Картотека игр для дошкольного возраста.
картотека по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Казанцева Александра Станиславовна

 Спортивные игры  способствуют развитию двигательных навыков, координации, учат детей взаимодействовать в команде, соблюдать правила, развивают коммуникационные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_doshkolnikov.docx64.96 КБ

Предварительный просмотр:

Составил инструктор по ФК:

Казанцева Александра Станиславовна.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу педагога.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или скамейках. Педагог говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик! Дождик! Надо нам собираться по домам!" они бегут на свои места. Когда педагог снова произносит: "Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.

«Мыши и кот»

Цель: обручать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу.

Ход игры: Дети сидят на скамейках. Это мыши в норках. В противоположной стороне площадки сидит кот, роль которого исполняет педагог. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всему залу. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

Усложнение:  на роль кота выбирается ребенок.

«Лиса и куры»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: на одной стороне зала находится курятник (можно использовать скамейки). На насесте сидят куры. На другой стороне – нора лисы. По сигналу куры спрыгивают с насестов и свободно передвигаются по свободному пространству. Со словами «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в сою нору. Когда водящий поймает 2-3 кур, выбирается другой ловишка.

«Автомобили»
Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную.

Ход игры: каждый играющий получает руль. По сигналу водящего (поднят зеленый флажок) дети разбегаются в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется.

«Заинька»

Педагог и дети поют песенку и показывает детям движения.

Заинька, топни ножкой,        
Серенький, топни ножкой,
Вот так топни ножкой!
Вот так топни ножкой!  
(Дети топают ножками, руки на поясе.)

Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так бей в ладоши! 
(2 раза)
(Дети хлопают в ладоши.)
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так повернись! 
(2 раза)
(Дети поворачиваются 1–2 раза.Руки на поясе.)

Заинька, попляши
Серенький, попляши,
Вот так попляши! 
(2 раза)
(Дети подпрыгивают на двух ногах кто как может).

Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так поклонись! 
(2 раза)
(Дети наклоняются, разводя руки в стороны.)

«Зайка серый умывается»

Цель: повышение уверенности детей в себе.

Все играющие образуют круг. Выбранный ребенок-зайка, становится в середину. Дети произносят:

Зайка серый умывается, 
Видно, в гости собирается. 
Вымыл носик, 
Вымыл ротик,
Вымыл ухо, 
Вытер сухо!

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется на середину круга.  
                               

                                                    «Лохматый пес»
Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.

Ход игры: дети стоят на одной стороне зала. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят( на носочках, на пяточках, с высоким поднятием колен) к нему со словами

Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,   и  посмотрим, что же будет!

После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети убегают, а пес старается их поймать.  

«Кот и мыши»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации.

Ход игры: с одной стороны зала огораживается участок – это дом мышей (высота 50 см.).на другой стороне зала дом кота. Педагог говорит:

Кот мышей сторожит, притворился будто спит!
Дети проползают под рейками(натянутой веревкой) и бегают.

Педагог приговаривает:

Тише, мыши, не шумите.
И кота не разбудите!

Дети бегают легко и бесшумно. Со словами «Кот проснулся», ребенок изображающий кота бежит за мышами. Дети не подлезают под рейки, а вбегают в норки через неогороженную часть.    

У медведя во бору»
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит 
И на нас рычит.

Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

«Цветные автомобили»
Цель: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию

Ход игры: дети размещаются по краям зала, они – автомобили. Каждому свой цветной круг.

Педагог в центре зала, в руках у него три цветных флажка(круга). Он поднимает один, дети, имеющие круг этого цвета разбегаются по залу в разных направлениях. Когда педагог опускает флажок, дети останавливаются. Педагог  поднимает флажок (круг) другого цвета и т.д.

                              «Где звенит колокольчик?»
Цель: слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети стоят в кругу, у одного из них колокольчик.В середине круга стоит ребенок, с завязанными глазами, ему  предлагают послушать, где звенит колокольчик и найти его. Ребенок  поворачивается и идет на звук. Звонить в колокольчик нужно сначала громко, затем понижать звук.

«Воробушки и автомобиль»
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.

