называть его отдельные возможности: быстроту, гибкость, силу, выносливость, ловкость. Их проявление в значительной мере зависит от антропометрических характеристик человека (рост, вес), способствует формированию спортивных умений [4].

Физические качества имеют большое значение для укрепление здоровья, физического совершенствования детей. Их развитие и совершенствование осуществляется разными путями. Но эффективнее усваиваются в подвижной игре.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. П. Ф. Лесгафт писал, что подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям[1].

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т. д.). Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.

Приведу примеры подвижных игр, которые использую для развития физических качеств у дошкольников.

Для развития ручной и локомоторной ловкости у дошкольников использую игры с лентами, шнурами («Кто скорее намотает шнур» «Кто скорее дойдёт до середины», а также эстафеты с предметами«Пробеги не задень» и др.

Развитию быстроты и ловкости способствует игра «Ловишка», которую использую часто, усложняя задания от игры к игре: как можно быстрее убежать от ловишки; включение в игру 2-3 ловишек. Средствами развития быстроты как двигательного качества, являются скоростные упражнения, поэтому я подбираю игры с бегом «Зайцы и волк»«Карась и щука», а также различные игры-эстафеты: «Два мороза»«Парный бег»«День и ночь», -«Пустое место»«Мышеловка» и другие.

Развитие у дошкольников способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без изменения её интенсивности (выносливость) происходит за счёт многократного повторения однообразных движений, увеличения времени игры или расстояния. С этой целью использую игры с непрерывной двигательной деятельностью«Волшебные скакалки» (кто продержится дольше других)«Найди пару» (играющие бегают по площадке, по сигналу «В пары»находят пары и выполняют движения, по сигналу «Побежали» снова разбегаются); «Совушка»«Лётчики» и др. В играх на развитие выносливости внимательно наблюдаю за состоянием детей, чтобы не допустить переутомления.

Развитию силы мышц способствуют следующие упражнения: набивной мяч, прыжки; игры на сопротивление «Кто сильнее»«Буйволы»; командные игры-эстафеты. Для проведения игр используются обручи, верёвки, мешочки с песком.

Для развития способности выполнять движения с большой амплитудой (гибкость) следует учитывать естественную гибкость и не злоупотреблять упражнениями на растягивание. Для развития гибкости использую подвижные игры: «Циркачи»«Передача мяча»«Змейка»«Туннель из обручей» и другие.

Следует отметить, что одна подвижная игра может использоваться как для развития быстроты и ловкости, так и для развития гибкости. Например, игра «Передача мяча». Дети стоят друг за другом на расстоянии шага и передают, наклоняясь, мяч над головой или между ног.

Для повышения эффективности подвижных игр провожу разъяснительные беседы о различном спортивном оборудовании.

Получить желаемый результат невозможно без помощи родителей. Поэтому организую совместные спортивные праздники и подвижные игры с родителями, выставки нестандартного оборудования.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНУЮ ИГРУ.

Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действ...

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сенситивным для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качес...

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игрыВ настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нуж...

Консультация для родителей на тему: "Влияние подвижных игр на всестороннее развитие дошкольников". Развитие физических качеств через подвижную игру

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка....

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры

Подвижная игра одно из важных средств, всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Её характерная особенность - это воздействие на организм и на все стороны личности ребенка; в игре одновреме...