Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
консультация

Никитина Наталья Александровна

Консультация для родителей.

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_osanki.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Здоровье позвоночника — важный фактор сохранения работоспособности и качества жизни человека. Нарушения осанки, часто возникающие уже в детстве, могут стать причиной серьезных проблем опорно-двигательной системы. Поэтому важно с ранних лет формировать у детей правильную осанку, выявлять отклонения и устранять их.

Нормальная осанка — это положение, при котором голова держится прямо, грудная клетка раскрыта, плечи на одном уровне, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Осанка влияет не только на внешний вид, но и на здоровье: при её нарушении ухудшаются дыхание, кровообращение, функции внутренних органов, снижается физическая и умственная работоспособность. Также могут развиваться близорукость, сколиоз, кифоз и остеохондроз.

Формирование изгибов позвоночника начинается уже в младенчестве и завершается примерно к 6–7 годам. Эти изгибы обеспечивают амортизацию при движениях и защищают органы и мозг от сотрясений.

У дошкольников нарушения осанки обычно выражены слабо и носят временный характер. Чаще всего встречается вялая осанка — с опущенной головой, сгорбленными плечами, выпирающим животом и "крыловидными" лопатками. В дальнейшем на её фоне могут развиться более серьезные нарушения: круглая, плоская спина, сколиоз и другие.

Проблемы с осанкой могут отражаться и на психоэмоциональном состоянии: ребёнок становится замкнутым, капризным, неловким, может жаловаться на боли в спине после нагрузок.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

•  Своевременное правильное питание;

•  Свежий воздух;

•  Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

•  Оптимальная освещённость;

•  Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

•  Привычка правильно сидеть за столом;

•  Расслаблять мышцы тела;

•  Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере.

Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз).

Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

•  Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

•  Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

•  Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

•  Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

 

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Так же следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей

 5-7 летнего возраста.

 

Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осан-ку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы дети бежа-ли легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз).

В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпячивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз).

Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здравствуйте, прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).

При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.

"Волна". Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,,

"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек". Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

"Лягушонок". Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).

Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.

Вывод:
Своевременная профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников — залог их физического и психоэмоционального здоровья. Правильное физическое воспитание, внимание к деталям в быту и регулярные упражнения помогут сформировать у ребёнка устойчивый навык правильной осанки и уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

Консультация для родителей "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста"

Рекомендации, необходимые родителям,  по профилактике нарушения осанки у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста"

     Осанку ребёнка необходимо формировать с самого раннего возраста не только в детских дошкольных учреждениях, но и в семье. Предупреждение развития, а также устранение неправи...

Консультация для родителей, "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста"

Осанка – это гармоничное устройство человеческого тела, симметрия отдельных его частей, что придает легкость и непринужденность позе. За правильную осанку следует принимать такую, при которой голова п...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста"

Познакомить родителей, какие могут быть причины нарушения осанки и предложить комплекс упражнений для утренней гимнастики в домашних условий....