Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста
проект по физкультуре (подготовительная группа)

Е.А. Алейникова

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста. Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.

Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_neyroigry.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 100 Невского района Санкт-Петербурга

Инновационные технологии.

«Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Автор: Мурова Е.А.

Инструктор по физической культуре.

Санкт-Петербург

2024

Название проекта: «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Автор: Инструктор по физической культуре

Мурова Елена Александровна

Продолжительность: долгосрочный 1 год,

Сентябрь 2024 -май 2025

Тип проекта: игровой

Тип проекта по количеству участников: групповой

Тип проекта по характеру участия ребенка в проекте: исполнитель

Участники проекта:

Дети, подготовительной к школе группы (6-7 лет), инструктор по физической культуре, воспитатели, родители.

Цель: Создание условий для формирований межполушарного взаимодействия посредством нейроигр, упражнений, продолжать повышать функциональные возможности уровня физической подготовленности детей.

Задачи.

Для детей:

Образовательные:

-научиться последовательно выполнять действия;

-научится контролировать взаимодействие ног и рук;

Развивающие:

-научиться работать в коллективе;

Воспитательные:

- Воспитывать морально – волевые качества: выдержку, уверенность в себе, чувство товарищества, настойчивость в достижении положительных результатов.

Для инструктора ФК:

-сформировать умение детей последовательно выполнять действия;

-развить пространственные представления;

-развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики;

-развит самоконтроль.

Для родителей: Во влечь родителей в детско-родительские отношения через совместное участие в проекте

Ожидаемые результаты:

Для детей:

научаться последовательно выполнять действия;

-научатся контролировать взаимодействие ног и рук;

-научаться работать в коллективе;

Для Инструктора ФК: Со стороны инструктора ФК предполагается совершенствование работы по укреплению здоровья, развитию движений, физическому и интеллектуальному развитию детей.

Для родителей: Активизируется роль семьи физическом воспитании дошкольников.

Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:

- должны быть задействованы не менее двух органов чувств;

- нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;

- следует менять привычные маршруты выполнения движения;

- необходимо выполнять упражнения регулярно.

Актуальность.

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста. Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.

Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников. Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.

Видение: Для лучшего результата наиболее эффективно будет ежедневное применение нейроигр детьми.

Этапы работы над проектом

этапы

деятельность инструктора по ФК

деятельность воспитателя

деятельность детей

деятельность родителей

1 этап -погружение в проект

-определение проблемы,

-выбор темы, постановка цели

- изучение литературы по теме

- мониторинг уровня представлений детей по данной теме

- поиск эффективных методов и приемов

- мотивация детей

- постановка задач для родителей, определение степени их участия в проекте

- разработка плана мероприятий и использования ИКТ технологий

-принятие темы и цели проекта

активизация своих знаний по теме проекта

-предложение своего плана поиска информации по теме проекта

включение в тему проекта,

-сбор информации

2 этап-основной-реализация проекта

создание картотеки ;

консультация для родителей ;

подбор иллюстраций «Какие бывают игры;

беседа с детьми «Игры, в которые я играю дома»;

- подвижные нейроигры и физические нейроупражнения в свободной деятельности детей;

- утренняя гимнастика с использованием нейроупражнений.

пополнить литературный уголок литературой по данной теме;

знакомство с

подвижными играми и физическими упражнениями;

консультация для родителей в папку «Нейроигры с детьми»

3 этап-заключительный

Презентация о проделанной работе.

Перспективный план

месяц

неделя

Упражнение, игра

сентябрь

1

Перевертыш

2

Речка- берег

3

Перевертыш

4

Речка-берег

октябрь

1

Червячок в яблочке

2

Отбей мяч

3

Червячок в яблочке

4

Отбей мяч

ноябрь

1

Падишах

2

В паре

3

Падишах

4

В паре

декабрь

1

Упор лежа

2

Бревнышко

3

Упор лежа

4

Бревнышко

январь

3

Нос, пол, потолок

4

Ухо, нос. хлопок

февраль

1

Веселые мячики

2

Передай обруч

3

Веселые мячики

4

Передай обруч

март

1

Передача мяча в парах

2

Светофор

3

Передача мяча в парах

4

Светофор

апрель

1

Крабик

2

Попробуй повтори

3

Крабик

4

Попробуй повтори

май

Повтореие изученных упражнений

Приложение.

Игры и упражнения.

Игра "Речка-берег"

Цель: игра позволяет научить ребенка справляться с импульсивностью, трудностями переключения, развивает избирательность реакций, внимания и речевую регуляцию деятельности.

Инструкция: нужна веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать "береговую линию". Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница. Участники стоят "на берегу" (по одну сторону веревочки). С другой стороны, "течет" река. Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит "речка!" – прыгать в речку, когда говорит "берег!" – на берег.

Вариант усложнения 1. Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например, "Речка! Берег! Речка! Речка!". На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом.

