Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией
методическая разработка по логопедии

Развитие физиологического и речевого дыхания - залог четкого произношения звуков и ясной дикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование физиологического и речевого дыхания у  детей дошкольного возраста с речевой патологией

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. Авторы коррекционных методик по устранению речевых нарушений значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено (Л.С.Волкова, В.И.Селиверстов, А.Г.Ипполитова, 3.А.Репина, М.Е.Хватцев).

Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс. В древних писаниях говорится: “Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом ”.  Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Коррекция  физиологического и речевого дыхания является одним из важных направлений здоровьесберегающей практики и логопедической помощи детям с речевыми нарушениями. В нашем образовательном учреждении комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка (точечный самомассаж, релаксационные, двигательные упражнения статического и динамического характера, подвижные игры, пальчиковые,  дыхательные и артикуляционные упражнения) осуществляется в тесном сотрудничестве с воспитателями, инструктором по физкультуре, инструктором по плаванию, музыкальным руководителем, психологом и медицинским работником. Дыхательные игры и упражнения в течение дня проводятся в разных режимных моментах (зарядка, занятия, прогулка, самостоятельная деятельность).

Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание развитию физиологического и речевого дыхания, так как роль дыхания  важна в коррекционной работе и является залогом четкого произношения звуков и ясной дикции.

Целенаправленное  формирование правильного физиологического и речевого дыхания включает различные виды работы и типы занятий. В логопедической  практике  широко применяю игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.  Дошкольники, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадают в особый микромир  сказок, песен, игр, стихов.

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией, осуществляемая в условиях нашей специализированной группы, предполагает решение следующих задач:

1. Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

2. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Тренировать речевое дыхание.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования: 

- не заниматься в непроветренном или сыром помещении;

- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

- не заниматься сразу после приема пищи;

- одежда не должна стеснять движения;

- следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди;

- не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений (можно использовать песочные часы);

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению;

- не заниматься при малейшем заболевании  органов дыхания.

Коррекцию  внеречевого и речевого дыхания лучше вести поэтапно, с учётом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников. Переход к следующему этапу регламентируется только результатами работы. Первые два этапа - формирование неречевого дыхания.

1 этап 

Цель: создание фундамента для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма, улучшение функций внешнего дыхания ребенка.

То есть, прежде чем перейти к непосредственной тренировке речевого дыхания провожу работу на укрепление и развитие гигиенического дыхания, «знакомлю» детей  с внешним выражением процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц. Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя. Перед выполнением упражнений объясняю  дошкольникам  технику выполнения:

- воздух набирать через нос; плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным; 

- следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками); 

Опираясь на имеющиеся у детей дыхательные и двигательные навыки,  учу дошкольников направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания («Подышим одной ноздрей», «Ежики»). Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают их способность к волевому усилию. Так, упражнения «Медвежонок в берлоге», «Узнай по запаху», «Понюхаем цветочки», «Одуванчик» «Страшный сон мышонка», «Заячьи бега» побуждают детей к утрированию дыхания, к регуляции его частоты и места возникновения. Упражнение «Великаны и карлики» способствует релаксации и растяжению позвоночника. На этом этапе в процессе занятий дети осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики.

2 этап

Цель: тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры, обучение  ребенка диафрагмально-релаксационному дыханию, которое является основой речевого дыхания.

В процессе выполнения упражнений дети продолжают получать  знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох и о том, что силу выдоха можно тренировать. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления. Максимально расслабиться помогают детям игры типа «Отдых», «Медуза», «Чайка», «Ленивец».  Игры  «Полоскание», «Гора» научат чередовать напряжение и расслабление,  сначала крупных мышц, затем дыхательных.

Для улучшения  качественных характеристик движений мышц, участвующих в акте дыхания использую игры-упражнения «Буратино удивился», «Колобок».

