Инклюзивная гимнастика адаптированные упражнения для детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

Фешкова Ольга Николаевна

Инклюзивная гимнастика — это система физических упражнений, которая учитывает возможности, потребности и особенности развития каждого ребенка. Ее цель — укрепление здоровья, развитие двигательных навыков и формирование положительного отношения к физической активности у всех дошкольников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивная гимнастика: адаптированные упражнения для детей дошкольного возраста

Инклюзивная гимнастика — это система физических упражнений, которая учитывает возможности, потребности и особенности развития каждого ребенка. Ее цель — укрепление здоровья, развитие двигательных навыков и формирование положительного отношения к физической активности у всех дошкольников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи инклюзивной гимнастики

  1. Развитие двигательных навыков: координация, равновесие, ловкость.
  2. Укрепление опорно-двигательного аппарата: профилактика нарушений осанки, развитие силы и гибкости.
  3. Социальная интеграция: создание атмосферы поддержки и сотрудничества.
  4. Формирование положительных эмоций: повышение самооценки через успехи в движении.

Принципы адаптированных упражнений

  • Доступность: задания соответствуют возрасту и возможностям каждого ребенка.
  • Вариативность: одно и то же упражнение можно выполнять разными способами — сидя, стоя, с опорой.
  • Безопасность: упражнения не должны вызывать боли или перенапряжения.
  • Игра и творчество: использование сказочных сюжетов, музыки, предметов.

Примеры адаптированных упражнений

1. «Звездочка»

Дети разводят руки и ноги в стороны, изображая звездочку. Можно выполнять стоя, сидя на стуле или даже лежа на коврике. Упражнение развивает гибкость и чувство равновесия.

2. «Кораблик»

Ребенок наклоняется влево и вправо, как качается лодочка. Для детей с нарушениями равновесия можно предложить выполнять движение сидя, придерживаясь за стул.

3. «Шарик»

Дети группируются в позе «клубочка», обхватывая колени руками. Задание можно выполнять на полу или мягком коврике. Оно помогает расслабить мышцы спины.

4. «Ручеек»

Ходьба по узкой полоске (лента на полу). Для детей с трудностями координации можно расширить дорожку или предложить движение с опорой.

5. «Бабочка»

Сидя на полу, дети соединяют стопы и мягко машут коленями. Можно предложить детям с ограниченной подвижностью выполнить упражнение руками, изображая крылышки.

Роль педагога

Педагог становится не просто инструктором, а партнером и помощником. Он подстраивает упражнения под каждого ребенка, поощряет успехи, создает условия для совместной игры.

Заключение

Инклюзивная гимнастика делает занятия доступными и радостными для всех детей. Она помогает укрепить здоровье, развить тело и воображение, а главное — учит малышей дружить, поддерживать друг друга и радоваться движению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....

Развитие интереса к физическим упражнениям у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и воспитателей о развитии интереса к физическим упражнениям через напосредственно образовательную деятельность с сюжетом....

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются опр...

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относител...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...

Пальчиковая гимнастика. Картотека упражнений для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоциональног...