Семинар-практикум для педагогов "Игры с мячом, как средство развития физических качеств у дошкольников"
методическая разработка по физкультуре
На первый взгляд игры с мячом могут показаться простыми, но при этом играют громадную роль для интеллектуального и физического развития. Можно сказать, что игры с мячом являются специальной гимнастикой для детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Игры с мячом, как средство развития физических качеств у дошкольников».
Цель: Систематизировать знания педагогов о значимости игр с мячом для развития физических качеств у дошкольников.
Задачи: познакомить с подвижными играми с мячом, настроить педагогов на активное использование мячей в игровой деятельности детей.
План:
- Роль игр с мячом, как средство развития физических качеств дошкольников.
- Демонстрация картотеки игр с мячом.
- Практическая часть.
Выступление:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада вас видеть на своем семинаре.
Круглый, мягкий, полосатый.
Нравится он всем ребятам.
Может долго он искать
И совсем не уставать.
На пол бросишь ты его-
Он подпрыгнет высоко.
Скучно не бывает с ним.
Мы играть в него хотим.
Догадались, что это за предмет. Правильно это мяч. И сегодня мы с вами поговорим о мячах и их пользе в жизни детей. Но сначала, я хочу у вас спросить у вас, как вы думаете, для чего нужны игры с мячом и что они развивают? (ответы).
Мяч –это интересная и удивительная игрушка, которая знакома почти каждому ребенку. Для ребенка, впервые увидевшего мяч, это предмет, который таит в себе много нового и неизведанного, это один из путей к познанию мира. Его цвет, материал, свойства и форма являются огромным потоком информации.
Ребенок не просто играет в мячик, он варьирует им: катает, берет, бросает, кладет, переносит, это развивает малыша не только физически, но и эмоционально. На первый взгляд игры с мячом они могут показаться простыми, но при этом играют громадную роль для интеллектуального и физического развития.
Игры с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы рук, мышцы плечевого пояса, способствуют развитию глазомера, меткости, участвуют в развитии физических качеств: быстроте, ловкости, выносливости, силе. Можно сказать, что игры с мячиком является специальной гимнастикой: у детей развивается умение удерживать мяч, схватывать его, перемещать в процессе бега, ходьбы или прыжков.
Знакомство детей со свойствами мяча, при выполнении различных действий (катание, бросание, бег за мячиком), обеспечивает активизацию всего организма, нагрузку на все мышечные группы (кистей, рук, ног, брюшного пресса, туловища).
А упражнения с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук, что способствуют развитию коры головного мозга и развитию речи. Так как нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга, от движения рук влияют на стимуляцию расположенных по соседству речевых зон и усиливают их активность.
Именно поэтому работа с мячом в физкультурно-оздоровительной работе с детьми занимает одно из главных мест. Основная задача - научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне. Умение ловить и бросать мяч, является основой для игр с мячом.
В разделе физического воспитания «От рождения и до школы» действия детей с мячом включены, начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.
В младших группах дети знакомятся с формой и свойствами мяча, учатся с ним играть, выполнять простые действия (брать, держать, катать, бросать).
В средних и старших группах мячи используются во всех частях занятия.
Дети выполняют общеразвивающие упражнения с мячами, упражняются в прокатывании мяча (друг другу, в воротики, сбивая кегли), в бросании (друг другу, в корзину), учатся бросать и ловить мяч. Возможности детей на пятом году жизни повышаются в связи с увеличением физической силы и развитием координации движений.
В старших группах навыки катания мячей получают дальнейшее развитие. Упражнения в ловле, бросании, отбивании мяча постепенно усложняются. Дети знакомятся с элементами спортивных игр: забрасывание мяча в баскетбольное кольцо, ведение мяча, передача друг другу различным способом, отбивание мяча одной, двумя руками на месте.
У детей седьмого года жизни совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Широко используются упражнения из «Школы мяча» (умение перебрасывать мяч друг другу двумя руками снизу, от груди, с отскоком от земли, бросание и ловля мяча с заданием). Совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой руками. Дети уже могут выполнять сложные упражнения с мячом, развивая ловкость и силу броска.
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений, так как дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. При активных действиях с мячом в работу включаются многие группы мышц, что способствует более интенсивной деятельности и развитию сердечно- сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме.
В работе с детьми можно и нужно использовать мячи разных размеров. Детям младшего возраста затруднительны действия с маленькими мячами, поэтому им следует давать в основном большие мячи. А вот дети постарше пользуются как большими, так и маленькими мячами в зависимости от характера упражнений. Дома взрослые должны чаще предоставлять ребенку возможность играть с мячом.
Дети любят игры с мячом, поэтому им надо дать возможность почувствовать природу мяча, проявить самостоятельность во время движения с мячом.
Формирование умений и навыков владения мячом – процесс длительный, требующий огромного количество повторений. Поэтому игра - это единственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на его развитие. Все задания с мячом малышам нужно давать в игровой форме («мячик играет», «мячик прыгает», «мячик отдыхает»). Старших дошкольников можно обучать уже играть в подвижные игры с мячом, соблюдать и выполнять правила, знакомить с элементами спортивных игр «Баскетбол», «Футбол», играть в игры соревновательного характера (игры-эстафеты). При выполнении упражнений с мячом педагог постоянно комментирует все действия и движения детей, помогает тем, у кого не получается; напоминает, что нужно быть более внимательным при перебрасывании мяча друг другу: тот, кто ловит, не стоит неподвижно на месте, а правильно рассчитывает полет и выполняет ловлю мяча. Техника передачи мяча усваивается детьми постепенно, поэтому не стоит их излишне торопить.