Укреплению брюшных мышц способствуют упражнения «Ёжики», «Водный велосипед», «Переложи шарики ногами», «Бревнышки». Включение игровых ситуаций («Погрей ладошки», «Бабочка лети», «Снежинки», «Войдем в цветочный магазин», «Ветер», «Пускание корабликов», «Шторм в стакане» и т.д.) помогает детям приобрести  навыки плавного и длительного выдоха через рот, развивают способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

 Игры и с элементами соревнования («Попади в ворота», «Чья снежинка улетит дальше», «Лыжники», «Кто дольше сможет подуть на листики») повышают эмоциональный настрой  детей.

3 этап - формирование речевого дыхания, который  является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. На этом этапе знакомлю детей со звуковыми дыхательными играми.

Работу осуществляю  постепенно с увеличением количества производимых действий и объема речевого материала:

  1. Произношение гласных на выдохе (сначала одного, а затем ряда гласных).
  2. Произношение  гласного ряда на выдохе шепотом.
  3. Произношение на одном выдохе 1 согласного (шипящий, свистящий – если ребенок их произносит)
  4. Произношение на одном выдохе 1,2,3… слогов.
  5. Произношение 1,2,3… слов.
  6. Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы.

Диафрагмальное реберное дыхание считается наиболее привычным и его используют как основу для правильного речевого дыхания. Можно предложить детям положить ладонь на живот или на нижние ребра. Ладонь ощущает, как ребра поднимаются при диафрагмальном вдохе и опускаются при выдохе. При таких упражнениях постоянно фиксируется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, контролируется утечка воздуха через нос, включается слуховой контроль. Продолжительность выдоха регулируется самим ребенком. Подобное сочетание артикуляционных и дыхательных упражнений формирует навыки речевого дыхания.

Для упражнений («Перекличка животных», «Вьюга», «Эхо», «Пузырь», «Назойливый комар», «Насос», «Проколотый мяч») беру только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми. При выполнении заданий постоянно фиксирую  внимание детей на длительности выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль.

На последних этапах работы обращаю внимание, чтобы при произнесении небольших фраз дети не допускали ненужных остановок между отдельными словами. Добиваюсь, чтобы дети произносили небольшую фразу на одном выдохе, а при произнесении фраз, состоящие из 6-7 и более слов, правильно распределяли паузы с учетом текста. Хорошим материалом здесь могут послужить загадки, пословицы, поговорки, потешки, короткие стихотворения, небольшие считалочки. 

Соблюдение всех составляющих процесса формирования речевого дыхания у дошкольников с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое — как фундамент для формирования устной речи, нам удалось обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия) и удовлетворить потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; сформировать правильное дыхание в наиболее сжатые сроки и без ущерба с пользой для психофизического здоровья ребенка.

Литература

1. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2005.-56с.

2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. — М. 1997. - 376с.

3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М.; Просвещение, 1996. - 143с.

4. Зайцев С.М.. Советы ЛОР-врача детям и взрослым.– М.: Махаон; Мн.: Книжный Дом, 2005. - 222с.

5.  Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания  у дошкольников с нарушениями речи, М.; 2000.

6. Поваляева М.А.. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов– на – Дону.: Феникс, 2002. -350с.

7. Пирогов И.. Оздоровительное дыхание. – М, 2002. -320 с.

  1. Семенова Н.А. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. — СПб.,  2007. -112 с.
  2.  Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.– М., 1994.- 344с.
  3. Скворцов И.А.  Детство нервной системы.– М.: МЕД пресс-информ,2004. - 176 с.
  4. Тилл М.. Целебная сила дыхания.– Мн., 2003. -128с.
  5. Щетинин М.Н., Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.; 2008. -112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста.

Игровые упражнения для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста....

Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предметно-развивающая среда  для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Формирование физиологического и речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевой патологией

Дыхание-одна из немногих способностей оргаганизма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно.Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12% чаще, чем люди с сильной нервной системой.В...

"Игры для тренировки речевого дыхания детей дошкольного возраста" методические рекомендации для родителей

 Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное зву...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...

Консультация: "Речевое дыхание детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Роль правильного речевого дыхания в развитии речи детей с ОВЗ. Как сформировать речевое дыхание у детей с ОВЗ, посредством игровых упражнений. Цель и задачи формирования речевого дыхания. ...