Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста.
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме

Горшкова Татьяна Викторовна

Игровые упражнения для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_dykhaniya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«ДРОВОСЕК»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком».

Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

«ВЬЮГА»

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Сви-стит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (повторить тоже, только тише). И затихла.

«НА БЕРЕГУ МОРЯ»

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите, как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

«ЭХО»

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

«ПУЗЫРЬ»

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. » По сигналу пе-дагога: «Пузырь лопнул! » Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь вы-пускает воздух, а не надувается)

«ВОРОНА»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар! »

«ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень.

Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (сморо-дины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.

«ПРОИЗНЕСИ ЧИСТОГОВОРКИ»

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и:

На выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки»

Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка»

«СНЕГ».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребѐнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперѐд.

Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«КОРАБЛИКИ».

Наполните таз водой и научите ребѐнка дуть на лѐгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

«Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в воро-та. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

«БУЛЬБУЛЬКИ».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите вни-мание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зе-леный стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

«ВОЛШЕБНЫЕ ПУЗЫРЬКИ».

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выду-вать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стиму-лирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«ДУДОЧКА».

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«ГУБНАЯ ГАРМОШКА».

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гар-мошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мело-дию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

«СВЕЧА».

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними.

Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д.

Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки.

Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«КОСАРИ».

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

«ВЕТЕР, ВЕТЕРОК»

Материал: деревянная стойка, на которую на нитке длиной 10 см вывешиваются предметы, выполненные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные в соответствии с изучаемой темой:

• листочки кленовые (красные, жѐлтые, зелѐные и т. д.) — «Лис-топад»;

• листочки дубовые, липовые, берѐзовые, кленовые и т. д. — «От-носительные прилагательные»;

• снежинки — «Снегопад»;

• фигурки птиц (скворцы, грачи, жаворонки и т. д.) - «Перелѐтные птицы»;

• фигурки птиц (вороны, голуби, воробьи, синицы и т. д.) — «Зимующие птицы»;

• фигурки бабочек, жуков, стрекоз и т. д. — «Насекомые»;

• ромашки, колокольчики, васильки и т. д. — «Полевые цветы»; и т. д.

Сначала дети вспоминают названия вывешенных на стойке предметов.

Проводится работа по закреплению лексических тем и грамматических категорий. Затем начинается игра.

Дети садятся на стульчики, каждый — напротив вывешенного на стойке предмета (предмет находится на уровне рта ребѐнка). По сигналу педагога дуют на него.

Чей предмет полетит дальше, тот и выиграл. Повторить с перерывом 3—4 раза

«ДОЖДИК»

Материал: блестящий ѐлочный дождик.

Блестящие нити дождика крепятся к натянутой параллельно полутонкой верѐвоч-ке. Ребѐнок подходит к дождику, который находится на уровне его рта, и дует. Нити дождика отклоняются под воздействием воздушной струи, затем возвраща-ются обратно. Повторить 4—5 раз.

«НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Материал: блестящая новогодняя гирлянда.

Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неѐ один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди вы-полняют упражнение, при этом гирлянда перемещается от одного края стола к другому.

«ПАДАЕТ СНЕГ»

Материал: на каждого ребѐнка небольшой комочек ваты.

Педагог предлагает детям положить комочек ваты на ладошку и подуть так, чтобы вата слетела. Повторить 3—4 раза.

«ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»

Материал: живые цветы, наиболее знакомые детям, например: ландыш, сирень, жасмин, фиалка.

Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого воспитатель прячет букет за спину, подходит к одному из них, предлагает закрыть глаза и даѐт понюхать один цветок из всего букета. Если ребѐнок по запаху пра-вильно определит цветок, получает его в подарок. Выигрывает тот, кто соберѐт самый большой букет. Необходимо следить, чтобы дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.

«ЧТО ЗА ЯГОДА ТАКАЯ? »

Материал: натуральные ягоды, обладающие достаточно сильным запахом, например: чѐрная смородина, земляника, малина, разложенные по тарелочкам.

На столе тарелочки с ягодами. Дети вспоминают названия ягод, нюхают их. Затем вызывается к столу один ребѐнок. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и просит определить ягоду. Для этого ребѐнок, не отрывая глаз, делает глубокий вдох носом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Влияние игровых упражнений на формирование правильного дыхания детей дошкольного возраста»

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга....

«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»

«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»...

Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предметно-развивающая среда  для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Игровые упражнения по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста

На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...

Техника речи. Игровые упражнения для развития речи у детей дошкольного возраста.

Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей. Занятия техникой речи пре...