Статья "Формирование правильного звукопроизношения в дидактических играх и упражнений у детей дошкольного возраста".
статья

Копытова Ольга Валентиновна

Статья направлена на формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kopytova_o.v.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия 1» корпус 2

Копытова О.В.

Воспитатель

Формирование правильного звукопроизношения в дидактических играх и упражнений у детей дошкольного возраста.

Актуальная проблема формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной и востребованной в наше время. Поэтому работа по воспитанию правильной речи в детских садах следует уделять значимое внимание. Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. По мнению исследователей детской речи М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, включающая в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования ( ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте »

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Ф.А. Сохин, М.И. Попова, А.А. Леонтьев, A.M.Шахнарович, Е.И. Негневицкая, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова).

Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) — необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть положительно только при правильном их подборе и проведении.

Игра – ведущий вид деятельности детей, поэтому дидактическая игра — незаменимое средство обучения детей преодоление различных затруднений в речи. Дидактические игры и упражнения должны быть направлены на развитие речевого слуха, и речедвигательного аппарата. Дидактическая игра является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия. Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок.

Работу по обучения детей правильному звукопроизношению, как отмечают ученые, эффективнее всего начинать со средней группы, так как дети среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом – неправильно.

Ведь постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом этапе одновременно с отработкой нового проводилось частичное повторение материала предыдущего этапа.

Очень большую роль составляет картотека дидактических игр и упражнений на звукопроизношение.

Первоначально необходимо проводить подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи, которая включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха и дыхания. Далее проводя работу по становлению звуков речи. Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и заканчивалась более трудными. Знакомя детей с новыми терминами, уточнять понятия «звук», «слово». Для этого проводить игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», «Цепочка слов», «Собери букет», «Кто в домике живет». Дети должны будут подобрать слова на заданный звук, определить первый и последний звук в словах, находить место звука в слова (в начале, середине или конце), установить наличие или отсутствие звука в слове, различать заданный звук в словах. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.

При автоматизации звуков использовать игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звука голосом упражняются в четком и правильном его произношении. Так, в игре «Волшебный мешочек» на автоматизацию звука ш предложить детям поискать в «Волшебном мешочке» слова, в названии которых есть этот звук. Ребенок вытягивал полоску, называя предметы, изображенные на ней. Когда вся полоска оказывалась вынутой, задавали вопрос, что он нашел в «Волшебном мешочке»?

Проводить упражнения по автоматизации поставленных звуков изолированно в словах и слогах: «Улитка», «Лес шумит», «Пчелы», «Насос», «Сушим белье», по автоматизации звуков в словах: «Построй домик», «Солнышко», «Лото», «Рыбаки».

В упражнении «Насос» дети «накачивают шины», произнося звук с и подражая действию насоса. В игре «Пчелы» дети с жужжанием разлетаются по площадке, машут крылышками. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжаньем летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя.

Цель упражнения «Построй домик» - автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук. Перед детьми лежат кубики, на которых наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребенок выбирая кубики, называет картинку, и строит дом.

Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могу быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употреблялись не всегда верно и один звук подменялся другим. Так же  можно провести следующие дидактические игры и упражнения: «Замочная скважина», «Мое любимое мороженое», «Африка», «Магазин», «Кто быстрее соберет вещи?».

В игре «Кто быстрее соберет вещи?» дети упражняются в дифференциации звуков с — ш. Один ребенок собирает в чемодан вещи, в названиях которых есть звук с, другой — вещи со звуком ш. В игре «Магазин» раздаются детям квадратики с какой-либо буквой и предлагается на деньги  «покупать» те предметы, в названиях которых есть звук с, на деньги р — вещи со звуком р.

По окончанию проведения дидактических игр целесообразно провести контрольное занятие, позволяющее оценить эффективность работы. Очень важно, что бы работа дала свою эффективность  в развития правильного звука произношения и появятся такие умения, как четкость ответа, темп, самостоятельности. Эти умения дадут успехи  детей, о быстром продвижении при обучении.

Список использованной литературы

1.        Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников: [Текст] Учебно-методическое пособие / Т.В. Александрова–С-П: Детство-пресс.2005- 48 с.

2.        Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст)] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. -399с.

3.        Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.:Изд-во Просвещение, 1974. - 285с.

4.        Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у детей и взрослых: Пособие для логопеда[Текст] /Н.А. Гегелия− М.: ВЛАДОС, 2001- 100 с.

5.        Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях.[Текст] /Л.А. Комарова- М.: Гном -  2009- 39 с.

6.        Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников: Учебно-методическое пособие [Текст]./ Е.В. Колесникова – М.: Ювента, 2007- 96 с.

7.        Коноваленко В.В., Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов [Текст]/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко− М.: ГНОМ и Д, 2015- 80 с.

8.        Смирнова И.А.,Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие [Текст]/И.А. Смирнова - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007-192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....

"Дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста".

Своевременное умственное и речевое развитие это одна из важных задач воспитания детей раннего возраста. В раннем детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Статья "Формирование правильного звукопроизношения в дидактических играх и упражнениях"

Формирование правильного звкопроизношения  в дидактических играх и упражнений.Щербак Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ  «Детский сад № 85»города Бийска Проблема формирование пр...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...