Ход игры: дети сидят на скамейках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – педагог (ребенок с рулем). Он изображает автомобиль. После слов педагога «Воробышки полетели» дети поднимаются со скамьи, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу педагога «Автомобиль», дети убегают на свои места. Педагог  (ребенок с рулем) догоняет детей

После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

«Огуречик…огуречик…»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: на одном конце зала – педагог, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Педагог говорит:

Огуречик, огуречик

не ходи на тот

конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Педагог произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.    

«Наседка и цыплята»
Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не  задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.

Ход игры:дети изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезая под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали ее.

«Самолеты» 
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры: перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Педагог говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

«Пузырь»
Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.

Ход игры: дети вместе с педагогом, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.
Оставайся такой да не лопайся.

Играющие в соответствии с текстом отходят назад держась за руки до тех пор, пока педагог не скажет «Лопнул пузырь!». Тогда играющие приседают на корточки и говорят «Хлоп!». И идут в цент круга со звуком «ш-ш-ш». Затем снова становятся в круг.    

Составил инструктор по ФК

Казанцева Александра Станиславовна

                                                 «Воробей»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры : Дети прыгают на двух ногах, на краю зала «кот»- ребенок:  

Воробей воду пьет, скачет у колодца,                            прыжки на двух ногах

А за ним рыжий кот из кустов крадется.

Воробей, не зевай, в луже не купайся,                        

   грозят пальчиком

Ты скорей улетай, от кота спасайся.                                Убегают от кота.

                                   

                                                   «Гуси-лебеди»
 

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.

Ход игры: на одном краю зала( площадки) обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.

Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га-га-га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да-да-да!
Пастух: Так летите.
Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите! Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойменных.

«Птицелов»
Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.

Ход игры: играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод

Во лесу в лесочке, 
На зеленом дубочке
Птички весело поют. 
Ах, птицелов идет, 
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице.

Водящий должен угадать имя игрока и птицу.

«Рыболов»
Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать умение действовать по правилам.

Ход игры: игроки делятся на две группы. Одни становятся напротив других на расстоянии нескольких шагов.

 Одна группа – рыболовы, вторая – рыбы. В начале игры у них происходит разговор:

- Что вы вяжете? (рыбы)
- Невод. (рыбаки имитируют движения)
- Что вы будете ловить?
- Рыбу.
- Какую?
- Щуку.
- Ловите.

Рыбы поворачиваются и бегут до черты. Рыбаки стараются выловить как можно больше рыбы.

«Коршун и птенчики»

Цель: Улучшать быстроту реакции, формировать согласованность двигательных действий.

Ход игры: Дети –«птенчики» сидят в «гнездышках» (на гимнастической скамейке). Ведущий – «коршун» располагается на дереве (стуле) на некотором расстоянии от них. Педагог предлагает «птенчикам»  полетать, поклевать зернышки. Дети выполняют ходьбу в рассыпную, не задевая друг друга, затем бег.По сигналу «»Коршун!» - «птенчики» быстро возвращаются в свои «гнездышки» (можно занимать любое свободное место), а «Коршун» старается поймать кого – либо из них.

«Поймай комара»

Цель: Совершенствовать скоростно  - силовые способности.

Ход игры: Играющие становятся в круг на расстоянии поднятых в стороны рук. Педагог находится в центре круга и вращает на расстоянии примерно 120 см. от пола в обе стороны палочку с длинной веревкой, к концу которой прикреплен комар (вырезанный из картона). Дети по мере приближения комара подпрыгивают на 2-х ногах вверх, стараясь коснуться (поймать) комара.

«По ровненькой дорожке»

Цель: Развивать у детей умение двигаться ритмично,  согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, беге, прыжках.

Ход игры: педагог заводит детей в круг и предлагает поиграть. Читает стихотворение:

                          По ровненькой дорожке,

                          По ровненькой дорожке

                          Шагают наши ножки:

                          Раз, два, раз, два,

                          По камешкам, по камешкам…………

                          В яму – бух!

 Дети выполняют ходьбу, а на слова «по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, на слова «в ямку – бух!» саживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит педагог, и дети поднимаются. Игра повторяется. Для того чтобы продлить тот или иной вид движения детей, педагог может повторить каждую строчку стихотворения несколько раз.

                                        «Мышеловка»

Цель: формировать ориентировку в пространстве, развивать ловкость, внимание, скоростные качества.

