Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
учебно-методический материал по логопедии

Корюкина Наталья Сергеевна

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.

У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед  учителем-логопедом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechevogo_dyhaniya.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Этапы логопедической работы по формированию
правильного звукопроизношения.

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями  


Содержание

1.        Введение        3

2.        Основная часть        4

2.1.        Речевое дыхание и отличие его от физиологического дыхания        4

2.2.        Этапы формирования правильного физиологического  и речевого дыхания        8

2.3.        Дыхательно-гимнастические упражнения для развития физиологического дыхания        12

2.4.        Игры и упражнения для развития ротового выдоха        14

2.5.        Игры и упражнения для развития речевого дыхания        17

3.        Заключение        20

4.        Литература        21


  1. Введение

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.

У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед  учителем-логопедом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания как гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной неправильного звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.


  1. Основная часть

  1. Речевое дыхание и отличие его от физиологического дыхания

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, в спокойном состоянии имеет существенные от физиологического отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи (см. табл.).

Таблица

Основные различия физиологического и речевого дыхания

Физиологическое дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох — выдох — пауза.

Фазы: вдох — пауза — выдох.

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Происходит сознательно, произволь-но, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: основа голосообразо-вания, формирования речевых звуков, речевой мелодики.

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот.

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5).

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох.

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выхода удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационного и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой»» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые»» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит — семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, то есть на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых дегтей в 4—6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования, у детей без речевой патологии к 5 годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хоти нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрослыми и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.

Усложнение речевой задачи детьми 5—6 лет в виде четырех-, пяти и шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания, как в семантическом, так и в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, то есть высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.

Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, то есть речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания. Таким образом, в основном к 10 годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, то есть становление речевого дыхания завершается. Однако необходимо отметить, что формирование механизмов регуляции дыхания завершается к 17 годам. В период от 6 до 17 лет прослеживается прямая зависимость между уровнем развития биомеханики дыхания и физическим развитием организма.

Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией и обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости вследствие полипов, аденоидов, хронических ринитов и
т. п.

Физиологическое дыхание таких детей имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.


  1. Этапы формирования правильного физиологического
    и речевого дыхания

Работа по формированию правильного дыхания проводиться в следующей последовательности:

  • Развитие грудобрюшного типа дыхания.
  • Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
  • Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность.

Дыхание, как известно, заключается в вентилировании легких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом.

Для того чтобы научить ребенка полноценно дышать, у детей вызывают потребность в притоке большого количества кислорода и в удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при большой затрате мышечной энергии, например, при беге, прыжках. Вот почему так полезны подвижные игры с бегом на свежем воздухе.

С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге, человек дышит глубже, чем через рот.

Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.

Поэтому важно научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Для этого гимнастические упражнения сопровождаются звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Они произносятся в тот момент, когда надо сделать выдох, т. е. когда сужается грудная клетка. Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и расслабления мышц брюшной полости. При боковом сгибании и по воротах туловища выдох совпадает с наклоном или по воротом туловища в одну сторону, а вдох — с поворотом или наклоном в другую, или с моментом выпрямления, если упражнения делаются с остановкой на моменте выпрямления. Звуки и слова также придают упражнениям эмоциональную окраску.

Важно научить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух, регулировать работу своих дыхательных мышц. Такое экономное расходование воздуха имеет большое значение при речи, и особенно при пении. Вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в легких и постепенно выдыхается при произнесении звуков.

Некоторые упражнения можно проводить в двух тем пах — медленном и быстром. При медленном темпе дети учатся экономно делать выдох, быстрый темп дается для повышения активности детей.

При медленном темпе выдох делается со звуками: тсс, шш, пф или сопровождается словом вниз. При быстром темпе на выдохе можно произносить слова: вперед, вправо и т. д. В имитационных упражнениях об раз иногда подсказывает определенный темп движения — например, «согревание». В этом упражнении после нескольких быстрых обхватов плеч руки надо медленно опустить через стороны вниз, с продолжительным выдохом.

Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движения диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений.

После активной работы мышц диафрагмы проводится выработка оптимального типа физиологического дыхания. Формирование этого типа дыхания осуществляется по подражанию, в различных положениях — лежа, сидя, стоя.

Ребенок одну руку кладет на свою диафрагму, другую — на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребенок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. За тем вызванные по подражанию движения диафрагмы закрепляются в различных дыхательных играх.

После закрепления диафрагмального дыхания про водится работа над длительным, плавным выдохом че рез рот, которая осуществляется:

  • без речевого сопровождения;
  • с речевым сопровождением.

