Методическая разработка «Значение физкультминуток в развитии дошкольников»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Методическая разработка «Значение физкультминуток в развитии дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_fizkultminutok_v_razvitii_doshkolnikov.odt44.87 КБ

Предварительный просмотр:

                               Методическая разработка

                                          на тему            

   «Значение физкультминуток в развитии дошкольников»

Аннотация: В данной статье освещается вопрос о значении физкультминуток в развитии дошкольников. Физкультминутки на занятиях благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение.

Ключевые слова: физкультминутки, физическое развитие, развитие детей, игровой метод, процесс обучения, здоровье детей.

Воспитывать детей физически совершенными — значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными. Для решения задач улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания.

Двигательные действия, совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Способствуя удовлетворению потребности ребенка в движении, они одновременно и развивают его. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего.

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут. Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно- имитационного характера - как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т. д. Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения. Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультурных минутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5-8. И физические упражнения, и игры должны быть детям хорошо знакомы. Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном материале, включая в них упражнения, знакомые детям, или упражнения, способствующие подготовке нового двигательного действия. Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольником, обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз - активный отдых. Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки.

Детям можно предложить упражнения с такими пособиями, как флажки, погремушки, кубики. Интересны упражнения с флажками, кубиками, ленточками, палками, круговой веревкой, обручами. Дети старшего возраста должны уметь выполнять упражнения с обручами, мячами разного размера, скакалками, ленточками и др. Прежде всего, важно, чтобы дети принимали правильное исходное положение. Дошкольникам младшего возраста удобное исходное положение для ног - стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Такая стойка будет обеспечивать устойчивое положение и способствовать равномерному распределению тяжести тела. Для детей старшего возраста можно использовать разные исходные положения для ног при выполнении упражнений.

Приседание, поднимание и отведение ног выполняется из исходного положения ноги вместе. Выполняя упражнения для туловища, используется исходное положение - ноги слегка расставлены, на ширине плеч, ноги вместе. Исходное положение для рук - руки вниз, отведены назад, за спину, на поясе, руки в стороны, вверх, за голову, перед грудью, к плечам. Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук Пш ш-ш: как шипят гуси, как - сдувается лопнувший шарик и т. д.

На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно.

Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

Заключение: Физкультминутки для дошкольников - это метод воспитательно-оздоровительной работы, влекущий за собой:

 ∙ Повышение двигательной активности ребенка, а, следовательно, укрепление здоровья.

 ∙ Возможность постижения большего объема материала за счет повышения качества внимания после проведения упражнений.

∙ Создание и закрепление комфортной атмосферы на занятиях, способствованию сближения коллектива.

∙ Формирование и развитие творческого потенциала детей.

Список литературы:

1. И. Е. Аверина «Физкультурные минутки в детском саду», Айрис — пресс, 2009 г.

2. В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», Москва 2005

                              Рахматулина Альбина Куандыковна 2025 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия по познавательному развитию дошкольников

Целью работы является выявление оптимальных средств и способов деятельности с детьми по познавательному развитию....

Методическая разработка"Значение физкультминуток для дошкольников"

Значение физкультминуток  для дошкольников...

Методическая разработка "ТРИЗ и творческое развитие дошкольников"

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, креативность....

Методическая разработка "Лэпбук-современное средство развития дошкольников"

Методическая разработка "Лэпбук-современное средство развития дошкольников". Лэпбук К. И. Чуковский.Аннотация:Дидактическое пособие «Лэпбук К. И. Чуковский» представляет собой ка...

Методическая разработка "Мнемотехника - технология речевого развития дошкольников"

Методическая разработка учителя-логопеда для развития монологической речи...

Методическая разработка. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста.

Широкий круг образовательно-воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению....

Методическая разработка. Значение физической активности для дошкольников.

Рекомендации для родителей.Значение физической активности для дошкольников.В дошкольный период активно закладываются основы физического и психическогоздоровья. Поэтому так важно уделять внимание гармо...