Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
презентация по логопедии по теме

Дащенко Ольга Мироновна

Предметно-развивающая среда  для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Дащенко О.М. учитель-логопед 1 кв. кат МБДОУ « Радуга » п Снежный Комсомольского района Хабаровского края .

Слайд 2

Правильное дыхание при речевой деятельности- это не врожденная способность человека, а приобретенная по нарастающей в процессе речевого развития.

Слайд 3

Д ыхание жизненно необходимо человеку. Это врожденная физиологическая способность человека, и не только человека. Человека отличает то что он обладает 2-ой сигнальной системой - речью, для которой необходим вид дыхания называемый речевым . Оно появляется в момент говорения, когда на выдохе появляется звук, а звуки соединяются в речевой поток . От речевого дыхания зависят и громкость , и выразительность, и чистота звучащей речи. И поэтому необходимо развивать у детей речевое дыхание практически с 10 месяцев и далее учить управлять речевым дыханием . Что же это такое « речевое дыхание»? Рассмотрим данный вопрос более подробно.

Слайд 4

Физиологические механизмы речи Физиологическое дыхание непроизвольно, т.е. не зависит от воли и сознания человека. Оно протекает рефлекторно и сопряжено с самим понятием « жизнь». В тоже время оно является основой для речевого дыхания. Как оно образуется? Благодаря работе центрального и периферического отделов возникновения речи. Центральный отдел –это мозговые структуры отвечающие за процесс образование речи. Периферический отдел - дыхательный аппарат, голосовой отдел(голосовые связки) и артикуляционный отдел (носоглотка, гортань, языкоглотка , нижняя челюсть) Дыхательный аппарат включает в себя грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а так же диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха, которая является основой для голосо - и звукообразования.

Слайд 5

Различают 3 типа дыхания : ключичное (плечевое), грудное (реберное ), диафрагмальное ( брюшное)- в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающее легкие. Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагмальный тип дыхания При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным дыханием( фонема в переводе звук ) или речевым. Для этого типа дыхания характерен короткий вдох и длительно выдыхаемая струя. Если выдыхаемая струя проходящая через гортань окажется слабой то голос будет звучать слабо. По этой причине уже с раннего детства необходимо заботится о развитии и укреплении дыхательного аппарата ребенка. Необходимо следить за соматическим здоровьем ребенка, а развивать речевое дыхание нам помогут упражнения для развития речевого дыхания.

Слайд 6

Упражнение «Розочка и одуванчик». Цель: Развитие длительного, плавного и сильного выдоха . Ход игры :Исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом дует на одуванчик, максимально выдыхая ртом воздух. Игру можно проводить на даче , на прогулке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.

Слайд 7

«Мыльные пузыри» Цель: Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Ход игры: Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, , а потом дует , максимально выдыхая ртом воздух. Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Слайд 8

Игра « Буря в стакане» Цель: Развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц. Оборудование: стакан с водой, трубочки для коктейля разного диаметра. Ход игры: Вдох носом. Взять трубочку и подуть через нее в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки . А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю! По "буре" в воде можно оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Слайд 9

Игра «День рождения » Цель: Развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц . Ход игры :Иногда дети, делая сильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха. Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально.

Слайд 10

«Свистульки» Цель: Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных. Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них, глубоко вдохнув. Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе

Слайд 11

Игра « Заведи самолет .» Цель: Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Оборудование : различные вертушки . Ход игры: Детям предлагается отправится в путешествие на вертолете. Для этого необходимо завести его. Набираем носом воздуха и длительно дуем на вертушку. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Слайд 12

Игра « Горячий чай» Цель: Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Оборудование : разноцветные картонные чайные чашечки с вклеенными полосками бумаги. Ход игры : Ребенку предлагается остудить горячий чай. Сделать глубокий вдох носом и сильныйвыдох ртом на полоски бумаги. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Слайд 13

Игра: « Научи бабочку летать» Цель: : Развитие длительного, плавного направленного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Оборудование: Цветы на подставке, бумажные бабочки, стрекозы. Ход игры: Ребенку предлагается сделать глубокий вдох носом и сильный выдох ртом - сдуть бабочку с цветка. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Чья бабочка улетит дальше, тот и победитель !

Слайд 14

Игра « Самолетики» Цель: : Развитие длительного, плавного направленного и сильного выдоха, активизация мышц губ . Оборудование : Бумажные самолетики. Ход игры: Бумажные самолетики выставляются «на старт» на столах. Каждый дует на свой самолетик. Чей самолетик дальше улетит тот и выиграл.

Слайд 15

Игра «Песня ветра» Цель: Развитие сильного плавного выдоха ; активизация губных мышц . Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра". Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка)и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее – звук стал громче. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей

Слайд 16

Упражнение « Дует ветер» Цель: : Развитие длительного, плавного направленного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Оборудование: На палочке привязаны листья , бумажные , искуственые . Сделав вдох через нос – выдох направленный на листочки

Слайд 17

На столе емкость с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике и высадится на пляже, чтобы позагорать , обозначив место прибытия. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер « П-п-п ..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Изначально можно использовать трубочку. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Игра «Капитаны» Цель: Чередование вдоха и длительного плавного и сильного выдоха, направленной воздушной струи активизация мышц губ.

Слайд 18

Упражнение «Попутный ветер». Цель: Чередование вдоха и длительного плавного и сильного выдоха, направленной воздушной струи активизация мышц губ. Оборудование: стол ( ы ) ,бумажный кораблик. Ход игры: Детям предлагается соревнование:»Чей кораблик «доплывет» до противоположного края стола». Необходимо продемонстрировать различные приемы дутья. Вдох носом. Можно дуть, сложив губы, как для произнесения звука «Ф»- тогда кораблик «поплывет» плавно спокойно .А можно изобразить резкий порыв ветра. Губы нужно сложить, как для произнесения звука «П», и подуть быстро и сильно -кораблик стремительно продвинется вперед.

Слайд 19

Игра: « Н адуем шар» Цель : Чередование глубокого вдоха носом и длительного плавного и сильного выдоха ртом.

Слайд 20

Игра «Полицейский» Цель: Развитие сильного плавного выдоха ; активизация губных мышц . Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в полицейского - Кто знает, что есть у настоящего полицейского? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - Вот полицейский увидел нарушителя - свистим в свисток! Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Слайд 21

Игра: « Загнать мяч в ворота» Цель : Чередование вдоха и длительного плавного и сильного выдоха, направленной воздушной струи, активизация мышц губ . Оборудование : ватные шарики, ворота. Ход игры . Сделать вдох носом ,вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он влетел в ворота. Игру можно провести в форме соревнования - кто больше загонит мячей в ворота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).

Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет :  -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

Развитие координации движений и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее...

Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.

В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...

Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.

В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...

КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количе...