Работа без речевого сопровождения проводится в виде различных дыхательных упражнений с использованием разнообразных пособий («загоним мяч в ворота», игры с «султанчиком», ватными шариками, снежинками, листиками, и т. д.), которые позволяют осуществить зри тельный контроль за продолжительностью и силой вы доха через рот.

Работа с речевым сопровождением проводится при произнесении различного по сложности речевого мате риала, на длительном плавном выдохе:

  • пение гласных на выдохе — «ниточка»;
  • произнесение сочетаний 2, 3, 4-х гласных на дли тельном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополни тельного вдоха);
  • произнесение изолированных щелевых, глухих со гласных (при вдохе — звук);
  • произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша)
  • произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на 1-й слог, затем меняется ударение;
  • постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох — затем «птицы» — «птицы летят» — «птицы летят в небе» — «птицы летят в небе на юг» и т. д.). Количество слов, произносимых ребенком на одном выдохе, определяется возрастом:
  • 5 лет — 4—5 слов, не больше;
  • 6 лет — 5-6 слов, не больше;
  • лет — 6-7 слов, не больше.

Благодаря этой последовательности в работе у детей формируется глубокое дыхание, длительный, сильный, целенаправленный выдох, что способствует формированию правильного произношения и выработке четкости  речи.


  1. Дыхательно-гимнастические упражнения для развития физиологического дыхания

1. Упражнение «Животик». В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях.

2. Упражнение «Солдатик». В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3 От трех до семи раз подряд.Возможные варианты изображаемых действий:• надувание и выпускание воздуха из шаров;• разжигание, а затем раздувание костра;• сбор на лугу одуванчиков, а затем дутье на них;• игра в снежинки, а потом согревание замерзших рук (со звуком Х)• сдувание корабликов• ветряные мельницы, вертушки, бабочки.

3. Упражнение. «Надуй шарик». Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем. Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем.Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.

4. Упражнение. «Часики». Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки опущены. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.Тик-так, тик- так, Ходят часики вот так: Наклон влево, наклон вправо, Наклон влево, наклон вправо.

5.Упражнение «Щука». Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки ладонями на ребрах. Вдох — легко надавливаем руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны. Выдох — надавливаем руками на ребра. Щука в омуте жила, Щеткой воду мела. Щи готовила гостям, Угощение лещам.

6.Упражнение «Наклоны». Стоять, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед — вверх — глубокий вдох (надуть живот).Опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).Долго дятел дуб долбит. (Руки вперед —вверх,) Клювом дятел дуб долбит. (Руки вниз —назад.)Тук, тук, тук, тук, (Руки вперед — вверх,) Пауков найдет он тут. (Руки вниз — назад,)

Динамические дыхательные упражнения

1. Упражнение «Ныряльщики». Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» — присесть.Встать («вынырнуть») — выдох.

2. Упражнение «Насос». Накачивание насосом колеса (со звуком С);

3. Упражнение «Электричка». Поездка в электричке с показом открывания и закрывания автоматических дверей (со звуком Ш)

4. Упражнение «Пилка дров». Дети становятся парами, берутся за руки и имитируют соответствующие движения: руки на себя - вдох, руки от себя – выдох.

5. Упражнение «Рубка дров». Дети поднимают и сцепляют руки над головой – вдох, наклоняются вперед – выдох.


  1. Игры и упражнения для развития ротового выдоха

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Ветерок

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

 - Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

 Снег идёт!

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

 - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

Вертушка

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :

 - Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

 Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Катись, карандаш!

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

 Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Перышко, лети!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Мыльные пузыри

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.