Очень важно поддерживать интерес детей к занятиям на протяжении всего времени и даже тогда, когда делаются замечания по совершенствованию движений.
А теперь мы переходим к практической части нашего семинара. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Давайте представим, что мы маленькие дети, а дети очень любят играть .
«Передай мяч»
Цель: закреплять быструю передачу мяча по кругу.
Ход игры: Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется 4-5 раз, после чего отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.
«Горячая картошка»
Цель: закреплять передачу мяча по кругу.
Ход игры: Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети передают мяч друг другу. Как только музыка остановится, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 игрока-победителя.
«Веселый мячик»
Цель: закреплять передачу мяча по кругу.
Ход игры: Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося:
Ты беги, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Тот подпрыгивает сам!
Тот, у кого на слово «сам» оказывается мяч, начинает подпрыгивать, а дети сопровождают его прыжки словами: «Раз, два, три!» Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше. Для усложнения игры можно предложить детям, передавая мяч, шагать на месте и проговаривать слова.
«Ловишка с мячом» для детей 6-7 лет
Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, меткость, глазомер.
Ход игры. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося:
Раз, два, три — мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять — бросай, кто умеет.
Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.
Правила: мяч бросать, целясь в ноги.
«Кого назвали, тот и ловит мяч» для детей 6-7 лет
Цель. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал.
Ход игры. Дети ходят или бегают по площадке. Взрослый держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.
«Сторожа»
Цель: развивать внимание, меткость, глазомер.
Ход игры: Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага ребенка. У всех игроков маленькие мячики. В середине круга построен город (кегли, расставленные на расстоянии, чтобы между ними мог пройти маленький мяч). Городок охраняют три сторожа (выбранные считалкой). Игроки, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто, прокатывая мяч, собьет кеглю, встает на место сторожа.
Правила игры: Мяч игроки должны только прокатывать. Нельзя пропускать отбитый сторожем мяч за круг, тот, кто пропустил мяч, выходит из игры. Сторожам разрешается, защищая город, переходить с одной стороны на другую. Сторож задерживает и отбивает мяч только ногой.
«Мяч в круге»
Цель: развитие координации движений, ловкости, умения работать в команде.
Ход игры: На земле чертится круг не менее 5 метров.
Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Водящий стоит в центре и старается выбить ногой из круга большой мяч. Игроки задерживают мяч ногами, не давая ему вылететь из круга. Задержанный мяч они могут передавать друг другу, не сходя со своего места и не прикасаясь к нему руками. Если водящему удаётся выбить мяч из круга, начинает водить тот, кто пропустил мяч с правой стороны от себя.
«Охотники и звери»
Цель: развитие скоростных качеств, ориентировки в пространстве, глазомер.
Ход игры: На площадке обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» — бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.
Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.
«Воевода»
Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.
Ход игры: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:
Катится яблоко в круг хоровода,
Кто его поднял, тот воевода...
Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:
Я сегодня воевода.
Я бегу из хоровода.
Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:
Раз, два, не воронь.
И беги как огонь!
Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.
«Играй, играй, мяч не теряй!»
Цель. Формировать навыки владения мячом, ловкость, мелкую моторику рук.
Ход игры: Дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх.
Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.
Наш семинар подошел к концу. И в заключение хотелось бы сказать несколько слов:
Дети любят игры с мячами, особенно яркими и прыгучими. Он, как магнит, притягивает их к себе. И чем раньше ребенок возьмет в руки мяч, тем быстрее и проще будет проходить его развитие.
А задача педагога, развивать у детей интерес к играм, способствовать развитию физических качеств, научить играть с мячом.
Литература:
Э.Й. Адашкявичене: «Спортивные игры и упражнения в детском саду». –Просвещение, 1992г.
Е.Н. Вавилова: « Учите бегать, прыгать, лазать, метать». - М.: Просвещение, 1983г.
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Подвижные игры народов севера, как средство развития физических качеств старших дошкольников"
МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах» ПРОЕКТ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» Составител...

Опыт инновационной педагогической деятельности по теме самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств старших дошкольников»
Пути совершенствования физических качеств у детей старшего возраста в процессе организации подвижных игр...
Семинар- практикум для педагогов на тему «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольника»
В семнаре- практикуме раскрывается роль подвижной игры в развитии и воспитании основных движений у детей младшего дошкольного возраста. Даются краткие рекомендации по подготовке к игре её органи...

Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников
Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников...

Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников
Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольников с задержкой психического развития.
Из опыта работы по развитию физических качеств дошкольников с ОВЗ псредством подвижных игр....
Семинар - практикум для воспитателей "Игры с мячом как средство развития лексико - грамматической стороны речи у детей"
Грамматичес строй речи - это умение изменять и образовывать слова, а также правильно согласовывать их в словосочетаниях и в предложениях. Применение речевых игр с мячом в моей практической работе с де...