Вариант усложнения 2 (для продвинутых пользователей). Когда ребенок вполне освоится с первым вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок, можно перейти к варианту, развивающему избирательность внимания. Ведущий сообщает ребенку, что сейчас будет "обманывать его глазки" – говорить все правильно, а делать неправильно. После этого начинается как бы обычный вариант игры, когда первые несколько команд соответствуют тому, что делает ведущий. В какой-то момент ведущий делает "ошибку", например, говорит: "Берег!" – а прыгает в речку. Ребенок должен "отключить" свои глаза, а следовать только тому, что приходит через уши.

Упражнение «Червячок в яблочке»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Инструкция: Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

Игра «Падишах»

Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости. Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.

Инструкция: Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.

На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХ (руки перекрещиваются на груди), АХ (потом – хлопок по бедрам)

Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХ (руки перекрещиваются на груди), АХ (хлопок по бедрам)

Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХУ (руки перекрещиваются на груди), АХУ (хлопок по бедрам)

Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХУ (руки перекрещиваются на груди), АХУ (хлопок по бедрам)

Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХА (руки перекрещиваются на груди), АХА (хлопок по бедрам)

Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХА (руки перекрещиваются на груди), АХА (хлопок по бедрам).

Упражнение «Брёвнышко» - развивает пространственные представления схемы тела и координации движений; формируется чувство пространственной ориентации собственного тела относительно габаритов мата, ковра, зала и расстояния от края до края, от предмета к предмету.

Упражнения на координационной лестнице.

«Перевертыш»

На каждый прыжок поворот на 90 градусов. Круг в одну сторону, круг в другую.

«Отбей мяч»

На каждый шаг удар мячом сбоку от дорожки об пол в сторону отстающей ноги.

«Упор лежа»

Руки идут по клеткам. Шаг правой рукой и правой ногой, приставить левую руку и левую ногу.

«В паре»

Держась за руки, прыжки по диагонали. Дети по очереди находятся на дорожке.

Игра «Hoc — пол — потолок»

Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности

Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок,

затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый,

увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание.

Игра «Ухо – нос – хлопок»

Цель: Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.

Возраст: 4 – 7 лет.

Ход игры: «Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот».

Игра «Веселые мячики»

Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение

работать с группой, снятие напряжения.

Возраст: 5-7 лет

Ход игры: Дети встают в круг в руке у каждого маленького мяча. По

команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за

спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные вправо, влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп, заданный педагогом. Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего стихотворения или музыки.

Игра «Передай обруч»

Цель: развитие координации движений, последовательность действий,

развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 5-7 лет

Ход игры: Дети стоят в кругу взявшись за руки. Обруч надет на руки.

Нужно пролезть в обруч так, чтобы обруч оказался с другой стороны не расцепляя рук. Можно включить музыкальное сопровождение.

Игра «Передача мяча в парах»

Цель: способствовать развитию согласованности движений рук.

Описание игры: передавать мяч из своей правой руки в левую руку партнеру, одновременно принимая левой рукой его мяч.

Игра "Светофор"

Цель игры: Развитие внимания, концентрации и быстроты реакции.

Описание игры: Ведущий игры (педагог) становится "светофором" и показывает детям карточки разных цветов, имитируя сигналы светофора. Зеленый цвет означает "бег", желтый – "ходьба", красный – "стоп". Ведущий меняет карточки с разной скоростью и в случайном порядке. Дети должны мгновенно реагировать на сигналы, выполняя соответствующие действия. Вариацией игры может быть добавление синего цвета, который будет означать "прыгать на одной ноге" или любое другое упражнение на выбор педагога.

Упражнение «Крабик».

Упражнение, которое точно поможет проснуться, причем не только телу, но и мозгу. Ребенок становится на пол, опираясь на руки и ноги (но именно ступни, а не колени), и ходит на четвереньках. При этом движения прямо, вперед, назад, в сторону, как краб, слева направо и справа налево.

Упражнение «Попробуй повтори»

В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию.

Использование нейро-игр на занятиях физической культуры в детском саду открывает новые горизонты для развития детей. Эти игры не только увлекательны и захватывающие, но и оказывают положительное влияние на развитие моторики, координации движений, внимания, логики и командной работы. Нейро-игры могут быть успешно интегрированы в традиционные занятия физической культуры и стать одним из ключевых элементов современного дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»

Краткая аннотация.Данный проект ориентирован на применение нейроигр и упражнений, как средства всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.Введение.Федеральный государственный образоват...

Проект «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра, которая чрезвычайно многообразна по содержанию, характеру, организации, поэтому точная ее классификация затруднительная. В дошкольном...

Проект «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизаци...

Проект «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» «Нейроумки»

Проект«Использование нейроигр и упражненийв работе с детьми старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»«Нейроумки»Проект«Использование н...

Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр и упражнений заме...

Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Проект "Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...