  1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания

  1. Звуковая ниточка (дорожка) Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука. Описание упражнения  Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой – либо  Гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук. Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (спеть короткую песенку «А» в течении 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропев звук «А» в течении 3-6 секунд). В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки У, О, И, Э. В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку тянуть и некоторые согласные звуки, например, С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.  
  2. Ручки поднимаем – звуки распеваем Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе два гласных звука, автоматизация изолированных звуков.  Описание упражнения После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно произнося звук «А», а затем опускают руки вниз, произнося звук «У». В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку делать движения руками и одновременно длительно произносить и некоторые согласные звуки, например, пары: С-З; Ш-Ж; Л-Р.
  3. Звуковая зарядка Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе три и более гласных звуков. Описание упражнения Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно произнося цепочку из четырех гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» - поется «А», при движении из положения « в стороны» в положение «вверх» - произноситься звук «О», затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» произносится звук «У», а из положения «в стороны» в нижнее положение - звук «И».
  4. Слоговая зарядка Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов; автоматизация звуков в слогах. Описание упражнения. Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырех слогов.  • Во время движения рук из нижнего положения в положение « в стороны» - произносится слог ГА. • При движении из положения «в стороны» в положение «вверх» - ГО.  • При движении рук из положения «вверх» в положение « в стороны» проговаривается слог ГУ,  • Из положения «в стороны» в нижнее положение произносится слог ГЫ. В период работы над автоматизацией в слогах свистящих звуков рекомендуется делать слоговую зарядку со следующим слоговым материалом:  СА-СО-СУ-СЫ; ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ;  ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ Отрабатывая с детьми произнесение шипящих звуков, можно предложить для проговаривания слоги: ША-ШО-ШУ-ШИ; ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЫ; ЩА-ЩО-ЩУ-ЩИ; ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ Аналогично закрепляются в слогах звуки «Л» и «Р». С детьми, у которых нарушена слоговая структура слов (пропускают или переставляют в словах звуки и слоги), полезно проговаривать слоги с сочетанием согласных такие, как МНА-МНО-МНУ-МНЫ; ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ; СТА-СТО-СТУ-СТЫ  
  5. Назови по порядку Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.  Закрепление в памяти детей название чисел, времен года, дней, недели, месяцев. Описание упражнения Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке - «один, два, три, четыре, пять……» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.  
  6. Выставка Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе фразу из двух слов.  Формирование слитности произнесения, расширение словаря. Оборудование: игрушки или предметные картинки по различным лексическим темам. Описание упражнения Взрослый показывает ребенку какую-либо игрушку или картинку и спрашивает: «Что это?». Ребенок отвечает, например: «Это машинка» или «Это собачка». Целесообразно проводить игру по отрабатываемым лексическим темам. Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы ребенок отрабатывал мягкую атаку голоса, то есть первый звук «Э» сказал мягко, медленно - экономично расходуя воздух.  
  7. Удлини фразу (для детей с 5-ти лет) Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения произносить фразы с нарастающим количеством слов.  Оборудование: сюжетная картина, например, «Снег идет».  Описание упражнения Педагог показывает детям картину и предлагает придумать по ней рассказ. Взрослый говорит, что начнет рассказ о зиме, а детей просит его продолжить, добавляя к последней фразе по одному слову. Педагог говорит: «Пришла зима. Падает снег. И, обращаясь к детям, задает вопросы: -Как падает снег? Примерный вариант ответа: (Тихо падает снег). -Какой снег? Примерный вариант ответа: «Тихо падает белый снег». - А еще как можно сказать про снег? Примерный вариант ответа: «Тихо падает белый пушистый снег». Пришла зима. Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый пушистый снег.  Комментарий: рассказ может быть придуман на любую тему. А в качестве картины, по которой составляется нарастающая фраза, берется любая видовая или сюжетная картинка. Вот примеры других рассказов из одной фразы:  Ах!  Ах, красиво! Ах, как красиво! Ах, как красиво в лесу! Ах, как красиво в осеннем лесу! ИЛИ Мальчик рисует. Мальчик рисует дом. Мальчик рисует большой дом. Мальчик карандашом рисует большой дом. Мальчик красным карандашом рисует большой дом.  ИЛИ Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

  1. Заключение

Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста с речевой патологией формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в коррекционно–образовательный процесс деятельности.

При систематических занятиях у детей формируется кинестетическое представление о правильном направлении дыхательной струи. Правильное дыхание  способствует тренировке мягкого нёба, образованию звучной плавной речи.

В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация  функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что  положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

Дыхательные упражнения  необходимы при коррекции звукопроизношения на этапах подготовки органов  артикуляции к постановке звука и его автоматизации


  1. Литература

  1. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания  детей 3-7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2011.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  3. Новикова Е.Л. Создание здоровьесберегающей среды для формирования правильного речевого дыхания у детей 5-7 лет с ОНР.//Дошкольная педагогика, 2009., №2.
  4. Силантьева С.В. Игры и игровые упражнения для обучения дошкольников правильному дыханию.//Дошкольная педагогика, 2012., №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом....

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание - физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе.  Жизнедеятельность живого организма связана с поглощением им кислорода и выделением углекислого...

«Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

В статье освещаются основные методы формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Основным методом является дыхательная гимнастика....

Календарный план работы по теме самообразования «Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»

В календарном плане представлено содержание работы, проведение мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, педагогами, родителями, а также изготовление пос...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией

Развитие физиологического и речевого дыхания - залог четкого произношения звуков и ясной дикции....