Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
материал по развитию речи на тему

 

В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

 

Проблема нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии является одной из важных проблем.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.

Важным моментом при подготовке к школе ребенка с нарушениями в развитии становится выбор методов обучения.

Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности дошкольника.

Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

У детей дошкольного возраста необходимо расширять запас слов за счёт:

1. Названий предметов, качеств, действий;

2.  Активизации словаря;

3.  Употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;

4.   Формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять – бежать),

5.  Формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый – радостный, прыгать – скакать и др.);

6.  Использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.);

7.   Осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.

Нужно отметить, что в процессе работы по развитию словарного запаса по средствам дидактических игр дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения.

В играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. Благодаря использованию дидактических игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Для детей – дошкольников игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Предметный лексический материал связан с названием предметов, знакомых детям, поэтому работа у нас проводится в рамках лексических тем: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Профессии» и т.д.

В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.

Отработка каждой темы включает в себя разнообразные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы.

Например, в рамках лексической темы «Дикие и домашние животные» мы проводим игры: «Кто спрятался», «Кто, где живет?», «Чьи детки?», «Чей хвост?», «Кого не стало», «Кто, что ест?». С помощью этих игровых упражнений мы учим детей употреблению в речи существительных и прилагательных, учим образовывать названия детенышей животных.

Так же для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, мы используем такие игровые приемы: «Чудесный мешочек», «Что спрятано?», «Угадай на ощупь», «Парные картинки», «Кому что нужно?»,  «Один – много», «Лото» и т.д. В этих играх мы закрепляем в речи детей правильное употребление существительных единственного и множественного числа в разных падежах. 

Активный словарный запас пополняется не только названиями предметов, но и определением их состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), действий людей и животных (идет, бежит, спит);местоимениями (я, ты, мой)и предлогами (в, на, с, под)и др. С этой целью проводим игры «Угадай, где находится?», «Скажи одним словом», «Скажи какой?», «Что делает, что делают?», «Жадина», «Скажи наоборот», и др.

Обогащение словаря создается за счет изменения слова, овладения его различными формами: уменьшительно-ласкательными, степенями сравнения и пр. Для этого можно провести игры: «Скажи ласково», «Скажи по-другому», «Чем отличается?».

Словесные дидактические игры такие как «Угадай по описанию», «Я начну, а ты продолжи», позволяют ребенку услышать от педагога образец описания предмета и способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но так, же обогащению и активизации словаря детей.

Дети учатся отнесению конкретных предметов к обобщающим словам с помощью настольно-печатных игр: разнообразные лото, «Назови одним словом», «Четвертый лишний». Систематически выполняя указанные задания, дети, учатся пользоваться приобретенными знаниями, т.е. отбирать из всех своих знаний о предмете или явлении в каждом случае те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.

Коррекция нарушений в развитии становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. Подбор материала для дидактических игр определяется задачами словарной работы. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.

Интерес у детей вызывает приход сказочного персонажа, который демонстрирует неправильные формы поведения, произносит слова, разыгрывает смешные сценки. При этом дети выступают в роли учителя, обучая его.

Участниками занятий становятся зайчик, котенок, кукла и другие игрушки. Дети одевают их (в рамках лексической темы «Одежда»), кормят (темы: «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты»). Дети участвуют в сюжетно-ролевых играх: приходят в «магазин покупать» овощи, игрушки, «лечат» кукол.

В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста.

   Нами были систематизированы дидактические игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса дошкольников и составлен перспективно-тематический план формирования лексической стороны речи у детей посредством дидактических игр.

     План разработан по лексическим темам, предложен тематический словарь и перечень дидактических игр и упражнений. Данная подборка игр является примерной и может изменяться и дополняться педагогами.

     Таким образом, мы считаем, что необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе с дошкольниками через дидактические игры и упражнения очевидна. Работа педагога нуждается в использовании дидактических игр в еще большей степени, нежели в обычных образовательных мероприятиях, так как  дидактическая игра способствует развитию пассивного и активного словаря, увеличению лексики в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются опр...

Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Картотека составлена по лексическим темам. Она способствует не только формированию лексико-грамматического строя речи, но и развитию психологической базы речи....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Статья "Формирование правильного звукопроизношения в дидактических играх и упражнений у детей дошкольного возраста".

Статья направлена на формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста...

Развитие речи детей через дидактические игры на липучках для детей раннего возраста.

Дидактические игры на липучках помогают работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая формированием связной речи.Преимущества игр на л...


 

Комментарии

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.