Ход игры: Дети становятся в круг, соединяют руки и поднимают их повыше.

Хором говорят:

- Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, как поставим мышеловку, доберемся мы до вас.

Задача играющих, пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку, присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор пока не останется одна мышь - победительница.

«Найди свой цвет»
Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.

Ход игры: взрослый раздает детям флажки ( круги) 3-4 цветов. Дети с флажками ( кругами) одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков ( кругов) определенного цвета. После слов педагога «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда педагог скажет «Раз, два, три, свой цвет найди» дети собираются у флага( круга) соответствующего цвета. 

                                         

                                           «Солнышко и дождик»
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу, развитие ориентировки в пространстве.

Ход игры: дети сидят на скамейке. Педагог говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После слов «Дождик! Дождик! Надо нам собираться по  домам!», они бегут на свои места.

Можно использовать зонт и открывать его на слова «Дождик! Дождик! Надо нам собираться по  домам!»

                             

                                              «Воробушки и автомобиль»
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.

Ход игры: дети сидят на скамейке на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – взрослый. Он изображает автомобиль. После слов педагога «Воробышки полетели» дети поднимаются со скамьи, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу педагога «Автомобиль» , дети убегают на свои места.

После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно детей назначать  «автомобилем» или девочки-«автомобили», а мальчики- «воробушки»

«Наседка и цыплята»
Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не  задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.

Ход игры: дети, изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезая под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали ее.

«Огуречик… огуречик…»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: на одном конце зала – один ребенок в маске мышки, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.( на корточках; ходьба с заданием).

Дети говорят:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

После окончания речевки, дети убегают в свой дом.

«Бездомный заяц»

Цель: Развитие скоростных качеств, внимания.

Ход игры :Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки – зайцы, встают в обруч. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой обруч, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он стает бездомным, и охотник будет за ним охотиться.

Как только охотник поймает зайца, он сам стает зайцем, а бывший заяц – охотником.

«Пойдем в гости»

 

Цель: Воспитывать внимательность и ориентированность.

 

Ход игры: дети разделены на три группы. Одна группа- деревья, вторая- домики, третья гости.

 «В гости мы идем, дружно песни мы поем!» дети прыгают, бегают.

 « Дождик!»- дети прячутся под деревья,

 «Вот и в гости мы пришли»- встают рядом с домиком.

«Кот и воробышки»

 

Цель: Воспитывать быстроту и ловкость. 

Ход игры: «Кот» располагается на одной стороне зала (площадке), а дети – «Воробышки» - на другой.

   Дети – «воробышки» приближаются к «коту» вместе с взрослым, который произносить:

                          Котя, котенька, каток,

                          Котя – черненький хвосток,

                          Он на бревнышке лежит,

                          Притворился, будто спит.

 

На слова «Будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начитает ловить «воробышков», которые убегает от него в свой домик (за черту).

«Быстро в домик»

Цель: Закреплять технику прыжка с возвышенности. 

Ход игры: Дети располагаются в «домике» (на гимнастической скамейке). Педагог предлагает им пойти на лужок – цветочками полюбоваться, на бабочек посмотреть – ходьба в рассыпную, в разных направлениях. На сигнал: «Быстро в домик, дождь пошел!» - дети бегут занимать место в «домике» (любое место).

«Зайка серый умывается»

 

Цель: Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Ход игры: Дети становятся перед педагогом полукругом и все вместе произносят:

                           Зайка серый умывается,

                           Видно в гости собирается.

                           Вымыл носик, вымыл хвостик,

                           Вымол ухо, вытер сухо.

 

В соответствии с текстом стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед – «направляются в гости».

 

                                  «Лохматый пес»

 

Цель игры: Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

 Ход игры: Один из детей изображает пса;

Остальные дети тихонько подходят к нему( ходьба с заданием) со словами:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пёс вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пёс гонится за ним.

 

«Мыши в кладовой»

 

Цель: Закреплять подлазание под предметами.

 Ход игры: Дети – «мыши» сидят в «норках» - на скамейках, поставленных вдоль одной стены зала. А на противоположной стороне  зала протянута веревка на высоте 50 см. от уровня пола, за ней находится «кладовая»

   Сбоку от играющих сидит  «кошка». «Кошка» засыпает, а «мыши» бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они наклоняются, чтобы не задеть веревку. Там они приседают на корточки и «грызут сухарики». «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами». Они убегают в «норки». (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их).

                                        «Птички в гнездышках»

 

Цель: Воспитывать внимание  и ловкость.

 

Ход игры: Гнезда - гимнастическая стенка, скамейки. «Птицы» (дети)  размещаются в гнездах.

     По сигналу они вылетают из гнезд и разлетаются по всей площадке. Педагог кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадке: дети присаживаются на корточки,  ударяя кончиками пальцев по коленям (клюют корм). Они еще немного бегают, а потом воспитатель говорит : «Птички, в гнезда!». Дети бегут  в гнезда . Когда игра разучена, то девочки в гнездах на гимнастической стенке, а мальчики на скамейках (и наоборот).

«Ловкий шофер»

 Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.

Ход игры: Дети располагаются произвольно по всему залу, в руках у каждого ребенка руль (обруч). По сигналу педагога: «Поехали!» - дети – «машины» разъезжаются по всему залу в разных направлениях, стараясь не мешать друг другу. Если педагог поднимает красный флажок, то все машины останавливаются. Если зеленый – продолжает движения.

«Пожарные на учении»
Цель: закреплять умение влезания на гимнастические стенки, развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу.

Ход игры: дети становятся в 3-4 колонны лицом к гимнастическим стенкам  - это пожарные. Первые в колоннах стоят перед чертой  на расстоянии 4-5 метров от стены. На каждом пролете на одинаковой высоте привязаны колокольчики. По сигналу дети стоящие первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней и звонят в колокольчик. Спускаются вниз, возвращаются к своей колонне и встают в ее конец педагог отмечает того кто быстрее выполнил задание. Потом дается сигнал и бежит следующая пара детей.

Составил инструктор по ФК

Казанцева Александра Станиславовна

                 «Пожарные на учении»
Цель: закреплять умение влезания на гимнастические стенки, развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу.

Ход игры: дети становятся в 3-4 колонны лицом к гимнастическим стенкам  - это пожарные. Первые в колоннах стоят перед чертой  на расстоянии 4-5 метров от стены. На каждом пролете на одинаковой высоте привязаны колокольчики. По сигналу дети стоящие первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней и звонят в колокольчик. Спускаются вниз, возвращаются к своей колонне и встают в ее конец педагог отмечает того кто быстрее выполнил задание. Потом дается сигнал и бежит следующая пара детей.

 «Рыболов»
Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать умение действовать по правилам.

Ход игры: игроки делятся на две группы. Одни становятся напротив других на расстоянии нескольких шагов. Одна группа – рыболовы, вторая – рыбы. В начале игры у них происходит разговор:

- Что вы вяжете? (рыбы)
- Невод. (рыбаки имитируют движения)
- Что вы будете ловить?
- Рыбу.
- Какую?
- Щуку.
- Ловите. Рыбы поворачиваются и бегут до черты. Рыбаки стараются выловить как можно больше рыбы.

« Вороны и воробьи» 

Цель игры: развитие координационных способностей

Ход игры: Команда мальчиков - «воробьи», команда девочек- «вороны». По команде « Воробьи!» мальчики ловят девочек, по команде « Вороны!» девочки ловят мальчиков.

                                « Жмурки»

Цель игры: развитие координационных способностей

Ход игры: Жмурке завязывают глаза, отводят на середину круга, и поворачивают несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

-Где стоишь?

-У столба.

Что продаешь?

- Квас!

Ищи три года нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» ловит детей. Пойманный ребенок останавливается, «Жмурка» пытается узнать пойманного. Если водящий назовет его по имени, то пойманный ребенок становится «Жмуркой». Если не угадает, то ему опять водить.

« День и ночь» 

Цель игры: развитие координационных способностей, быстроты реакции, внимания, скоростно-силовых качеств.

Ход игры: Играющие делятся на две команды, которые становятся на середину площадки спиной друг к другу на расстоянии 1,5 м. Одной команде даётся название "День", другой - "Ночь". У каждой команды на своей стороне площадки ( в 10-12 м) - дом.

Когда все встают на свои места, педагог бросает жребий, например круг, окрашенный в два цвета: черный, что значит ночь, и белый - день. Если круг упал белой стороной, педагог кричит: «день». По этой команде игроки из группы «дня» поворачиваются и, пробегая между игроками «ночи», быстро бегут к своему «дому». Те бегут за ними и стараются их запятнать. Запятнанные переходят в группу «ночи». Педагог снова бросает жребий, и игра продолжается. Побеждает гpyппa, где больше осаленных игроков.
Правила:
1. Запрещается бежать в свой «дом» раньше, чем ведущий подаст сигнал.
2. Нельзя салить игроков за чертой «города».
3. Не разрешается поворачиваться назад, когда игроки пробегают в свой «город»,
4. Догонять убегающих ,можно только тогда, когда все они пробегут мимо противника.
5. При повторении игры все играющие встают у средней линии.

« Караси и щука»

Цель игры: развитие координационных способностей, быстроты реакции, внимания, скоростно-силовых качеств.

На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".

Ход игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.

Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".

Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.

Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".

Правила игры: 

1. Игра начинается по сигналу педагога.

2. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши.

3. Стоящие не имеют права задерживать их.

4. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука

                                                   «Гуси-лебеди»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.

Ход игры: на одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети, исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.

Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га-га-га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да-да-да!
Пастух: Так летите.
Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойменных.

                                      « Бездомный заяц»

Цель игры: развитие координационных способностей, быстроты реакции, внимания, скоростно-силовых качеств.

Ход игры: Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки – зайцы,  встают во внутрь обруча. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он стает бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам стает зайцем, а бывший заяц – охотником.

« Выше ноги от земли»

Цель игры: развитие координационных способностей, быстроты реакции, внимания, скоростно-силовых качеств.

Ход игры: Все игроки разбегаются по площадке (залу). Задача водящего осалить любого игрока, коснувшись его рукой. Задача игроков – убежать или увернуться от водящего. Помимо этого, любой из игроков может стать «неприкасаемым», если ему удастся занять такое место на площадке, где он не будет стоять на земле. Например, можно запрыгнуть на скамейку, стул, встать на мат, залесть гимнастическую стенку. Такого игрока нельзя ловить.

« Хитрая Лиса»

Цель игры: развитие координационных способностей, быстроты реакции, внимания, скоростно-силовых качеств.

Ход игры: Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Педагог проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся педагог, становится "хитрой лисой". Дети стоящие в кругу спрашивают 3 раза: "Хитрая лиса, где ты?" После трех вопросов лиса выпрыгивает в центр круга, отвечает: "Я тут!" и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает, тот останавливается. При повторении выбирают другую лисичку.

У медведя во бору
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом. Игра на быстроту.

Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит 
И на нас рычит.

Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

                               

                                                   «Мышеловка»

Игра на быстроту.

Ход игры: Дети становятся в круг, соединяют руки и поднимают их повыше.

Хором говорят:

- Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, как поставим мышеловку, доберемся мы до вас.

Задача играющих: пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку, присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор пока не останется одна мышь - победительница.

«Удочка»
Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры: играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку к которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, педагог делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.
                                     

                                   «Ловишки с ленточками»
Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную.

Ход игры: дети стоят в кругу, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, а ловишка старается вытянуть у них ленточки. На сигнал остановки дети собираются в круг, водящий подсчитывает ленточки.

Игру можно проводить с усложнением:

- в кругу стоят двое ловишек.
- ловишки нет, мальчики собирают ленточки у девочек, а девочки у мальчиков.

Составил инструктор по ФК:

 Казанцева Александра Станиславовна

«Перелёт птиц»

Цель: учить детей бегать свободно по залу, имитируя полёт птиц, запрыгивать на кубы, скамейки, без помощи рук, спрыгивать, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Учить детей действовать по сигналу.

Ход игры:

На одном конце зала находятся дети – они птицы. На другом конце зала – пособия, на которые можно залезть – это деревья.

По сигналу взрослого: «Птицы улетают!» - дети, махая руками, как крыльями разбегаются по всему залу, на следующий сигнал: «Буря!» - дети бегут к возвышениям и прячутся там. Когда педагог произнесёт: «Буря прекратилась!» дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу (птицы продолжают свой полёт). Во время игры педагог в обязательном порядке осуществляет страховку детей.

2 вариант.

