Консультация для педагогов «Подвижные игры В детском саду»
консультация по физкультуре

Комарова Ольга Владимировна

ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

Переоценить значение подвижных игр в жизни детей нельзя.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.

  • Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы;
  • совершенствует движения, развивает их координацию;
  • формирует быстроту, силу, выносливость;
  • учит детей действовать в соответствии с правилами;
  •  осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, развивает мышление, воображение;
  • пополняет словарный запас и обогащает речь детей; учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям; формирует честность, справедливость, дисциплинированность;
  • учит дружить, сопереживать, помогать друг другу;
  • развивает чувство ритма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад № 145

620072, г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, 9, а.

Консультация для педагогов

«Подвижные игры

В детском саду»

           

Подготовил:

Инструктор по ФК,

Комарова О.В.

Екатеринбург, 2024 г.

 

ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

Переоценить значение подвижных игр в жизни детей нельзя.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.

  • Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы;
  • совершенствует движения, развивает их координацию;
  • формирует быстроту, силу, выносливость;
  • учит детей действовать в соответствии с правилами;
  •  осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, развивает мышление, воображение;
  • пополняет словарный запас и обогащает речь детей; учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям; формирует честность, справедливость, дисциплинированность;
  • учит дружить, сопереживать, помогать друг другу;
  • развивает чувство ритма.

КЛАССИФИКАЦИЯ

По возрасту: Для младшей, средней и старшей возрастных групп

По видам движений: с ходьбой, прыжками, бегом, с элементами лазания, метания.

По степени подвижности: Игры малой, средней и высокой подвижности.

По форме организации: Линейные, круговые, врассыпную.

По содержанию: Сюжетные («Зайцы и волк», «Медведь и пчелы»), бессюжетные («Найди себе пару»), хороводные, игры – аттракционы, игры-забавы («Коза рогатая»), народные игры.

По пособиям, использующимся в игре: Игры с мячом, лентам, обручами и т. д

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

  1. Принцип систематичности.
  2. Принцип постепенности.
  3. Принцип доступности.
  4. Принцип учета возрастного развития.
  5. Принцип чередования нагрузки.
  6. Принцип наглядности.
  7. Принцип индивидуальности.
  8. Принцип сознательности и активности.  

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ   ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УЛИЦЕ.

Подвижные игры широко используются в детском саду. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей. Их состоянием здоровья, подготовленностью. При подборе игр важно учитывать время года, погодные условия, и место проведения.

ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГР.

- При подборе игр надо учитывать подготовленность группы детей. В начале года (осенью) целесообразно проводить игры с более простым сюжетом и содержанием, с менее сложным сюжетом.

- Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует данному сезону. Например, зимой «Два мороза», «Сбей колпак со снежной бабы». В холодную и сырую погоду не следует планировать игры с речитативом и пением (с целью охраны голосового аппарата).

- Чтобы закреплять у детей двигательные навыки и развивать физические качества, полезно повторять игры в течение всего года в определенной последовательности. Усложняя движения и правила. Например, если игра «Ловишки» проводится первый раз, воспитатель проверяет, усвоили ли дети правила. Во второй раз можно использовать игру как средство для развития быстроты. Для этого ставится задача – как можно быстрее убежать от «ловишки». Здесь нужна большая площадка. При третьем повторении может быть выдвинута новая задача – развивать у детей ловкость. Игра проводится на ограниченной площадке. Чтобы увернуться от «ловишки» детям придется «уворачиваться» и проявлять ловкость. Кроме того,. Могут быть выбраны 2-3 «ловишки».

- Подбирая игры, воспитатель учитывает предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. Желательно, чтобы их было две: первая игра с большой нагрузкой («Белки в лесу»), вторая – более спокойная («Делай, как я»). После физкультурных и музыкальных занятий – игры средней подвижности («Охотники и зайцы», «Попади в обруч») и проводить их нужно в середине и конце прогулки.

-   На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера. Это позволит обеспечить разностороннее развитие детей.

- Маленьким детям одну и ту же игру при разучивании нужно повторять 3-4 раза в неделю. В средней и старшей группах достаточно 2-3 повторений. Однако, спустя некоторое время надо снова планировать эти игры, чтобы с их помощью закреплять двигательные навыки и развивать физические качества.

- В течение года проводится 10-15 игр. Слишком большое количество игр требует много времени на разучивание и затрудняет их повторение.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

      Организуются элементарные сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или движения при непосредственном участии воспитателя (все дети – птицы, воспитатель – птица-мама). В играх типа «Прятки» главную роль играет воспитатель (ищет детей). Постепенно дети переходят к выполнению индивидуальных ролей (все дети – птицы, 1-2 ребенка – автомобили). Количество ролей в играх незначительно (1-2). Правила просты, они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнению правил сводится к действиям по сигналу (на один сигнал – выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места). Игры часто сопровождаются словами- стихами, речитативом. Которые раскрывают содержание игры, объясняют, какое движение и как надо выполнять, служат сигналом для начала и окончания игры.

       Объясняя игру, важно правильно разместить детей (в круг). Всё объяснение идет в ходе самой игры. Оно должно быть выразительным, эмоциональным. Не прерывая игры, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. Объяснение сюжетных игр часто проводится показом: как выезжает автомобиль. Прыгает зайчик, летает воробушек.

       Чем меньше дети, тем активнее проявляет себя воспитатель. Он берет на себя исполнение главной роли (Кот в игре «Воробушки и кот»). И только когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Продолжительность игры – 5 минут.

       Игру всегда организует воспитатель.

       Итог игры должен быть всегда оптимистичным и коротким. Малышей обязательно надо похвалить.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.

        Разметить площадку для игры можно заранее или во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры. Иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

        Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Вначале воспитатель выполняет главную роль сам, а затем передает её детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Участие в игре воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление и повышает интерес.        

        Воспитатель объясняет правила, подаёт звуковые или зрительные сигналы к началу игры (удар в бубен, хлопки в ладоши, взмах флажком…) Воспитатель дает указания, оценивает действия и поведение детей, подсказывает как целесообразнее выполнять движение (изменять направление, незаметно проскочить мимо «ловишки», быстро остановиться), регулирует физическую нагрузку.

        Итог игры короткий: надо отметить детей, которые проявили ловкость, быстроту и похвалить всех детей.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

         Желательна такая последовательность:

  • Назвать игру и её замысел
  • Кратко изложить содержание
  • Подчеркнуть правила
  • Напомнить движения (если нужно)
  • Распределить роли
  • Раздать атрибуты
  • Разместить играющих на площадке
  • Начать игровые действия.

Если игра знакома детям, то можно вспомнить с ними отдельные важные моменты. Если игра сложная, то рекомендуется сначала объяснить главное. А затем по ходу игры все детали. Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы воспитателя. Ведущая роль – всегда соблазн. Вы бор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, что ребенок выполнит важное поручение. Выбор должен быть обязательно мотивирован (например, «Дети, пусть первым «ловишкой» будет Ваня. У него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?»). Часто используются считалки, можно использовать загадки (кто первый отгадал – тот и водит). Можно выбирать при помощи «волшебной стрелки», по жребию, поощрение («Какая Света молодчина – и от волка увернулась, и Катю выручила. Теперь она будет волком»).

Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда участвует в игре, если требуется соответствующее число играющих («Третий лишний»). Делает замечание нарушившему правила, подает сигналы…

Итог игры: отмечают тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называют нарушителей правил. К обсуждению проведённой игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил и движений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подвижные игры"

В данной консультации говориться о значимости подвижной игры в жизни ребенка....

Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"

Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...

Консультация для педагогов «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»

Консультация для педагогов «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»...

Консультация для педагогов "Подвижные игры в зимний период".

Материал содержит советы воспитателям о подвижных играх в зимний период, а также картотека зимних игр....

Консультация для педагогов "Подвижные игры в детском саду"

Консультация расскажет о том. как организовать подвижные игры в детском саду....

Консультация для педагогов «Подвижная игра как средство формирования детских взаимоотношений»

Консультация по теме «Подвижная игра как средство формирования детских взаимоотношений» на основе личного опыта работы....