При приближении к снарядам – деревьям, разложить препятствия , дети должны их перепрыгнуть.

«Пожарные на учении»
Цель: закреплять умение влезания на гимнастические стенки, развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу.

Ход игры: дети становятся в 3-4 колонны лицом к гимнастическим стенкам  - это пожарные. Первые в колоннах стоят перед чертой  на расстоянии 4-5 метров от стены. На каждом пролете на одинаковой высоте привязаны колокольчики. По сигналу дети стоящие первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней и звонят в колокольчик. Спускаются вниз, возвращаются к своей колонне и встают в ее конец педагог отмечает того кто быстрее выполнил задание. Потом дается сигнал и бежит следующая пара детей.

« Выше ноги от земли»

Цель игры: развитие координационных способностей, быстроты реакции, внимания, скоростно-силовых качеств.

Ход игры: Все игроки разбегаются по площадке (залу). Задача водящего осалить любого игрока, коснувшись его рукой. Задача игроков – убежать или увернуться от водящего. Помимо этого, любой из игроков может стать «неприкасаемым», если ему удастся занять такое место на площадке, где он не будет стоять на земле. Например, можно запрыгнуть на скамейку, стул, встать на мат, залесть гимнастическую стенку. Такого игрока нельзя ловить.

«Жмурки»

Цель: учить детей бегать врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.

Ход игры:

Выбирается водящий – жмурка. Он встаёт в середину комнаты, ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате, а Ловишка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности для жмурки , дети должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь жмурка передаёт свою роль пойманному.

2 вариант.

Если игра проходит на улице, то очерчивается граница , за которую играющие не имеют права забегать. Переступивший, условленную границу считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.

«Удочка»
Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры: играющие стоят по кругу, в центре педагог, он держит в руках веревку к которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, педагог делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.

«Лягушки и цапля»

Цель: учить детей подпрыгивать на месте из глубокого приседа, прыгать через верёвку расположенную на высоте 15см, разными способами: двумя ногами, одной, с разбега, стараясь, чтобы цапля не поймала. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

В середине зала (площадки) обозначают болото, ставят стойки высотой -15см. (держат педагоги натянутую веревку на высоте 15 см от пола). В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «Цапля!»- она перешагивает через верёвку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.

Перешагнувший через верёвку, считается пойманным, можно только перепрыгивать.

Усложнение: ввести вторую цаплю, поднять верёвку на высоту – 20см.

«Волки и овцы»

Цель: учить детей прыгать широкими шагами, стараясь запятнать «овцу». Развивать ловкость, быстроту. Укреплять мышцы ног.

Ход игры:

Дети изображают овец, двое или трое из них волки. Волки прячутся на одной стороне площадки в овраге. Овцы живут на противоположной стороне лужайки. Они выходят погулять, разбегаются по лужайке, прыгают, присаживаются и щиплют траву. Как только педагог  произнесёт: «Волки!», волки выскакивают из оврага и бегут широкими прыжками за овцами, стараясь поймать их, пойманных, волки отводят к себе в овраг.

2 вариант.

 Выкладывается веревкой (скакалками) овраг, шириной 80см. Овцы должны перепрыгивать через овраг, а волки их поймать.

«Лиса и куры»

Цель: учить детей спрыгивать с предметов, приземляясь на носки полусогнутые колени, бегать врассыпную, не наталкиваясь. Развивать ловкость, внимание. Укреплять своды стоп.

Ход игры:

Дети, изображающие кур стоят на скамейках, кубах.Один ребенок выбирается лисой она сидит в своей норе. По сигналу куры спрыгивают с насеста и бегают по двору, подпрыгивают, похлопывают крыльями, клюют зёрна. По сигналу педагога лиса выбегает из своей норы и старается поймать замешкавшуюся курицу. Куры должны быстро взлететь на насест. Кого поймала лиса, уводит к себе в нору.

2 вариант.

Лиса потихоньку начинает подбираться к курам, один из детей изображающий петуха замечает лису и кричит громко: «Ку-ка-ре-ку!». По этому сигналу куры убегают на насест. Петух следит за порядком и взлетает на насест последним. Лиса ловит ту курицу, которая не сумеет удержаться на насесте или не успеет взлететь на насест. И уводит её в нору, но на пути ей неожиданно встречается охотник с ружьём (педагог), испугавшись лиса, отпускает курицу и убегает, а курица возвращается домой.

«Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры: Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

-Тук! Тук!

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришёл?

- За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант.

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает, а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место

«Быстро возьми»

Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети образуют круг и по сигналу педагога выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки), которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал6 «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется

2 вариант.

Дети выполняют танцевальные движения, разные виды бега и ходьбы. Предметов может быть меньше на 3-4.

«Пятнашки»

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и осалить. Тот кого осалил водящий отходит в сторону. После 2-3 повторений Ловишка меняется.

2 вариант.  Нельзя пятнать того кто успел встать на одну ногу.

«Два мороза»

Цель: учить детей перебегать  в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры: На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

2 вариант.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:

Мы два брата молодые,               Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые,                      Кто из вас решится

Я Мороз-Красный нос,           В путь-дороженьку пуститься?

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»- грозят пальчиком.  Дети перебегают, морозы - морозят.

«Хитрая лиса»

Цель: Развитие выдержки, внимания и терпения.

Ход игры: дети стоят лицом в круг, убрав руки за спину.

Педагог идет за кругом и незаметно дотрагивается до руки одного из ребят. Тот, до кого дотронулся педагог, становится «хитрой лисой».

Все дети хором спрашивают с закрытыми глазами:

- «Хитрая лиса, где ты?!»

 После трех заданных вопросов она отвечает:

- Я тут!!!

Выпрыгивает в центр круга и бежит ловить ребят. Все бросаются врассыпную. Кого лиса осалила, тот останавливается на месте. Может быть  2 лисы.

« Охотник и зайцы»

Цель игры: обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.

Ход игры: Из числа играющих детей выбирают двоих: «охотника» и «бездомного зайца».

Каждый заяц занимает свой «домик»- обруч. Педагог подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живущего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превращается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убегать от гоняющегося теперь за ним охотника.

Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охотником, а охотник — зайцем.

                                      «Горелки»

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры: Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия.(кладется шнур).  По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой – слева), стремясь схватиться за руки. Ловишка, старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

«Серая утка»

Цель: учить детей двигаться по кругу, по сигналу перебегать из одного круга в другой, стараясь, чтобы не поймал охотник. Развивать ловкость, быстроту движений, внимание.

Ход игры:

Один из детей – охотник, другой утка, несколько детей – утята, остальные, взявшись за руки, образуют круг – пруд. В котором плавает утка с утятами. Дети идут по кругу и говорят:

«Вот плавала серая утка по воде,

Закликала малых детушек к себе,

Вы утята берегитесь,

Далеко не расходитесь».

В это время утка и утята внутри круга, охотник за кругом. На слова последние утка  встаёт впереди утят, они идут за ней гуськом. Дети ведут хоровод в другую сторону:

«Вот залаяла собака в камышах,

С ней сидит охотник в кустах?

Он изловит малых детушек,

Малых детушек – утятушек.»

Круг распадается на несколько маленьких (по 3- 5 детей), - это кустики, в которых прячутся утята (по одному или несколько в каждом). Охотник громко считает:

«Раз, два, три!». После этого утята должны перебежать от одного кустика к другому. Во время перебежки охотник старается их поймать. Утка защищает утят: расставляет руки в стороны, как бы взмахивает крыльями, преграждая путь охотнику.

Охотник ловит только утят; утёнок, пойманный охотником, встаёт в круг, изображающий кустик; после счета охотника утята не должны оставаться в том кустике, где прятались, надо обязательно перебежать в другой. М.Б. 2 охотника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека традиций старшего дошкольного возраста «Сладкий вечер».

Создание благоприятного психологического климата в группе, привитие культуры общения за столом, знакомство детей с правилами поведения (мерами предосторожности) в разных ситуациях, в разных общественн...

Картотека физминуток - младший дошкольный возраст

Материал представляет собой подборку физкультминуток, связанных с речью и движением. Картотека составлена в соответствии с комплексно-тематическим планированием по программе  «От рождения до школ...

Картотека игр ( старший дошкольный возраст)

"Игровые упражнения игры для старшего дошкольного возраста"...

Картотека прогулок детей дошкольного возраста

Развитие кругозора у дошкольников...